Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Римлянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 44496 Все тексты автора Джон МакАртур
17. Отношение христиан к правительству (часть 2)
Плата налогов
Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (13:6-7)
Налоги не любит платить никто. Но они — часть нашей повседневной жизни. Всем гражданам, в том числе и христианам, позволительно использовать предоставленные законом скидки и льготы, но никто, а особенно христиане, не имеет права уклоняться от уплаты налогов при помощи незаконных или неэтичных методов.
Но в Соединенных Штатах уклонение от уплаты налогов — это, пожалуй, самый распространенный вид преступлений. По подсчетам, произведенным несколько лет назад налоговой службой США, разница между суммой подоходного налога, которую должны были внести американцы, и фактически уплаченной суммой составляла в последние годы 93 млрд. долларов.
Само собой разумеется, что налоги не справедливы. Единственная известная миру абсолютно справедливая налоговая система определена Божественным законом, явленным через Моисея для древнего Израиля. Но хотя налоги в ней были абсолютно справедливы, люди очень быстро нашли пути, чтобы уклоняться от них.
Многие честно уплаченные налоги неправильно используются соответствующими правительственными органами. Однако, как и при обсуждении вопроса о подчинении правительству в целом (см. Рим. 13:1-5), в ст. 6-7 Павел не делает никаких исключений, заявляя, что христиане должны платить все причитающиеся с них налоги.
Как отмечено в предыдущей главе, римское правительство во времена Нового Завета было языческим, деспотическим и часто безжалостным. Некоторые из императоров провозглашали себя богами и требовали, чтобы все в империи поклонялись им. Как также уже отмечалось выше, в империи было больше рабов, чем свободных людей. В последний период своего существования Рим деградировал, превратившись в гигантское, жившее за счет казны государство, в котором все меньше людей зарабатывали себе на жизнь и все больше людей жили за счет государства. Как это происходит во многих странах сегодня, те, кто работал, должны были платить все возрастающие налоги, чтобы содержать все возрастающее число неработающих. Особое беспокойство иудеев и христиан вызывал тот факт, что часть собираемых в Риме налогов использовалась для содержания языческих храмов и других религиозных институтов империи.
В Израиле, как и в большинстве других провинций империи, граждане страны назначались сборщиками налогов (обычно после уплаты большого взноса) и должны были ежегодно собирать для Рима определенную сумму. Пользуясь защитой римских войск, они, по сути, могли установить любую сумму налогов и собирать их как угодно часто. То, что они собрали свыше определенной Римом суммы, они могли оставить себе. Как того и следовало ожидать, были распространены злоупотребления, а поскольку сборщики были соотечественниками жителей провинций, их часто ненавидели сильнее, чем римских официальных лиц или римских солдат. О презрении к мытарям в Израиле ярко свидетельствует Евангелие (например, Матф. 9:10-11).
Таковы обстоятельства, на фоне которых Павел учит о христианском долге в отношении налогов. В двух коротких стихах апостол формулирует принцип (ст. ба), назначение (ст. 6б) и подробности (ст. 7).
Принцип
Для сего вы и подати платите (13:6а)
Выражение «для сего», конечно же, указывает на предыдущие пять стихов, в которых говорится о христианской обязанности подчиняться человеческим властям. Союз «и» говорит о том, что уплата налогов — часть этих общих обязанностей.
«Форос» (подати) — распространенный термин, обозначавший налоги, уплаченные физическими лицами, в особенности налоги, уплаченные представителями покоренных народов их иностранным правителям. По-видимому, речь идет о подоходном налоге и налоге на имущество. Из контекста ясно, что Павел использует этот термин для обозначения всех видов налогов, каждый из которых должны платить христиане.
Израиль длительное время страдал от тягостного и несправедливого налогообложения. Восстанавливая Иерусалим под руководством Неемии, добившегося разрешения на восстановление храма и городских стен, народ горько сокрушался о тяжелом налогообложении, введенном Персией: «Мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших» (Неем. 5:4). Даже собственные цари иногда вводили слишком высокие налоги. После смерти Соломона северные колена просили его сына и наследника Ровоама: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе» (3 Цар. 12:4). Однако их просьба осталась без ответа, а налоги стали еще выше. По совету молодых людей Ровоам сказал: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, я а буду наказывать вас скорпионами» (ст. 14). В значительной мере из-за этой чрезвычайно несправедливой налоговой политики северные колена восстали и образовали самостоятельное Израильское царство (см. 16-20).
Иногда и собственные цари облагали иудеев налогами, чтобы заплатить дань господствующему народу. Так было при царе Иоакиме: «По оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао» (4 Цар. 23:35).
В Библии о налогообложении впервые упоминается при описании великого голода, случившегося на Ближнем Востоке в то время, когда Иосиф был назначен первым министром Египта. Истолковав сны фараона, в которых были символически предсказаны семь лет изобилия, за которыми последуют семь лет голода, Иосиф приказал, чтобы во время семи лет изобилия пятая часть зерна сохранялась в качестве резерва: «и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода… дабы земля не погибла от голода» (Быт. 41:36, 48-49). Несколько лет спустя, когда случился еще один голод, Иосиф издал постоянный закон, требующий, чтобы пятая часть выращенного ежегодно отдавалась фараону (47:26). Поскольку Иосифом руководил Бог, то можно предположить, что по крайней мере двадцатипроцентный налог человеческому правительству есть Божественно разрешенным, если не Божественно установленным.
Как было сказано выше, когда Бог создал народ Израиля, Он учредил для Своего избранного народа подробную схему налогообложения. Первым налогом была десятина. «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Лев. 27:30). Десятина целиком предназначалась для поддержки священнического колена Левия (см. Числ. 18:21-24), которое не имело ни собственной земли, ни средств, чтобы содержать себя. Иногда этот налог называли левитской десятиной.
Священники, в частности первосвященники, были не только духовными руководителями Израиля, но и его гражданскими правителями. Следовательно эта десятина, по сути, была налогом, дающим средства к существованию израильскому теократическому правительству.
Другим Божественно учрежденным налогом была ежегодная праздничная десятина, использовавшаяся для жертвоприношений, для обеспечения скинии, а затем храма, для поддержания социальной и культурной жизни и для сохранения национального единства (см. Втор. 12:10-19).
Через Малахию Господь строго выговаривал Своему народу за неуплату десятины: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» десятиною и приношением» (Мал. 3:8). Затем Бог дал широко известное обещание: «Принесите се десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословение до избытка?» (Мал. 3:10).
Третий налог также был десятиной. Но поскольку он уплачивался только один раз в три года, то составлял всего 3,3% в год. Об использовании этого налога во Втор. 14:29 сказано: «И пусть придет Левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которые ты будешь делать».
Первая десятина шла на покрытие правительственных расходов, вторая использовалась для развития национальной жизни, а третья десятина, платившаяся раз в три года, использовалась на благотворительные нужды.
Четвертый налог использовался на нужды скинии и храма, этот ежегодный налог размером в полсикля платил каждый израильский мужчина, «поступающий в исчисление от двадцати лет и выше», в качестве приношения Господу (Исх. 30:14).
По закону Моисея существовало еще два непрямых налога. В конце каждого сельскохозяйственного периода евреи должны были оставлять часть своего урожая неубранной, эту часть собирали бедняки. «Когда будете жать жатву на земля вашей, — наставлял Господь Свой народ, — не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай до чиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:9-10).
Второй непрямой налог предусматривал, что каждые семь лет возделываемая земля должна оставаться под паром. Урожай, который на ней мог сам по себе вырасти, необходимо было оставить для бедных, а остатки от него — в пищу домашнему скоту.
Общая ставка всех этих шести налогов, каждый из которых был обязательным, составляла примерно 24% в год.
Во времена Нового Завета налоговая ситуация в Израиле, конечно же, была совершенно другой — прежде всего из-за вавилонского пленения, а также из-за последующего подчинения Греции, а затем Риму. Однако римляне позволяли покоренным народам платить некоторые религиозные налоги. Когда сборщики налогов в Капернауме попросили Иисуса заплатить налог для храма размером в две драхмы, Он с готовностью согласился. Он заплатил деньги сверхъестественным образом, сказав Петру забросить уду в Галилейское море и выловить рыбу, во рту у которой был статир — монета в четыре драхмы, именно столько должны были заплатить Иисус и Петр (см. Матф. 17:24-27).
Этот пример особенно поучителен для Его последователей. Господь объяснил Петру, что как Сын Божий Он не обязан платить налог на Божий дом (ст. 26), но как Сын Человеческий Он делает это, чтобы не оскорбить властей человеческих и чтобы быть примером для Своих учеников (ст. 27). Его поступок производит еще более сильное впечатление, если принять во внимание, что уплаченные Им деньги попали в казну первосвященника и старших священников, которые вскоре приговорят Его к смерти. Дань, по сути, попала в казну храма, который был настолько развращен, что Иисус однажды уже очистил его от менял и продавцов жертвенного (Иоан. 2:14-16), и Он сделает это снова незадолго до Своего ареста и распятия (Матф. 21:12-13). Именно из сокровищницы этого храма будут взяты тридцать серебреников, которыми заплатят Иуде за то, что он предаст Христа. И зная все это, Иисус без всяких колебаний и оговорок заплатил налог.
Как уже отмечалось, поскольку храм — это дом Божий, и поскольку Иисус -Божий Сын, то Он не обязан был платить налог на храм. Точно так же и христиане не обязаны делать определенные отчисления на труд своего небесного Отца. Десятина и другие Ветхозаветные платежи никоим образом не касаются христиан. Что же касается отчислений, которые мы отдаем Господу, то Павел говорит: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволяет ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор. 16:2). О том, как мы должны относиться к тому, что нужно отдавать, апостол замечает: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7).
После триумфального въезда Иисуса в Иерусалим фарисеи стали искать причину, чтобы обвинить Его в совершении преступления, требующего смертной казни, они «совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Матф. 22:15-17).
Поскольку фарисеи были известны своим ярым национализмом и ненавистью к римлянам, они понимали, что обвинение ими Иисуса в государственной измене скорее всего не будет серьезно воспринято римскими властями. Не вызывает сомнений, что именно по этой причине фарисеи вступили в сговор против Иисуса с иродианами, с которыми они обычно не имели ничего общего, потому что иродиане отличались сильными проримскими настроениями. И, как следует из их имени, иродиане поддерживали царей Иродов, которые не только были вассалами Рима, но и презирались жителями Палестины. Поэтому фарисеи полагали, что обвинение в измене, выдвинутое иродианами, почти наверняка приведет к осуждению Иисуса и Его казни. «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платится подать. Они принесли ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф. 22:18-21).
Поскольку Иисус знал, что Его смерть близка, то даже самый суровый критик не сможет обвинить Его в том, что Своим ответом Он хотел защитить Себя. Точно так же Он ответил бы в любой момент Своего служения. Он ясно заявил, что уплата налогов человеческому правительству — предписанная Богом обязанность. А то, что Рим был деспотическим, языческим, часто несправедливым и даже то, что на этой монете был изображен император Август, называвший себя сыном бога, не отменяет этой обязанности. Налоги необходимо платить.
Назначение
ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые (13:6б)
Власти несут намного большую ответственность, чем осознают они сами и остальной неверующий мир. Независимо от своего политического ранга и личных качеств, независимо даже от их моральности, духовности и осведомленности, должностные лица, собирающие налоги, — Божьи служители. Как и любой другой чиновник сборщик налогов «есть Божий слуга, тебе на добро» (13:4), и по этой причине мы должны платить налоги.
«Служители» — перевод не «доулос», обычно употреблявшегося в Новом Завете для обозначения слуги, а «леитоургос», первоначально обозначавшего человека, который выполняет общественную службу за свой счет. Позже оно употреблялось для обозначения любых чиновников; это слово близко по смыслу к современному понятию «государственный служащий». Это слово применяется повсюду в Новом Завете в отношении ангелов («служители» Христа, Евр. 1:7, 14), самого Павла («служитель Иисуса Христа у язычников», Рим. 15:16) и даже в отношении Христа («священнодействователь святилища в скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек», Евр. 8:2). Не вызывает сомнений, что использование в Новом Завете и в раннехристианской церкви слова»леитоургос» для обозначения религиозного служителя, Божьего слуги, привело в конечном счете к тому, что слово вошло в наш язык как литургия и обозначает религиозную службу.
Будучи ревностным фарисеем (см. Фил. 3:5-6), Павел (тогда известный под именем Савл), без сомнения, относился к римскому правлению с огромной ненавистью и негодовал по поводу каждого динария, который вынужден был отдавать на содержание римских властей. Но теперь, будучи покорным Христу как Господу, он знал, что должен быть покорен также правительству, которое установлено его Господом. В этом стихе Павел говорит, что поскольку власть от Бога, то все государственные служащие — от самых маленьких до самых высоких, от самых лучших до самых плохих — Божьи служители. Несмотря на то, что огромное большинство руководителей отвергло бы саму мысль о том, что они постоянно заняты Божьим служением, Павел подчеркивает, что они представляют как Божественные институты, так и человеческие.
В конце первого столетия Клемент из Рима (бывший, возможно, сотрудником Павла, о котором апостол говорит в Фил. 4:3), помня о жестоком преследовании императором Нероном, а позже и Домицианом, молился:
«Направляй нас, чтобы пребывали мы в святости и праведности и искренности сердца и совершали то, что праведно и справедливо в очах Твоих и пред нашими правителями. Господи, пусть облик Твой сияет нам на добро, чтобы мы были защищены Твоей могущественной рукой и освобождены от всякого греха. Избавь нас от несправедливо ненавидящих. Дай мир и согласие нам и всем живущим на земле, как дал Ты нашим отцам, когда обратились к Тебе в вере и истине со святостью, в то время как мы, покорные Твоему всемогуществу и высокому имени, покорны и нашим земным правителям.
Ты, Господь и Властелин, дал им власть Своею силою, чтобы мы, зная о славе и чести, которую Ты дал им, подчинились им, ничем не противясь Твоей воле. Дай им, Господи, здоровья, мира, согласия и непоколебимости, чтобы они могли правильно руководить правительством, которое Ты поручил им. Ты, небесный Властелин, Царь веков, дал сынам человеческим славу и честь, и власть над всем, что есть сущее на земле. Господи, направляй их совет к тому, что есть праведным и угодным в очах Твоих, чтобы они, начальствуя мирно и благоугодно, пользуясь данной Тобой властью, могли заслужить Твое расположение» (1 Clement lx.2-lxi.2 Cited in F.F.Bruce, The Epistle of Paul to the Romans [London: Tyndale Press, 1967], стр. 235).
Иустин Мученик, богослов и один из отцов Церкви, живший во 2-ом столетии по Р.Х., писал римскому императору Антонию Пию: «Повсюду мы [христиане] более, чем все остальные, стараемся платить назначенные тобою налоги, обычные и дополнительные, поскольку так научил нас [Иисус]… Мы поклоняемся лишь одному Богу, но во всем остальном стремимся служить тебе, считая тебя царем и правителем людей и молясь о том, чтобы ты разумно использовал свою великую власть» («The First Apology of Justin», chapter 27 in The Ante-Nicene Fathers, vol. 1, Alexander Roberts and James Donaldson, ed. [Grand Rapids: Eerdmans, rep. 1973, стр. 168).
Во время особенно враждебного отношения Рима к христианству другой отец церкви Тертуллиан писал: «Непрестанно возносим молитвы за всех наших императоров. Мы молимся об их долгой жизни, о безопасности империи, о безопасности императорского дома, о храбрых армиях, преданном сенате, добродетельном народе, о спокойствии в мире, обо всем, чего хочет император как человек и кесарь» («Apology», глава 30 в The Ante-Nicene Fathers, том 3, стр. 42).
Такое уважение к человеческому правительству было нормой для раннехристианской церкви еще задолго до того, как Римская империя была «христианизирована».
Как отмечено в предыдущей главе, христиане могут использовать все законные способы, чтобы повлиять на политику или гражданские законы, которые они считают несправедливыми, включая также вопросы налогообложения. Но когда все законные возможности исчерпаны, мы обязаны заплатить столько, сколько требует правительство, даже если сумма налогов несправедливая и чрезмерная.
Важно, чтобы христиане напоминали своим начальникам, что гражданская ответственность — это Божественный долг, данный Господом, и Господь следит за его выполнением. Мы должны напоминать им и не забывать сами о многочисленных содержащихся в Псалтыре свидетельствах о Божьем владыческом управлении делами людей. В Пс. 91:9 к Нему обращены слова: «Ты, Господи, высок во веки!» В Пс. 92:1-2 псалмопевец говорит о Боге, как о наивысшем и вечном Правителе: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Престол Твой утвержден искони; Ты — от века».
Когда царь Навуходоносор возгордился: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия», Господь тотчас же наказал его за надменность. «Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» (Дан. 4:27-29). Некогда гордый монарх искренне смирился и сказал: «Я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды» (Дан. 4:31).
Христиане должны свидетельствовать миру, что Бог — главный и единственный Владыка. Мы должны с уважением напоминать нашему человеческому начальству, что Господь вразумляет народы (см. Пс. 93:10) и что «Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно» (Пс. 97:9). Будучи Его народом, мы должны возвещать «в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его! Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:3-5).
Роберт Калвер точно заметил:
«Там, где теистическая религия ослабевает, становится слабым и само понятие справедливости. Преступления тогда определяются как антисоциальная деятельность, сущность которой в свою очередь определяется как таковая большинством населения. Наказание тогда выглядит, как результат нападения большинства на меньшинство, а это противоречит демократическим настроениям. Как следствие — уменьшение эффективности наказания за преступление в результате ошибок суда, попирающего права законопослушных граждан, и рост того, что должно называться преступностью» («Toward a Biblical View of Civil Government» [Chicago: Moody Press, 1974], стр. 78-79).
Нормы, основанные на мнении большинства, по самой своей сущности подвержены изменениям и зависят от прихотей индивидуумов, составляющих большинство. То, что сегодня считается преступлением, завтра может считаться подобающим поведением и наоборот.
Отцы-основатели Соединенных Штатов хорошо осознавали эту опасность и меньше всего хотели учредить правительственную систему, которая не признает Божье Слово основанием для справедливого гражданского законодательства, не говоря уже о правительстве, которое совершенно не будет признавать Его. Каждый раз, когда принципы, которыми руководствуется правительство, не согласуются с Божьими принципами и не отражают Его Божественные замыслы, справедливость нарушается в такой степени, в какой степени пренебрегают Им.
Христианам следует выбирать таких государственных служащих, которые верны своему гражданскому долгу. Желательно, конечно, чтобы на государственной службе пребывали подлинные христиане, но одна лишь принадлежность к христианской вере не дает права занимать какой-либо государственный пост. В некоторых случаях не христианин может больше подходить для исполнения государственной службы, чем его оппонент христианин.
Будучи Божьими служителями, гражданские власти не только должны понимать, что они служат в соответствии с владыческим Божьим позволением, но что поэтому они несут перед Ним ответственность за надлежащую службу на благо общества.
Господь требует смирения от руководителей правительства. Эта черта, пожалуй, не часто встречается среди них, особенно среди тех, кто обладает значительной властью. Бог обещает положить конец «высокоумию гордых» и уничижить «надменность притеснителей» (Ис. 13:11).
Господь требует также справедливости, милосердия и сострадания. Говоря о неназванном вавилонском царе, Он заявил: «Как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием… В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим» (Ис. 14:4-6,11).
Даниил укорял Навуходоносора за его гордыню (Дан. 4:22) и немилосердие к бедным (Дан. 4:24). Он укорял Валтасара за бездействие, леность, глупость, богохульство, святотатство, пьянство, гордыню и за непрославление Бога (Дан. 5).
Господь требует, чтобы правители поддерживали порядок, справедливо и твердо требуя исполнения закона. Цари, правители и другие чиновники многократно обвиняются в Ветхом Завете за невыполнение этого требования. Когда народ иудейский отказался выполнить свой договор с Господом и отпустить всех еврейских рабов через шесть лет службы, царь Седекия и другие представители власти не наказали его за это. Поэтому Бог объявил, что страшное наказание ждет этих представителей власти за невыполнение долга; наказание ждет также и владельцев рабов, которых власти не преследовали за нарушение завета (см. Иер. 34:12-22). Отказ освободить этих рабов был одним из грехов, за которые Бог отдал иудеев в руки царя вавилонского, который в это самое время готовился к осаде Иерусалима (см. Иер. 34:1-3).
В дополнение к этим правилам Господь приказывает правителям не стремиться увеличивать свое благосостояние за счет тех, кем они правят. Через Исайю Он предупредил иудейских начальников: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтоб устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот» (Ис. 10:1-2).
Бог предупредил деспотичного и несправедливого иудейского царя Иехонию:
«Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои — беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его; кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные», — и прорубает себе окна и обшивает кедром и красит красною краскою. Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? Отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь. Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие» (Иер. 22:13-17).
В отличие от того, что делал Иехония, правители должны относиться с пониманием к потребностям своего народа и проявлять доброту, освобождая его от страданий и нужды. Они должны поступать подобно Иоакиму, отцу Иехонии, который «производил суд и правду» и «разбирал дело бедного и нищего» (ст. 15-16).
Господь требует справедливости от человеческих правителей, и они становятся объектом его Божественного гнева, когда их ложь сбивает народ с пути (см. Ам. 2:4).
Наконец, гражданские власти несут ответственность за соблюдение общественной морали и приличия. Господь послал Иону проповедовать в Ниневию, «ибо злодеяния его [этого города] дошли до [Него]» (Ион. 1:2).
Хотя христиане должны быть покорными гражданским правителям, они вынуждены, как это делали пророки, выступать против неправедных властей.
Подробности
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (13:7)
В заключительных замечаниях о покорности христианина человеческому правительству Павел говорит о некоторых частных вопросах, касающихся уплаты налогов.
Во-первых, мы должны отдавать всякому должное. «Аподидоми» (отдавать) означает возвращать то, что должен, и это значение усиливается словами «всякому должное». Налоги — это не добровольное или не обязательное пожертвование, вносимое для поддержки правительства, и их уплата — безусловный долг каждого гражданина. Христиане несут не только моральную, но и духовную ответственность за уплату налогов, поскольку они знают или должны знать, что этого требует Бог. Уклонение от уплаты налогов — преступление перед правительством и грех перед Богом.
Подать («форос») — такое же слово, как и в ст. 6 — вероятно, обозначает общий налог на прибыль и имущество, который платили иностранным правителям, что делало его особенно тягостным. Однако требование высказано ясно: христиане должны платить всякому должное.
Оброк («телос») — форма пошлины или товарного налога, непосредственно платившегося римским правителям или их вассалам, таким как царь Ирод. Такие платежи также должны были без сожаления выплачиваться тем, кому должно.
Следующие два обязательства, о которых сказано в этом стихе, относятся не к вопросу об уплате налогов, а к отношению христианина к государственным служащим.
Во-первых, Павел говорит, что мы должны отдавать страх, кому должно страх. Слово «фобос» (страх) использовалось для обозначения чувств — от благоговейного страха до ужаса. В данном контексте речь, по-видимому, идет об искреннем уважении к чиновникам, собирающим налоги.
Во-вторых, мы должны воздавать честь, кому должно честь. «Тиме» (честь) означает искреннюю, а не притворную высокую оценку. Честь, которую мы воздаем властям, включая и тех, которые собирают налоги, также должна быть искренней.
В «Послании к Диогнету» неизвестный христианин, живший во 2-ом веке Р.Х., прекрасно описал верующих, искренне выполнявших Божественные требования, содержащиеся в Рим. 3:1-7:
«Христиане не отличаются от других людей ни местом проживания, ни языком, ни обычаями. Ибо они не населяют отдельных городов, не говорят на особом наречии, не живут какой-то особенной жизнью. Образ действий, которому они следуют — это не результат умозаключений или измышлений любознательных людей; они подобно некоторым, не провозглашают себя последователями каких-то чисто человеческих доктрин. Но обитая в городах греков, а также варваров в соответствии с выпавшей им участью, и следуя местным обычаям в одежде, еде и во всем остальном, что касается естественного поведения, они являют нам замечательный и, признаем, поразительный способ жизни. Они живут в своих странах, но лишь как временные жители. Как граждане они участвуют в происходящем, однако относятся ко всему, как иностранцы. Каждая страна для них, как родная, и любая родина, как чужая земля. Они так же, как и все остальные, женятся и рождают детей, но не губят свое потомство. Они имеют общий стол, но не общую постель. Они из плоти, но не живут по плоти. Они проводят время на земле, но они — граждане небес. Они повинуются предписанным им законам, но в то же самое время преодолевают эти законы своей жизнью. Они любят всех и преследуемы всеми. Они неизвестны и осуждаемы; их обрекают на смерть, они восстают для жизни. Они бедны, однако творят много богатств; они испытывают во всем нужду, но обильны во всем; их не почитают, и в этом непочтении они прославляются. О них говорят злое, но они оправданы; их оскорбляют, а они благословенны; их поносят, и это воздается им честью; они творят добро, а их наказывают, как делающих злое. Когда их наказывают, они радуются, как будто переживают жизненный успех; евреи нападают на них, как на иностранцев, их преследуют греки; но те, кто ненавидит их, не могут указать причину своей ненависти» («The Ante-Nicene Fathers», Alexander Roberts and James Donaldson, ed. [Grand Rapids: Eerdmans, rep. 1973], стр. 26-27).