Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Ефесянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 23937 Все тексты автора Джон МакАртур
Глава 23. Роль и приоритеты мужа
Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; Потому что члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену; а жена да боится (своего) мужа (5:25-33).
Жизнь получает выразительность посредством различных взаимоотношений и самыми значительными из них являются взаимоотношения мужа и жены в браке. Петр называет их «благодатной жизнью» (1 Пет. 3:7). Однако, удовлетворенность этими взаимоотношениями весьма иллюзорна. Очень редки в наши дни такие браки, которые день за днем становятся лучше, богаче и приносят все большую удовлетворенность.
Все больше раздаются утверждения о том, что брак, как социальный институт, не смог восполнить нужды человека. , Но в действительности, брак тут совсем ни причем, так как люди все больше и больше избегают вступления в брак. В наши дни, вместо того, чтобы всеми силами стараться сохранить брак, прилагая к этому всю решительность, из него просто пытаются «выпутаться» о освободиться.
В своей книге «Вступление в партнерства. Брак и его альтернативы» Доктор Карл Роджерс, излагая свою гуманистическую позицию, как верующий человек, пишет следующее:
«Я считаю, что мы живем в важный век, характеризующийся неопределенностью, и брак, как институт, с полной основательностью находится в неопределенном положении. Если бы 50-75 процентов автомобилей фирм Форд, или Дженерал Моторс совершенно развалились на начальных этапах их эксплуатации, то к устранению создавшегося положения были бы приняты решительные меры. В нашем распоряжении не имеется подобных методой организованного порядка в переходе к социальным институтам, а поэтому люди наугад, ощупью стараются найти альтернативы браку (которые увенчиваются успехом меньше, чем на 50 процентов). Совместное сожительство вне брака, жизнь в коммунах, обширные детские комбинаты, последовательный ряд моногамных отношений (с целой серией разводов), освободительное женское движение, борющееся за права женщины, новое законодательство о разводе, полагающее конец концепции вины -вот те слабые наметки на будущее в направлении новой формы взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Я ни за что не осмелюсь предсказать, во что все это выльется» (Нью-Йорк: Делл, 1973, ср. 11).
А здесь и не требуется смелость в отношении предсказания будущего положения, но нужно только заглянуть в Божье Слово. «Знай же, — говорит Павел, — что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбовы, Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся… Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:1-5; 13). В этом внушительном перечне грехов отмечается несколько таких, как непослушание родителям, отсутствие любви (греческое слово astorgos, относится к отсутствию естественного чувства привязанности к своей семье) и жестокость — и все это прямо подрывает в наши дни семьи. Но каждый грех, подрывающий внутреннее состояние отдельной личности, также подрывает и семью до некоторой степени. Каждый аспект греха и нечестия расслабляет взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами. И семья становится благоприятным поприщем для каждого обманщика, блудника и эксплуататора, когда сатана воздвигает огромное нападение и натиск на основополагающий фундамент человеческого общества, которым является семья.
По причине проклятия, которое пало на брак во время грехопадения, склонности человеческой греховной натуры и этого мира — противиться Божьим путям. Семья всегда испытывала трудности, но в наши дни, западное общество переживает такой яростный натиск на семью, которого не было за всю историю человечества. И теперь без Бога, без Его попечения, явленного во Христе, остается все меньше шансов проводить семейную жизнь в согласии, любви и взаимном уважении друг друга. По мере проявления нового греха и заблуждения, возникает и новая философия, оправдывающая его. Те люди, которые пренебрегают Божьими путями, насмехаясь над ними, предопределены на то, чтобы преуспевать во зле, как пророчествовал Павел. Брак, как и любое другое постановление Бога, предназначенное в Его плане, будет все больше и больше подвергаться обесцениванию по мере того, как человек будет все глубже погружаться в блуд, нечистоту и эгоизм.
До грехопадения Адам и Ева проводили полнокровную и гармоничную жизнь в совершенных брачных отношениях. Впервые увидев Еву, Адам сразу же признал в ней совершенную спутницу жизни. «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» — сказал он (Быт. 2:23). Он не усмотрел в ней никакого изъяна, или недостатка, потому что и ее характер, и ее поведение отличались чистотой. В Еве нечего было, критиковать, а в Адаме не было духа критицизма. Хотя они оба были наги, но не стыдились этого (ст. 25) потому что не существовало такого понятия как греховное, нечистое и превратное мышление.
Мужчина был сотворен первым, получив господство над женщиной и всем творением. Но отношения мужчины и женщины в их первоначальном виде отличались такой чисто-
той и совершенством, что его главенство над нею было проявлением его всепоглощающей любви к ней, а ее повиновение ему говорило’ о ее всепоглощающей любви к нему. Никакой — признак эгоизма или своеволия не бросал тень на их взаимоотношения. Они жили друг для друга в совершенной полноте, соответствующей цели и назначению их сотворения, испытывая на себе Божью заботу и попечение.
Мужчина и женщина настолько близко отождествлялись друг с другом, что Бог повелел «и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:26-28, добавлено выделение).
Брак был утвержден для размножения человечества, воспитания детей и для наполнения земли (Быт. 1:28). Он также служит и цели близкого общения, чтобы человек не был одинок (2:18) и для интимной удовлетворенности и радости (1 Кор. 7:4-5; ср. Евр. 13:4).
В последней главе мы обсуждали причины нарушения совершенных брачных взаимоотношений Адама и Евы. Само грехопадение вызвало искажение ролей мужа и жены в браке, а Божье проклятие также оставило свой след на брачных отношениях. Ева согрешила не только в том, что ослушалась самостоятельно, не посоветовавшись с Адамом относительно искушения змия. Адам согрешил не только своим проявлением непослушания Божьему повелению, но и тем, что поддался руководству Евы, тем самым проявив неспособность к Богом данному авторитету и главенству. За непослушание жены Бог предал ее проклятию, обрекающему на муки деторождения и па извращенное желание к господству над мужем. Муж, в результате проклятия, был обречен на тяжелый труд, со скорбью борясь за свое существование, питаясь от земли, и на конфликт со своей женой, подчиняя ее своему владычеству. И муж, и жена, подпали под проклятие смертью, служащей наказанием за их грех (Быт. 3:16-19; ср. Рим. 5:15-19).
Брак был искажен грехом, потому что муж и жена извратили Божий план в отношении их взаимоотношений. Они поменялись своими ролями, и с тех пор брак представляет арену борьбы. Женское движение освобождения отражает искаженные устремления женщины, а мужской шовинизм -мужчины. Как мужчины, так и женщины по своей греховной природе склонны к эгоизму и себялюбию, а эти черты не являются основанием для созидания гармонических взаимоотношений. Бог в Своем плане созидания надежного и прочного брака уделяет основное внимание тому, что вкладывают в него мужья и жены, а не что извлекают из него.
На протяжении человеческой истории наиболее доминирующее искажение брачных взаимоотношений происходило по вине мужчины. В большинстве народов древнего мира к женщинам относились немногим лучше, чем к слугам, и подобный подход отражается и в наши дни во многих частях мира. Марк Катон, известный римский государственный деятель второго столетия до н. э., писал: «Если ты застанешь жену, занимающейся прелюбодеянием, то моешь убить ее тут же на месте без суда. Но, если она бы застала тебя, то не должна даже и осмелиться тронуть тебя пальцем. Она не имеет никаких прав». Эти слова показывают экстремизм мужского шовинизма, который уходит корнями в проклятие грехопадения и извращения ролей и обязанностей, предназначенных от начала мужьям и женам.
Даже в так называемых свободных обществах на женщин нередко смотрят с вожделением, как на предмет наслаждения, который существует для удовлетворения мужчины. Современный человек склонен рассматривать себя просто как высшую форму животного мира, не имеющую Божественного происхождения, определенной цели и ответственности пред Богом, и поэтому он еще больше проявляет тенденцию относиться к другим людям как к неодушевленным предметам, используя их в своих целях и интересах.
Как мы уже отмечали, начальная атака сатаны на совершенное Божье творение пришлась на семью и она потерпела поражение. Грех принес с собой в семью и брак чуждое разделяющее влияние. Первое убийство было совершено Каином, который поразил смертью своего брата (Быт. 4:8). Несколькими поколениями позже перед нами предстает Ламех, как многоженец (Быт. 4:23), который нарушил Божий план в отношении единобрачия (Быт. 2i24). Нам подробно не говорится о том, что произошло, когда Хам увидел своего отца Ноя, который напился и лежал обнаженным в шатре, но, по-видимому, здесь имели место какие-то извращенные сексуальные намерения, или попытки со стороны Хама, за что Ной и проклял его (Быт. 9:28). Когда Сарра, будучи неспособной к деторождению, уговорила Авраама родить ребенка от Агари, ее служанки, то тем самым принудила своего мужа к совершению прелюбодеяния (Быт. 16:4). По причине непревзойденной греховности, особенно в отношении половой извращенности городов Содома и Гоморры, Бог разрушил их, поразив огнем (Быт. 19:24-25). И до настоящего времени Содом является символом греховной половой извращенности (гомосексуализма). В Бытии 34 мы читаем о прелюбодеянии Сихема с Диной, одной из дочерей Иакова (ст. 3). В-связи с тем, что это было совершенно с участием насилия, его можно назвать изнасилованием. Несколькими главами позже перед нами предстает еще один грех, в который были вовлечены Иуда и его невестка Фамарь, после того, как она овдовела. Не имея сыновей, она облеклась в одежды блудницы, закрыв лицо покрывалом, и завлекла Иуду, проходящего мимо по дороге. Ценой блуда и кровосмешательства она добилась своего и родила желаемых сыновей (Быт. 38:13-18). В следующей главе мы читаем о попытке жены Потифара обольстить Иосифа с целью вовлечения в прелюбодеяние (Быт. 39:7-12).
В этой первой книге Библии мы видим роль мужа и жены, которые поменялись своими местами, в результате чего в человечество вошли братоубийство, многоженство, извращенные сексуальные намерения, блуд, мужеложство, прелюбодеяние, изнасилование, проституция, кровосмешение и обольщение — и все это, непосредственным образом, подрывает прочность и гармонию брака и семьи.
Однако, в большей части современного общества эти грехи восхваляются. Молодые женщины, сохраняющие свою девственность, и мужья, проявляющие верность женам, представляют собою мишень для насмешек и шуток. Сексуальная чистота и супружеская верность — это излюбленные темы различных комедий и представлений. Довольно трудно сохранить незыблемость и единство брака, который находится под проклятием, когда большинство людей признает Божьи постановления в отношении нравственности и брака, и старается их исполнять. Но гораздо труднее это делать, когда большинство людей издевается и насмехается над этими постановлениями. И только христиане, исполненные Святым Духом, могут сохранить себя, живя среди греховного и развращенного поколения. Без Божественных ресурсов супружеская пара имеет не больше шансов устроить свой брак таким образом, как это предопределено Богом, чем имел Понсе де Лон, который старался отыскать источник вечной молодости.
Сатана знает по своему опыту, что через ослабление семьи, ослабевает и все общество, потому что в семье заключается центр и средоточие всех человеческих взаимоотношений. Проклятие греха поразило основание самого необходимого фактора в жизни человека — взаимоотношения между мужчиной и женщиной, нуждающихся в помощи и поддержке друг друга для осуществления полноценного, плодотворного и радостного хождения по этой земле. Этот мир, подстрекаемый и руководимый самим сатаной, говорит нам, что счастье и смысл жизни можно обрести, живя для себя и потворствуя своим интересам и желаниям, свободно удовлетворяя свои плотские похоти в случайных половых связях, в неверности супружескому долгу, в перемене партнеров, в мужеложстве, скотоложстве, или в чем-либо подобном. Но, когда мужчины и женщины попадаются на приманку сатаны, вводящего их в обман, то становятся на его сторону, разрушая и расшатывая все значительные и поистине удовлетворяющие взаимоотношения их жизни, как интимные, так и все остальные. И более того, они навлекают на себя гибель и болезни, которые предопределил Бог в качестве следствия и наказания за подобные грехи.
Человеческая фантазия приводит человека к мечтаниям, лежащим за пределами нормальных человеческих взаимоотношений, которые являются истинными и постоянными. Представление совершенной женщины, совершенного мужчины, совершенных романтических взаимоотношений становится более и более призрачным, когда человек предпочитает аморальное представление истинным, удовлетворяющим взаимоотношениям, основанным только на Божьих определениях чистоты и бескорыстности. Прекрасная внешность, атлетическая фигура, обаятельность и тому подобные признаки внешнего характера не могут связывать двух людей воедино, когда их первостепенная задача заключается в служении самим себе и в самоудовлетворенности. Введенные в заблуждение сатаной по поводу неудовлетворенности всем: лицом, фигурой, физическим ощущением, приносящим недостаточную удовлетворенность — люди вступают на путь пустоты и саморазрушения.
Даже, когда целая серия взаимоотношений заканчивается разочарованностью, люди продолжают лелеять мечту об удовлетворении своих фантазий в следующем человеке, в следующем переживании и волнующем событии. Эгоистичные устремления, постоянно стремясь к большему, никогда не удовлетворяются имеющимся. Однако, чем большего они достигают, тем больше растет стремление к обладанию большим и тем сильнее неудовлетворенность. Подобно тому, как личное «я» возвышается над любовью и аморальность -над чистотою, так и фантастические представления, в конечном итоге, возвышаются над реальностью, потому что реальность приносит слишком большую разочарованность, Бог предопределил жизнь нечестия и безнравственности на иллюзорные мечтания и разочарование.
В Ефесянам 5:25-33 Павел продолжает описывать жизнь верующего, исполненного Святым Духом, которая характеризуется благочестием и высокой нравственностью. Верующие, которых отличают эти качества, повинуются «друг другу в страхе Божием». Как уже Павел дал ясно понять (ст. 22-24), Бог предназначил мужу главенствовать над женой. Но в остальной части главы подчеркивается не авторитет мужа, а его долг повиноваться своей жене, проявляя к ней любовь. Стихи 25-31 объясняют метод повиновения, а 32-33 раскрывают его основную идею, основание.
Метод повиновения
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф. 5:25-31).
Как уже отмечалось, повеление мужья любите своих жен, продолжает объяснение Павла относительно взаимного повиновения, упоминаемого в стихе 21. Повиновение мужа своей жене, главным образом, проявляется посредством его любви к ней; и апостол дает ясно понять, что эта любовь отличается безграничностью. Мужья должны любить своих жен, как и Христос возлюбил Церковь. Иисус Христос возлюбил ее прежде, чем привел ее в состояние существования. Он избрал и возлюбил Своих прежде создания мира (1:4), потому что Божья любовь вечна и не ограничена временем; не имея ни прошлого, ни будущего — она всегда в настоящем.
Вполне понятно, что ни одно греховное человеческое существо не способно любить с Божественной полнотой и совершенством, с которым Христос возлюбил Церковь, и будет ее вечно любить. Однако, в связи с тем, что христиане имеют внутреннюю природу Самого Христа и в них обитает Святой Дух, Бог наделяет посредством этого мужей любовью Христа к своим женам. Муж, повинующийся Господу, исполняясь Его Духом (ст. 18), способен и любить свою жену той же самой любовью, которой возлюбил Христос Свою невесту, Церковь. Любовь Господа по отношению к церкви представляет образец любви мужа к жене.
В данном отрывке Павел упоминает четыре характерные черты Божественной любви, которую мужья должны явить на деле к своим женам. Подобно Господней любви, любовь мужа должна отличаться жертвенностью, чистотою, заботой и неделимостью.
Жертвенная любовь
И предал Себя за нее (Еф. 5:25)
Христос, придя на эту землю в человеческом теле, знал, что Ему надлежит претерпеть насмешки, поношения, недоброжелательность, что Он будет отвержен людьми, предан избиению и распятию. От вечности Он знал, какой подвиг придется совершать Его Божественной любви, чтобы люди обрели путь ко спасению. Отвергнув все Свои права, которые Ему давало Его положение Божьего Сына, «Он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6-8).
Его жертва была предопределена на небесах прежде сотворения какого-либо животного существа на земле, а каждое животное существо, сотворенное Богом, согрешило в Адаме, заслуживая только смерть (Рим. 1:32; 3:10-11; 23; 6:21), поэтому жертва Иисуса была исключительно делом Его благодати. Иисус любит людей и спасает их, потому что благодать составляет основу Его внутреннего естества. «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве что за благодетеля, может быть кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христов умер за нас, когда мы были еще грешниками» (5:7-8). Любовь Иисуса Христа к Своей церкви не только была жертвенной, но и жертвенной по благодати, как дар Его. Ни один человек не заслуживает спасения, как Его чадо. Он отдал Себя на жертву не за праведников, достойных Его любви, но за грешников, не заслуживающих ничего доброго.
Мирская любовь всегда ориентируется на определенный объект. Человека любят за его физическую привлекательность, характер, ум, престиж, или за другие подобные положительные черты. Иными словами, мир любит тех, кого считает достойным этой любви. Подобная любовь обязательно отличается непостоянностью. Как только человек теряет положительную черту, или, если эта черта не отличается уже привлекательностью, любовь, основывающаяся на ней, также пропадает. Только потому, что многие мужья и жены испытывают друг к другу такую непостоянную, переменчивую любовь, их браки и распадаются. Как только одна сторона теряет свою привлекательность, любовь исчезает, потому что исчезает ее основание.
Божья любовь не такова. Он любит, потому что это Его сущность и Ему свойственно любить Свое творение, и объекты Его любви нуждаются в ней, а не потому что их отличает привлекательность, или они заслуживают этой любви. Если бы Бог имел такую любовь, как мир, то не мог бы любить ни одно человеческое существо. Но Он любит по Своей чудесной благодати, потому что не может поступать иначе.
Бог может требовать чтобы те, кто принадлежит Ему, имели Его любовь, потому что дал им способность любить, как и Он (ср. Рим. 5:5; 1 Фес. 4:9), и Его повеление является обязательным условием, делом выбора (ср. Иак. 2:8; 1 Иоан. 3:7; 16-18, 23; 4:7, 11). Это — волевой акт, так же как и веление сердца. И это становится принципом, ибо то, что мы избираем объектом любви и начинаем проявлять к нему любовь, скоро становится для нас привлекательным. Но любовь христианина, по типу Христовой любви не основывается на привлекательности объекта любви, но на Божьем повелении любить. Любовь по типу Христовой любви, ни в малейшей степени не основывается на качествах людей, но исключительно на нашем положении во Христе.
Мужу дается повеление любить свою жену не потому, что это соответствует Божьей воле в отношении него. Безусловно, муж может, как должным, восхищаться красотой, очаровательностью, добротой, кротостью, или иными какими положительными качествами, или чертами добродетели своей жены. Но, хотя подобные качества и приносят великое благословение и удовольствие, не они являются скрепляющим началом брака. Если исчезают какие-то привлекательные черты жены, то муж так же по-прежнему обязан ее любить. И в реальности, он несет еще большую обязанность, потому что она больше нуждается для своего восстановления и целительной силе его бескорыстной любви. Именно такую любовь являет Христос по отношению к Своей церкви, и подобную любовь должен иметь каждый христианин к своей жене.
Выражение любви Доброго Самарянина к израненному и ограбленному путнику было основано на его щедром характере и вызвано жестокой нуждой этого человека. Заслуживал ли он этой заботы, или нет, мы не знаем. Иисус омыл ноги Своим ученикам, потому что любил их и стремился им послужить, а не потому что они заслуживали такого глубокого смирения с Его стороны. Христос любил их невзирая на их эгоистичность, гордость, честолюбие, искание своего, ревность и неустойчивость. Нет никакого сомнения, что после трех лет близкого общения с ними, Он ощущал глубокую печаль и сердечную боль по причине их укоренившегося эгоизма. Но Он любил их, служа им не на основании этих чувств, а по причине Своей внутренней сущности, которая характеризуется безмерной любовью. Христос также омыл ученикам ноги в качестве наглядного примера служения друг другу, что призван делать каждый последователь Христа. «Итак, если Я, Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Иоан. 13:14). Немного позже, Он сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (ст. 34).
Любовь действует там, где царит нужда, не рассуждая о заслуженности, или достойности человека (ср. 1 Иоан. 3:16). Божья любовь не нуждается ни в каких заслугах и самооправдании. Когда мы любим, как и Он, то наша любовь отличается такими же свойствами, потому что подобна Его любви. Бог возлюбил этот мир, послав Своего Сына для его искупления не потому, что он удостоился этой любви. Мир совершенно не заслуживал этой любви, будучи недостойным ее, и когда Божья любовь пришла в человеческой плоти, мир возненавидел, отвергнув ее, и бросил ее назад в Божье лицо. Однако, Иисус Христос — воплощение Божьей любви, снеся оскорбление, не поколебался и не отвратился от него. Он проповедовал, учил народ, пострадал на кресте, истекая кровью, потому что Его побуждала к этому Божественная любовь.
Любовь выполняет то, что необходимо сделать и не считается с затратами или заслугами. Она простирается вперед и помогает, направляет, учит людей, предостерегая, или ободряя их. Она отвечает их насущным нуждам. И вне зависимости от того принимают, ценят ее, или отвергают и возмущаются против нее, она остается неизменной, оказывая свое действие до тех пор, пока существует нужда.
Поэтому, христианин, который любит других людей, ожидая что-либо от них взамен, или потому, что они привлекательны, не любит любовью Божьей. Муж, любящий свою жену за ее физическую привлекательность, или приятные манеры, не любит ее так, как Христос возлюбил Церковь. Муж, который любит свою жену за то, что она может ему дать в ответ, имеет мирскую любовь, а не любовь Христа. Муж, любящий свою жену, как и Христос церковь, отдает все, что только имеет, включая и свою жизнь, если в этом есть необходимость.
Если любящий супруг готов пожертвовать ради своей жены, то безусловно проявит готовность пойти ради нее и на меньшие жертвы. Он откладывает в сторону свои собственные вкусы, желания, мнения, предпочтения и благополучие, если это потребуется ради того, чтобы угодить ей и удовлетворить ее нужды. Он умирает для себя, чтобы жить для своей жены, потому что именно этого требует любовь Христа. Это — его послушание.
Истинная духовность церковного руководителя не измеряется, наилучшим образом, его эффективностью в проведении диаконского или пресвитерского собрания, его активным участием в занятиях воскресной школы и не его красноречивым выступлением за кафедрой, но его поведением в семье и отношением к жене и детям, когда вокруг нет посторонних. Нигде в другом месте наши взаимоотношения с Богом не проверяются лучшим образом, чем в наших взаимоотношениях с семьей. Человек, который играет роль духовного пастыря в церкви, но не имеет любви к своей семье и не заботится о ней, виновен в том, что является духовным обманщиком.
Мир постоянно побуждает мужа к самоутверждению, самозащите, к выставлению себя на передний план, чтобы жить исключительно для себя и своих интересов. Но Бог повелевает христианину отказаться от своего «я», посвятив себя другим людям, особенно своей жене, как и Христос предал Себя за церковь. Для того, чтобы регулярно напоминать себе о сущности жертвенной любви, я держу у себя на письменном столе следующие высказывания из неизвестного источника.
Когда о вас забывают, пренебрегают вами, или преднамеренно не ставят ни во что, и ваше сердце жалят укоры или оскорбления, но в нем царят радость и довольство по поводу того, что вы удостоились пострадать за Христа, то это -умирание своего «я». Когда ваше доброе дело подвергается злословию, ваши желания встречают противодействие, вашими советами пренебрегают, а над мнениями смеются, но вы не даете места гневу в своем сердце, и даже не защищаетесь, и принимаете все это молча с любовью и терпением, то это — умирание своего «я». Когда вы с любовью и терпением выдерживаете любое неудобство, несоответствие, беспокойство, перед убытком, глупостью, экстравагантностью, духовной бесчувственностью, и переносите все это, как переносил Иисус, то это — умирание своего «я». Когда вы довольны любой пищей, любым предложением, одеждой, климатом, обществом, отношением к себе, любой преградой по Божьей воле, — это умирание своего «я». Когда вы никогда не стремитесь в беседе выставлять себя, или упоминать о своих добрых делах, не ищете себе похвалы и по-настоящему стараетесь оставаться в тени, то это — умирание своего «я».
Когда вы видите, что ваш брат преуспевает, получая ответы на свои нужды, и можете искренно возрадоваться с ним в духе, и не чувствуете зависти к нему, не вопрошаете об этом Бога, хотя ваши личные нужды гораздо больше, и вы находитесь в отчаянных обстоятельствах, то это — умирание своего «я». Когда вы можете принять от кого-либо, гораздо ниже себя по положению, замечание или упрек, и со смирением отнестись к нему, как внешним, так и внутренним образом, и в вашем сердце не появляется ни раздражения, ни недовольства, — то это — умирание своего «я».
Очистительная любовь
Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (5:26-27)
Любить своих жен, как и Христос возлюбил церковь, значит любить их очистительной любовью. Божественная любовь не только порицает нечистое и несовершенное в тех, на кого она распространяется, но и стремится их очистить от этого. Великая любовь Христа, которую Он имеет к Своей церкви не позволяет Ему мириться с каждым грехом, каждой моральной или духовной нечистотой в ее рядах. Бог говорит Своему народу: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18). Он ввергает наши грехи в «пучину морскую» (Мих. 7:19) и прощает их беззакония, не вспоминая больше об их грехах (Иер. 31:34).
Верующий получает прощение каждого греха в тот момент, когда верою простирается к Иисусу Христу, возложив надежду и упование на Него, как Господа и Спасителя своего. После этого начального и полного очищения от греха, как объясни Иисус Петру, необходимо no-прежнему периодическое очищение. «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» (Иоан. 13:10). Когда мы продолжаем исповедовать свои грехи, то Христос «будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9). Слово является действующим фактором, производящим это очищение (ср. Тит. 3:5). Оно направлено на то, чтобы, достигнув святости и непорочности, мы, полностью подготовленные, могли предстать пред Христом, как Его возлюбленная и вечная невеста, и пребыли в Его славном царстве навеки и навсегда (ср. Откр. 21:1).
Любовь хочет для возлюбленного самого лучшего, и не может переносить, когда он или она впадает в грех, или опасное заблуждение. Когда муж питает такую же любовь к жене, как и Христос к Своей церкви, то он будет непрестанно стремиться, чтобы она очищалась от всякой нечистоты. Он будет стараться защитить ее от осквернения этим миром и ограждать ее святость, добродетель и чистоту как только это возможно. Он никогда не будет принуждать ее к неправильным и неразумным поступкам, или подвергать действию какой-либо неправды.
Несколько лет тому назад в одной передаче ведущий задавал вопросы двум служителям церкви. Когда он попросил их высказать свое мнение о журнале «Плейбой», то один из них отвечал так: «Я считаю, что он просто отвратителен. Я ни за что не читал бы его и не держал у себя дома. Он наносит бесславие Богу, унижает достоинство мужчины и женщины и порочит все, что есть доброго в этом мире. Другой служитель сказал: «Я — евангельский христианин, и хочу сказать, что мы с женой вместе читаем «Плейбой». Она и подписалась на него. После 18 лет брака мы решили, что нам нужно иметь какой-либо стимул, чтобы «подогреть» наши взаимоотношения». Этот человек не только осквернялся сам, но и поощрял свою жену к этому осквернению. И, конечно, не благочестивая любовь друг ко другу побудила эту супружескую чету к чтению нечестивого журнала, а плотская нечистота и похоть.
Когда молодой человек заявляет, что любит девушку, но хочет, чтобы она сожительствовала с ним до брака, то его чувство — это ничто иное, как мирская похоть, а не Божья любовь, и оно направлено на достижение своих целей, а не на служение объекту своей любви. Подобная любовь не очищает, а оскверняет. Муж, заигрывающий со своей секретаршей или соседкой, дает своей жене основание для чувства отверженности и одиночества, а, возможно, и повод заняться флиртом и самой. Он не только ставит под угрозу свою моральную чистоту, но и также своей жены, и несет ответственность за любое неразумное поведение или аморальность своей жены, в которые она может, подвергнувшись искушению, впасть.
В Древней Греции, невесту приводили к реке для церемониального омытия и очищения от всякой нечистоты ее прошедшей жизни. Какой бы ни была ее жизнь ранее, теперь она в символическом смысле очищена и вступает в брак без всякого морального и социального пятна, или порока -прошлое смыто и очищено.
Несравнимо более великим образом Христос предал Себя на церковь, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Его очищение верующих представляет собой не церемониальный и символический акт, но является совершенной и законченной реальностью.
Сотериологическая истина данной аналогии состоит в том, ч го спасительная благодать освящает верующих посредством действующего очистительно, Божьего Слова, чтобы они могли предстать перед Христом как чистая невеста, чтобы вовеки пребывать в Его любви. Преследуя такую же цель, и в духе такой же любви, мужья должны культивировать чистоту, праведность и освященность своих жен.
Любовь, проявляющаяся в заботе и попечении о своей жене
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его (5:28-30)
Чтобы любовь мужа к своей жене была подобной любви Христа к Своему Телу, церкви, она должна включать в себя элемент попечительства и заботы до такой степени, чтобы он заботился о ее благополучии не меньше, чем о своем теле.
Мужчины и женщины всегда проявляли заботу о своем теле. Но никогда за современную историю, люди более греховным образом не холили, защищали, питали и потакали желаниям и прихотям своего тела, как в наши дни. Нельзя и подсчитать средств, потраченных человеком для того, чтобыi украшать, защищать, выделять свое тело, создавая ему удобство и выставлять его напоказ.
Наши тела, как христиан, являются храмом Святого Духа, и поэтому мы должны надлежащим образом осуществлять попечение о них, употребляя здоровую пищу, сохраняя и поддерживая его физическую силу, давая ему достаточный отдых, и так далее. Когда наши тела здоровы, то у нас имеется чувство внутренней бодрости; и, когда муж заботится о нуждах своей жены, проявляя к ней такое же попечение, как и о своем теле, то у него тоже возникает ощущение внутренней бодрости, благополучия и удовольствия, как побочный продукт его любви.
Муж, любящий свою жену, как и Христос церковь, не 6y дет предпринимать ни одного шага, чтобы повредить ей, каш он не будет наносить вред и своей плоти. Он будет полов стремления питать ее и заботиться о ней так, как он питает и греет свою плоть, потому что именно так питает и греет… Господь Церковь.
Когда она нуждается в поддержке, он оказывает поддержку. Когда ей необходимо ободрение, — он ободряет ее. И так обстоит дело со всеми ее нуждами, — он всегда рядом. Подобно как Бог восполняет «всякую нужду (нашу) по богатству Своему в славе, Иисусом Христом» (Фил. 4:19), любящий супруг стремится восполнить всякую нужду своей жены. Благословенный брак — это такой союз двух сердец, в котором муж любит свою жену, осуществляя неограниченное попечение о ней. Если к ней относятся только как к кухарке, домашней хозяйке, редкому компаньону и объекту полового удовлетворения, то здесь что-то коренным образом неправильно. Она является сокровищем, данным Богом, для того, чтобы ее любить, заботиться о ней, питать и лелеять ее.
Питать жену, значит восполнять все ее нужды, обеспечивая ее тем, что помогает ей возрастать в любви у Богам человека. Лелеять ее — это окружать ее заботой и физическим вниманием, чтобы дать ей теплоту, удобство, защиту и уверенность. Эти обязанности, главным образом, являются обязанностью мужа, а не жены. Как Христос обеспечивает Свою Церковь, так и муж — свою жену и детей.
Христос обеспечивает нас, как Свою церковь, потому что мы члены тела Его. Не заботиться о Своей церкви — означало бы не заботиться о Себе. Он разделяет жизнь со Своей церковью, и мы члены тела Его, Его плоть и кость, Его настоящее воплощение на земле. Павел говорил: «А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом) (1 Кор. 6:17), и далее: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу по плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).
Нерасторжимая любовь
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (5:31)
Для того, чтобы муж любил свою жену, как и Христос церковь, ему нужно любить ее нерасторжимой любовью. В данном прямом цитировании Бытие 2:24, Павел подчеркивает постоянство, равным образом, как и единство брачного союза. Божие постановление в отношении брака не переменилось за времена от Адама до Павла; оно остается неизменным и в наши дни.
Одним из величайших барьеров, стоящих на пути благополучного брака, является неспособность одного или обоих партнеров оставить мать и отца. В браке полагается начало новой семьи, и отношения, и ответственность к прежним семьям соответственным образом меняется. Родителей следует всегда любить и почитать, но они уже больше не контролируют жизнь своих детей, состоящих в браке.
Proskollao — прилепиться, буквально означает склеивание, цементирование в одно целое. Мужья и жены должны оставить своих родителей и прилепиться, цементироваться друг с другом. Они расторгают одни семейные узы и устанавливают другие, более связывающие и постоянные, чем первые.
Бог всегда ненавидел развод и не меняет Своего отношения к нему, потому что он разрушает то, что по Его установлению должно быть нерасторжимо. Он ненавидит развод, произошедший по любой причине и по любому поводу. Он отнесется к нему терпимо в некоторых случаях и простит его, как он простит другие грехи, но не переменит никогда Своего отношения к нему, точно так же как и к другим грехам.
Супруги не должны торопиться разводиться друг с другом по причине обиды и зла, причиненного кем-либо из них и, даже, по причине супружеской неверности. Подобно Христу, неразделяющемуся с верующими, согрешившими против Него, мужья и жены не должны разделяться друг с другом, если они согрешили друг против друга. Когда Христос всегда прощает верующих, так мужья и жены должны всегда являть прощение друг другу.
Израиль неоднократно был неверен Богу, и об этой неверности в Ветхом Завете часто говорится, как о духовном прелюбодеянии. Бог, избрав Израиль, чтобы он был Его народом, решил возлюбить его «любовью вечною» (Иер. 31:3). Только после непрекращающегося духовного прелюбодеяния и отвержения Его, Бог, в конечном итоге, дал Израилю разводное письмо (Иер. 3:8). Но это не значит, что Он отверг истинных верующих в народе, которые полагаются на Его спасительную благодать (см. Мал. 3:16-18).
Вот такой вид тесных взаимоотношений предопределил Бог для брачного союза. Он не вечен по отношению к категории вечности, но длится до тех пор, пока продолжается земное существование мужа и жены. Хотя Бог и усмотрел причину развода в случае непрекращающегося прелюбодеяния (Матф. 5:31-32; 19:4-10) и оставлении неверующим супругом или супругой (1 Кор. 7:15), смерть и только она, по Божьему определению, расторгает брачные узы.
Подобно тому, как неделимо тело Христа, нерасторжим и брак, согласно идеальному Божьему плану в отношении него. Как Христос — един с церковью, так и мужья — едины со своими женами. Поэтому, когда муж причиняет какой-либо вред своей жене, то он вредит себе. Муж, оскверняющий свой брак, оскверняет себя. И тот муж, кто разрушает свой, брак, разрушает часть самого себя.
Когда мужчина и женщина вступают в брак, то Иисус по этому поводу сказал: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:6). Когда фарисеи задали вопрос Иисусу: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» Он на это ответил: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» (ст. 7-9).
Иисус дал ясно понять, что Бог через Моисея только «позволил» разводиться, но он никогда не «заповедал» делать это, как заявляли начальствующие в Иудее сотни лет тому назад. Разводное письмо призвано было оградить обиженную жену, которой затем разрешалось вступать в брак, не будучи обвиненной в грехе прелюбодеяния. Это — единственное постановление, которое сделано Моисеем, или Иисусом касательно развода.
Но расторжение брачных взаимоотношений, даже в случае прелюбодеяния, не соответствует Божьей воле. Об этом и повествует книга пророка Осии. Жена Осии Гомерь проявила неверность мужу до крайней степени, не только впав в прелюбодеяние, но и став блудницей в полном смысле этого слова. Однако, Бог произнес слово, чтобы он продолжал ее любить и прощать. Чем больше она грешила, тем больше он должен ее прощать, отражая Божью милость, являемую в прощении Его народа Израиля, погруженного в пучину греха и порока. В конечном итоге, Бог восстановил брак Осии и Го-мерь и дал обещание Израилю: «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благословению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан» (Ос. 14:5-6). Именно так Бог всегда любит Свой народ, Христос всегда любит церковь, и такую любовь мужья-христиане должны всегда питать к своим женам. Господь никогда не отталкивает нас. «Если исповедуем грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9). Когда муж видит ошибки и падения своей жены, даже если она так неверна ему и распутна, как Гомерь, он должен осознать, что она не нанесла ему обиду и оскорбление ни на малейшую долю, по сравнению с тем оскорблением, которое он нанес Богу. Наша вина пред Богом, за которую нам нужно просить у Него прощение, безмерно больше, чем вина других людей перед нами. (За более подробным разбором вопроса о разводе, обратитесь к соответствующим отрывкам из комментария автора к Евангелию от Матфея 1-7 (Муди 1985) и Первому Посланию к Коринфянам (Муди, 1984), а также к его книге Семья (Муди, 1982)).
Отец первой христианской церкви Иоанн Златоуст писал: «Видал ли ты меру повиновения? Здесь также участвует и мера любви. Хочешь, чтобы твоя жена повиновалась тебе, как церковь любит Христа? Тогда прояви заботу и любовь к ней, как Христос к церкви, а, если потребуется отдать за нее жизнь, или быть изрезанным за нее на тысячу кусков, или претерпеть нечто подобное, не отказывайся от этого. Христос привлек Свою церковь к Своим стопам великой любовью, явленной Им, а не устрашениями, или чем-либо подобным, и ты поступай точно так же по отношению к твоей жене.»
Одному человеку, который боялся, что любит свою жену слишком много, задали вопрос, любит ли он ее так, как Христос церковь. Когда он ответил отрицательно, то услышал следующие слова: «В таком случае, вы должны любить ее больше».
Петр дает наставление: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3:7). Здесь мы видим по меньшей мере три повеления. Первое, муж должен быть внимателен к жене. Относиться к жене благоразумно -значит проявлять к ней внимание и чувствительность. Множество раз мы слышим, что жены говорят, и часто не без основания, о том, что мужья не понимают их, бесчувственны к их нуждам и проблемам и не обращаются с ними как должно. Тот факт, что муж может иметь множество своих проблем и беспокойств, совсем не служит оправданием бесчувственно го отношения к своей жене, кого Бог ему повелел любить и заботиться, как и Христос любит и заботится о церкви.
Второе, Петр учит, что муж должен быть рыцарем по отношению к своей жене, обращаясь с ней «как с немощнейшим сосудом». Истинное рыцарство не является просто формальностью общества культурных людей, оно отражает то поведение, которое должны иметь мужчины по отношению к женщинам, а особенно, к своим женам. Учтивое отношение мужа к жене не только приятно ей, но также и Богу.
Третье, Петр повелевает мужьям оказывать честь своим женам, «как сонаследницам благодатной жизни». Мужья и жены должны быть лучшими друзьями, не только в семейных вопросах, повседневной жизни и занятиях, но и в духовной жизни также. Муж, невнимательный к своей жене и не про являющий к ней уважения и почтения, несовершенен в своей духовной жизни и молитвы будут встречать «препятствие» на пути.
Муж, внимательный, почтительный и учтивый к своей же не вносит свой вклад в красоту, крепость их брака, и подает ценный пример и наследие своим детям.
Основание для того, чтобы любить свою жену
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену; а жена да боится (своего мужа) (5:32-33)
Как отмечал Павел в стихах 23-29, брак является изображением церкви и ее взаимоотношений со Христом. Тайна сии — это величественная картина, которую люди никогда но могли открыть и, которая была неведома Ветхозаветним Святым, но теперь явлена — велика. Божий новый народ, церковь, вводится в Его царство и в число Его народа чрез веру во Христа. Он — Жених, а они являются Его невестой (Отк. 21:9). Самым великим побуждением мужа к любви, очищению, охране и попечению о своей жене, является Христова любовь, очищение, охрана и попечение Его о невесте, церкви. Христианский брак должен быть исполнен любви, святости, чистоты, самопожертвования и взаимного повиновения, потому что эти добродетели характеризуют взаимоотношения Христа и Церкви.
Священные взаимоотношения между христианами, мужьями и женами, многочисленными переплетениями связаны со священными взаимоотношениями между Христом и Его церковью. По причине величественности этой тайны, Павел сказал: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа» (слово так plen предназначено завершить дискуссию и подчеркнуть самую важную мысль, которую необходимо запомнить).
Когда христиане-супруги поступают в силе Святого Духа, подчиняются Его слову и контролю и взаимно повинуются друг другу, то получают много счастья, их дети испытывают большое благословение, а Богу приносится огромная честь и хвала.