Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Римлянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 44783 Все тексты автора Джон МакАртур
32. Святой Дух дает залог нашей славы (часть 1)
Несравненная польза славы
А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (8:17-18)
Осознанно или нет, но каждый истинный христианин живет в свете славы и в надежде на славу. Эта надежда, возможно, лучше всего выражена Ап. Иоанном в его 1-ом Послании: «Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2). Вследствие нашей совершенной веры в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя, Бог милостиво усыновил нас как Своих детей, и однажды мы «будем подобны Ему», как совершенный, безгрешный Сын Божий, Который принял на Себя наши грехи, чтобы мы могли разделить не только Его праведность, но и Его славу!
Кроме того, что Он освобождает верующих от греха и смерти (Рим. 8:2-3), дает им возможность выполнить Божий закон (ст. 4), изменяет их сущность (ст. 5-11), дает им силы победить (ст. 12-13) и подтверждает их усыновление как Божьих детей (ст. 14-16). Святой Дух обеспечивает их славу в будущем (ст. 17-30). В ст. 17-18 Ап. Павел акцентирует внимание на несравненной духовной пользе, приносимой верующим Божественной славой, которая им обещана.
Можно различать, но невозможно разделить различные аспекты и этапы спасения, о которых говорит Библия, — духовное возрождение, рождение свыше, оправдание, освящение и прославление. Ни одно из этих понятий не может существовать без других. Они неразрывно сплетены в цельную ткань Божьего владыческого труда искупления.
Поэтому спасение не может исчезнуть между оправданием и прославлением. Следовательно, не существует оправдания без прославления. «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Оправдание — это начало спасения, а прославление — его завершение. Раз начав его, Бог не будет его останавливать, и никакая сила во вселенной не способна сделать это. «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Во время Своего земного служения Иисус однозначно заявлял: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон… Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день; воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:37, 39-40).
Поскольку человек был создан по образу и подобию Божьему, он наделен чудесной сущностью. До грехопадения он был без греха и каким-то образом, о котором умалчивает Св. Писание, излучал славу своего Создателя. Но когда Адам пал из-за несоблюдения единственного указания Бога, человек утратил не только свою безгрешность и невинность, но также славу и сопутствующее ей достоинство и честь. Именно по этой причине все люди теперь «лишены славы Божией» (Рим. 3:23).
Падшие люди, кажется, знают о том, что они лишены славы, и часто неутомимо пытаются добыть ее для себя. Современное навязчивое стремление достигнуть уважения к себе — это трагическое отражение греховных и бесполезных человеческих усилий обрести славу в отрыве от святости.
Основная цель спасения состоит в том, чтобы простить и очистить людей от их грехов, возвратить для них Божью славу и этим принести Богу еще большую славу через владыческое действие благодати. Однако слава, которую верующим предназначено получить через Иисуса Христа, намного превосходит славу, которой человек обладал до грехопадения, поскольку совершенство намного превосходит невинность. Прославление указывает на завершенность и совершенный характер спасения. Поэтому, как справедливо заметил ныне покойный британский пастор и богослов Мартин Ллойд-Джонс в своем толковании этого текста, спасение не может остановиться прежде достижения абсолютного совершенства, иначе это не спасение. Указывая на эту же истину, Павел говорил филиппийским верующим: «Уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6).
Спасение приносит постоянное возрастание в Божественной славе, пока она не достигнет совершенства в подобии Самому Иисусу Христу. «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Св. Дух ведет нас от одного уровня славы к другому. Это часть Его служения нам во время нашей жизни на земле.
Повествуя о несравненной пользе, которую верующие имеют благодаря Богом дарованной им славе, Ал. Павел сначала говорит о наследниках (8:17а), затем об источнике (ст. 17б), мере (ст. 17в), доказательстве (ст. 17г) и, наконец, о несравненности славы (ст. 18).
Наследники славы
А если дети, то и наследники (8:17а)
Сказанное в Рим. 8:17-18 о славе верующих тесно связано с усыновлением их как Божьих детей (см. ст. 14-16). Как ясно из предыдущего, слово «если» в ст. 17 указывает не на вероятность или сомнение, а на реальность и причинную связь, и можно было бы перевести как «почему». Иными словами, поскольку все верующие обладают водительством Св. Духа (ст. 14) и Его свидетельством (ст. 17) о том, что они действительно дети Божий, то они также и наследники.
Небесные ангелы служат не только непосредственно Богу, но также и верующим, потому что верующие — Божьи дети и наследники. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» — звучит риторический вопрос в Послании к Евреям (1:14). Вследствие нашей веры в Его Сына Иисуса Христа Бог Отец призвал «нас к участию в наследии святых во свете» (Кол. 1:12).
Как видно из предыдущей главы, описание Павлом усыновления скорее соответствует римским, а не еврейским законам и традициям. Этого можно было ожидать, потому что Павел писал верующим в Риме. И хотя многие из них, без сомнения, были евреями, их семьи, возможно, жили там уже несколько поколений, и они знали римские обычаи так же хорошо, как и еврейские.
По еврейским традициям старший сын обычно получал двойную часть отцовского наследства. В римском обществе, напротив, хотя отец и обладал правом завещать одному из детей больше, чем другим, обычно все дети получали одинаковое наследство. И по римским законам унаследованное имущество было более защищенным, чем купленное или заработанное. Возможно, следуя этим римским обычаям и законам, Павел подчеркивает здесь равенство Божьих детей и защищенность их усыновления.
Павел говорил галатам: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29; ср. 4:7). Здесь, говоря о духовном наследии, Павел ссылается на Авраама, отца «всех верующих» (Рим. 4:11), как на прототип усыновленного ребенка и наследника Божьего.
Источник славы
наследники Божии (8:17б)
Источник несравненной славы верующих — Бог, их небесный Отец, Который усыновил их, как Своих собственных детей и наследников. Павел уверял колосских христиан: «От Господа получите наследие» (Кол. 3:24). Это наследие лишь Божье, и Он владычески дарует его без исключения всем тем, кто стал Его детьми и наследниками через веру в Его Божественного Сына Иисуса Христа.
В Своем описании суда над овцами и козлами в последние дни Иисус открывает поразительную истину о том, что наше наследие с Ним было предопределено Богом от создания мира! «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «прийдите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Матф. 25:34). Бог усыновил Своих детей не в результате раздумий по прошествии некоторого времени, а в соответствии со Своим заранее предопределенным замыслом искупления, который берет свое начало еще прежде сотворения мира.
Ценность наследства определяется богатством того, кто завещает его, и наследие христиан — от Создателя, Вседержителя и Властелина мира. Бог не только источник нашего наследия, но Он Сам есть наше наследие. Из всего, что есть во вселенной, самый драгоценный — это Сам Создатель вселенной. Псалмопевец провозглашал: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). Иеремия писал: «Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него» (Пл. Иер. 3:24). В своем видении на острове Патмос Иоанн услышал «громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). Наибольшее благословение, которое Божьи дети будут иметь на небесах, это вечное присутствие с ними их Бога.
Мера славы
сонаследники же Христу (8:17в)
Многие из нас наследники тех, кто обладает очень малым земным имуществом, и наше человеческое наследство будет невелико, а возможно, его и вовсе не будет. Но точно так же, как безграничны Божьи возможности, безгранично и наше духовное наследие, поскольку как Его сонаследники мы разделяем все, что наследует истинный Сын Божий, Иисус Христос.
Павел торжествует: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах… в Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Ефес. 1:3, 11). Бог Отец поставил Иисуса Христа «наследником всего» (Евр. 1:2), а поскольку мы сонаследники Ему, то нам предназначено получить все, что получает Он!
В соответствии с земной арифметикой, если каждый наследник получает наследство в равной доле с остальными, то на каждого приходится лишь некоторая часть всего наследства. Но небеса не имеют таких ограничений, и каждоеусыновленное дитя Божье получит полное наследие с Сыном. Все, что получает Христос по Божественному праву, мы получим по Божественной благодати. Притча о работниках в Матф. 20:1-16 — пример такой благодати — показывает, что все, кто служит Богу, получат одинаковую вечную награду, независимо от различий в их служении.
Верующие однажды войдут в вечную радость их Господина (Матф. 25:21), Который для этой радости «претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2). Верующие будут сидеть с Христом на небесном престоле и править вместе с Ним (Откр. 3:21; ср. 20:4; Лук. 22:30), вечно неся образ их Спасителя и Господа (1 Кор. 15:49; 1 Иоан. 3:2). Бесконечна «благодать Господа нашего Иисуса Христа… Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). В Своей великой первосвященнической молитве Иисус говорит Своему Отцу о невероятной и потрясающей истине, которая заключается в том, что каждый, кто верит в Него, будет с Ним и разделит всю Его славу: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Иоан. 17:22). Мы не вторгаемся в прерогативы Христа, поскольку по Своей милостивой воле Он Сам ниспослал нам Свою славу и просит Своего Отца утвердить этот дар.
Это не означает, что верующие станут богами, как утверждают некоторый культы, но благодаря нашему общему наследию с Христом мы получим все благословение и величие, которое имеет Бог. «Оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7). Иисус Христос «есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15).
Христианин, который не ожидает с нетерпением Второго Пришествия Христа и не живет в соответствии с волей Христа, слишком связан с этой землей. Но, согласно Божьему Слову, лишь те верующие, которые обладают вечной будущностью, которые в действительности Божественно расположены, могут быть полезны Ему на земле, потому что они свободны от земных желаний и побуждений, которые мешают послушанию многих Его детей. Верные христиане — это плодотворные христиане, и они знают, что их настоящее жительство на небесах (Фил. 3:20) и что их наследие — это Божьи обетования (Евр. 6:12), Который не может обмануть и Который всегда точно выполняет Свои обещания.
Когда Павел был вознесен до третьего неба, его посетило видение и он услышал изречения, которые невозможно выразить человеческим языком (2 Кор. 12:2-4). Даже вдохновляемый Богом апостол был не в состоянии описать великолепие, величие и славу Небес. Тем не менее, каждый верующий однажды не только увидит и поймет эти Божественные чудеса, но и будет их соучастником.
«И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист», — говорит нам Ап. Иоанн (1 Иоан. 3:3). Надежда и ожидание соучастия в Божьей славе должны побуждать каждого верующего посвятить себя непорочной жизни во время своего пребывания на земле. Лишь святая жизнь полностью угодна Богу и лишь святая жизнь достойна принять наследие Господа.
Однажды все на земле погибнет и исчезнет, потому что вся земля осквернена и развращена. Но по великому и чудесному контрасту каждый верующий однажды получит наследство — нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся для него на небесах (см. 1 Пет. 1:4). Нынешняя земная жизнь верующих — это лишь преддверие «к той благодати, в которой стоим», и наша конечная надежда и радость — в надежде славы Божьей (Рим. 5:2). Благодаря своей постоянной уверенности в этом грядущем наследии Павел мог сказать: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Фил. 4:12). Именно в свете нашего главного Божественного наследия Иисус предостерегал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:19-21).
Доказательство славы
если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (8:17г)
Как и в начале этого стиха, «если» указывает в этом месте не просто на возможность, но на существующий факт, и было бы лучше сказать «потому что» или «так как». Павел высказывает необычную для земного ума мысль о том, что нынешнее доказательство будущей славы верующих приходит через страдания за Господа. Поскольку мы с Ним страдаем, то знаем, что с Ним и прославимся. Иисус завершает заповеди блаженства на той же ноте: Он дает двойное обещание благословения для тех, кого преследуют за истину, то есть за Него (Матф. 5:10-12).
Поскольку существующая мировая система находится во власти сатаны, мир презирает Бога и Божьих людей. Поэтому преследования неизбежны: от простого словесного оскорбления до физических пыток ни один верующий не застрахован от того, что ему придется платить за свою веру. Когда мы страдаем, испытывая издевательства, презрение, насмешки или какое-нибудь другое преследование за наши взаимоотношения с Иисусом Христом, то мы принимаем это несчастье как Божественное доказательство того, что мы действительно принадлежим Христу, и наша надежда на небесную славу не тщетна и что, в конце концов, мы будем прославлены с Ним.
Многие из Божьих обещаний не относятся к тому, что мы считаем «положительным». Иисус обещал: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Матф. 10:24-25). Павел обещал, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12; ср. 2:11). Ап. Петр имеет в виду это же обещание преследований в своем 1-ом Послании: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10). Страдания — неотъемлемая часть процесса духовного созревания, и Петр предполагает, что каждый истинный верующий испытает некоторые страдания за Господа. Те, кто будет царствовать с Христом в будущей жизни, получат награду за свои страдания за Него в земной жизни.
Павел заявляет с уверенностью и радостью: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4:8-11). Павел был готов страдать ради своих братьев верующих и ради тех, кто нуждался в вере, но его главным побуждением к страданию была слава, которую приносят его страдания Богу. «Ибо все для вас, — продолжает он, — дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» (ст. 15). Кроме того, он страдал и ради себя, потому что знал, что его муки ради Христа будут увеличивать его собственную пользу. «Посему мы не унываем, — говорил он, — но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (ст. 16-17).
Чем больше верующий страдает ради Господа в этой жизни, тем больше будет его слава на Небесах. Иисус пояснил это в Матф. 20:21-23, когда сказал Иакову, Иоанну и их матери, что положение в будущем Царстве будет зависеть от величины чаши страдания и унижения, испитой здесь и сейчас. Подобно связи между работой и вознаграждением (см. 1 Кор. 3:12-15), духовное качество нашей земной жизни будет неким Божественно предопределенным образом влиять на качество нашей небесной жизни. Следует добавить, что поскольку главное предназначение верующих — прославлять Бога, то очевидно, что наша небесная награда и слава, в сущности, будут средством Его прославления.
Страдания в этой жизни порождают поступки, отражающие истинное состояние души. Бог допускает страдания, чтобы привести верующих к зависимости от Него — как свидетельству их истинного спасения.
Страдания за нашу веру не только свидетельствуют о том, что мы принадлежим Богу и неизбежно будем на небе, но они также — подготовка к небесам. Вот почему Павел так желал принять «участие в страданиях Его, сообразуясь смертью Его» (Фил. 3:10), и был так тверд, стремясь «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (ст. 14).
Чем больше мы страдаем ради Христа на земле, тем больше полагаемся на Него, а не на свои собственные возможности, и тем больше мы проникаемся Его силой. Страдание за Христа приближает нас к Нему. Наши страдания ради Него дают нам также возможность лучше оценить страдания, которые Он терпел ради нас во время Своего пребывания на земле. Насмешки, неприязнь, гонения, потери, заточение в темницу, физическая боль или смерть, которые нам, возможно, придется испытать ради Христа, — ничто в сравнении с тем, что мы получим. Как уже было сказано, эти страдания, независимо от того, насколько суровыми они кажутся в данный момент, не более чем кратковременные, легкие страдания, которые производят «в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).
Наше возрождение, данная нам через воскресение Христа надежда на обретение нетленного наследия с Ним, наша защищенность Божьей силой дают нам повод к радости (см. 1 Пет. 1:3-6а). Однако апостол затем напоминает своим читателям, что «поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (ст. 6б-7).
Наша вечная способность прославлять Бога на небесах будет зависеть от нашей готовности страдать ради Него во время нашего пребывания на земле. Как уже’ было сказано, всевозможные преследования для истинного верующего не просто вероятные, а абсолютно неизбежные. «Если мир вас ненавидит, — уверяет Иисус Своих последователей, — знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше; но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Иоан. 15:18-21).
Занимать твердую Библейскую позицию ради Христа, значит обречь себя на некоторое противодействие, отчуждение, страдание или отвержения со стороны мира. К сожалению, это часто вызывает критику со стороны тех, кто претендует на знание Бога, но своими поступками отрицает Его (Тит. 1:16).
Тем не менее, мы обладаем также чудесной гарантией Господа — ничто из выстраданного нам ради Него не принесет нам длительного вреда, поскольку «по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5). Мы не имеем большей привилегии и большей гарантии славы, чем страдание ради Христа.
Проповедь так называемого «евангелия здоровья, богатства и процветания», которая так сильно распространена сегодня, — это не истинное благовествование Христово, а мирская проповедь. Добрая, на первый взгляд, весть этого мира предлагает временное избавление от проблем и сложностей. Благая весть Христа содержит обещание страданий ради Него.
Несравненность славы
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (8:18)
«Логизомаи» (думать) буквально означает выполнять числовые подсчеты. В переносном смысле — так, как оно употреблено здесь, — слово означает построение определенных выводов путем тщательного изучения и рассуждений. Ап. Павел не просто предполагает, но решительно утверждает, что любые страдания ради Христа — это низкая цена за милостивые преимущества, получаемые за эти страдания. Нынешние временные страдания, то есть страдания сейчас, на земле, «ничего не стоят в сравнении с той славою, которая откроется в нас».
В Новом Завете слово «патема» (страдание) используется для обозначения как страданий Христа, так и страданий верующих ради Него. Ал. Петр призывает противостоять сатане: «Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Пет. 5:9). Павел уверяет христиан: «Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим; и надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешение и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях (наших), так и в утешении» (2 Кор. 1:6-7).
Иисус Христос — наивысший и совершенный пример страдания за праведность. «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил чрез страдания» (Евр. 2:10). Точно так же, как страдание было необходимо для послушания Христа Своему Отцу, оно необходимо для нашего послушания Христу.
Те, кто не знает Христа, не имеют надежды в страдании. Какими бы не были причины их страдания, оно не ради Христа или праведности, и поэтому не может принести им ни духовного благословения, ни славы. Те, кто живет лишь теперешней жизнью, не могут надеяться ни на какое освобождение от зла, ни на какое успокоение души. Их боль, одиночество и страдания не служат никаким Божьим целям и не приносят никакого Божьего вознаграждения.
Христиане, напротив, обладают великой надеждой не только на то, что их страдания в конце концов закончатся, но что эти страдания увеличивают их вечную славу. Задолго до воплощения Христа пророк Даниил говорил о славе верующих, как о светилах на тверди и звездах во веки, навсегда (см. Дан. 12:3).
Наши страдания, как страдания последователей Христа, исходят от людей, тогда как наша слава — от Бога. Наши страдания — земные, тогда как наша слава — небесная. Наши страдания кратковременны, тогда как слава — вечна. Наши страдания незначительны, тогда как слава — безгранична. Наши страдания — в смертных и тленных телах, тогда как наша слава — в наших совершенных и нетленных телах.