Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Римлянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 44945 Все тексты автора Джон МакАртур
6. Несоответствие Израиля (часть 2)
Неведение о предусмотрении Христа Неведение о месте веры
Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (10:4-10)
Как подчеркивает Павел в первых трех стихах 10-й главы, евреи его дней были в неведении о личности Бога, в частности, о Его совершенной святости и праведности. Следовательно, они также были в неведении о Божественном требовании святости, которое Он предъявляет к людям. Во всяком случае, Божье требование в отношении Израиля было выше, чем в отношении язычников, потому что Израиль обладал большой привилегией и большим преимуществом, потому что «ему вверено слово Божие (Рим. 3:2), а также при Ветхом Завете израильтянам принадлежат «усыновление и слава, и заветы и законоположения, и богослужения и обетования» (9:4).
Однако, гордая заносчивость привела евреев к непониманию «праведности Божией», и они силились поставить «собственную праведность» (10:3). Как уже указал Павел, «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона» (9:31-32).
Израиль был в неведении о предусмотрении Христа
Потому что конец закона — Христос, к праведности (10:4а)
По причине этого заносчивого самодовольства и самоправедности евреи были слепы перед прекрасной истиной Нового Завета о том, что конец закона — Христос, к праведности. «Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна» (Рим. 9:32-33; ср. Ис. 8:14-15; 28:16). Как и провозгласил Иисус Христос, «камень преткновения», в самом начале Своего земного служения, созданная человеком самоправедность, характеризуемая книжниками и фарисеями, была неприятна Богу и никому не дает право войти в Царство Небесное (Матф. 5:20). Иисус сказал саркастически фарисеям, которые критиковали Его за то, что Он вкушал пищу с мытарями и грешниками: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф. 9:11-12). Иными слова, люди, думающие, что они уже праведные и приятны Богу, будут в неведении о том, что Бог действительно приготовил для праведности.
Павел объяснил церкви в Филиппах, что до своего обращения он был «евреем от евреев, по учению фарисей… по правде законной — непорочный» (Фил. 3:5-6). Но оно говорит далее, что все это он считает «тщетою ради превосходства признания Христа Иисуса, Господа» своего, и что он более не полагается на свою праведность (которая от закона), но на такую праведность, «которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (ст. 8-9).
Пока человека не признает свою собственную неправедность в свете Божественной и совершенной праведности, он не увидит нужды в Спасителе, Который освободит его от греха и предоставит ему праведность, которая от Бога. Ни один проповедник, учитель или евангелист не может верно и эффективно изложить Евангельскую весть, если в начале не убедит своих слушателей в их ужасающей неправедности вдали от Христа.
Евреи в Новозаветное время стремились исполнить закон своими силами и таким образом приобрести праведность, приемлемую для Бога. Однако Павел возвещает, что Христос — это единственный конец, единственное исполнение совершенной, приемлемой для Бога праведности.
Некоторые толкователи полагают, что Павел здесь указывает на исполнение закона, о котором Иисус сказал в следующих словах: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:17-18). Другие придерживаются того, что апостол говорит об исполнении Христом Ветхого завета через Новый Завет Евангельской вести.
Павел не может говорить о историческом выполнении Христом закона, какой бы важной не была эта истина. Да, Христос исполнил закон в историческом плане, а также весь Ветхий Завет посредством Своей совершенной, безгрешной жизни, независимо от того, поверил в Него кто-нибудь или нет. Однако это совершение не обеспечивает никому другому спасающей праведности. Более того, как указано в конце стиха 4, Павел говорит, что вера в Христа как в Спасителя и Господа приводит к концу бесплодные поиски грешников праведности посредством своих собственных несовершенных попыток исполнить закон. Когда грешник принимает Христа, он также принимает дар Христовой праведности.
Павел здесь употребляет термин «закон» в наиболее общем смысле, представляющем всю полноту Божьих заповедей и требований по Ветхому Завету, включая такие вещи, как соблюдение храмовых жертвоприношений и праздников.
Стремящиеся угодить Богу и, таким образом, получить спасение через законничество или религиозный обряд, даже через поведение и формы, заповеданные Им — занялись абсолютно напрасным поиском, потому что наилучшая праведность, которую может надеяться приобрести павший человек, стоит не больше, чем «запачканная одежда» в глазах Бога (Ис. 64:6). Предвкушая предусмотрение Христа, Исайя провозгласил, что только у «Господа правда и сила» (Ис. 45:24). Славная истина о Евангелии состоит в том, что Бог «не знавшего греха… сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
Павел напомнил галатийским верующим: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Он объясняет другими словами ту же самую основную истину церкви в Колоссах: «Вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним [Христом], простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:13-14). В своем письме в Рим Павел уже провозгласил, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:20-22).
По воле своей, не разумея Христа и Его праведности, евреи отрезали себя от искупления.
Израиль был в неведении о месте веры
всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? То есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (10:4б-10)
Поскольку Израиль был в неведении о Божьей святости и о том, что Он предусмотрел спасение через Своего Сына Иисуса Христа, то он также не знал о месте веры в Божьем плане спасения. Поскольку евреи полагались на свои дела праведности, то не видели нужды в вере. Как уже указывал Павел: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения» (Рим. 9:31-32), следовательно, они отрезали себя от Христа и тем самым отрезали себя от праведности, которою Он наделяет всякого верующего в Него. Отвергнуть Христа значит отказаться от совершенной праведности, которую лишь Он один может дать.
Верующие принимают как благодатный дар от Бога то, что они никогда бы не смогли прибрести своими собственными усилиями. Каждый верующий в Него подписывает тем самым новый и вечный завет, который Христос скрепил Своей кровью (см. Евр. 12:24,13:20), сделав тем самым Свою праведность нашей.
Чтобы удостоверить место веры в Божьем вечном плане искупления человека, Павел напоминает своим читателям о том, что «Моисей пишет о праведности от закона: «исполнивший его человек жив будет им». Господь также возвестил через Моисея: «Соблюдайте постановления Мои и Законы Мои, которые исполняя, человек будет жить» (Лев. 18:5). Иными словами, каждый полагающийся на свое собственное послушание закону в ответе за все, что требует закон. Приводя снова слова из Второзакония, Павел свидетельствует о том, что «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10; ср. Втор. 27:26).
Праведность от закона требует абсолютного совершенства во всех деталях закона. По этой причине Иаков говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Иными словами, если такое было бы возможным, человек, преступивший лишь один пункт закона, будет таким же потерянным, как и человек, преступивший каждый пункт закона.
Каждый, кто не обманывает сам себя до крайности, осознает невозможность никогда не споткнуться, даже в мелочах. А глупый человек, который заносчиво полагается на свое послушание закону, приобретет лишь несовершенную и неприемлемую праведность, достойную его несовершенного послушания. В глазах Бога такая праведность полностью неправедна и никогда не может устранить грех или приобрести расположение у Бога. «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно» (Гал. 3:11).
По причине бесчисленных раввинских преданий, которые развились за предыдущие многие сотни лет, евреи времен Павла настолько занизили и заменили своими преданиями Божественный стандарт праведности, что многие евреи действительно считали, что живут в удовлетворительном послушании закона. После того, как Иисус привел несколько Ветхозаветных заповедей, богатый юноша сказал Ему с несомненной искренностью: «Все это сохранил я» (Матф. 19:20).
Истины, которые подчеркивает здесь Павел, можно вкратце изложить так: во-первых, человек, стремящийся к спасению через попытку исполнения закона будет судим на основе этой попытки. Во-вторых, выполнить весь закон невозможно. В-третьих, неизбежная неудача дел праведности сказывается на вечном осуждении.
Мысль о том, что даже самые ревностные фарисеи не могли выполнять Божий закон и, следовательно, находились под проклятием, была чужда евреям. Многие евреи полагали, что были угодны Богу просто потому, что они были евреи, члены Его избранного народа по физическому происхождению от Авраама. В их мышлении самый предосудительный еврей был более угоден Богу, чем самый праведный язычник.
Однако, как проясняет Павел выше в этом послании, «закон производит гнев» (Рим. 4:15). Закон, как показывает, так и возбуждает природное беззаконие человека и производит Божий гнев против него. Закон никого не оправдывает, не избавляет, никому не дает избавления. По закону человек предоставлен своим собственным средствам, которые все несовершенны, греховны и бессильны спасти, что делает необходимым спасение по вере.
Олицетворяя праведность по вере, Павел говорит, что она «так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?» то есть» Христа свести; или: «кто сойдет в бездну?» то есть, Христа из мертвых возвести» (ср. Втор. 30:12-14).
Призывая Свой народ к верному послушанию, Бог сказал Израилю: «С избытком даст тебе Господь Бог твой успех… если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею» (Втор. 30:9-10).
В Своем законе Бог установил стандарты для святой жизни и всегда требовал послушания сердца, так что упомянутые обетования, данные Израилю, касались его веры при свидетельстве стремления к Господу «всем сердцем твоим и всею душею твоею». Как указал ранее Павел: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3; ср. Быт. 15:6). Физический отец Израиля стал духовным «отцом» всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность» (Рим. 4:11), потому что «не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры» (Рим. 4:13).
Даже заповеди в Ветхозаветных книгах закона (Пятикнижие) не заключаются, в первую очередь, в призвании к внешнему послушанию. Они превыше всего призывают к сердечной, восторженной вере в Бога, милосердию и благости, а Бог желает послушания и милостиво прощает грех. Внешнее послушание закона без внутренней веры в Бога, Который дал закон, ведет к безжалостному осуждению за грех, а не к спасению от него.
На равнинах Моава Моисей провозгласил: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5). Немного позже он напомнил народу:
Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов. (7:7-9; см. также 9:4-5; 10:15; 14:2; 15:15-16).
Обрамление книги Второзакония и всего остального Св. Писания — это Божия вседержавная благодать. Спасение и Божественное благословение всегда начинались с Божьей благодати, которая совершается для грешника, когда он приходит к Богу в вере.
Мысль в Рим. 10:6-7 состоит в том, что если бы даже такое было возможно, люди не могли бы прийти к спасению путем искания Христа на небе «то есть, Христа свести» или схождения в бездну, в глубины земли или океанов «то есть, Христа из мертвых возвести». Праведность веры не требует некоего мистического, эзотерического и невозможного путешествия через вселенную, чтобы найти Христа. Какую бы форму не приобретала праведность «от закона» (ст. 5), она отрицает Воплощение Христа и отрицает Его Воскресение. Отсюда следует, что дела праведности — это также отрицание благодатного спасения, которое дает Христос в Своей крови. Джеффри Уилсон замечает: «Полную развращенность неверия показывают многие, кто предпочитает предпринять невозможную одиссею вместо того, чтобы возложить свою веру на доступного Христа» («Romans: A Digest of Reformed Comment» [London: Banner of Truth Trust, 1996], стр. 177).
Продолжая одушевлять «праведность от веры» (ст. 6), Павел задает вопрос: «Но что говорит Писание? » Близко к тебе слово в устах твоих и сердце твоем «, то есть, слово веры, которое проповедуем». Иными словами, людям не нужно подыматься или опускаться, чтобы найти это, потому что Божий путь спасения уже был ясно и обильно явлен. Его избранный народ был обильно окружен словом веры, которое Павел сейчас проповедовал. Даже при Ветхом Завете люди могли воззвать к Божьей благодати, когда принимали ее просто по вере.
Многое в западном обществе сегодня похоже на Израиль в дни Павла. Хотя многие неверующие имеют ограниченное, а зачастую искаженное понятие о христианстве, у них есть общее представление о его истинах, а также доступ к Библии, церквям и христианам — через эти средства они бы с легкостью могли обнаружить Евангельскую весть, если бы искренно желали этого. Трагизм, однако, в том, что люди все еще избирают дела праведности и подавляют «истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:18-20).
Чрезвычайно важен путь, требуемый Богом для спасения и обеспечения праведности. В сегодняшних церквях есть много смущения по поводу Божьего пути спасения, а Он тот же, как и тогда, когда Павел писал верующим в Риме: «Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Спасение и свойственная ему праведность приобретаются через исповедание и веру.
Следуя за порядком ст. 9, который цитирует Втор. 30:14, Павел говорит сначала об исповедании, которое совершается «устами твоим», а затем о вере «сердцем твоими». В стихе 10, однако, он говорит о них в обратном порядке, что составляет хронологический порядок искупления. Во-первых, сердцем веруют к праведности; во-вторых, устами исповедуют ко спасению.
Павел говорит об истинной и ложной праведности. Лжеправедность основана на законе (Рим. 10:5), который человеку невозможно исполнить. Истинная праведность, с другой стороны, основана на вере в Христа (ст. 6-8), Который дарует Свою совершенную праведность тем, кто верит в Него. Следовательно, очень важно, что в ст. 10-м Павел уравнивает праведность и спасение. Только человек праведный перед Богом воистину спасен.
Эти две истины представляют положительную и отрицательную стороны Божьей искупительной благодати. Положительная сторона отражает Его совершенную праведность, которую Он милостиво дарует, наделяя ею тех, кто верит в Его Сына Иисуса Христа. Верующий одновременно объявлен праведным (оправданным) и соделан праведным (оживотворен). Именно эту полную Божественную праведность превозносит Павел в Послании к Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:8-9).
Отрицательная сторона Божьего труда в верующем — это спасение, Божественное избавление от греха, который разделяет павшего человека и святого Бога.
Праведность связана с тем, чем мы становимся, а спасение имеет отношение к тому, чего мы избегаем. Первое связано с вечной жизнью, которую мы получаем, но не заслуживаем, а второе — с вечной карой, которую мы заслуживаем, но не получаем, Первое связано с входом в благословение, а второе с избежанием проклятия.
К несчастью, эти два аспекта часто не сбалансированы в евангелизации и в личном свидетельстве. Когда на первое место выдвигается избавление от греха и ада, то благодатный дар Божьей праведности для верующего оставляют в тени. И как следствие, неверующие, которых неоднократно спрашивали христиане: «Вы спасены?», могут также прислушаться к Евангелию, если бы их вместо этого спросили: «Соделаны ли вы святым во Христе?» С другой стороны, когда Божья любовь и благодать излагаются для действительного исключения нужды в спасении от греха и его осуждения, то Евангельская весть почти неизбежно удешевляется.
Другой контраст между этими двумя стихами состоит в том, что стих 9 — это личное приглашение верить, которое сосредоточено на отдельном человеке (ты), а стих 10 излагает Евангельскую истину в отношении людей вообще.
Св. Писание никогда не утверждает и тем более не дает повеления о бессодержательной вере, «вере в веру», как ее часто описывают. Павел здесь конкретно говорит о двух истинах, в которые нужно верить, чтобы спастись. Первая — Иисус есть Господь, а вторая — Бог воскресил Его из мертвых.
Многие люди признают, что Иисус — это Сын Божий и Господь вселенной. Однако Павел говорит о глубоком, личном, пребывающем убеждении, которое без какого-либо умаления или условий будет исповедовать Иисуса Господом, то есть будет исповедовать, что Иисус — это Владыка верующего, правящий Господь, в Которого единственного он верит для спасения и Кому подчиняется.
Иаков учит, что даже бесы признают истину о Боге. В чисто фактическом смысле они полностью ортодоксальны в своем богословии. «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Иными словами, бесы — монотеисты. Сатана и его павшие ангелы также твердые креационисты, которые наблюдали, как Бог создавал небо и землю, вызвав их к существованию по слову. Бесы наблюдали труд Бога больше и знают больше о Его природе и силе, чем все люди, вместе взятые, кроме воплощенного Христа. А так, как они первоначально обитали на небе, то они в точности знают, как оно выглядит. Они также с большой точностью знают, что предназначены к осуждению, а имея определенное понятие об осуждении, они «трепещут».
Мысль Иакова — о том, что люди могут иметь такую бесовскую веру, которая правильна в богословском смысле, но не включает принятие Иисуса как Господа. Люди могут прекрасно осознавать свой грех, быть в этом глубоко убеждены и даже испытывать сильное эмоциональное состояние вины, от которого они стремятся получить избавление. Однако они не каются и не оставляют грех, который вызывает вину, они также не доверяются Спасителю, Который может простить и удалить грех. Говоря о таких людях, в Послании к Евреям приводится одно из наиболее отрезвляющих предупреждений в Св. Писании: «Ибо невозможно- однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4-6).
Иными словами, человек может придерживаться ортодоксального богословия, проводить нравственную жизнь, признавать свой грех, желать вечной жизни, быть до мелочей религиозным и все же идти в ад. Иисус встречал таких поверхностных «верующих» в начале Своего служения. «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех» (Иоан. 2:23-24). Эти ученики, очевидно, признавали, что Иисус — это Мессия (они верили в Его имя), и в отличие от фарисеев (см. Матф. 12:24) они верили, что Его сверхъестественная сила была от Бога. Однако они не подчинились Ему как своему Господу и Спасителю.
Такой же была реакция и богатого юноши, который очевидно желал сделать то, что сказал ему Иисус для того, чтобы унаследовать вечную жизнь — кроме признания своего греха и покаяния, а также раздачи его богатств, которые были его первой любовью, а затем служить Иисусу как Господу (см. Матф. 19:16-22). Точно так же трое других людей заявили о своем желании следовать за Иисусом, однако они свои личные желания поставили выше Его авторитета, тем самым доказав, что они лжеученики (Лук. 9:57-62).
Отец неоднократно и открыто провозглашал, что Он вручил власть, силу, суд и господство в руки Своего Сына Иисуса Христа. При крещении Иисуса Отец провозгласил с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17). После того, как Иисус явил Свою славу в преображении, Отец сказал оцепеневшим Петру, Иакову, Иоанну: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Матф. 17:5).
Подчинение Господству Христа — это такая составная часть спасения, что Павел свидетельствует: «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Когда Святой Дух приносит веру и спасение в сердце, то это сердце провозглашает Господство Христа. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил», — говорит Ап. Павел, — «чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:9).
В Послании к Филиппийцам Павел учит, что Бог дал Иисусу Христу «имя, выше всякого имени», имя, которое требует преклоненного подчинения (Фил. 2:9-11). Очевидно то, что имя это «Господь». Бог дал Христу это имя, и все люди должны признать Его и преклониться перед Ним, чтобы спастись.
В противоположность многим сегодняшним учениям Св. Писание никогда не отделяет Господство Христа от Его служения как Спасителя. Господь происходит от слова «курнос», которое означает вседержавную власть и авторитет. В книге Деяния апостолов об Иисусе 2 раза говорят как о Спасителе, но 92 раза как о Господе. Во всем Новом Завете Он около 10 раз назван Спасителем и около 700 раз Господом. Когда два звания упоминаются вместе, Господь всегда предшествует Спасителю. И если бы даже, как ошибочно полагают некоторые, Господь был просто синонимом Бога, то даже сам термин «бог» по определению включает в себя идею вседержавной власти, то есть господства. (Более полное рассмотрение этого вопроса смотрите в книге автора «Благовествование Христово» [Киев, 1996]).
Вторая истина, в которую нужно верить для того, чтобы спастись — в том, что Бог воскресил Его [Иисуса Христа] из мертвых. Есть много важных истин об Иисусе Христе, которым должны верить христиане. Ветхий Завет ясно указывает, например, что Христос воплотился, был зачат от Духа Святого у матери, которая была девой, и что Он испытал всевозможные искушения, проводя жизнь безгрешную.
Однако истина о воскресении Иисуса из мертвых была высшим выражением Его служения. В начале этого послания Павел отмечает, что Иисус Христос «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим. 1:4). Когда Бог воскресил Его из мертвых, то Отец опять возвещал, что Спаситель — Его Сын возлюбленный, в Котором Его благоволение.
Воскресение Христа также продемонстрировало, что Он навечно победил грех, смерть и сатану. Это было «и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего» (Рим. 4:24). Люди должны верить в Воскресение Христа, потому что оно доказывает, что Он совершил их спасение на кресте. Верить в то, что Бог воскресил Христа из мертвых, значит отождествлять себя с Тем, Кто приобрел наше избавление на кресте и воскрес, чтобы разделить Его вечную жизнь с теми, за кого Он есть Господь и Спаситель. Если бы Иисус не воскрес, грех и смерть имели бы победу над павшим человечеством, которое в таком случае не имело бы надежды на приобретение совершенной праведности, требуемой Богом.
В Антиохии Писидийской Павел сказал собравшимся в синагоге евреям: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Деян. 13:32-33). Провозглашая ту же основополагающую истину Евангелия, Петр сказал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1:3-4).
Без Воскресения Христа спасение быть не может. Павел предупреждал церковь в Коринфе: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15:14-17).
Воскресение было последней печатью Отца, утверждающего Его Сына, и последним штрихом в предусмотрении спасения для верящих в Него. Воскресение Божественным образом удостоверяет, что Иисус — это Мессия, единственный Спаситель, вседержавный и безгрешный Господь, жертвенный Агнец, уплативший цену за наше избавление, Судья всех людей, Победитель смерти и грядущий Царь царей.
Стихи 9 и 10 оба ясно указывают, что истинная вера в Господство Христа и в Его Воскресение идет от сердца. Евреи рассматривали сердце как центр личности и обиталище души, самую глубокую, самую сокровенную часть человека, где образуются мысли, воля и побуждения. Вот почему древний писатель призывал своих единоплеменников израильтян: «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23).
Именно сердцем веруют и, следовательно, в сердце своем человек определяет свою вечную судьбу. В начале Своего служения Иисус сказал прекрасные слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Далее Он возвестил: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8:12). В обоих случаях опять ясно видны положительные и отрицательные аспекты Евангелия. В 3:16 «вечная жизнь» — это положительное, а «погибнет» — это отрицательное. В 8:12 «свет жизни» — это положительное, а «ходить во тьме» — это отрицательное.
Сама цель Иоанна в написании четвертого Евангелия состояла в том, «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20:31). Вера в Христа приносит с собой совершенно другой образ и качество жизни — жизнь святая, жизнь праведная, жизнь вечная.
Павел говорит: «Устами твоими будешь исповедывать». «Хомологео» (исповедовать) имеет корень, означающий «говорить то же самое, быть согласным и в согласии с кем-то». Человек, исповедующий Иисуса как Господа (ст. 9), соглашается с Богом Отцом, и такое исповедание, соединенное с искренней верой, приносит спасение.
Израиль не понял места такой спасающей веры. Сегодня так поступают многие люди.