25. Свободные от греха

Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (6:15-23)

Грех — самая опустошительная, истощающая и ведущая к вырождению сила, когда-либо вторгавшаяся в человеческое общество. Зло греха фактически испортило целое творение, которое «стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22).

Св. Писание дает различные характеристики греху и его последствиям. Оно называет его осквернением, загрязнением души. Грех человеческой души — то же самое, что и коррозия для драгоценного металла или фабричный дым для прекрасного неба. Грех называют «нечистотой» (Ис. 30:22) и сравнивают с «ядом драконов и гибельной отравой аспидов» (Втор. 32:33). Даже то, что люди считают праведным, в глазах Бога подобно «запачканной одежде» (буквально «менструальной одежде») (Ис. 64:6; ср. Зах. 3:3-4). Павел называет грех «скверной плоти и духа» (2 Кор. 7:1), а грешников — теми, чей рассудок и совесть осквернены (Тит. 1:15).

Грех восстает против Божьего Слова, отвергает и даже попирает его. Кто-то назвал грех потенциальным убийцей Бога, потому что если бы грех мог, он уничтожил бы Бога и Его праведность.

Грех неблагодарен, поскольку он отказывается признать Бога источником всего доброго. Грешник позволяет себе пользоваться Божьей милостью (а это все, что окружает его), но не верит Богу и не благодарит Его за все это. Он берет Божьи благословения и использует их для службы себе и сатане. Каждый грешник подобен Авессалому, недисциплинированному сыну Давида, который целовал своего отца и в то же время плел заговор, чтобы захватить его трон (см. 2 Цар. 14:33-15:6).

Грех нельзя искоренить человеческими усилиями и человеческой властью. Даже если падший человек захотел бы очистить себя от греха, он не смог бы сделать этого, как не «может… Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои» (Иер. 13:23). Комментируя смертоносное действие греха, пуританский писатель Джон Флавел писал, что если бы покаянных слез грешника было так же много, как капель дождя, упавших с небес со времени творения, они не смогли бы смыть даже один грех.

Грех, висящий над павшим человечеством как ночная тьма, подавляет. Он подавляет рассудок (Рим. 1:21), любовь (Иоан. 3:19-21) и волю (Иер. 44:15-17).

Грех дает власть сатане, поскольку каждый грех служит целям «князя, господствующего в воздухе» (Ефес. 2:2). Каждый неискупленный грешник — духовное дитя дьявола (Иоан. 8:44). Хотя грех обещает удовлетворение, вместо этого он приносит несчастье, разочарование и безнадежность. Иов сокрушался, что «человек рождается на страдания, как искры, чтоб устремляться вверх» (Иов. 5:7). Фактически из-за греха вся «тварь покорилась суете» (Рим. 8:20).

Хуже всего то, что из-за проклятия греха неискупленные души попадают в ад. В своем видении на Патмосе Ап. Иоанн

«увидел… мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное.

Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:12-15).

За единственным исключением, которым был Иисус Христос, каждый рожденный в этом мире человек рожден с греховной сущностью. Обыкновенный неискупленный человек находится под тиранией греха. Грех управляет его мыслями, словами, действиями — всем его существованием. Иисус заявил, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан. 8:34), и поскольку каждый неспасенный человек не способен совершать ничего кроме греха, то каждый неспасенный — раб греха.

Как Ап. Павел отмечает в данном отрывке, обыкновенный человек — добровольный раб греха. Люди доказывают эту истину каждодневно, так как они отвергают свет Бога, идущий к ним. И хотя падшие люди часто отчаянно хотят избежать неприятных и разрушительных последствий своих грехов, они не хотят оставить сами грехи.

Часто отмечается, что некоторые черные рабы добровольно сражались вместе со своими хозяевами во время гражданской войны в Америке. Подобно тому, как грешники оказывают сопротивление и отвергают Того, Кто предлагает спасти их, эти рабы сражались против объединенных сил, стремившихся освободить их.

Ап. Павел начал главную богословскую часть своего послания отрезвляющим заявлением о том, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо,что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:18-20).

Грех — это ужасная и разрушающая жизнь реальность, которая влечет на душу проклятие. Он, подобно неизлечимому раку, находится и произрастает в каждом неискупленном человеческом сердце. Даже когда люди пытаются избежать греха, они не могут, и когда они пытаются избежать вины, то не могут. Величайший дар, который Бог мог дать павшему человечеству, это свобода от греха, и именно этот дар Он предлагает через Своего Сына Иисуса Христа. Именно на этот великий, непревзойденный дар искупления от греха обращает теперь Павел свой великий, вдохновенный ум.

Продолжая свои рассуждения об освящении, Павел прежде всего напоминает своим христианским читателям об их порабощении грехом в прошлом и затем напоминает им об их новом порабощении праведностью через веру в Иисуса Христа. Его главная мысль в 6:15-23 заключается в том, что верующие в Иисуса Христа должны жить в абсолютной покорности Христу и Его праведности и не впадать снова в старые грехи, которые больше не имеют над ними власти. Поскольку они умерли в Христе для греха и воскресли с Ним для праведности, то они больше не находятся под властью греха, но теперь находятся под властью праведности. Поскольку христианин имеет новые взаимоотношения с Богом, он имеет и новые взаимоотношения с грехом. Впервые он в состоянии жить без греха и впервые он способен жить праведно.

Развиваемая Павлом в Рим. 6:15-23 тема очень близка к сказанному в ст. 1-10 (см. гл. 23 этого тома). Он представляет противника (ст. 15а), ответ (ст. 15б), аксиому (ст. 16), доводы (ст. 17-22) и непреложные истины (ст. 23).

Противник

Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию? (6:15б)

Задавая короткий вводный вопрос: «Что же?», апостол снова предвидит ложные выводы, которые противники извлекут из его заявления о том, что верующие «не под законом, но под благодатию» (ст. 14б). Для них то, что они больше не находятся под законом, а под благодатью, равносильно свободе от любых моральных ограничений. «Если больше нет необходимости соблюдать закон, и если Божья благодать покрывает все грехи, — доказывали они, — то верующие абсолютно свободны делать все, что им хочется». Еврейские законники, напротив, верили, что повиновение Божьему закону — единственный путь к спасению. С их точки зрения, Павел одной стороной рта превозносит праведность, другой стороной рта позволяя на самом деле грешить. Они обвиняли Павла в попустительстве беззаконию во имя Божьей благодати.

Учение о благодати всегда подвергалось ложному обвинению, на которое апостол впервые отвечает в первой части 6-ой главы. Но поскольку непонимание было так распространено, а вопрос так важен, он снова освещает его с несколько другой стороны. Учение о спасении по Божьей благодати, действующей исключительно по вере и вне зависимости от дел, бесконечно далеко от попустительства греху.

Ответ

Никак (6:15б)

Павел говорит об этом так же сильно и недвусмысленно, как и в 1-ом стихе. Смысл таков: «Нет, нет, тысячу раз нет!» Предположение о том, что Божья благодать разрешает грешить, внутренне противоречиво и абсурдно из логических, нравственных и духовных соображений. Истинное назначение Божьей благодати — освобождение человека от греха. Но как тогда может благодать оправдывать продолжение пребывания в грехе? Благодать не только оправдывает, но и изменяет спасенную жизнь. Жизнь, не являющая свидетельств нравственного и духовного преображения, не дает также свидетельства о спасении.

Аксиома

Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? (6:16)

Аксиома — это общепринятая истина, которая настолько очевидна, что не нуждается в доказательстве. «Неужели вы не знаете?» — несомненно, риторический вопрос, предполагающий, что читатели охотно подтвердили бы истину, о которой Павел собирался говорить, стоило бы им лишь чуть-чуть задуматься. Что может быть более очевидным, чем то, «что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы?» Выражение «отдаете себя» указывает на добровольное решение о послушании господину и делает точку зрения Павла еще более очевидной. В сущности все «рабы», в частности добровольные, обязаны находиться в абсолютном «послушании» своему господину, тому, «кому повинуются». Человек, который не имеет таких обязательств, не раб.

Апостол применяет эту аксиому к образу жизни верующих, то есть к сущности очищенной жизни, о которой он учил (ст. 1-14). По отношению к Божьей воле спасенный человек имеет два выбора: либо грешить, то есть быть в неповиновении Богу, либо быть в послушании Ему. Общий образ жизни человека показывает, кто его истинный господин. Если для его жизни характерен грех, что противоречит Божьей воле, то он раб греха. Если для его жизни характерно послушание, которое отражает Божью волю, то он — Божий раб. Результатом первого рабства будет физическая и духовная смерть, тогда как результат второго — праведность, неизбежный признак вечной жизни. Верующие — это Божье «творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:10). У христианина не может быть привычки к неправедной жизни.

В предыдущей главе Павел описывал эту же истину с противоположной стороны, со стороны господина. В духовно падшей жизни, жизни в Адаме, царствует грех и смерть, тогда как в искупленной жизни, жизни в Христе, царствует праведность и вечная жизнь (5:12-21). Не существует третьей возможности, нет нейтральной земли. Все люди подчинены либо греху, что говорит о том, что они находятся под властью сатаны, либо они подчинены праведности и находятся под властью Иисуса Христа. Как заметил Метью Генри: «Если бы мы захотели узнать, к какой из этих двух семей мы принадлежим, нам следовало бы спросить, какому из этих двух господ мы отдаем свое послушание» («Matthew Henry’s Commentary on the Whole Bible», vol. 6 [Old Tappan, N.J.: Revell, n.d.], стр. 405).

Хотя обыкновенный ищущий свободы мятежный ум отвергает эту истину, все же никто не бывает сам себе господин. Распространенное мнение о том, что человек может управлять своей собственной жизнью и своей судьбой, это иллюзия, которую сатана навязывает человечеству со времени грехопадения. Фактически, именно эта ложь ввергла Адама и Еву в первородный грех. В 1-ом столетии, предостерегая о лжеучителях, которые провозглашали эту притягательную ложь, Ап. Петр писал: «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:18-19). Если честно взглянуть на ситуацию, в которой находится человек, то становится очевидно, что люди — это не независимые создания. Они не свободны и не могут быть свободными в том смысле, в котором мир определяет и ценит свободу.

Многие люди противятся требованиям Христа, потому что они боятся оставить свои нежно любимые свободы. В действительности они, конечно, не обладают свободами, которые можно потерять. Неспасенный человек несвободен делать добро или зло по своему выбору. Он связан и порабощен грехом, и единственное, что он может делать, это грешить. Единственный выбор, которым он обладает, это когда, как, почему и до какой степени грешить.

Должно быть так же очевидным и то, что никто не может быть рабом двух разных хозяев. «Никто не может служить двум господам, — говорил Иисус, — ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24).

Суть сказанного Павлом во второй части 6-ой главы совпадает со сказанным Иисусом в приведенном выше отрывке. У человека не могут одновременно быть две различные и противоположные природы. Он не может также одновременно жить в двух различных и противоположных духовных мирах. Он либо раб греха, каковым есть от рождения, либо раб праведности, которым он становится при рождении свыше.

Ап. Павел говорит здесь не о нравственном и духовном обязательстве, а о нравственной и духовной реальности. Он не говорит, что верующие должны восхищаться праведностью или желать праведности, или практиковать праведность, хотя конечно им следует именно так поступать. Он не учит здесь, что христианин должен быть рабом праведности, но он учит, что каждый христианин в результате Божественного творения сделан рабом праведности и не может быть никем другим. Павел говорит то же самое, что и Иоанн в своем 1-ом Послании: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Иоан. 3:9-10).

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, — говорил Павел колосским верующим, — ныне примирил в теле плоти Его, смертию (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол. 1:21-22). Другими словами, для христианина жизнь в неправедности, отчуждении и вражде к Богу — в прошлом.. Прежняя греховная жизнь не может быть характерной для истинного христианина. Послушание Богу, выраженное в праведной жизни, становится непременным в жизни действительно спасенного человека. Из-за временной неверности греховное непослушание может иногда казаться преобладающим в жизни христианина. Но истинный верующий не может безгранично пребывать в непокорности, поскольку это диаметрально противоположно его новой и святой сущности, которая не может безгранично терпеть греховную жизнь.

Ап. Иоанн многократно подчеркивает эту истину в своем 1-ом Послании. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине… Кто говорит: «я познал Его», но заповеди Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины… Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Иоан. 1:6; 2:4; 3:9).

Доводы — объяснение двух рабств

Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (6:17-22)

Здесь Павел объясняет и применяет принцип, о котором он только что сказал (ст. 16), а именно, что человек раб либо греха и сатаны, либо праведности и Бога. Делая это, он сопоставляет три аспекта этих двух областей служения: их место, их действие и их обещание.

Их положение

Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (6:17-18)

Сначала апостол воздает благодарение Богу за то, что его верующие читатели больше не находятся в рабстве, ведущем к смерти. Он не благодарит и не восхваляет их за их собственную мудрость, рассудительность или решимость проводить нравственную и духовную жизнь. «Никто не может придти ко Мне, говорил Иисус, — если не привлечет его Отец, пославший Меня… и если то не дано будет ему от Отца Моего» (Иоан. 6:44, 65). Наше благодарение за спасение всегда должно быть лишь одному Богу, поскольку лишь Бог «дарует нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (см. 1 Кор. 15:57).

Верующие спасаются исключительно Божьей благодатью и силой. И благодаря Его благодати, привычное неповиновение Ему остается в прошлом. Павел говорит, что «бывши прежде рабами греха», мы больше не таковые. «Бывши» — перевод греческого глагола в несовершенном времени, которое обозначает длительное действие. Иными словами, невозрожденный человек находится в постоянном рабстве греху. Это, без всяких исключений, постоянное состояние обыкновенного человека. Не имеет значения, насколько внешне нравственной, честной или милосердной бывает жизнь неспасенного человека; все, что он думает, говорит и делает, происходит от гордого, греховного, неверующего сердца. Павел уже указал на эту истину, цитируя из Пс. 13. «как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:10-12).

То, что Павел говорит не только о внешней праведности, становится ясным из его заявления, что мы «от сердца стали послушны». Бог производит Свое спасение в глубине человеческого естества. Через благодать, данную Его Сыном, Бог изменяет саму природу людей, верующих в Него. Человек, чье сердце не изменилось, не спасен. Праведная жизнь, которая исходит от послушного сердца, представляется естественной. И точно так же, как Божья благодать действует исключительно через верующее сердце, Его праведность действует исключительно через послушное сердце.

Вера и послушание неразрывно связанны. Не существует спасительной веры в Бога без послушания Ему, и не может быть благочестивого послушания без благочестивой веры. Прекрасный и популярный гимн советует: «Верь и слушайся, нет другого пути». Наш Господь «дал Себя за нас, — говорит Ап. Павел, — чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).

Спасение приходит «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, — писал Ап. Петр гонимым верующим во всей римской империи, —к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (символ, указывающий на договор послушания, см. Исх. 24:1-8). Ниже в послании он убеждает: «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1 Пет. 1:2, 22-23, курсив добавлен). Послушание Иисусу Христу и послушание Его истине — это полные синонимы, и Его истина — это Слово Божие, живое и пребывающее в век.

Послушание не дает спасения и не защищает его, но составляет неотъемлемое свойство тех, кто спасен. Вера сама по себе не представляется актом послушания, она сделана возможной и дана Божьей владыческой благодатью. Тем не менее, она всегда включает добрую волю верующего. Человек не перемещается пассивно из рабства в царстве тьмы сатаны в рабство в Божьем царстве света. Спасение не происходит вне связи с действиями верующего. Изменяющий жизнь труд спасения происходит исключительно благодаря Божьей силе, но он не происходит независимо от воли человека. У Бога нет детей, не желающих находиться в Его семье; нет и принудительного гражданства в Его царстве.

Искренняя вера — это не только вера в Божьего Сына, но и в Божью истину. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан. 14:6). Павел верил в спасение своих читателей в римской церкви, поскольку они «послушны тому образу учения, которому предали себя». Ни один верующий, конечно, не понимает всей Божьей истины. Даже наиболее зрелый и верный христианин только начинает понимать богатство Божьего Слова в этой жизни. Но желание познавать Божью истину и повиноваться ей — один из главнейших признаков истинного спасения. С самого начала для раннехристианской церкви была характерна преданность «учению Апостолов» (Деян. 2:42). Иисус сказал, что те, кто слушается Его слова, — истинные верующие (см. Иоан. 8:31; 14:21, 23, 24; 15:10 и т.д.).

Слово «образ» — перевод греческого «тупое», буквально обозначавшего литейную форму, в которую выливался раскаленный металл. Слово «предали» передает греческий глагол «парадидоми», стоящий в пассивной форме времени аорист, который имеет основное значение «передавать». А раз предлог «еис» («в») можно также перевести как «во что-то», более точный перевод этой фразы, очевидно, звучит так: «Тому образу учения, в которое вы переданы». Конечно же верно, что Слово Божье передано верующим посредством чтения и проповеди. Но Павел, пожалуй, подчеркивает здесь, что истинный верующий также передан в Божье слово, в Его Божественное учение. Смысл состоит в том, что когда Бог духовно возрождает верующего, Он отливает его в форму Божественной истины. Дж. Б. Филлипс, переводя Рим. 12:1, использует подобный образ: «Не позволяйте миру, окружающему вас, втискивать вас в его собственную форму, но пусть Бог изменит вас». Иными словами: «Не позволяйте силам сатаны втиснуть вас обратно в старую греховную форму, из которой Бог освободил вас. Пусть Бог продолжает превращать вас в совершенный образ Своего Сына».

Во всех своих посланиях Павел обращает внимание на важнейшие взаимоотношения Божьей истины и жизни верного христианина. Во 2-ом Послании к Тимофею он дает такой совет своему молодому ученику: «Держись образа здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:13). Позже он предупреждает его, что «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей» (4:3). Апостол утверждал, что руководящий или старший в церкви должен придерживаться «истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и направлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). Ниже в том же послании он советовал Титу: «Говори то, что сообразно с здравым учением» (2:1). Верующий, который преданно повинуется Слову Божьему, сообразовывается с истиной этого Слова, живым образцом Благой вести. Божественное учение, которому верующий подчиняет себя в Иисусе Христе, сообщает ему подлинный образ его Спасителя и Господа,

Человек не становится христианином, когда провозглашает имя Христа, а затем верит во что угодно и делает все, что хочет. Невозможно стать христианином, если просто говорить или делать определенные, пусть даже богоугодные дела, превозносимые в Св. Писании. Но после истинного спасения человек будет обладать врожденным, данным Св. Духом желанием познавать Божью истину и повиноваться ей.

После одной встречи деловых людей, на котором я выступал, один человек сказал мне: «Я нахожусь в этой группе уже длительное время, и я расскажу вам о том, как, по моему мнению, можно прийти к Богу. Вот длинная лестница, и на ее вершине дверь, а за этой дверью Иисус. Все, что вам по сути нужно сделать, это попытаться подняться по лестнице, войти в дверь и надеяться, что Иисус впустит вас внутрь. Когда вы поднимаетесь по лестнице, вы встречаете всех этих проповедников и течения, которые ободряют вас, но вы просто продолжаете двигаться вверх по лестнице по своему собственному пути. Я называю это лестницей надежды. И это, я думаю, и есть благая весть». С тяжелым сердцем я ответил: «Вы не можете быть христианином. То, что вы только что сказали, не имеет никакого отношения к Благой вести, и ваша лестница на небо — это безнадежность. Для спасения вам следует полагаться лишь на одного Иисуса Христа. Вы не имеете понятия о том, что значит быть спасенным, и вы не можете находиться на пути к небесам».

Человек не может изобрести свой собственный путь к Богу, какими бы искренними не были его усилия. Бог установил единственный путь, чтобы прийти к Нему, и это путь веры в Его Сына Иисуса Христа. И спасительная вера в Иисуса Христа основана на Божьем откровении о Нем, а не на человеческих представлениях о Нем. Существует явленное Богом содержание Благой вести, и если человек отвергает или обходит это содержание стороной, то он дает безошибочное свидетельство того, что на самом деле он не ищет Божьего царства и Его праведности.

Уитнес Ли, основатель движения поместных церквей, написал книгу, озаглавленную «Христос против доктрины», основная мысль которой состоит в том, что имеют значение лишь личные взаимоотношения с Христом, и что доктрина в действительности лишь мешает этим взаимоотношениям. Эта книга не только небиблейская, но как можно догадаться из ее названия, она также противоречит сама себе. Доктрина — это просто другое слово, обозначающее учение, а целью книги Ли было, конечно же, обучение своей собственной доктрине.

Их дела

Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (6:19)

Трудно выразить Божественные принципы истины в таких словах, чтобы ограниченный человеческий ум мог их понять. Говоря «по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей», Павел подразумевает, что аналогия с господами и рабами была использована для удобства его читателей.

Слово «плоть» в этом месте выступает в качестве синонима человеческого происхождения или смертности и эквивалентно выражению «члены ваши» в ст. 13 и слову «члены» в конце ст. 19. «Плоть» — это то в человеке, что находится под влиянием греха, и пока верующие остаются в смертном теле, грех обладает плацдармом, местом, чтобы начать свое наступление. Вот почему Павел советует верующим представить свои тела«в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1). Хотя внутренняя природа верующего изменена и сделана подобной Христу, внешняя сущность, представленная плотью, все еще осквернена грехом.

В этом тексте Павел переключает внимание с места на действие, убеждая верующих привести свою жизнь в соответствие с их новой природой. Хотя для христиан все еще остается возможность согрешения, они больше не связаны грехом. Теперь они свободны не грешить, и должны использовать эту Богом данную способность для послушания своему новому Господу и Владыке.

До спасения верующие были подобны остальному падшему человечеству, не имея других желаний и способностей, кроме следования своей природной склонности к «нечистоте и беззаконию». Эти два слова имеют отношение соответственно к внутреннему и внешнему греху. Духовно падший человек внутренне и внешне греховен, и так как он живет в своей греховности, то это приводит к «делам беззаконным». Подобно раковой опухоли, которая воспроизводит себя до тех пор, пока не будет уничтожено все тело, грех воспроизводит себя до тех пор, пока не будет уничтожен весь человек.

Выдающийся писатель Оскар Уайльд выставил на всеобщее обозрение гомосексуальность и другие виды извращенного поведения. Он писал: «Я забыл, что то, что человек держит в тайне, он однажды провозгласит во всеуслышание». Другой известный писатель Синклер Льюис был выдающимся литератором и в 1930 году получил Нобелевскую премию по литературе. Чтобы высмеять то, что он считал лицемерием в христианстве, он написал вымышленную историю под названием «Элмер Гентри» о проповеднике Библии, который был тайным алкоголиком, прелюбодеем и вором. Однако есть люди, которые знают, что сам Льюис — опустошенная жертва своего собственного греховного образа жизни — умер от алкоголя в третьесортной клинике близ Рима.

Поскольку верующие могут противостоять греху и жить праведно, то должны «ныне представить» свои «члены… в рабы праведности надела святые». И точно так же, как жизнь в грехе ведет к дальнейшему греху, жизнь в праведности ведет к дальнейшей праведности, конечная цель которой — полное освящение, то есть дела святые.

Покойный Мартин Ллойд-Джонс писал: «Когда вы будете жить такой праведной жизнью, направляя на это все свои возможности, силы и все свое время… то обнаружите, что процесс, который происходил раньше, и в котором вы двигались от плохого к худшему и становились все более мерзким и все более низким, повернулся вспять. Вы будете становиться все чище и чище, все более праведным и непорочным, все более и более соответствовать образу Сына Божьего» («Romans: An Exposition of Chapter Six» [Grand Rapids: Zondervan, 1972], стр. 268-69).

Никто не остается на одном и том же уровне нравственности и духовности. Точно так же, как неверующие двигаются от греховности к еще большей греховности, верующий, который не растет в праведности, хотя никогда и не отступит полностью от праведности, будет все больше и больше скатываться к греху.

Божья цель в искуплении людей от греха состоит не в том, чтобы дать им свободу делать все, что они хотят, а в том, чтобы дать свободу делать так, как хочет Он, то есть жить праведно. Когда Бог приказал фараону отпустить Его народ, Он также указал Свою цель этого освобождения: «Чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх. 7:16). Бог освобождает людей от порабощения грехом с единственной целью, чтобы они стали рабами Его и Его праведности.

Их обещание

Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (6:20-22)

Неспасенные люди, которые были рабами греха, были свободны от праведности. То есть они никак не связаны с праведностью; к ним невозможно предъявить никаких претензий, так как у них нет ни желания, ни возможности соответствовать этим требованиям. Они подчиняются греху и управляются грехом, хозяином, которому они обязаны служить. В этом смысле они не несут никакой ответственности перед праведностью, потому что они бессильны соответствовать ее нормам и требованиям. Вот почему глупо призывать грешников к исправлению. Они не могут изменить свою жизнь до тех пор, пока ее не изменит Бог.

Многие неспасенные люди, конечно, не думают, что их жизнь требует исправления, а тем более преобразования. В мире много приличных, честных, законопослушных, помогающих другим и часто очень религиозных людей, думающих, что они живут примерной жизнью. Но Ап. Павел провозглашает, что без спасения через Иисуса Христа все люди «рабы греха» и свободны, то есть полностью отделены от Божьих требований праведности и не имеют к ним отношения. Сам Павел говорит о своих добрых делах и религиозных достижениях до спасения, как о соре (Фил. 3:8).

С точки зрения Бога, люди не могут получить никакой плод за дела, которые они совершают без спасения, и за которые после совершения спасения им становится стыдно — «сами стыдитесь». Единственный возможный конец их — смерть, вторая смерть, то есть духовная смерть и вечные муки в аду.

Один из признаков истинного спасения — это чувство стыда за свою жизнь до прихода к Христу. Чем бы ни была отмечена предыдущая жизнь — низкой безнравственность или благопристойностью, отвратительными преступлениями или жертвенным служением другим людям, крайним эгоизмом или великой щедростью — это жизнь, за которую истинный верующий не может испытывать никаких чувств, кроме стыда. Независимо от того, какой она может казаться миру, жизнь без Бога — это жизнь без праведности.

Жан Кальвин писал:

«Поскольку добрые христиане начинаются с просвещения Духом Христа и проповеди Благой вести, то они добровольно признают, что вся их предыдущая жизнь, когда они жили без Христа, достойна осуждения. Они не пытаются оправдать себя, а испытывают стыд. Они идут дальше, постоянно ощущая свой позор, а раз так, то стыд делает их более смиренными и покорными Богу» («The Epistles of Paul the Apostle to the Romans and to the Thessalonians» [Grand Rapids: Eerdmans, 1960], стр. 135).

Но для тех, кто «освободился от греха и стал рабом Богу» через веру в Иисуса Христа, «плодом… есть святость», а их конец — жизнь вечная. В спасении Бог не только освобождает нас от последнего наказания за грех, но и освобождает нас от тирании греха в настоящем.

«Освободился от греха» означает не то, что верующий больше не способен грешить, а то, что он больше не порабощен грехом; он больше не безнадежный грешник. Свобода от греха, о которой говорит здесь Павел, не долгосрочная цель или недостижимый идеал, а уже свершившийся факт. Каждый без исключения человек, который верит в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя, «освободился от греха и стал рабом Богу». Ясно, что одни верующие более верны и покорны, чем другие, но христиане в равной степени освобождены от зависимости от греха и в равной степени «стали рабами Богу», в равной степени получили святость и жизнь вечную.

Непреложные истины

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (6:23)

В этом стихе выражены две непреложные истины. Первая — «возмездие за грех — смерть». Духовная смерть заслужена. Это справедливая и законная расплата за жизнь, в которой есть грех, а такой есть любая жизнь без Бога.

Вторая непреложная истина состоит в том, что бесплатный дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Спасение нельзя заслужить делами, человеческой добродетелью, религиозными обрядами или любыми другими делами, которые может совершать человек. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9).

Если человек хочет того, чего он заслуживает — вечной смерти — Бог даст ее, как справедливое возмездие. И если человек хочет того, чего он незаслуживает — вечной жизни — Бог также предложит ее, но как дар, единственный источник которого — Христос Иисус, наш Господь.

В этом кульминация сказанного Павлом в 6-ой главе Послания к Римлянам: Иисус Христос — единственный путь от греха к праведности, от проклятия к спасению, от вечной смерти к вечной жизни.

Представ перед синедрионом вскоре после праздника Пятидесятницы, Петр смело провозгласил ту же самую истину, свидетельствуя, что «нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11-12). Неверующим фарисеям Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько б их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но вы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Иоан. 10:7-9). Во время беседы в горнице Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан. 14:6).

Известный немецкий пастор и богослов Дитрих Бонхоффер был заключен нацистами в тюрьму, находился в ней несколько лет и был казнен незадолго до окончания 2-ой мировой войны. В своей книге «Цена апостольства» он написал приведенные ниже проницательные слова о том, что он называл «евангелием уцененной благодати»:

«[Уцененная благодать] означает оправдание греха без оправдания кающегося грешника, который отрывается от греха и от которого отрывается грех. «Уцененная благодать» — это не разновидность прощения греха, которая освобождает нас от бремени греха… «Уцененная благодать» — это благодать без апостольства, без Креста, без Иисуса Христа.

…[Бесценная благодать, напротив] — это влечение за Иисусом Христом, в Котором христианин оставляет свои путы и следует за Ним… Когда [Мартин Лютер] говорил о благодати, [он] всегда подразумевал как само собой разумеющееся, что это стоит ему его собственной жизни, той жизни, которая теперь абсолютно подвластна Христу… Счастливы те, кто, зная эту благодать, может жить в мире, не принадлежа ему; кто, следуя за Иисусом Христом, настолько уверен в своем небесном гражданстве, что они действительно вольны жить своей жизнью в этом мире» ([New York: Macmillan, 1959], стр. 47, 53, 60).

Только Сын Божий мог заплатить цену спасения. Но Он призывает Своих последователей заплатить цену ученичества. «Если кто хочет идти за Мною, — говорил Иисус, — отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф. 16:24-25).

Лука увековечивает тему о цене ученичества, когда приводит слова Иисуса в 14:26-33:

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

Наш Господь приводит две притчи о жемчужине и сокровище на поле (Матф. 13:44-46), и в обоих случаях человек продает все, что имеет, чтобы сделать покупку.

Иисус Христос не ищет людей, которые хотят прибавить Его к своим грехам как страховку против ада. Он не ищет людей, которые хотят приложить Его высокие нравственные принципы к своей духовно падшей жизни. Он не ищет тех, кто желает лишь внешнего преобразования и улучшения своей прежней природы.

Иисус Христос призывает к Себе тех, кто хочет быть внутренне преобразован Им; тех, кто желает, чтобы по Его образу и подобию была создана абсолютно новая природа. Он призывает к Себе тех, кто хочет умереть вместе с Ним, чтобы быть воскрешенным вместе с Ним; тех, кто хочет для Его праведности оставить свое рабство греху. И когда люди приходят к Господу, выполняя Его условия, Он изменяет их судьбу, заменяя вечную смерть вечной жизнью.