Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — 1-Коринфянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 34731 Все тексты автора Джон МакАртур
Глава 2. Какие преимущества дает святость (1:4-9)
«Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе. Потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа, нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть невиновными в день Господа нашего Иисуса Христа Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1:4-9).
Как уже говорилось в предыдущей главе, Павел всегда употреблял слово «святой» по отношению к христианам, — не к мертвым, а к живым, не к некоторым из них, а ко всем. Я думаю, что это — его любимое слово для описания христиан, потому что в своих посланиях он употребил его около шестидесяти раз В самом начале своего Послания Павел заверил коринфских верующих, — тех самых безнравственных и неверных христиан, какими были многие из них, — в том, что все они были святыми, вместе со всеми, призывающими имя Иисуса Христа.
Главное, что побуждало Павла написать это послание — это стремление призвать коринфян жить чистой, благочестивой жизнью. Но основа, на которой он возводит свои наставления, — тот факт, что эти верующие святы и их жизнь освящена Христом, поскольку они Ему доверились. При этом он ссылается на то, что раз они были объявлены святыми и получили святую природу, они и поступать должны свято. Указание «вы являетесь» — это основа для повелительного — «вам следует». Это — главный принцип, согласно которому учит весь Новый Завет. Как апостол напишет несколько лет спустя, обращаясь к филиппинским верующим, план Бога состоит в том, чтобы «начав (в них) доброе дело, совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6) и что главная цель христиан — уподобиться Христу, — иметь те же чувства и те же мысли, что Он, тот же образ жизни (2:5; ср. 1 Иоан. 2:6).
Простив женщину, взятую в прелюбодеянии, Иисус сказал ей на прощание: «Иди и впредь не греши» (Иоан. 8:11). То есть Он призывал женщину, которая вела отвратительную жизнь блудницы, и которую застали во время самого акта прелюбодеяния, оставить свою грешную жизнь. Просить такую женщину изменить свой жизненный путь столь радикальным образом — это значило предполагать, что она пережила коренное внутреннее изменение, изменение не только в том, что касалось ее положения, но и в том, что касалось ее ума и сердца, самой природы ее жизни. Хотя Иоанн и не говорит об этом определенно, очевидно, что эта женщина поверила Христу и был спасена; если бы Христос повелел бросить грешить кому-либо, кроме верующего, Его слова оказались бы насмешкой, — ведь им было бы невозможно последовать. Иисус даровал этой женщине новую жизнь, и теперь Он наставлял ее жить по-новому. Сначала Он сказал: «И Я не осуждаю тебя», и только после этого — «Иди и впредь не греши».
И та же истина проповедуется во всем Новом Завете. Мы, христиане, не осуждены, но провозглашены святыми. Наши грехи прощены, навсегда отделены от нас. И, поскольку наша новая природа во Христе — свята, наша жизнь тоже должна быть святой. «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, — поскольку мы «умерли, и жизнь (наша) скрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:5). Несколькими строчками ниже апостол объясняет, что нам следует отложить ложь по той причине, что мы «совлеклись ветхого человека с делами его и облеклись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (3:9-10). Поскольку мы, через Христа, вступили в новые, ни с чем не сравнимые взаимоотношения с Богом, все эти «дела ветхого человека» не смеют далее составлять часть нашей жизни. Не святым делам нет места в святой жизни. Нам нельзя лгать, или воровать, или домогаться чужого, или совершать любой другой грех, — потому что любой из грехов несовместим с тем, кем мы стали во Христе Иисусе. Новый человек уподобляется образу Христа. Поскольку Он праведен, и мы — праведны, и мы — святы. Поскольку мы во Христе, мы должны поступать так, как Он поступал. Мы никогда не должны иметь таких мыслей, каких Он не стал бы иметь, произносить слова, каких Он не стал бы произносить, или совершать такие поступки, которые Он не мог бы совершить. Поскольку Он свят, наша жизнь должна быть святой. Это — основание христианской жизни.
Первые девять стихов 1 Послания к Коринфянам Павел отводит утверждению этой истины: он показывает верующим, кто они такие — святые, праведные, освященные. Остальная часть послания возведена на этом основании, как на фундаменте: «вы святы, поэтому поступайте свято. Живите жизнью, достойной вас самих, соответственной тому, кем вы являетесь».
В 1:4-9 Павел суммирует, какие блага дает человеку вера в Христа, святость. Эти блага находятся в трех измерениях: некоторые из них имеют отношение к прошлому — они даются в тот момент, когда мы признаем Христа Спасителем и Господом. Другие из них имеют отношение к настоящему: они осуществляются в течение нашей жизни, когда мы живем в Нем. А третьи относятся к будущему, их можно будет испытать только тогда, когда мы будем вместе с Ним на небесах. В прошлом это — благодать, в настоящем — дары, а на будущее — гарантии. О нашем прошлом уже позаботились; наше настоящее обеспечено, а будущее застраховано.
Какие преимущества дала благодать в прошлом
«Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Ииcусе… ибо свидетельство Христово утвердилось в вас» (1:4,6).
Первое из благ, которое дает святость — это благодать спасения. И причастие «дарованной», и глагол «утвердилось», — оба эти слова в греческом оригинале стоят во времени аорист, которое указывает на то, что указанное действие завершилось в особый, определенный момент в прошлом. В тот миг, когда человек доверяется Иисусу Христу, он получает благодать от Бога и в нем утверждается свидетельство Христово. Раз мы — во Христе, Божья благодать — наша. Павел благодарен («Непрестанно благодарю Бога моего за вас») за тех, кто получил благодать спасения. Он страстно желая видеть людей спасенными, искупительными, и больше всего его радовало, когда это его желание осуществлялось. Поскольку он при этом не теряет правильной перспективы, он обращает свою благодарность к Богу.
Благодать (харис) — это было обычное христианское приветствие, которое Павел только что употребил в предыдущем стихе, обращаясь к Коринфянам с приветом. Основное значение этого слова — милость, но, когда его употребляют по отношению к -спасению Богом человека через Его Сына, это слово всегда имеет особое и определенное значение — незаслуженной и неоплатной доброты или милости, проявляемой к грешникам. Это — сверхвеликий подарок, подарок, совершенно не заслуженный, который дается человеку не за его достоинства. Его не нужно отплачивать, а по сути и невозможно отплатить. Божья спасающая благодать свободна и ничем не заслужена.
Чтобы понять настоящий смысл и значительность Божьей благодати, нам нужно понять три понятия, которые несовместимы с благодатью: понятие вины, понятие человеческих обязанностей и понятие человеческих заслуг.
Благодать не может сосуществовать с виной
Прежде всего, благодать не может сосуществовать с виной. Она смягчает, облегчает вину. Благодать невозможна без незаслуженного, ничем не заработанного и бесконечного прощения. Благодать может, действовать только там, где есть грех. Без нужды в прощении нет нужды в благодати.
Человек не может ни избежать того, чтобы грешить, ни искупить свой грех сам. Сам в себе человек виноват и беспомощен. Поскольку Бог свят и справедлив, Он не может игнорировать грех. Грех должен быть наказан, и наказание за грех — смерть (Рим. 6:23). Но тот же самый стих, который утверждает наказание за грех, показывает и путь, как избежать этого наказания, как его искупить: «а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Тем, что Христос совершил на кресте, Он исполнил требования Божьей справедливости, взяв наказание за наши грехи на Самого Себя. Тем самым Бог и обеспечил нам благодать. Когда Иисус взял на Себя вину за наш грех, цена греха была заплачена Его смертью. И раз Бог Своей суверенной властью по благодати прощает человеку его грех, так как доверяет тому, что сделал Его Сын, то этот человек абсолютно и навсегда свободен от вины. Он стоит в благодати, которая ему постоянно посылается (Рим. 5:1-3). Вся вина с него снята и никогда не может к нему вернуться. Благодать -это Божий дар, который полностью и постоянно преодолевает вину.
Мне случалось разговаривать с верующими, которые до такой степени обезумели от чувства вины, что уже не могли справляться с жизнью. Такие христиане не могут понять и принять реальность прощения. Задолго до того, как это несчастье произошло, они доверились Христу как Спасителю и поняли истину о благодати теологически и теоретически. Но они не поняли ее практически, не поняли, что она означает для их жизни. Это часто случается, когда человеку не удается отделить в своем сознании чувства вины, вызываемого грехом, от осуждения за грех, которое, по их представлению, в конце концов их должно постигнуть. Грех вызывает не только чувство вины, но и приводит к тому, что человек реально становится виноват, ведь мы действительно виноваты в грехах, которые мы совершаем. Но это — та самая вина, которую Христос принес на крест и которую сняла Божья благодать во Христе. Мы чувствуем вину, нас могут покарать за нее (Евр. 12:3-11), но мы никогда не будем за нее осуждены. Боль, которая следует за совершением греха, это не знак того, что Бог осуждает или отвергает этих людей. Эта боль служит напоминанием о том, что они согрешили, и должна быть средством, помогающим им удерживаться от греха в будущем.
Обладать благом, источник которого в нашей святости, но не быть в состоянии вполне испытывать его, пережить блаженство из-за мучительных сомнений — это трагично. И все же некоторые христиане зачастую не могут поверить, чтобы Бог мог быть таким великодушным, полностью и абсолютно великодушным. Но ведь неполная или временная благодать уже не была бы благодатью. Конечно, мы не можем заработать ее. Конечно, мы никогда не могли бы ее заслужить. Конечно, мы никогда не сможем за нее расплатиться. Именно это и делает благодать благодатью.
Во Христе все грехи — прошлые и настоящие — прощены навеки. Знать об этом — что может быть для неверующего более сильным стимулом поверить в Бога, стать христианином? И что может быть для верующего большим утешением? Во Христе вся вина и все наказание устранены навеки. В Нем мы будем пребывать совершенно безвинными и святыми весь остаток вечности. Когда Бог спасает, Он снимает весь грех, всю вину, все наказание окончательно и навсегда. Это и есть благодать.
Благодать несовместима с человеческими обязанностями
Мы не должны говорить: «Ну, Бог был великодушен ко мне и спас меня, и теперь я должен отплатить Ему». Благодать — это свободный дар, а не зарплата. Из-за того, что Бог дарует нам благодать, мы не можем заплатить ее. Другими словами, мы — во всем должны, но на нас нет долга. Мы не можем заплатить за свое спасение ни до, ни после того, как мы его получили.
Рассуждая о том, как вера и дела относятся к Божьей благодати, Павел пишет: «Воздаяние делающему вменяется не по милости (харис — благодать), но по долгу» (Рим. 4:4). Если бы мы были способны хоть когда-нибудь каким бы то ни было способом заработать Божье прощение, это было бы нашим долгом. Мы бы заработали его, а Бог должен был бы дать его нам. За что бы мы тогда могли благодарить Бога? Мы можем благодарить нашего работодателя за то, что он платит нам вовремя, за то, что он платит нам охотно и радостно, но мы же не благодарим его просто за то, что он нам платит. Если мы добросовестно работали для того, чтобы получить эти деньги, то мы их заслужили, и он обязан заплатить их нам. Когда работодатель выплачивает своим служащим то, что они заработали, он вовсе не проявляет никакого великодушия; для этого не нужно быть великодушным, нужно быть просто честным и справедливым. И если по каким-нибудь причинам работодатель не заплатит за сделанную работу, служащий может потребовать от него свои деньги, потому что они принадлежат ему по праву.
Но благодать несовместима с принципом работы, заработка . Благодать — это подарок, причем такой, какой невозможно заработать или заслужить. Божий дар, полученный нами через Его Сына, заработать или заслужить невозможно. Деньги можно подарить, но их можно и заработать, — однако Божья благодать может быть только подарена.
Да и как могли бы мы оплатить то, что бесценно? Даже предложив Богу величайшую любовь, преданность, послушание и служение, мы не могли бы отплатить Ему за то, что Он предлагает нам в Иисусе Христе. Это было бы всё равно, что предлагать несколько копеек взамен неоплатного долга. Рядом с Божьей благодатью наши дела, даже самые лучшие, показались бы еще более жалкими, чем эти несколько копеек.
Вот почему весть о Христе оказывается такой доброй вестью — ведь она говорит о том, что нам не нужно платить за свое спасение. Сама по себе весть о том, что мы не можем заработать себе спасение, была бы плохой новостью, самой худшей из новостей. Она оставила бы человека в полубезнадежности. Но, благодаря благодати, эта весть становится самой лучшей из всех новостей, — ведь благодать отменяет необходимость платить за спасение. Наша грешная ограниченность делает это возмещение невозможным, но Божия преизобилующая благодать делает это ненужным Бог во Христе заплатил за благодать; нам надо только получить ее через Него.
Да, мы обязаны в величайшей степени любить Бога и служить Ему, мы обязаны быть глубоко преданными Ему, чтобы выразить Ему свою благодарность, — ведь все, что мы имеем и чем являемся, принадлежит Ему, — но не потому, что все это могло бы хоть в малейшей степени купить Его дар любви и милосердия к нам или же отплатить за него. И любить-то Его мы только потому и способны, что Он первым «возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоан. 4:10). Из благодарности мы должны Ему все отдать.
Благодать несовместима с человеческими заслугами
Благодать предлагается не просто «хорошим» людям. Очевидно, что по сравнению друг с другом некоторые люди в моральном отношении лучше других; но по сравнению с Божьей праведностью наше самое лучшее — «как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Обращаясь к иудейским религиозным и моральным руководителям, Иисус шокировал их, утверждая, что сборщики податей (предатели собственного народа и, как правило, нечестные люди) и блудницы, принадлежащие к низшим слоям тогдашнего общества, войдут в царствие Божие прежде, нежели эти руководители (Матф. 21:31-32). У Луки 18:9-14 представлена классическая запись притчи о человеке, — хорошем в моральном отношении и осужденном на ад, и о плохом в моральном отношении человеке, который попадет на небеса.
В течение столетий израильтяне верили, что Бог избрал их, заключив с ними завет, сделал их Своим избранным народом, потому что они были лучше других народов. Они твердо верили в это, несмотря на то, что Бог с самого начала говорил им совсем другое: «Не потому что вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которой Он клялся отцам вашим» (Втор. 7:7-8).
Павел указывает на то, что, хотя евреи имели много благословений и много преимуществ, особенно как восприемники особого откровения Бога о Самом Себе, они были избраны Богом не потому, что они заслужили это. Во многом они проявили себя как особенно недостойные (Рим. 2:17-3:20). И те же самые предостережения он обращал к не евреям. И они нисколько не лучше, «ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим. 3:9). Мы, люди, можем различать, кто из нас с человеческой точки зрения лучше, а кто хуже, но перед Богом все люди и духовном отношении остаются одинаковыми — грешниками и осужденными, до тех пор, пока речь идет об их собственных заслугах, об их собственной праведности. «Ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией» (3:22-23). Даже в самом себе — по сути дела, особенно в самом себе — Павел не признавал никакой праведности, никакой заслуги перед Богом. В своих собственных глазах он был первым из грешников (1 Тим. 1:15) и «наименьшим из всех святых» (Еф. 3:8).
Но Божья благодать вновь обращает плохие новости в хорошие. Благодаря Его благодати нам и не нужно заслуживать спасение. Павел был вечно благодарен за благодать Божию… дарованную во Христе Иисусе.
В последние годы, благодаря журналам, газетам и телевидению, мы смогли явно увидеть, как ужасно приходится мучиться и страдать людям в таких местах, как Камбоджа, Афганистан, Центральная Америка и Ближний Восток. Те из нас, христиан, кто не были совсем уж бесчувственными, не могли удержаться от вопроса: «Почему, Господи, Ты дал мне так много? Почему я могу жить мирно, волен совершать богослужения где и как я сам хочу, волен работать, волен растить детей так, как я сам считаю нужным, волен иметь общение с другими верующими?» Мы знаем, что все это — не потому что мы были более достойны благ, чем другие. Мы благословенны благодаря Божьей благодати. А других причин этому нет.
Три причины Божьей благодати. У Бога есть три причины, побуждающие Его быть великодушным по отношению к нам. Во-первых, Он дарит спасение для того, чтобы те. кто спасены, могли совершить много добрых дел. Добрые дела имеют непосредственное отношение к жизни других людей, помогают другим людям, -эта помощь включает в себя рассказ о Божьей благодати в Иисусе Христе. Обращаясь к Ефесянам, Павел говорит: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (2:10). И другом Послании он указывает Титу, что Христос «дал себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (2:14). Ниже в том же Послании он объясняет: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам это хорошо и полезно человекам» (3:8). Бог спас нас, чтобы мы делали добрые дела, потому что добрые дела полезны людям. Бог хочет, чтобы Его дети прикоснулись ко всему в мире своей добротой, которая стала возможной благодаря Его Сыну.
Во-вторых, и это самое важное, Бог спасает нас, чтобы прославить Самого Себя. Благодать дана, чтобы «ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» и чтобы Ему была «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:10,21). Иисус учит, что наш свет светит перед людьми (Это стало возможным благодаря спасению) прежде всего ради того, чтобы «прославлять Отца (нашего) небесного» (Матф. 5:16). Сам Иисус пошел на крест (что и сделало возможным наше спасение) прежде всего для того, чтобы прославить Своего Отца и прославиться Самому (Иоан. 12:28; 17:1,4-5). Божья слава ясно проявляется в великодушной и могучей работе по спасению.
Итак, Бог великодушно спасает верующих для того, чтобы спасенные своими добрыми делами принесли благословение другим людям, чтобы принести благословение самим верующим и, что важнее всего, чтобы принести славу Самому Себе. Он проявляет великодушие ради блага мира, Своих детей и Самого Себя.
«Ибо свидетельство Христово утвердилось в вас» (1:6)
Мы получаем Божью благодать, когда свидетельство Христово утверждается, — то есть становится устоявшимся, прочным и надежным, — в нас самих. Свидетельство — перевод греческого слова «мартурион», которое означает «очевидец» или «свидетель», как оно порою переводится (см. Деян. 1:8). От этого корня произошло английское слово «martyr», которое переводится как «мученик». Христово свидетельство становится в нас прочным и устойчивым, когда мы доверяемся Ему как Господу и Спасителю. В этот момент, — и, начиная с этого момента, впредь, — мы стоим в Божьей Благодати.
В Новом Завете слово «мартурион» чаще всего используется по отношению к Евангелию, и, прежде всего, к его свидетельству. Святой Дух дал апостолам (и продолжает давать всем Его ученикам) силу быть Его свидетелями (Деян. 1:8). В собственном призвании Павла главное — это возвещать «Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21, ср. 24). независимо от того, будет ли его свидетельство принято (22:18). Господь заверил Павла, что тот не умрет, пока его работа по свидетельствованию не будет завершена заключительным свидетельством в Риме (23:11).
Однако, контекст указывает на то, что более глубокое значение слова «мартурион» (или «мартурия») в том, чтобы представлять Евангелие, а не только провозглашать его истины. То свидетельство, которого Павел советовал Тимофею не стыдиться, было «свидетельством Господа нашего» (2 Тим. 1:8), то есть благовестием Господа. Иоанн говорит нам, что «свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Иоан. 5:11). Самое важное свидетельство не то, что рассказывает о благой вести, но сама эта благая весть о спасении. Мы становимся участниками Божьей благодати не тогда, когда мы слышим свидетельство о Христе, а тогда, когда мы имеем свидетельство Христово, утвердившееся в нас.
В четвертом стихе первой главы этого Послания мы видим божественное предложение благодати, а в шестом стихе — положительный ответ человека на благодать. Когда человек с верой принимает предложенное Богом, благодать начинает действовать. Весь грех прощен и вся вина устранена навеки. Теперь Бог начинает изливать преизобилие Своих благословений на Свое дитя, — и поток этих благословений не остановится вовеки. Так велика Божья благодать.
Какие преимущества дает благодать в настоящем
«Потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,., так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании» (1:5,7а).
Первые преимущества, дарованные благодатью, верующий уже получил в прошлом: мы получаем их вполне, когда доверяемся Христу. В настоящем мы получаем преимущества другого рода: это — непрестанный поток сокровищ, богатства, дающиеся нам в течение нашей земной жизни. Во Христе мы постоянно обогащаемся всем. Ключевое слово пятого стиха — это предлог «в». Мы обогащаемся всем… в Нем. «В Нем» оправдывает «всех». То есть мы имеем все, что Христос имеет дать, и Он дает все, что нам надо — хотя зачастую и не все, чего мы желаем. «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3) — это и есть все, что нужно верующему, и должно быть всем, чего он желает. В Иисусе Христе мы «имеем полноту» (Кол. 2:10). «Все (наше)» (1 Кор. 3:21).
Среди наиболее важных даров, которыми мы обладаем во Христе, особо упоминаются все слова и все познания. И снова мы получаем право на все. Мы имеем все слова и познания, необходимые для того, чтобы выполнить все, что угодно Богу. Мы всегда сможем сказать все, что Он хочет, чтобы мы сказали, и узнали все, что Он хочет, чтобы мы знали. Его воля не расходится с теми способностями, которые Он нам дает.
Всякое слово
То слово, которое имеется здесь в виду, это — способность сообщать Божью истину. Бог дает каждому верующему способности говорить за Него. Все мы обладаем красноречием, богатым словарным запасом или так очаровательны, что можем пленять своих слушателей. Но у всех нас есть необходимая, от Бога данная способность, одаренность и возможность говорить за Него — уникальным образом, говорить так, как Он хочет, чтобы мы говорили.
Я думаю, что самый распространенный недостаток христиан — если не считать отсутствия святости — состоит в том, что они не говорят о своем Господе. Чаще всего приходится слышать такие оправдания: «Я не знаю, что сказать» или «Я не знаю, как это сказать» или «Я считаю, что я просто не в состоянии это сделать». Павел разбивает все эти определения вдребезги. Мы обогатились в Нем всяким словом и всяким познанием. Свидетельствовать о Нем — это так же «обязательно» для «обычных» верующих, как и для апостолов. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8). Мы можем свидетельствовать и мы должны свидетельствовать. Нам нет оправданий, если мы не свидетельствуем о Христе. Мы можем говорить, мы можем свидетельствовать, в точности как это делали первые христиане. Они молились так: «дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян. 4:29). Бог был скор на ответ и дал им то, о чем они просили: «по молитве их… исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением» (ст. 31). Мы, верующие, тоже имеем Духа Святого, и Он даст нам способности, как и им, говорить о Бога со смелостью и дерзновением.
Хотя каждому верующему доступно свидетельствовать о Боге с дерзновением, очевидно, что не все мы пользуемся этими способностями. Чтобы свидетельствовать смело и истинно — для этого нужна не только сила от Бога, но и наша готовность. Павел просит ефесскую церковь: «молитесь… о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (Еф. 6:19). Наши уста закрыты, заморожены, как арктическая река глубокой зимой. Очень легко найти отговорку, чтобы не рассказывать другим об Евангелии.
Когда кому-нибудь из христиан случается привести неверующего к Господу, их изумляет, прежде всего то, что фактически Бог использовал именно их для этой цели, -даже больше, чем чудо нового духовного рождения, происходящее на их глазах. Они поражены, что им удалось свидетельствовать с такой силой, что их слова подействовали.
Когда я учился в семинарии, меня однажды послали проповедовать людям, толпившимся на автобусном вокзале. Примерно через две недели после начала этих проповедей я решил, что от них не так уже много проку — очень многое отвлекало внимание моих слушателей. Люди, стоящие в очереди за билетами или выходившие из автобусов, были не особенно внимательными. Поэтому я решил, что лучше ходить назад и вперед по улице и говорить с людьми по отдельности; так я и сделал, и обнаружил, что такой подход куда более плодотворен. Однажды, когда мы с еще одним студентом отправились свидетельствовать, мы встретили двух парней, которые шли на танцы ИМКА (христианского союза молодежи). Каждый из нас подхватил одного из них, чтобы поговорить. Кратко изложив Евангелие своему первому слушателю, я спросил его, не хочет ли он признать Иисуса Господом и принять Его в свою жизнь, на что тот ответил, -«да». В первый момент я больше удивился, чем обрадовался Господь действительно использовал меня, чтобы привести кого-то к Себе! Какое это чудо — каждый раз!
Много лет спустя, когда я уже имел большой опыт в проповедовании Евангелия, ко мне подошел незнакомый человек и сказал: «я придерживаюсь иудейской веры и хочу знать, как стать христианином». Все, что мне оставалось сделать — это рассказать ему об этом. После того, как мы с ним почитали Писание и помолились вместе, он принял Господа. Даже когда мы с доверием ожидаем, что Господь использует нас, и Он совершает то, о чем мы Его просим, это не менее изумительно и чудесно. Опытны ли мы или же еще не обладаем опытом, — главное, чтобы мы были готовы свидетельствовать. Готовность — это ключ к тому, чтобы Господь использовал нас.
Когда мы готовы нарушить молчание, разомкнуть уста, чтобы заговорить о Нем, мы можем быть уверены, что Он даст нам способность говорить правильно. При этом следует подчинить свой ум Богу, чтобы Он мог использовать его, как Ему угодно, как Он найдет нужным, и дать нам силу, как обещал. Конечно, нам нужно готовиться: изучать Слово Божье, молиться, очищать себя, и даже учиться, каким образом надо свидетельствовать. Каждый из нас должен стараться «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15) и быть всегда готовым «всякому, требующему (у него) отчета в (его) уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Нам следует быть терпеливыми, незлобиво и с кротостью рассказывая о своей вере (2 Тим. 2:24-25). Но, сколько бы мы ни учились и ни молились, какими бы верными ни были, только Божий Дух может привести человека к Себе.
Всякое познание
Хотя Бог посылает нам силу говорить о Нем, это не значит, что мы будем говорить с пустого места. Давая нам все необходимые слова, Он дает также и все необходимые познания. Не обязательно, чтобы мы знали все — даже все о Евангелии. Теперь, пока что, мы знаем только «частично» (1 Кор. 13:12). Но нам дано все, что нам следует знать, чтобы говорить о Господе так, чтобы наши слова подействовали на слушателей. Бог дал нам достаточно откровения и даст достаточно понимания, чтобы проповедовать миру Его истины. Мы имеем Его Слово и Его Дух, чтобы объяснять их. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2:9-10). Для природного, «душевного» человека все это непознаваемо и неприемлемо, «потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (ст. 14). Бог «утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Матф. 11:25). Только верующим Он дает свет, «дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).
Бог дал нам все слова, но мы должны свидетельствовать людям. Бог дал нам всякое познание, но мы должны применить его на деле.
Все дарования
Отметив вначале конкретные дары Бога — «словом и познанием» — Павел переходит к мысли о том, что Бог обеспечивает верующего вообще всеми дарованиями, необходимыми для того, чтобы служить Ему. У христиан нет недостатка в дарах, необходимых для полноценной жизни и преданного служения.
«Вы не имеете недостатка» — эта фраза стоит в настоящем времени и говорит о тех преимуществах веры, которые относятся к настоящему. Если принять во внимание коррупцию и испорченность, царившие в коринфской церкви, может показаться странным, что Павел так категорично утверждал, что они не имели недостатка ни в чем. В отличие от церквей в Фессалониках и в Филиппах, церкви в Коринфе крайне не хватало духовной зрелости и моральной чистоты. И все-таки у коринфских верующих, как говорит Павел, не было недостатка ни в каких духовных дарах. У них не было духовной зрелости, как у верующих в других церквах, но источник духовных даров и духовной силы у них был тот же самый.
В этих стихах Павел говорит о том, что дарил им Бог, а не о том, как они эти дары использовали. Бог уже обеспечил их всем необходимым и продолжал обеспечивать их всем, несмотря на тот факт, что они были так неверны и извращены в использовании Его даров, несмотря на их неблагодарность. (И они искали даров, которых у них не было, как видно из 14-ой главы этого Послания). Очевидно, что к этом стихе апостол старается подчеркнуть все мысли. Во-первых, у верующих в Коринфе, как и у верующих в других местах, нет нужды в каких-либо добавочных, особенных благословениях и дарах, — они не должны стараться искать эти дары. Бог уже дал все духовные дары, которые Его детям нужно или можно иметь. Во-вторых, верующие должны действительно овладеть теми дарами, которые Господь уже дал им: они должны утвердить свои права на эти дары и начать их использовать. Если коринфянам чего и не хватало, так это не самих даров, а готовности их использовать.
Слово «дарование» — перевод греческого слова «харизма», относящегося прежде всего к дару благодати и происходящего от слова «харизма», переводимого как «благодать» (это слово употреблялось в стихах 3-4). Дарования, в которых у них не было недостатка, были обеспечены им «благодатью Божией, дарованной им во Христе Иисусе» (1:4). Если конкретные дары (словом и познанием) относятся, по-видимому, прежде всего к способностям представлять Евангелие миру, то общие дарования, о которых говорится в стихе 7, относятся, очевидно, прежде всего к служению единоверцам. Источника Божьей силы, питающего церкви, хватает на то, чтобы достигать проповедями мира, и на то, чтобы строить церковь изнутри.
Наше слово «харизматический» происходит от множественного числа (харизмата) употребленного здесь слова и относится к благодатным дарам, которые Бог дает Своим детям для того, чтобы они могли служить Его церкви. Оно относится не к каким-либо особым, чрезвычайным дарованиям тех верующих, которые, предположительно, более духовны, чем другие, или более продвинуты в вере, — как это считают многие участники, так называемого харизматического движения. Бог одаривает Своими «харизмами» всех верующих, хотя, как это часто случается и с другими Его благословениями, эти дары часто не замечают или используют неправильно.
Поскольку все мы — верующие, мы все обладаем духовными дарами: мы получили их в том момент, когда Господь спас нас, и мы обладаем ими в такой полноте, в какой это нам нужно и в какой мы способны ими овладеть. По вине нашего равнодушия или небрежности могут уйти годы на то, чтобы распознать их, и много больше лет на то, чтобы развить их в себе, но уже сейчас мы ими обладаем. Многие из нас, подобно коринфянам (1 Кор. 12:1), находятся в неведении о духовных дарах и даже о том факте, что мы ими обладаем. Нам надо узнать о том, что мы имеем духовные дары, определить, какие именно дары мы имеем, и применить их на деле. Мы должны выяснить, имеем ли мы дар учительства, или дар проповедования, или увещевания, или дар управлять, или дар помогать, или какое-нибудь другое дарование. А затем мы должны развить в себе чуткость, чтобы отзываться на побуждения Духа, когда Он будет стараться использовать нас для служения при помощи тех даров, которые Он нам уже дал.
Духовное рождение подобно рождению физическому: младенец появляется на свет, обладая с самого начала всеми необходимыми частями тела. В процессе физического созревания у нас не прибавляется количество рук или ног, или каких-либо других органов: они растут и развиваются, но их число не увеличивается. Точно так, что касается рождения духовного: наши духовные способности еще не развиты, но уже присутствуют полностью, уже все налицо. Чтобы расти духовно, нам нужна духовная пища и духовные упражнения, но нам не нужны добавочные «духовные части тела», они не будут нам даны. Если мы не растем духовно или даже деградируем, это не потому, что нам не хватает даров от Бога, а только потому, что мы эти дары не используем. Если христианин впадает в грех, начинает лениться, если его служение становится недействительным или он сам становится нечистым, — это не потому, что ему не хватает чего-либо от Господа. Это происходит потому, что он не применяет на деле того, что у него уже есть. Во Христе мы «имеем полноту» (Кол. 2:10). Нам уже дано все то, что нам нужно для духовного здоровья, жизнеспособности, для духовного роста и умножения наших сил. Христианин никогда не может сказать: «мне нужно такое-то духовное благословение, или такой-то дар или способность». Нам от Бога больше ничего не надо. Бог верен, и верен с избытком. Он дал нам все. Если нам чего и не хватает, то эта недостача никогда не бывает со стороны Бога, а всегда — с нашей стороны. Единственное, чего нам действительно недостает — это решимости с полной отдачей сил применять на деле те способности, которые дал нам Бог.
Какие преимущества даст благодать в будущем
«… Ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1:7-9).
Божья благодать обеспечивает нам не только блага в прошлом и в настоящем, но и будущие блага. Своей благодатью Бог спас нас; теперь дары Его благодати наполняют нас силой; и Он гарантирует нам окончательное осуществление Своей благодати. Самое лучшее ожидает нас впереди. Воистину верующий не может не быть эсхатологом. Мы благодарны за благодать, подаренную нам в прошлом, мы стараемся с чувством ответственности применить ту благодать, которая даруется нам в настоящем, но наша величайшая радость — в ожидании той благодати, которая приготовлена для нас в будущем. Мы наблюдаем и с надеждой ожидаем следующего прихода Господа, Его окончательного пришествия. У нас есть дело, которое надо выполнить на земле, дары, которые надо использовать во славу Господу. И до тех пор, пока у Него есть дело для нас здесь, «нужнее» для нас — оставаться. Но войти в будущую жизнь, быть навсегда с Христом — «это несравненно лучше» (Фил. 1:23-24), потому что наш настоящий дом, наше истинное жительство -на небесах (3:20). Мы постоянно чувствуем тягу этого будущего мира. Мы жадно ожидаем явления Господа нашего Иисуса Христа, мы надеемся на Его приход. Мы уверены, что Он придет, и мы знаем, что это может быть скоро.
Греческое слово «апекдехоменоус» (жадно ожидать) означает ожидать, с нетерпением предвкушая грядущее, ожидать активно. Это не ленивое, пассивное ожидание, вроде ожидания автобуса на углу улицы. Мы знаем, что Бог заботится о Себе Самом. Мы ожидаем жадно, но не с тревогой. Мы живем в безнадежном мире, и часто не можем удержаться от того, чтобы не горевать об этом мире, как Иисус горевал об Иерусалиме (Лук. 13:34). Но безнадежность мира не лишает нас надежды. Мы можем сказать вместе с Павлом: «я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1: 12). Это — тот самый день явления Господа нашего Иисуса Христа. Явление относится к тому, что Он покажется без покрывала человеческой природы, которые Он носил во время Своего воплощения. При втором пришествии Он откроется во всем Своем ослепительном великолепии.
Мы ожидаем пришествия нашего Господа по следующим пяти причинам:
Оно означает возвышение Христа
Явление Господа нашего Иисуса Христа принесет Его долгожданное и вечное заслуженное возвышение. Он, наконец-то, будет коронован как «Господь господствующих и Царь царей» (Отк. 17:14). В течение двух тысяч лет со времен Его первого пришествия Он был всеми пренебрегаем, унижаем, презираем и отвержен. Его второе пришествие положит этому конец, ведь тогда «пред именем Иисуса (преклонится) всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2:10). Во второй раз Он явится не для очищения грехов (Евр. 9:28), но в полноте Своей славы, чести и силы (Отк. 4:11; 5:12).
Оно означает поражение сатаны
Возвращение Господа принесет сатане окончательное поражение, унижение и наказание, — все то, что он заслужил. Сатана больше не будет «князем мира сего».
Оно означает справедливость для мучеников
Возвращение Господа принесет возмездие всем тем, кто преследовал верных Господу людей и причинял им страдания. В своем видении семи печатей Иоанн «увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:9-10). Отмщение принадлежит Господу (Втор. 32:35; Рим. 12:19), и когда Сын вернется, Бог осуществит это отмщение, — давно заслуженное и долго откладываемое, «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение» (2 Фес. 1:6-8). Они вполне заслужили это.
Оно означает смерть для отвергших Христа
Возвращение Христа принесет смерть всем, кто отвергал Его. Когда Господь Иисус Христос явится «с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне», Он совершит «отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа; которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:7-9). Господь придет судить тех, кто ненавидел и отвергал Его, потому что они заслужили это.
Оно означает небеса для верующих
Для всех, кто верил в Господа Иисуса Христа, Его приход будет означать небеса, рай навеки. Если поражение сатаны, справедливость для мучеников и смерть для отвергающих Его были совершенно заслуженными, то этот дар — небеса для нас — будет абсолютно не заслуженным. Мы получим этот дар, потому что мы находимся под Божьей благодатью. Сами по себе мы заслужили ту же самую участь, что и отвергавшие Его; но во Христе нам даровано прощение, искупление, святость и жизнь вечная в присутствие негаснущей славы нашего Господа.
Когда Христос вернется, Он утвердит нас (или установит), что мы были неповинными перед Его небесным Отцом. Когда мы вступим на небеса, мы не будем иметь всех тех наших грехов и недостатков, которые мы сейчас выставляем напоказ, — как иногда приходится слышать от популярных богословов. Христос торжественно подтвердит перед вечным престолом Бога, что мы теперь считаемся невинными. Только тогда наша невинность будет утверждена, закреплена, только тогда мы действительно будем невинными — укрепленными в невинности навеки.
Когда придет день Господа нашего Иисуса Христа, Он представит Отцу «Церковь славную, не имеющую пятна или порока, или чего-либо подобного, но… святую и непорочную» (Еф. 5:26-27). Невеста навеки будет «чистою девою» (2 Кор. 11:2).
Мы уверены в этой благодати — в прошлом, в настоящем и в будущем, — потому что Бог верен. По-гречески порядок слов обратный — «верен Бог», — потому что при помощи изменения порядка слов достигается усиление смысла. Бог, Которым вы призваны, верен Своей верховной воле. Когда Бог призывает кого-нибудь к спасению, Он верен этому призыву. Таким образом, наша будущая слава при явлении Христа нам обеспечена: ведь «кого (Он) призвал, тех и оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Полезно отметить, что в Посланиях Павла призвание всегда рассматривается как действенное призвание, приводящее к спасению.
Мы спасены потому, что Бог хотел нас спасти, и мы остаемся спасенными, потому что Бог Своего решения не изменяет. Если Он призывал нас тогда, когда мы были потерянными и никуда не годными, Он наверняка не перестанет быть верным этому призыву теперь, когда мы вступили в общение Сына Его. Слово «койнониа» (общение) означает сотрудничество, товарищество, единство. Мы утверждены в славе, потому что мы — едины с Божьим возлюбленным Сыном. По благодати мы вступили в царствие, и благодатью мы удержимся в нем.
Молитва Павла за церковь в Фессалониках звучала так: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). Это молитва, на которую, как он наверняка знал, будет отвечено, молитва, содержащая не просьбу, но признание факта, не подлежащего сомнению, как становится ясным из следующего стиха: «Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие».