Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Римлянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 44674 Все тексты автора Джон МакАртур
7. Несоответствие Израиля (часть 3)
Параметры спасения Предсказания Св. Писания
Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исайя говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным. А Исайя смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному (10:11-21)
Продолжая обсуждать неверие Израиля в Евангелие, Павел еще больше углубляется в вопрос спасения, показывает его размеры и отмечает, что несоответствие Израиля не было неожиданностью, но было задолго до этого предсказано в Св. Писании.
Параметры спасения
Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исайя говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (10:11-18)
Далее Павел объясняет параметры, широту спасения.
Поскольку большинство евреев сильно отвергали идею, что Божья благодать распространяется на язычников, то они по воле своей пребывали в неведении о полном размере и широте Его предусмотрения в деле искупления. Так как они были особым избранным Божьим народом, то полагали, что они также были единственным Его спасенным народом. Они знали, конечно, что Руфь моавитянка была прапрабабушкой Давида и тем самым была в линии Мессии. Однако они настаивали, что такие язычники, которые обратились к иудаизму и получили Божьи благословения, были исключением, которое подтверждало правило.
Следовательно, точно так же, как они отвергли Иисуса и Его учение, они с тем же пылом отвергли учение Павла, бывшего ревностного фарисея и гонителя Церкви, который сейчас не только провозглашал, что Иисус — это Мессия Христос, но что Христос поставил, чтобы он был «избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами» (Деян. 9:15; ср. Гал. 1:16).
Однако Павел возвещает, что распространение Богом Его спасения на всех язычников не было чем-то новым. Этот дар благодати не начался с всеобъемлющего Евангелия Иисуса Христа, которое христиане, большинство из которых были евреями, провозглашали тогда каждому, кто мог слышать. Напротив, как уже указал Павел (9:33), ибо Писание говорит через Исайю: «Всякий, верующий в Него, не постыдится» (сравнить Ис. 28:16). Бог всегда призывал язычников (всякий). Фактически, Израиль должен был быть народом, свидетельствующим о Боге остальному миру — «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6), чтобы проповедовать спасение в истинном Боге.
Ветхозаветное Писание, как «свидетельствуют закон и пророки», давно свидетельствовали о том, что «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия» (Рим. 3:21-22). Иными словами, спасение через веру в Него для всякого (верующего в Него) всегда составляло Божий замысел. Как возвестил Павел ранее: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:16). И как он уверил верующих в Коринфе, многие из которых были язычники: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Из прошедшей вечности слово Божие неизменно выполняло Его Божественную цель, которая всегда включала в себя Его любящее и милосердное желание, чтобы никто из людей не погиб, «но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).
Эта удивительная истина составляет баланс огромного упора, который Павел делает на вседержавности Бога (например, Рим. 9:6-26). Хотя две эти истины кажутся нашему ограниченному разумению взаимоисключающими, Божий вседержавный выбор каждого спасенного человека в Его безграничном разуме совершенным образом согласуется с Его обетованием о том, что всякий, верующий в Него, не постыдится. Как Ветхий, так и Новый Завет четко указывают, что спасение предоставлено лишь тем, кто доверяет Богу, а также, что Он дарует Свое милосердное избавление всему человечеству, евреям и язычникам. Ни один верующий в Него никогда не постыдится спасением, которое Господь с таким милосердием дарует всем.
Препятствия к спасению, следовательно, не расовое или культурное, но личное отвержение Бога, дарующего его. Люди погибают, потому что они «не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10). И именно этот всеобщий характер Евангельской вести отвергают многие евреи. Классический Библейский пример еврейской религиозной и национальной гордости и нежелания достигать язычников встречается у пророка Ионы, когда он ответил на призыв Господа проповедовать в Ниневии.
Иона жил в Израиле в правление Иеровоама II, царствовавшего с 793 до 753 года до Р.Х. Это было время процветания народа, который расширил свои границы на северо-востоке и вплоть до Дамаска. Поскольку ассирийцы периодически вторгались в Израиль, то у евреев выработалась особая ненависть к Ниневии как столице Ассирии.
Обширный город, где жило, возможно, 600 тыс. жителей, можно было, по словам очевидцев пересечь пешком за три дня. Жители Ниневии, подобно всем другим ассирийцам, были известны своей безнравственностью и идолопоклонством, а ассирийские солдаты были печально известны своей беспощадной грубостью. Наум говорит о Ниневии как о городе, полном крови, который «полон обмана и убийства, не прекращается в нем грабительство» (Наум. 3:1).
Поэтому когда Господь призвал Иону проповедовать этому погрязшему в грехе языческому городу, то пророк тотчас сел в корабль и отправился в противоположном направлении. По причине ненависти к ассирийцам, которую он разделял со всеми своими единоплеменниками-израильтянами, Иону не заботило, что его проповедь может потерпеть неудачу, но чтобы он наверняка имел успех. Поэтому неудивительно, что замечательное покаяние жителей Ниневии от царя до нижайшего слуги вызвало недовольство пророка — «Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: «О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион. 4:1-2). В то время, как он был вынужден свидетельствовать о Божьей благодати и милосердии, он с презрением отказался приложить к себе эти добродетели.
Чудо, произведенное Богом в сердцах жителей Ниневии, было объективным уроком Израилю в нескольких направлениях. Прежде всего оно показало, что великая сила к спасению была у Бога и в Его провозглашенном слово, а не у пророка, который провозглашал это слово. Во-вторых, цель Его, несомненно, была в том, чтобы постыдить Иону и всех других самоправедных жестокосердных израильтян. Один пророк с крайним нежеланием отправился однажды проповедовать одно слово, и Бог совершил покаяние целого города!
По трагическому контрасту, невзирая на все благословения быть народом, призванным Богом, с которым Он вступил в завет и которому Он дал Свой закон и направил Своих пророков, Израиль многократно отворачивался от Него к идолопоклонству и ко всяким другим формам безбожия. А Ниневия, которая была насквозь языческой и не имела таких преимуществ, за один день поверила Богу «и объявили пост и оделись во вретища от большого из них до малого» (Ион. 3:5).
Около восьми столетий спустя евреи еще с неуклонным презрением относились к язычникам. Возвращаясь в Израиль из другой страны, евреи отряхивали пыль с одежды и ног, чтобы не осквернить землю в своей стране. Они не входили в дома язычников, не ели и не пили с посуды язычников и, тем более, не касались руки язычников. Каждое утро многие еврейские мужчины молились: «Я благодарю Бога, что я не женщина, не раб и не язычник». Евреи очень не желали иметь какое-либо дело с язычниками и с особым упрямством не делились искупительной истиной о их Боге, как бы, как боялся того Иона, их «Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» не привел даже язычников к покаянию и не даровал спасение.
Павел знал, что Господний замысел состоял в том, чтобы Евангелие проповедовалось сначала в Иерусалиме и во всей Иудее, Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8) и чтобы были научены «все народы» (Матф. 28:19). Как уже отмечалось, Павел свидетельствовал в начале Послания к Римлянам, что благовествование Христово «есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:16). Однако была, несомненно, также и другая причина, по которой Павел всегда свидетельствовал вначале в синагоге или другом месте, где евреи поклонялись Богу. Если бы он сначала проповедовал язычникам, то возмущение евреев было бы настолько сильным, что они никогда бы его не слушали.
По мере того, как все больше и больше евреев верило в Иисуса и были спасены, было много больше тех, которые озлоблялись против Него и Его последователей евреев. Как и предупреждал Иисус: «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан. 16:1-2). Когда Павел привел имеющих обет четырех евреев в храм на обрядовое очищение, «Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм» (Деян. 21:27-29).
В современном государстве Израиль большинство евреев, включая многих не религиозных людей, все еще отвергают и противятся христианской миссионерской работе в их стране. Хотя евреи считают все другие религии ложными, они особенно ревностны в своем противлении христианству. Подобно евреям в Иерусалиме, которые нападали на Павла за его посещение храма, они рассматривают христианство как языческую религию, которая конкретно направлена «против их народа и закона» (Деян. 21:28). И они прикладывают мало усилия, если вообще прикладывают для обращение язычников в иудаизм.
Ничто не могло больше огорчить евреев, как напоминание о том, что «нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его». Эта смиряющая истина была невыносима для тех, чья высочайшая гордость состояла в вере, что они намного выше всех других народов.
Провозглашая такую же истину Галатийской церкви, Павел написал: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:28-29).
Языческим верующим в церкви в Ефесе Павел возвестил: «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Ефес. 2:11-13). Далее в этом послании он сказал: «Я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников» (3:1). Великая тайна Христова, которую евреи так сильно ненавидели, состоит в том, «чтоб и язычникам быть сонаследниками составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (см. ст. 4-6).
Один Господь, призвавший Авраама и его потомков быть Его избранным народом, есть Господь у всех верующих в Него. Однако, поскольку большинство евреев искали национального избавителя, а не всеобщего Спасителя, то Евангелие Иисуса Христа, которое Он распространяет на всех, призывающих Его, было для них неприемлемо.
Христос не только Спаситель и Господь всех верующих, но Он также богатый для всех, призывающих Его. Языческие верующие имеют равное Божье благословение, а также Его равное спасение. И в точности так же, как Бог вседержавно призывает к Себе всех верующих, все должны призвать Его в вере.
Для дальнейшего подчеркивания всеобщей направленности слова спасения, Павел приводит слова другого пророка, Иоиля, который за много столетий до этого возвестил Израилю о широте спасающей благодати, когда сказал, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (см. Иоил. 2:32).
В Ветхом Завете выражение «призовет имя Господне» в особенности ассоциировалось с правильным поклонением истинному Богу. Оно содержало смысл поклонения, преклонения, хвалы и превознесения величия, силы и святости Бога. Подчеркивая отрицательную сторону этой фразы, одолеваемый бедами псалмопевец воззвал к Богу: «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают» (Пс. 78:5-6, курсив добавлен). И снова псалмопевец возвысил хвалу: «Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его» (Пс. 104:1). И еще раз мы читаем в Псалтыре о том, что Он «призвал имя Господне» с мольбой: «Господи! Избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс. 114:4-5).
В четырех только что приведенных ссылках из Иоиля и Псалтыря слово «Господь» представляет заветное имя Бога, Яхве или Иегова, которое во многих переводах передается капителью (Господь). Следовательно, призвать имя Господне не было воплем отчаяния к любому божеству — кто, что или где он или она могли быть — но воззванием к единому, истинному Богу, Создателю, Господу всех людей и всего. Как только что указал Павел, только через исповедание «Иисуса Господом» и через веру в сердце человека о том, что «Бог воскресил Его из мертвых», может спастись человек (Рим. 10:9). Он единственный истинный Господь, к Которому верные евреи всегда взывали в смирении, поклонении и преклонении. Призвать имя Иисуса как Господа — это признать Его и подчиниться Его Божеству, власти, владычеству, силе, величию, Его слову и Его благодати. Каждый еврей или язычник, поступивший так, спасется.
Формы еврейского слова «яша» в большинстве случаев обычно переводимое как «спасать», встречаются около 160 раз в Ветхом Завете, а формы соответствующего греческого термина «созо» (спасенный) встречаются свыше 100 раз в Новом Завете. Один лишь Павел употребляет этот термин 45 раз.
Для дальнейшего объяснения вселенского размаха и параметров Божьей спасающей благодати апостол задает риторический вопрос: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?»
С помощью простой прогрессивной логики Павел устанавливает, что лишь те, кто призовет имя Господне, могут спастись, лишь поверившие в Него могут призывать Его, лишь имеющие проповедника могут правильно услышать о Нем, и, наконец, ни один проповедник не может проповедовать истинное Евангелие, если он не послан Богом. Если подойти к этому с другой стороны, то Павел говорит, что если не посылать проповедников, то никто не мог бы слышать; если бы никто не мог слышать, то никто не мог бы поверить; если бы никто не поверил, то никто не призывал бы Господа; а если бы никто не призывал Его, то никто не мог бы спастись.
Основа аргумента Павла в этом тексте состоит в том, что ясная проповедь слова, дающая понимание истины, должна предшествовать спасающей вере. Он напоминает своим еврейским читателям, что Бог призвал Авраама и его потомков для того, чтобы благословились «все племена земные» (Быт. 12:3), а также, что Он призвал этих потомков (Израиль), чтобы они свидетельствовали о Нем перед всей землей и были «царством священников и народом святым» (Исх. 19:5-6). Подобно тому, как Он делал в Ветхом Завете, Бог все еще направляет Своих проповедников для свидетельства в самые отдаленные уголки земли.
Снова обращаясь за помощью к Ветхому Завету, Павел цитирует из Исайи: «Как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (см. Ис. 52:7). Прекрасны не физические ноги проповедников Божьих, но то удивительное благое, что эти ноги несут во все концы земли.
Этот стих из Исайи был написан в ознаменование избавления Израиля от многих лет пленения и рабства в начале в Ассирии, а затем в Вавилоне. Но для целей Павла еще большая уместность этого стиха видна в дальнейшем возвещении Исайи будущего дня, когда «обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (Ис. 52:10). В тот день, как читаем мы у Иоанна, «четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых; И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5:8-9).
Переходя с ноты большой радости на ноту большой скорби, Павел напоминает еврейским читателям: «Но не все послушались благовествования. Ибо Исайя говорит: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?» (см. Ис. 53:1). Послушались переводится с «хупакоуо», основное значение которого «внимательно слушать», а производное значение — покорность и послушание. Трагическим образом дар спасения, который провозглашен всем людям, не принят ко вниманию всеми людьми.
Как и многие другие места Св. Писания этот стих ясно указывает, что даже в Своей всесильной вседержавности Бог избирает не осуществлять абсолютный контроль над делами людей. В противоположность идее Божественного детерминизма, наподобие ультракальвинизма, Божие благовествование благого должно с верой быть принято слушающими Его. Только одностороннее или небиблейское богословие складывает все на Божьей стороне или на стороне человека. Для совершения спасения Божия незаслуженная благодать требует положительного отклика у человека. Неотъемлемой частью Божьего вечного плана спасения есть человеческая вера в послушании. В, пожалуй, самом сжатом и прекрасном заявлении Евангелия Иисус сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).
Лука сообщает, что в самой ранней церкви «слово Божие росло и число учеников весьма умножилось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7). Фраза «покорились вере» здесь синоним прихода к спасению. Вслед за началом своего послания в Рим Павел провозгласил «о Иисусе Христе Господе нашем, чрез Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (Рим. 1:4-6). Здесь мы снова видим обе стороны спасения.
Покорившиеся вере — это верующие, «призванные Иисусом Христом». Далее в этом послании Павел возвещает следующую из этого истину: «А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, [Божьи] ярость и гнев» (2:8). Еще дальше апостол говорит: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (6:16-17).
Павел уверил церковь в Фессалонике, что «вам, оскорбляемым, [Он воздаст] отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 1:7-8). Подобно этому в Послании к Евреям говорится о том, что Христос «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9). Священное Писание ясно указывает на то, что спасающая вера отмечена покорным послушанием Божьей праведной истине, и что неверие отмечено непослушанием истины (ср. 2 Фес. 2:10-12).
Иоанн возвещает: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1:6-7). Как говорит далее апостол, истинное спасение не несет безгрешного совершенства в этой жизни. Он объясняет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1:8-10). Впадая в грех, истинные верующие прибегают к Господу в стремлении получить прощение, которое Он постоянно предлагает Своим.
Быть спасенным означает подчинить себя Господству Иисуса Христа. Иисус не будет и не может быть Спасителем тех, кто не принимает Его как Господа. Иисус заверил: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). В другой раз Иисус заявил группе евреев, заявляющих о своей вере в Него: «…если пребудете в слове Моем, то истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:31-32). На их заявление, что они уже свободны, «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (ст. 34). На их заявление о том, что они семя Авраама, Он сказал: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (ст. 37). На их слова о том, что Авраам был их отцом, Он сказал: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал» (ст. 39-40). А на их заявление о том, что Бог их Отец, Он ответил: «Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (8:41-42, 44).
Иметь одного духовного отца означает иметь одного духовного господина. Эти взаимоотношения неразделимы. Нет такого понятия, как частичное отцовство или частичное господство. Точно так же принимать Христа как Спасителя означает принимать Его как Господа. Христос не существует частично и не может быть принят частично. Те, для кого Христос не Спаситель или не Господь, Он ни Спаситель, ни Господь. Не принявшие Его как Господа, не приняли Его и как Спасителя. Не принявшие Сына как Господа, не имеют права на Отца, но все еще в рабстве греха и все еще пребывают под отцовством и господством сатаны.
Когда Исайя написал слова, приведенные Павлом в Рим. 10:16, то пророк говорил о страданиях, смерти, заместительном Спасителе, Который «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Весть, о которой пишет Исайя и Павел, это благовествование Евангелия, Благой вести о Христе умершем для нашей жизни; это славная истина о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него» (Иоан. 3:16-17). Но так как евреи, а также язычники, не послушались благовествования, то Иисус далее возвещает о том, что «неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан. 3:18). Ниже, в ходе изложения своего Евангелия, Иоанн записал, что Иисус столько чудес «сотворил пред ними, и они не веровали в Него. Да сбудется слово Исайи пророка: «Господи! Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (12:37-38).
Павел и Варнава объясняли неверующим евреям в Антиохии Писидийской: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его, — то есть отвергаете благовествование, — и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46).
Обобщая сказанное в ст. 1-16, Ап. Павел возвещает: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Спасение не приходит интуитивно, через занятие мистикой, медитацию, рассуждение, философствование или умозаключение, но происходит от слышания и веры в слово Божье. Провозглашение спасающего слова Божия — это, следовательно, центральная и главная цель евангелизации: «Итак идите, научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19-20). Павел напомнил пресвитерам церкви в Ефесе, что в послушании этому повелению он торжественно свидетельствует, что возвещает «Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21).
Цель евангелизации не в том, чтобы использовать человеческое убеждение или умные приемы, чтобы манипулировать исповеданием веры в Христа, но в том, чтобы верно провозглашать Евангелие Христово, через которое Святой Дух даст убеждение и спасение тем, кто слышит и понимает слово Божье. Трагизм в том, что многие призывы к спасению — это призыв доверять кому-то и чему-то, о чем они ничего не знают. Положительные ответы на такие пустые призывы ведут к ничему другому, как к вере в веру — слепая, нераскаявшаяся, не покорившаяся вера в бесчисленные проповеди, которые в результате производят ложное ощущение духовной надежности. Подобная лжеевангелизация с жестокостью ведет неспасенных к вере в то, что они спасены и оставляет их все еще с их грехами без Спасителя и без спасения.
Павел далее задает риторический вопрос: «Но спрашивая: разве они не слышали?» А затем отвечает, приведя слова из Пс. 18:5 (Септуагинта, греческий перевод): «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». Иными словами, даже Давид понимал вселенские параметры Божьего дара спасения, который уже «по все земле проходит». Давид начинает этот псалом с заявления о том, что «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знания. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» (ст. 2-4). Язык и голос указывают на Божие откровение Себя, которое пошло по всей земле и было провозглашено до пределов вселенной — всем мужчинам и женщинам, которые когда-либо жили или будут жить.
Это та же самая истина, которую Павел подчеркивает так сильно в первой главе Послания к Римлянам. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них [неверующих], потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и божество. От создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (1:18-20). Все люди имеют внутреннее и внешнее свидетельство о Боге. Подобно тому, как небесные тела затрагивают всю землю и распространяются до всех концов мира с природным откровением Бога, так и Его Евангельская весть касается всей земли и распространяется до концов мира с Его особым откровением. Бог не может быть несправедливым или неправедным. Те, кто отвергает доверие Ему, поступают так, потому что они подавляют «истину неправдою» (ст. 18).
Путь спасения всегда предлагался всем людям повсюду. Как милосердно обещал Господь через Иеремию: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13). Божие абсолютное и вселенское уверение всем людям состоит в том, что ни один человек, искренне ищущий Его, не сможет не найти Его. Воплощенный Христос: «был свет истины, которая просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9), и воплощенный Христос Сам провозгласил: «Проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Матф. 24:14). Даже в 1-ом веке Павел мог, следовательно, провозгласить: «Вы прежде слышали в истинном слове благовествование, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает» (Кол. 1:5-6). Хотя апостол здесь, вероятно, говорит лишь о части мира, которому в полноте было возвещено Евангелие, польза Евангельской вести предназначена для всей земли и до пределов вселенной.
В Рим. 10:11-18 Павел уверяет, что Евангелие — это не просто еще одно местное изобретение или еще одна языческая мистическая религия, но Благая весть спасения, которую Бог всегда стремился провозгласить всем народам и каждому человеку, как евреям, так и язычникам.
Именно такой вселенский размах Евангелия вызвал у многих евреев отвержение Иисуса как их Мессии. Фарисеи укоряли служителей, которые сообщали об авторитетном учении Иисуса и Его делах, говоря с заносчивостью: «Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?» (Иоан. 7:48). Иными словами, простому еврею было предосудительно верить и доверять Мессии, Который не был признан их религиозными начальниками. Трагическим образом, многие евреи сегодня по той же глупой причине отвергают Иисуса как своего Мессию.
Когда Галилей был поставлен перед римской католической инквизицией за учение о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли, то он был обвинен в ереси. Когда он предложил продемонстрировать истину своего открытия и предложил им самим посмотреть в его телескоп, они отказались. Их мнение уже было составлено, и они отказались даже рассмотреть свидетельство обратного. С тем же упорством большая часть Израиля с Новозаветных времен до настоящего времени отказывалась даже рассмотреть, о чем говорится в Евангелии. Следовательно, они не достигли познания Бога, Иисуса Христа и спасающей веры.
Предсказания Св. Писания
Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным. А Исайя смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному (10:19-21)
И, наконец, Павел указывает, что Израиль был в неведении о предсказании их Писания, истине, которая подразумевалась в предыдущей части этой главы. Но к сожалению, неведение Израиля не было основано на недостатке истины; оно было по причине того, что народ не знал. Как уже было отмечено, Бог призвал Авраама и его потомков, чтобы благословились «все племена земные» (Быт. 12:3), и Он призвал этих потомков (Израиль) свидетельствовать о Нем перед всей землей, быть «царством священников и народом святым» (Исх. 19:5-6). Они действительно знали и, следовательно, у них не было извинения за то, что они не поняли и не приняли Божьи вселенские параметры спасения.
Приводя другое место из Пятикнижия, Павел напоминает своим читателям слова Моисея: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным» (см. Втор. 32:21). Божье благословение поверившим в Него язычников вызвало ревность и раздражение у Его избранного народа. Приблизительно за 1500 лет до написания Павлом его послания Моисей провозгласил, что весть о спасении должна была достичь язычников, как и евреев.
Иисус отразил эту истину в притче о хозяине дома, «который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Матф. 21:33). Когда виноградари побили, убили или забросали камнями две группы рабов, которые были посланы одна за другой, чтобы взять урожай хозяина, а затем убили сына хозяина, то хозяин предал злодеев этих злой смерти и отдал виноградник другим виноградарям, «которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (ст. 34-41).
Снова цитируя из Исайи, Павел, наконец, напоминает своим читателям, что пророк смело говорит, когда Господь сказал через Него: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне» (см. Ис. 61:1). Через Моисея, представлявшего закон, и через Исайю, представлявшего пророков, Павел твердо делает вывод, что отвержение Израилем его Мессии не было неожиданным для Бога. Было предсказано, что по причине этого отвержения, Бога найдут язычники, которые не искали Его, и Он откроется этим язычникам, не вопрошавшим о Нем.
Однако в отношении Израиля, Богом избранного народа, не знавшем Его слова и стремящегося к Нему своими собственными путями и на своих собственных условиях, Господь сказал: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и непокорному». «Апеитео» (непослушный) буквально означает «противоречить, говорить против». В продолжение всей истории Израиль большей частью противоречил и противился истине Бога, Который с любовью призывал его и с милосердием и терпением целый день простирал руки [Свои] к этому народу.
В другой из притч Иисуса человек устроил большой пир, на который не явился ни один из гостей, приглашенных вначале. Когда слуга сообщил о различных отговорках, которые они сказали, «хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и убеди придти, чтобы наполнился дом мой; Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина» (Лук. 14:21-24).
По причине настойчивого отвержения Его Израилем, Иисус скорбел: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф. 23:37).
Какое монументальное и трагическое несоответствие! Неверующие евреи по причине своей самоправедности не поняли и отвергли Бога Иисуса Христа и спасающую веру и не поняли размах спасения по причине своего гордого предрассудка. Они, следовательно, показали свое несоответствие как народ, свидетельствующий о Боге.