Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Римлянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 44430 Все тексты автора Джон МакАртур
20. Единство сильных и слабых христиан (часть 1)
Принимать друг друга с пониманием
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога». Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу (14:1-12)
Главная мысль, выраженная в Новом Завете, состоит в том, что сила греха разрушает духовное и моральное здоровье как церкви, так и тех, кто совершает грех. Послание содержит множество указаний и запретов относительно необходимости непрестанно искоренять грех в церкви. Это задача как церковной дисциплины, так и самодисциплины. Регулярное совершение Вечери Господней не только напоминает нам о жертве Иисуса Христа, принесенной ради нас, но и дает возможность каждому христианину испытать себя (см. 1 Кор. 11:28), проанализировать свою жизнь, признать свой грех, отвернуться от него и попросить прощения.
Иисус Христос наставлял: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:15-17).
Ап. Павел дал подобный совет, касающийся самодисциплины церкви в Коринфе: «Итак очистите старую закваску [греха], чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7-8). Во 2-ом послании к этой церкви он призывал: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).
Но неприкрытый грех — не единственная опасность для духовного здоровья и единства церкви. Хотя сами по себе не составляют грех, определенный тип отношений и поведения могут разрушать братское общение и плодотворность и причинять вред работе, свидетельству и единству многочисленных общин на протяжении всей истории Церкви. Эти проблемы возникали из-за расхождений между христианами в вопросах, относительно которых в Св. Писании не содержится ни повелений, ни запретов. Это вопросы личного выбора и исторической традиции, которые, когда их навязывают другим, неизбежно вызывают замешательство, противодействие, враждебность, угрызения совести и разлад.
Даже в маленьких церквях часто наблюдаются значительные различия в возрасте, образовании, зрелости, чертах характера, культуре и религиозном воспитании. Некоторые члены церкви могут принадлежать к семьям, насчитывающим многие поколения евангельских верующих. Некоторые из этих семей следуют строгому законничеству, в то время как для других характерны открытость и свобода. Некоторые члены церкви могут быть приучены к литургическому богослужению, другие — к непосредственной и импровизированной службе. Некоторые уже слышали Благую весть и изучали Библию много лет, другие только недавно узнали истинную Благую весть и понимают лишь самое главное. Некоторые могли быть обращены из языческой, культовой среды, либерального протестантизма, римского католицизма, иудаизма, атеистического гуманизма или просто из состояния религиозного безразличия.
Как сказано в одной из предыдущих глав этого тома, вопреки тому, что утверждают некоторые лидеры церковного роста, такое разнообразие может усилить поместную общину, напоминая самой церкви и свидетельствуя окружающему миру о силе Иисуса Христа, могущей связать несхожих между собой людей в братское общение, которое характеризуется подлинным и глубоким единством. Замысел Господа в отношении Церкви не предусматривал разделения на сотню частей, основанных на личных предпочтениях и традициях и не находящих никакого оправдания в Св. Писании. Но по очевидным причинам многообразие в общине может быть легко использовано неискупленной плотью и диаволом, чтобы вызвать разделение, разногласия и даже ненависть и враждебность.
Павел постоянно заботился о том, чтобы каждый христианин стремился сохранить «единство духа в союзе мира» (Ефес. 4:3) и желал облечься «в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). Наш Господь выразил это же желание: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:34-35). Эту же мысль Он высказал в Своей первосвященнической молитве к Своему Отцу за тех, кто принадлежит Ему по вере: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:20-21).
В Рим. 14:1-15:13 Павел говорит о том, что особую опасность для единства церкви представляет конфликт, который легко возникает между теми, кого он называет сильными и слабыми верующими; теми, кто возрос в вере, и теми, кто еще незрел; теми, кто понимает и использует свободу в Христе, и теми, кто чувствует себя скованно или ощущает давление некоторых религиозных и культурных запретов и действий, глубоко укоренившихся в их жизни еще до их прихода к Иисусу Христу.
В раннехристианской церкви многие евреи, пришедшие к вере в Иисуса Христа, не могли отказаться от обрядовых законов и действий, в которых они участвовали с раннего детства, в особенности от обрядов и запретов, установленных Самим Господом по Ветхому Завету. Они по-прежнему считали себя обязанными, например, исполнять закон Моисея в отношении пищи, строго соблюдать священный день покоя и даже приносить жертвоприношения в храме, поскольку это были жертвоприношения для истинного Бога.
С другой стороны, многие обращенные язычники столь же сильно погрязли в языческих ритуалах и обычаях, и они чувствовали себя оскорбленными, сталкиваясь с чем-нибудь отдаленно связанным с такими грехами. Так, например, многие язычники не могли есть мясо, которое было принесено в жертву языческому божеству, а затем было продано на рынке.
Другие верующие — как евреи, так и язычники — понимали и использовали свою свободу в Христе Иисусе. Духовно зрелые еврейские верующие понимали, что по Новому Завету, в Христе, обрядовые требования закона Моисея утратили свою силу. Зрелые верующие из язычников понимали, что идолопоклонство — духовное зло, и оно не может влиять на физические предметы и явления, например, на мясо, которое могло использоваться в идолопоклоннических обрядах.
Те, на кого прежние религиозные взгляды и убеждения по-прежнему имели сильное влияние, благоприятное или неблагоприятное, были слабыми в вере, поскольку не понимали своей свободы в Иисусе Христе.
Однажды в Пенсильвании я встретил фермера из амишей, недавно обращенного в христианство. Вопреки традициям амишей, не использовавших современные приборы и транспортные средства, снабженные мотором, этот человек имел радио, которое тайно слушал, и автомобиль, который прятал в сарае и редко использовал в дневное время. Умом он понимал, что в использовании этих вещей нет ничего греховного или небиблейского, но ему по-прежнему было трудно открыто пользоваться этой свободой, особенно перед своими друзьями и соседями амишами.
С другой стороны, сильные верующие часто подвергаются искушению дойти до предела своей свободы в Христе Иисусе, жить на самом краю моральной допустимости, увидеть, как далеко они могут зайти, не совершая греха. Слабые подвергаются искушению с другой стороны. Они настолько боятся совершить какие-то религиозные нарушения, что окружают себя ограничениями, которые выдумали сами.
Раскрепощенный верующий испытывает искушение считать, что его брат-законник слишком косный и ограниченный, чтобы быть хоть в чем-то полезным Господу. С другой стороны, законник подвергается искушению думать о своем раскрепощенном брате, что тот слишком свободный и недисциплинированный, чтобы эффективно служить Иисусу Христу. И в этом коренится отсутствие единства.
В рассматриваемых стихах (Рим. 14:1-12) апостол обращается к верующим обоих типов, но его первый совет адресован сильным верующим, потому что они сильнее в вере. Из этих двух групп верующих они лучше подготовлены к тому, чтобы понять и быть понятыми. Поэтому апостол говорит им: «Немощного в вере принимайте».
«Просламбано» (принимайте) — составной глагол; приставка «прос» усиливает основное значение глагола, превращая его в приказание. Иными словами, Павел не просто предлагал, а приказывал, чтобы сильные верующие принимали слабых.
В Новом Завете «просламбано» всегда используется в греческом среднем залоге, что придает ему оттенок личного и добровольного принятия другого человека. Это значение ясно видно в Деян. 28:2, где Павел использует этот глагол для описания любезного гостеприимства жителей Мальты (в Библии — Мелиты, устаревшее), которые «разложили огонь и приняли всех нас». В этом значении глагол употреблялся и в Рим. 15:7, где Павел использует его дважды: в первый раз — говоря о том, что христиане должны принимать друг друга, а в другой раз — говоря о том, что Христос «принял вас [т.е. всех верующих] в славу Божию».
«Немощный» — перевод греческого причастия настоящего времени, предполагающего временность такого состояния. В греческом тексте перед словом «вера» употреблен определенный артикль, указывающий на то, что Павел говорил не о духовной вере или преданности, а о понимании всей истины Благой вести. Это же значение слова Павел имел в виду, когда наставлял колоссян пребывать твердыми и непоколебимыми в вере (см. Кол. 1:23, ср. Тит. 1:4).
Как отмечено выше, Павел не подразумевал компромиссов в вопросах вероучения или нравственности. Относительно этого он строго предупредил галатов: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Он не имел здесь в виду, к примеру, иудействующих, т.е. евреев, которые наводнили церковь, а затем стали утверждать, что язычники не могут прийти к Иисусу Христу, если они не обрезаны, и что как евреи, так и верующие из язычников должны соблюдать закон Моисея (см. Деян. 15:5). Он говорил о верующих евреях и язычниках, которые были немощны в своем понимании истинной веры в Иисуса Христа и жизни в Христе.
Таких верующих должны полностью и с любовью принимать те, кто духовно зрел. Это не означает, что свобода верующего в Христе не должна обсуждаться с христианами, которые еще находятся в плену у какого-то религиозного предубеждения или ограничения, но такое обсуждение не должно быть суждением в отношении немощного в вере, но искренним размышлением о мнениях.
Одно из самых строгих предупреждений Иисуса Христа было обращено к тем, кто «соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня». Такому человеку «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Матф. 18:6-8). Господь сказал, что противодействие («соблазн») Божьему народу со стороны мира неизбежно, и к нему нужно быть готовым. Но в этом случае Иисус Христос говорил главным образом, если не всецело, об учениках и для учеников (см. ст. 1), возможно, лишь для Двенадцати (см. Марк 9:30-50; Лук. 9:43-48). В Матф. 18:14 Он называет Своих слушателей сыновьями «Отца вашего Небесного». В следующих стихах (18:15-17) Он ясно говорит о церковной дисциплине, указывая, как вести себя с «братом», то есть с братом по вере, который согрешает. Следовательно, Господь говорит для подлинных христиан и о подлинных христианах:
«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф. 18:8-10).
Цель подобной гиперболизации истины — необходимость показать, что когда речь идет о неверующем, которому угрожает ад, к греху следует относиться очень строго. Но этот же принцип применяется и к верующему, который был спасен от ада. Грех — это очень серьезно, и необходимо принять все меры, чтобы остановить его.
Павел предупредил церковь в Галатии, которая испытывала значительные затруднения из-за иудействующих законников: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон заключается в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:13-15).
Апостол напомнил пресвитерам из Ефеса: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Зрелым верующим из галатийских церквей он дал совет и предостережение. Совет таков: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные [сильные] исправляйте такового [слабого] в духе кротости». Предостережение: «Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Иными словами, те, кто сегодня силен, могут не устоять перед искушениями, которые могут сделать их слабыми. Используя несколько другие выражения, он дает этот же совет верующим в Коринфе: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).
Всю духовную силу, которую мы имеем, мы имеем в Господе и от Него. И если мы станем гордыми и самодовольными, Господь может лишить нас части Его силы и благословения, чтобы напомнить, насколько слаб сам по себе каждый верующий.
Апостол убеждал церковь в Фессалониках с одной стороны вразумлять бесчинных, то есть предупреждать верующих, которые думают, что они сильные, и постоянно выходят за рамки своей свободы не для того, чтобы служить и угождать Господу, но для того, чтобы служить и угождать себе. Затем в этом же стихе он убеждает тех, кто действительно силен, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем (см. 1 Фес. 5:14), то есть использовать свою свободу для того, чтобы служить Господу, помогая тем из Его народа, кто особенно в этом нуждается.
Духовная зрелость — это непрерывный рост, который должен происходить до тех пор, пока Господь не возьмет нас к Себе. В своем 1-ом Послании Иоанн хвалит верующих, находящихся на различных уровнях духовного роста, и обращается к ним «отцы», «юноши», «отроки». Он напоминает им всем, что их духовная сила происходит от познания Бога и пребывания в них Его Слова (см. 1 Иоан. 2:13-14).
Важно отметить, что употребление различных равнозначных определений и имен Бога в Рим. 14:1-12 являет одно из самых ясных учений о Божестве Иисуса Христа. В ст. 3 Павел говорит о Боге, в ст. 4 — о Господе, в ст. 6 — о Господе (четыре раза) и Боге (дважды), в ст. 8 — о Господе (три раза) и в ст. 9 об Иисусе Христе как Господе.
В Рим. 14:2-12 Павел приводит четыре причины того, почему все верующие (и сильные, и слабые) должны принимать всех других верующих. Они должны принимать друг друга, потому что Бог принимает их (ст. 2-3), потому что Господь оказывает поддержку каждому верующему (ст. 4), потому что Господь — Владыка для каждого верующего (ст. 5-9) и потому что лишь один Господь будет судить каждого верующего (ст. 10-12).
Бог принимает их
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его (14:1-3)
Первая причина, по которой верующие должны принимать всех других верующих, — это то, что Бог принимает всех.
«Иной человек», который уверен, что можно есть все — это, конечно, более сильный и зрелый христианин, понимающий и использующий свою свободу в Христе. Первый пример свободы — право христианина есть все.
Евангелие нового завета в Иисусе Христе не содержит ни обрядовых ограничений, ни ограничений в отношении пищи, Моисеевых или каких-либо других. В 1-ом Послании к Тимофею апостол пишет: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1 Тим. 4:1-3).
Через несколько лет после того как Петр начал миссионерское служение, он все еще боялся употреблять в пищу животных, которые считались нечистыми по закону Ветхого Завета. Чтобы убедить Петра в истине — «что Бог очистил, того не почитай нечистым» — потребовалось, чтобы Господь трижды обратился к нему в видении (см. Деян. 10:15-16). Великое учение, данное в видении, заключалось в том, что Петр не должен почитать «ни одного человека [т.е. язычника] скверным или нечистым» (Деян. 10:28).
Как было отмечено ранее, некоторые языческие верующие, как и некоторые иудеи, но по другим причинам, не могли употреблять в пищу определенные продукты. Поскольку для прежних религий этих верующих были характерны идолопоклонство и безнравственность, верующие не могли разрешить себе употреблять мясо или другую пищу, которая была использована в качестве приношения языческому божеству. Как и Петр, они еще были духовно слабыми в этом отношении. Поэтому чтобы не употреблять мяса, которое, как они считали, осквернено идолами, некоторые христиане из евреев и язычников ели только овощи.
Хотя Павел в ст. 2-3 и ст. 6 говорит лишь о еде, его комментарии в ст. 17 и 27 дают понять, что некоторые верующие точно так же относились и к питью.
Если так, то сказанное относится, по-видимому, в основном к язычникам, которые ранее участвовали или просто были осведомлены о языческих празднествах, таких как римская вакханалия, для которых были характерны оргии и пьянство.
В ст. 3 Павел дает двойное предписание. Первая его часть обращена к сильным верующим, которым он говорит: «Кто ест, не уничижай того [слабого], кто не ест». Слово «эксоутенео» (уничижать) означает относиться к кому-то с полным пренебрежением, как к пустому месту или того хуже. Это выражение не просто ненависти или непочтения, но крайнего презрения и отвращения. Многие евреи в те времена относились к язычникам с пренебрежением, а многие греки и римляне относились так к тем, кого они называли варварами.
Маловероятно, чтобы истинные христиане в раннехристианской церкви в Риме или где-либо еще, уничижали некоторых других верующих в самом крайнем смысле этого слова. Но чтобы нанести вред общине, достаточно одного экстремиста. На протяжении веков церкви страдали от тех, кто в своей гордыне считал, что превосходит других духовно.
Следующее предписание Павла адресовано слабым: «И кто не ест, не осуждай того, кто ест». «Осуждать», как и «уничижать», — перевод сильного греческого глагола («крино»), главное значение которого «отделять» и «изолировать». Как юридический термин, глагол означает признать обвиняемого виновным в совершении преступления.
В этом стихе «уничижать» и «осуждать», по существу, синонимы. В обоих случаях люди одного типа презирают людей другого типа, и все они не правы. Сильные члены церкви с презрением считают слабых членов законниками и самоправедными, а слабые члены церкви осуждают сильных, считая их в лучшем случае безответственными, а в худшем — распутными.
Несмотря на то, что фраза «Бог принял его» следует за выражением «того, кто ест» (то есть сильного), из контекста ясно, что это Божественное принятие относится и к сильным, и к слабым; к тем, кто ест все, и к тем, кто соблюдает ограничения в еде. Позиция Павла такова: если Бог не считает это проблемой, то какое право имеет один из Его детей делать из этого проблему? Если Господь в равной мере принимает и сильных, и слабых верующих, то для обоих типов верующих не принимать друг друга — это греховное высокомерие.
Господь поддерживает каждого верующего
Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (14:4)
Вторая причина, по которой каждый христианин должен принимать каждого другого христианина, состоит в том, что Господь поддерживает их всех. Верующий, который «сильный» в том, что не относится к учению или морали, в том, что не предписано и не запрещено в Св. Писании, в такой же мере нуждается в Божьей поддержке, как и «слабый» верующий. Мы все слабые в том смысле, что все доброе и праведное, чем мы обладаем, это дар Божий и отнюдь не результат нашей собственной мудрости или наших усилий.
Но остающееся влияние плоти часто наводит раскрепощенных верующих на мысль, что законники настолько негибкие и самоправедные, что не только в значительной степени приносят в жертву собственную радость, но и ограничивают свою полезность для Господа. С другой стороны, то же самое влияние плоти заставляет законников думать, что раскрепощенные верующие заняты сами собой и живут слишком свободно и поэтому не могут хорошо служить Господу.
Будучи хорошо осведомленным об этих тенденциях, Павел обратился к обеим группам верующих с язвительным риторическим вопросом: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Какое право имеет любой из вас, зрелый или незрелый, образованный или необразованный, судить чужого раба, в особенности брата верующего, раба Иисуса Христа? Личная оценка верующим других верующих ни в коей мере не влияет на то, как к этим верующим относится Господь.
Обращаясь, возможно, к своим критикам в коринфской церкви, Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:3-5).
Это перед своим Господом, то есть перед Иисусом Христом, каждый верующий стоит или падает. Что же касается религиозных традиций и предпочтений, то каждый верующий, сильный или слабый, выдержит суд Божий, потому что Бог не принимает это во внимание. «Будет восставлен», — говорит Павел о каждом верующем, поскольку Господь силен и, конечно же, желает восстановить его.
Ранее в этом послании Павел уже сформулировал подобный риторический вопрос. «Кто будет обвинять избранных Божиих? — спрашивает он. — Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:33-34). «Ибо я уверен, — продолжает он чуть ниже, — что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 38-39).
Сам Иисус Христос уверяет принадлежащих Ему: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан. 10:28). Заключительное славословие в коротком Послании Иуды подтверждает это обетование, напоминая верующим о Могущем «соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 24).
В Послании к Евреям записано свидетельство, что Христос «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Павел провозгласил, «что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6), а Петр заверил, что мы защищены «силою Божиею чрез веру» (1 Пет. 1:5).
За много столетий до Иисуса Христа, Мессии псалмопевец с такой же уверенностью провозгласил: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится», «перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его», и «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 91:1, 4, 11). Воистину Господь поддерживает принадлежащих Ему.
Бог-Владыка для каждого верующего
Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя. А живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (14:5-9)
Третья причина, по которой каждый христианин должен принимать всех христиан, заключается в том, что Господь Иисус Христос — Владыка для каждого верующего. Независимо от того, сильный он или слабый, настоящий верующий считает действие допустимым или недопустимым, исходя из одного и того же условия — угодно ли это Господу. Никто не может быть более или менее духовным или верным в силу своих убеждений относительно обсуждавшихся выше действиях. Быть «сильным» в этом смысле вовсе не означает быть духовным, а быть «слабым» вовсе не означает быть плотским. Проблема римской церкви, как и многих других церквей с тех времен, заключалась в том, что верующие обоих убеждений считали себя более духовными, а остальных — более плотскими. Основная цель, которую преследовал Павел в этих стихах и в более широком смысле обсуждал в 14:1-15:3, заключалась в том, чтобы разубедить верующих в этих ложных, сеющих распри и разрушение мыслях.
Сначала он касается религиозного значения и соблюдения определенных дней. Апостол, как и прежде, обращается и к сильным, и к слабым верующим, замечая, что иной (слабый) отличает день ото дня, в то время как другой (сильный) судит о всяком дне равно.
Для евреев священным днем покоя был не только седьмой день недели, день отдыха и поклонения, но и множество других дней и периодов, которые они почитали и особо соблюдали. В некоторых языческих религиях также почитались некоторые дни и периоды.
Как и в отношении употребления некоторых продуктов, слабые еврейские верующие с особым вниманием относились к важным иудейским дням и ощущали необходимость соблюдать их. Слабые язычники, с другой стороны, хотели насколько возможно отгородиться от особых языческих дней из-за идолопоклонства и аморальности, сопутствовавшим этим дням.
Павел наставлял верующих в Колоссах: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16). Апостол не давал совета ни оставлять такие традиции, ни следовать им, он лишь напомнил читателям о том, что они не слишком важны. «Это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол. 2:17).
Слова, с которыми апостол обратился по этому поводу к церквям Галатии, были намного резче, поскольку там некоторые верующие возвращались к обычаям и ритуалам, от которых уже однажды освободились. «Ныне же, — говорит он, — познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» (Гал. 4:9-10).
В Послании к Евреям записано уверение: «Для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9); сказанное относится и к язычникам, и к евреям. Но насладимся мы и будем праздновать грядущее Воскресение лишь когда будем на небесах. Что же касается нашей нынешней земной жизни, то Павел подчеркивает, что каждый человек может поступать «по удостоверению ума своего» в том, что касается соблюдения или не соблюдения дня отдохновения или любых других дней.
В данном контексте понятие «ум», конечно же, включает сердце и совесть, наши глубочайшие убеждения и побуждения. Для Бога важно не само соблюдение или не соблюдение, но намерения. Праведный слабый брат, который различает дни, «для Господа различает». Праведный сильный брат, который ест, «для Господа ест, ибо благодарит Бога». И наоборот, слабый верующий, который не ест, «для Господа не ест и благодарит Бога».
В вопросах, относительно которых в Св. Писании не содержится ни повелений, ни запретов, никогда нельзя поступать против совести, поскольку наша совесть — это то, в правильность чего мы действительно верим. Следовательно, идти против своей совести значит делать то, что мы считаем неправильным. И хотя эти действия сами по себе могут не быть греховными, они греховны для тех, кто считает их неправильными, но, тем не менее, совершает.
Однако, так же греховно навязывать свои личные убеждения другим людям, поскольку, поступая так, мы подвергаем их искушению идти против своей совести. Поэтому Павел дает двойное указание: не идти на компромисс с собственной совестью, чтобы сообразоваться с совестью другого верующего, и не побуждать другого верующего идти на компромисс с совестью, чтобы сообразоваться с нашей совестью.
Как уже отмечалось, сильный верующий несет большую ответственность по той причине, что он лучше знает Слово и более зрел в понимании Слова. Поэтому Павел строго предупреждает сильных христиан: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1 Кор. 8:9-12). Говоря о себе, апостол продолжает: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:13).
Перед синедрионом, верховным иудейским судом в Иерусалиме, Павел провозгласил: «Мужи братия! я всею доброю совестью жил перед Богом до сего дня» (Деян. 23:1). В свете только что процитированного из 1 Кор. и многого другого из написанного Павлом, он не только свидетельствует о том, что не шел на компромиссы со своей совестью, но также и о том, что не виновен в побуждении других идти на компромисс с совестью.
Следующий принцип, который подчеркивает Павел, таков: «Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя. А живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни». Во всем Св. Писании нет более сильного призыва к святой жизни и подчинению безоговорочному владычеству Иисуса Христа.
Ни сильные, ни слабые верующие не живут для себя и не умирают для себя, а по этой же причине все они живут для Господа и умирают для Господа. Все, что мы делаем для других верующих, мы делаем не только для них, но и для нашего Господа, потому что «живем ли, или умираем, — всегда Господни». Христос — наш общий Господь, наш общий Владыка, и потому все, что мы делаем, и даже наша смерть, должны быть угодны Ему и должны прославлять нашего Спасителя и Господа.
Мы всецело принадлежим Христу, поскольку «куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20; ср. 7:23), которую Он заплатил за наше искупление Своей Кровью (см. Ефес. 1:7; Кол. 1:14). Павел призвал ефесских пресвитеров внимать «себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Павел недвусмысленно заявляет, что мы — Господни во всей полноте этого слова, и «Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми». Отрицать владычество Иисуса Христа в жизни любого верующего означает ниспровергнуть весь труд, силу и цель Его распятия и воскресения.
Кажется невообразимым, что истинные верующие, которые любят Господа, служат Ему и хорошо знают Его Слово, могут утверждать, как это делают некоторые, что человек может принять Иисуса Христа как Спасителя, но не как Господа. Он умер не только для того, чтобы спасти нас, но и чтобы владычествовать над нами, не только для того, чтобы освободить нас от греха, но и чтобы подчинить нас Себе. Хотя ранняя церковь высоко ценила и славила Иисуса Христа как Спасителя, прежде всего она говорила, что Иисус Христос — Господь.
«Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя, — уже провозгласил Павел в этом Послании. — Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности… Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6:17-18, 22, курсив добавлен).
Только когда Христос вернется, Он будет всеми признан Господом, всякий язык будет исповедовать, что Иисус Христос — Господь (см. Фил. 2:11; ср. Откр. 17:14,19:16). Но Он не станет Господом в тот момент. Он уже есть «блаженный и единый Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6:15), и Его народ считает Его таким.
Лишь Бог будет судить каждого верующего
А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога». Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу (14:10-12)
Четвертый довод, который приводит Павел в подтверждение того, что каждый христианин должен принимать каждого другого христианина, состоит в том, что только Господь будет судить каждого верующего. Поскольку каждый верующий принадлежит лишь Господу, и «Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (ст. 9), Павел спрашивает: «А ты [слабый, см. ст. 3б], что осуждаешь брата твоего? Или и ты [сильный, см. ст. За], что унижаешь брата твоего?»
Ужасно, когда люди «играются в бога», как часто говорят. Особенно непростительно для детей Божьих брать на себя подобную роль через осуждение друг друга или презрительное отношение.
Дело христиан — служить Господу, а не присваивать себе Его власть, совершая самоправедный суд над собратьями по вере. Мы должны заботиться о том, чтобы Господь судил нас, поскольку «все мы предстанем на суд Христов».
Когда мы вместе со всеми другими верующими предстанем перед Господом на суде Христовом, (т.е. Божественном судилище, «бема»), «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:13-15).
Как уже цитировалось ранее, апостол сказал о себе:
«Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:1-5).
Усиливая свои доводы, касающиеся суждения верующего, цитатой из Ис. 45:23, Павел напоминает своим читателям, что «как написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (ср. Фил. 2:10-11).
Наш долг не судить, не относиться с презрением, не критиковать или каким-либо способом унижать наших братьев и сестер в Христе. Наш Господь не потребует от нас отчета за грехи и недостатки других, но «каждый из нас за себя даст отчет Богу».