31. Жизнь по Духу (часть 3)

Дух подтверждает наше усыновление

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий; Потому что вы не приняли духа рабства, чтоб опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий (8:14-16)

Это одно из самых ценных и прекрасных мест во всем Св. Писании. Используя образ усыновления, Павел говорит о близких и непрерывных взаимоотношениях верующих с Богом — взаимоотношениях любимого ребенка и любящего Отца.

В этих стихах Павел продолжает открывать, как Бог подтверждает, что верующие навечно связаны с Ним как Его дети, свидетельствуя, что Его Дух ведет нас, соединяет с Богом и дарует внутреннюю уверенность. Эти три аспекта уверенности тесно связаны и переплетены между собой, но каждый из них представляет собой отдельную истину о труде Св. Духа в жизни верующего.

Дух ведет нас

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий (8:14)

Первое внутреннее подтверждение усыновления состоит в том, что верующий водим Духом Божиим. Человек, который действительно испытывает направляющую руку Бога в своей жизни, может быть уверен, что он — дитя Божье.

Важно отметить, какое глагольное время использует здесь Павел. «Водимые» — это перевод глагола «аго», употребленного в пассивной форме настоящего времени. Слово «водимые» не означает, однако, непрерывного водительства Св. Духом. В противном случае многие Новозаветные увещевания и предостережения, обращенные к христианам, оказались бы лишенными смысла. Но в своей основе жизнь истинного верующего характеризуется водительством Св. Духа точно так же, как и праведностью Христа.

Человек, лишь заявляющий о том, что он христианин, не обладает и не может обладать водительством Духа Божьего. Он может быть высоконравственным, совестливым, щедрым, активным в церкви и в других христианских организациях, может проявлять много других достойных похвалы свойств. Но он может говорить лишь о самостоятельных достижениях в религии или в чем-либо другом. Его жизнь может быть исключительно религиозной. Но поскольку он живет по силе плоти, то он никогда не сможет быть истинно духовным и никогда не будет иметь внутренней уверенности в Божьем водительстве и обличении.

Когда кто-нибудь признается мне, что имеет сомнения относительно своего спасения, то я часто в ответ спрашиваю, испытывал ли он когда-либо Божье водительство в своей жизни. Если этот человек отвечает «да», я напоминаю ему заверения Павла из этого стиха: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий».

Божьи дети обладают в Нем безопасностью, даже когда они не так отзывчивы и послушны Его водительству, как должны быть. Но это не означает, что дитя Божье всегда будет испытывать безопасность. Христианин, который пренебрегает изучением Св. Писания, обращением к Богу в молитве, дружбой с Божьими людьми и не стремится быть послушным Богу, неизбежно будет испытывать сомнения относительно своего спасения, потому что он безразличен к Богу и делам Божьим. Даже у послушного Божьего ребенка могут возникать сомнения относительно его взаимоотношений с Богом в периоды страданий, стыда, ошибок и разочарований. Сатана, главный обвинитель детей Божьих, всегда готов воспользоваться подобными обстоятельствами, чтобы заронить семена сомнений.

Но наш небесный Отец хочет, чтобы Его дети всегда были уверены в том, что они принадлежат Ему и защищены в Нем. Как только что сказал Павел (Рим. 8:13), человек, который добивается успеха в умерщвлении греха в своей жизни, достигает этого не своими собственными силами, то есть не силой плоти, но силой Св. Духа. Те, кто наблюдает победу над грехом в своей жизни; те, кто видит свои греховные желания и избавляется от них, могут быть уверены в том, что они сыны Божьи, поскольку лишь Божий Дух может дать победу над грехом. И когда мы начинаем понимать Библейские истины, которые долгое время были недоступны нашему пониманию; когда мы ощущаем Божье осуждение; когда мы испытываем вину перед Господом за наши грехи, то получаем Божье заверение в том, что мы сыны Божьи, потому что только пребывающий в нас Дух Божий может дать такое понимание, признание вины и благочестивое сожаление.

Наш ограниченный разум не может постичь, как Св. Дух ведет верующего, точно так же как мы не можем полностью понять сверхъестественный труд Бога. Мы, однако, знаем, что наш небесный Отец не навязывает Своим детям Свою волю. Он ищет нашего добровольного послушания, которое как таковое не может быть вынужденным. Только когда мы искренне подчиняемся Ему, наш Господь сверхъестественно преобразует нашу волю в добровольном соответствии с Его собственной.

Наш Господь спасает людей через веру в Него, и Он ведет тех, кого спасает, по тому же человеческому пути веры. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой, — читаем в книге Притчи, — Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Прит. 3:5-6). Ищущая, расположенная и покорная душа открыта для водительства Господа. Давид молился: «Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» (Пс. 24:4-5). Далее в этом же псалме он напоминает нам, что Бог «направляет кротких к правде, и научает кротких путям своим» (Пс. 24:9). В другом псалме он умоляет Господа: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10).

Исайя убеждает нас, что если мы искренне стремимся следовать воле Господа, то Он уже стоит позади нас, готовый сказать: «Вот путь, идите по нему» (Ис. 30:21). Пророк говорит не обязательно о слышимом голосе, он говорит о голосе направляемой Богом совести верующего, совести, озаренной Божьим Словом и покорной Его Духу. Исайя уверяет нас также и в том, что Господь всегда готов и желает вести Свой народ правильным путем. Пророчествуя во имя будущего воплощения Христа, пророк провозгласил: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал меня Господь Бог и Дух Его. Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:16-17). Иеремия говорил: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23). Даже дитя Божье не может понять Божью истину своим собственным умом и повиноваться ей своими собственными силами.

Божий Дух владычески ведет Своих детей многими путями. Иногда путь прямой и единственный. Но главные пути, по которым Он обещает вести нас, это пути просвещения и очищения.

По первому пути Бог ведет Своих детей к просвещению, Божественным образом проясняя Свое Слово, чтобы сделать его понятным для нашего ограниченного и все еще испорченного ума. Когда мы читаем, размышляем и молимся над Св. Писанием, пребывающий в нас Дух Божий становится нашим Божественным толкователем. Это начинается с осуждения греха и через спасительную веру ведет к истинной христианской жизни.

Хотя в Иосифе не пребывал Св. Дух, как в верующих Нового Завета, даже языческий египетский правитель считал его человеком, в котором был Дух Божий. Поэтому «сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты» (Быт. 41:38-39).

Верующий Ветхого Завета, написавший Пс. 118, в котором так красиво прославляется Божье Слово, знал о том, что он нуждается в Божественной помощи Господа для того, чтобы понимать Слово и повиноваться ему. Каждый верующий должен постоянно молиться вместе с псалмопевцем: «Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее» (Пс. 118:35), и «Утверди стопы мои в слове Твоем, и не дай овладеть мною никакому беззаконию» (Пс. 118:133).

Незадолго до того, как Его предали и арестовали, Иисус в беседе с апостолами говорил: «Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14:25-26). Это обещание имело особое значение для апостолов, которые станут единственными авторитетными свидетелями Его истины после Его вознесения обратно на небеса. Но это обещание касается и всех верующих после Пятидесятницы. С того времени в каждого верующего вселяется Святой Дух Христа, служение Которого призвано пролить нам Божественный свет на духовные истины, которые, в противном случае, будут недоступны нашему пониманию.

Во время одного из Своих явлений после воскресения Иисус сказал оставшимся одиннадцати апостолам: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:44-45). И снова слова Иисуса имели исключительное значение для апостолов, но таким же путем Господь просветляет умы всех Своих учеников «к уразумению Писаний».

Ап. Павел молился о ефесских верующих: «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Ефес. 1:17-19). Позже в этом же послании Павел возносит подобную молитву, прося, чтобы Бог дал «вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (3:16-19).

Ап. Павел уверял верующих в Колоссах, что «мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол. 1:9). Его преданность им снова проявилась в нежных словах: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (3:16).

Пожалуй, наиболее полное описание просветительного труда Св. Духа содержится в первом послании Павла в Коринф. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, — утверждает он, — потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо Кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:14-16). Другими словами, даже Божьи дети не могли бы понять Слово своего небесного Отца без просветительного труда Его Духа в них.

Второй важнейший путь, по которому Св. Дух ведет Божьих детей, это путь освящения. Святой Дух не только просвещает наши умы, чтобы мы понимали Св. Писание, но и Божественно содействует нам в послушании ему, и это послушание становится еще одним свидетельством нашего спасения. Смиренное дитя Божье знает, что не может своими собственными силами угодить своему Господу. Но верующий также знает, что когда он искренне трудится, выполняя Господню работу в соответствии с заповедями и законами Св. Писания, Св. Дух благословит такую работу, и это благословение намного превосходит то, которого мог бы достичь верующий своими собственными силами. Именно тогда наш небесный Отец глубоко удовлетворен нами, но не за наши достижения, а за то, что мы дали возможность Ему совершить в нас и через нас Его труд. Не наша работа сама по себе, но наш дух послушания Ему и доверия к Нему, когда мы выполняем Его работу, приносит радость сердцу нашего небесного Отца.

Через наше верное послушание мы испытываем милостивый труд Св. Духа в нашей жизни. И как в случае с Его Божественным просвещением, Его Божественный труд очищения дает нам уверенность в том, что мы действительно сыны Божьи.

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, — призывал Ап. Павел галатов. — Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:16-17). Далее он говорит, что поскольку «мы живем духом, то по духу и поступать должны» (ст. 5:25).

Как и в случае с просвещением или любым другим Божьим действием, мы не можем в точности понять, как Бог совершает в нас Свой очистительный труд. Мы просто знаем из Его Слова и часто из нашего опыта, что Он совершает в нас и через нас такую духовную работу, которую невозможно выполнить собственными силами. Часто мы осознаем деятельность Св. Духа лишь впоследствии. Так мы видим Его очистительную силу, приносящую в нашей жизни плоды, выросшие из семян, посаженных намного раньше. Мы также обладаем благословенной гарантией, что хотя мы и не всегда осознаем работу Св. Духа в нас, Он всегда совершает в нас Свой Божественный труд. Он не только дает нам духовную жизнь и поддерживает ее, Он Сам есть наша духовная жизнь.

Наш небесный Отец страстно желает, чтобы Его дети подчинились водительству Его Духа ради Его славы и ради их духовной плодотворности, благополучия и мира.

Дух обеспечивает нам доступ к Богу

Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (8:15)

Второе подтверждение Св. Духом нашего усыновления как Божьих детей — это освобождение нас от духа рабства, который неизбежно снова приводит к страху. В Послании к Евреям нам сказано, что поскольку Божьи «дети причастны плоти и крови, то и Он [Христос] также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15).

Как бы изощренно грешники не скрывали или отрицали реальное положение дел, они постоянно испытывают страх, потому что постоянно живут в грехе и, следовательно, постоянно находятся под Божьим осуждением. Рабство греха приводит к рабству страха, и одна из милостивых забот Св. Духа — освободить Божьих детей от того и другого рабства.

Павел напоминал Тимофею, что наш небесный Отец «дал нам… духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). Ап. Иоанн уверяет нас, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1 Иоан. 4:18).

В этом месте Послания к Римлянам Павел подчеркивает не столько сам процесс усыновления, сколько уверенность в нем верующего. Благодаря возрождающему труду Св. Духа, мы не только действительно и навсегда усыновлены Богом, но и получили дух усыновления. То есть Бог дает Своим детям познание того, что они — Его дети. Поскольку Его Дух пребывает в наших сердцах, наш дух осознает, что мы всегда обладаем привилегией обратиться к Богу как нашему возлюбленному Отцу.

Слово «усыновление» наполнено любовью, милостью, состраданием и подчеркивает близкие взаимоотношения. Усыновление состоит в том, что муж и жена решают принять в свою семью как своего ребенка мальчика или девочку, которые не их физические потомки. Когда это действие совершено с соблюдением всех требований закона, усыновленный ребенок получает все права и преимущества члена семьи.

Первое усыновление, упомянутое в Св. Писании, это усыновление Моисея. Когда фараон приказал убить всех еврейских мальчиков, то мать Моисея положила его в водонепроницаемую корзинку и спрятала в зарослях тростника на Ниле. Когда дочь фараона пришла со своими служанками купаться на реку, она увидела корзинку и повелела одной из рабынь достать ее. Она сразу же сообразила, что это еврейский младенец, но сжалилась над ним. Сестра Моисея Мариамь, которая следила за ними, предложила, по научению матери Моисея, найти кормилицу для ребенка. С одобрения дочери фараона Мариамь привела свою собственную мать, которой заплатили за то, чтобы она взяла Моисея домой и выкормила его. Маленьким мальчиком Моисей был взят во дворец и усыновлен дочерью фараона (см. Исх. 2:1-10).

Поскольку родители Есфирь умерли, то она была удочерена своим дядей Мордохеем, который любил ее и ухаживал за ней, как отец (см. Есф. 2:5-11).

Возможно, наиболее трогательное усыновление, о котором сказано в Ветхом Завете, это усыновление Мемфивосфея, хромого сына Ионафана и единственного потомка Саула. Когда царь Давид узнал о Мемфивосфее, он отдал ему все земли, принадлежавшие его деду Саулу и оказал честь сыну своего самого дорогого друга Ионафана, пригласив его есть за царский стол в иерусалимском дворце (см. 2 Цар. 9:1-13).

Дочь фараона усыновила Моисея из жалости и сострадания. И хотя Мордохей нежно любил Есфирь, ее удочерение было вызвано также семейным долгом. Но усыновление Мемфивосфея Давидом объясняется только его милостивой любовью. Усыновление Мемфивосфея Давидом во многом подобно усыновлению верующих Богом. Давид проявил инициативу в поисках Мемфивосфея и в приглашении его во дворец. И хотя Мемфивосфей был сыном ближайшего друга Давида, он был также внуком и единственным наследником Саула, который многократно пытался убить Давида. Будучи хромым на обе ноги, Мемфивосфей не мог оказать Давиду какую-либо значительную услугу; он мог лишь принимать его владыческую щедрость. Само имя Мемфивосфей означает «позорная вещь», кроме того, он много лет жил в Лодеваре, что означает «бесплодная земля» (буквально «нет пастбища»). Давид привел этого изгнанника за свой стол как своего собственного сына и милостиво подарил ему великолепное наследство, на которое тот не имел законных прав.

Это прекрасный пример духовного усыновления, которое заключается в том, что Бог по Своей собственной инициативе милостиво и с любовью ищет не заслуживающих этого людей и делает их Своими детьми только на основе их веры в Его истинного Сына Иисуса Христа. Вследствие их усыновления верующие получат все наследие Сына. Всем христианам Бог провозглашает: «Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17-18). Павел дает нам невыразимо прекрасную уверенность в том, что Бог предопределил «усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес. 1:5).

Сегодня для некоторых людей само понятие усыновления означает более низкое положение в семье. Однако в римской культуре во времена Павла усыновленный ребенок, особенно сын, занимал подчас даже более высокое положение и обладал большими привилегиями, чем настоящие дети. По римским законам отец обладал абсолютной властью над детьми. Если он был разочарован способностями, характером или какими-нибудь другими чертами своего настоящего сына, он искал мальчика, которого можно было бы усыновить и который имел бы желаемые качества. Если мальчик хорошо проявлял себя, отец предпринимал необходимые юридические шаги, чтобы усыновить его. После смерти отца приемный сын, которому отец покровительствовал, иногда получал титул отца, большую часть состояния и был главным представителем рода. Из-за своей очевидной важности процесс усыновления в Риме включал несколько тщательно оговоренных юридических шагов. Первый из них состоял в прекращении всяких юридических и социальных связей мальчика с настоящей семьей, а второй — в том, что мальчика навсегда определяли в новую семью. Кроме того, все предыдущие долги и обязательства аннулировались, как если бы их не было. Чтобы процесс был законным, было необходимо присутствие семи достойных уважения свидетелей, которые могли бы в случае необходимости подтвердить усыновление после смерти отца.

Павел, несомненно, хорошо знал об этом обычае и, возможно, думал о нем, когда писал эту часть Послания к Римлянам. Он убеждает верующих в чудесной истине о том, что они действительно усыновлены Богом и, благодаря этому безмерно милостивому родству, обладают полным правом взывать «Авва» к Богу как к своему небесному Отцу, подобно тому, как каждый ребенок обращается к своему земному отцу. То обстоятельство, что верующие обладают непреодолимым желанием взывать в сокровенной молитве и хвале к своему любящему Отцу, а также стремятся к общению с Богом, свидетельствует о пребывании в них Святого Духа, что служит доказательством спасения и дает уверенность в вечной жизни.

«Авва» — это неформальное арамейское слово, обозначающий «отец» и подчеркивающее близость, нежность, доверие и абсолютное отсутствие страха или опасений. Современный эквивалент этого слова — «папа». Когда Иисус страдал в Гефсиманском саду перед тем, как принять на Себя грехи мира, Он употребил это нежное слово в молитве: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Марк 14:36).

Когда мы спасены, наша прежняя греховная жизнь полностью аннулируется с точки зрения Бога, и мы не имеем больше оснований бояться греха или смерти, поскольку Христос победил этих великих врагов ради нас. В Нем нам дана новая Божественная природа, и мы названы настоящими детьми Бога со всеми связанными с этим благословениями, преимуществами и наследием. И пока мы лицом к лицу не предстанем перед нашим Господом, Его Святой Дух будет непрестанно свидетельствовать о подлинности принятия нас в семью Божью.

Мысль о том, что христиане — усыновленные дети Божьи, ясно осознавалась современниками Павла и вызывала восхищение и уважение. В своем послании в Ефес апостол торжествует: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес. 1:3-5). За бесчисленное множество лет до того, как Он создал первого человека по Своему Божественному образу и подобию, Бог владычески избрал каждого верующего Своим возлюбленным и вечным дитем!

Следует помнить, что термин «усыновление», каким бы чудесным он ни был, не полностью описывает Божий труд спасения. Верующий также очищается от греха, избавляется от наказания за грех, духовно возрождается, оправдывается, очищается и, в конце концов, прославляется. Но те, кто спасен благодаря вере в Иисуса Христа вследствие действия Его благодати, не имеет более высокого звания, чем звание усыновленного чада Божьего. Это звание указывает на их право разделить с Христом все наследие. Поэтому далеко не случайно, что Павел начинает и заканчивает эту главу с обращенных к верующим заверений, что они больше не находятся под Божьим осуждением и никогда не смогут снова попасть под него (см. 8:1,38-39).

Святой Дух дает нам уверенность

Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий (8:16)

Чтобы дать нам дополнительную уверенность в нашем вечном родстве с Ним, Божий Святой Дух «свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий». Подобно тому, как в Риме свидетели усыновления были обязаны свидетельствовать о его законности, Сам Св. Дух постоянно присутствует в нас, чтобы обеспечивать внутреннее свидетельство нашего Божественного усыновления. Он, конечно, делает это через внутреннюю работу просвещения и освящения, так же как и через стремление к общению с Богом.

Но здесь Павел не подразумевает, что какой-то таинственный тихий голос скажет, что мы спасены. О спасении можно, скорее, узнать по плоду духа (Гал. 5:22-23), который, будучи производимым Св. Духом, дает верующему уверенность. О спасении можно судить по силе в служении (Деян. 1:8); когда ее испытывают, то это становится доказательством присутствия Св. Духа, а следовательно, дает уверенность в спасении.

Когда верующие любят Бога, испытывают глубокую ненависть к греху, отвергают мир, страстно желают возвращения Христа, любят других христиан, получают ответ на свои молитвы, различают истину и заблуждение, хотят быть подобными Христу и делают на этом пути успехи, то труд Св. Духа очевиден, и эти верующие обладают свидетельством того, что они действительно дети Божьи.

Пуританский пастор 19-го столетия Билли Брей, кажется, никогда не испытывал недостатка в таком внутреннем свидетельстве. Он был обращен и оставил жизнь пьяницы и дебошира, когда прочитал книгу Джона Буньяна «Видения небес и ада». Он был настолько осчастливлен Божьей благодатью и добротой, что сказал: «Я не могу удержаться от молитвы Господу. Когда я иду по улице и поднимаю одну ногу, мне слышится: «Слава». Когда я поднимаю другую ногу, мне слышится: «Аминь». И так продолжается все время, пока я иду».

Всякий раз, когда мир, другие христиане или мы сами спрашиваем себя, действительно ли мы спасены, то мы можем, помня о пребывающем в нас Св. Духе, задать этот вопрос своему сердцу. Уверенность в спасении — один из самых драгоценных для нас результатов Его труда.

Ап. Иоанн произносит такие ободряющие слова: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот, по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог» (1 Иоан. 3:18-20а). Это объективное доказательство того, что мы в действительности Божьи дети. Затем Иоанн напоминает нам о субъективном доказательстве, которое предоставляет нам милостивый Господь: «Потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (ст. 20б-21).