Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Римлянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 44352 Все тексты автора Джон МакАртур
27. Откровение Божьей тайны
Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и чрез писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки. Аминь (14:24-26)
Послание к Римлянам заканчивается [прим. переводчика: в русской Библии приведенные стихи из Рим. 14:24-26 соответствуют Рим. 16:25-27 английской Библии] прекрасным славословием, прославляющим Бога за все, что Он сделал через Своего Сына Иисуса Христа.
Св. Писание содержит множество славословий. Иногда чувство благодарности настолько переполняет автора, что он изливает его во вдохновенной хвале Богу за Его благодать и милосердие. Это особенно хорошо видно в Псалтыре — сборнике гимнов древнего Израиля. Сто пятьдесят псалмов разделены на пять разделов, которые иногда называют книгами. И хотя Бог прославляется во всех псалмах, каждый из пяти разделов заканчивается особым славословием. Первый раздел заканчивается словами: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века, аминь, аминь!» (40:14). Второй раздел заканчивается словами: «Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса! И благословенно имя славы Его во век, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь» (71:18-19), затем следует замечание о том, что кончились молитвы Давида (ст. 20). Третий раздел заканчивается словами: «Благословен Господь во век! Аминь, аминь» (88:53). Четвертый раздел заканчивается словами: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуйя!» (105:48). Пятый раздел заканчивается Пс. 150, каждый стих которого — величественное славословие.
Новый Завет изобилует славословиями. Когда родился Иисус, «явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу» (Лук. 2:13-14). Во время триумфального въезда Христа в Иерусалим «множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они. Говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» (Лук. 19:37-38). Молитва, которой Иисус учил Своих учеников, известная как «Отче наш», заканчивается славословием: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Матф. 6:13).
В середине послания к римской церкви Павел провозглашает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11:33-36). В середину Послания к Ефесянам Павел тоже вставляет славословие, которым часто заканчивают богослужение: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Ефес. 3:20-21).
В конце Послания к Евреям провозглашается: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр. 13:20-21).
Много гимнов славы и в Откровении. «Четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем… и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5:8-9). Они слышали «голос многих Ангелов… и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (ст. 11-12). Другое множество народа в небесах пело: «Аллилуйя! Спасение и слава, и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его!» (19:1-2).
Существует замечательная связь между стихами, приведенными в конце 14-й главы (14:24-26) и первыми одиннадцатью стихами Послания к Римлянам. В 14:24 Павел возносит хвалу Могущему утвердить, а в 1:11 он говорит, что желает утверждения своих читателей. В 14:24 апостол говорит об утверждении верующих по «благовествованию моему», а в 1:1 — о призвании к «благовестию Божию». Он говорит о «проповеди Иисуса Христа», а в 1:3 — о том, что Благая весть рассказывает о Божьем Сыне. Он касается Божьей тайны, о которой от вечных времен было умолчано, а в 1:2 — о Благой вести, которую «Бог прежде обещал». Он упоминает о проповеди Иисуса Христа, а в 1:3 о Благой вести Сына Божьего. Он говорит, что Благая весть возвещена всем народам для покорения их вере, а в 1:5 говорит, что она дана, «чтобы во имя Его покорять вере все народы».
Приведенное в конце 14-й главы славословие замечательно тем, что восхваляя Господа, апостол повторяет главные темы послания. Возможно, взяв перо у Тертия (см. 16:22), апостол пишет о Благой вести, утверждающей людей (ст. 24а), Благой вести, проповедующей Иисуса Христа (ст. 24б), и Благой вести, открывающей Божью тайну (ст. 24в-26).
Благая весть, которая утверждает людей
Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему (14:24а)
Павел прежде всего воздает хвалу Богу за Благую весть, утверждающую людей. Бог может, то есть обладает достаточной силой, чтобы утвердить тех, кто верит в Него по истинному благовествованию, которое ясно излагает Павел и все остальные истинные проповедники и учителя.
«Стеризо» (утвердить) означает делать тверже, прочнее, крепче. В данном случае это слово означает утвердиться в своем разуме, укорениться в истине Благой вести. Неверующий не надеется на Бога, Его Слово и Его путь к спасению. Большинство людей даже не интересуются тем, как найти истинного Бога. Их полностью удовлетворяет религия, которую они унаследовали или в которую были посвящены, или они вообще не задаются подобными вопросами. Даже те, кто при помощи своих собственных сил и размышлений пытается найти Бога, всегда учатся и никогда не могут «дойти до познания истины» (2 Тим. 3:7).
Но через благовествование Бог может утвердить в истине ум и сердце верующих, чтобы поставить их на твердое основание и укрепить в Нем. Никто кроме христианина не может быть уверен в Боге, в Его истине, в Его праведности, в Его любви и заботе, в том, что он будет с Ним вечно. Только истинно обращенный может правдиво сказать вместе с Павлом: «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12). Апостол заверил коринфских христиан, что «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8).
Моля Бога утвердить верующих в Ефесе, Павел просил Господа, чтобы Он дал им «по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефес. 3:16-19).
Говоря «благовествование мое», Павел не хотел сказать, что это его личный взгляд на Благую весть. Его благовествование не отличалось от благовествования Петра, Иоанна и благовествований, проповедуемых другими истинными апостолами и учителями. Это было Божественно открытое благовествование Иисуса Христа. Как сказал он галатийским верующим: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12; ср. 2:2).
Когда благовествование Иисуса Христа провозглашается правильно, тогда через него Бог силой Своего Духа навечно утверждает в Своей истине падших, развращенных ^колеблющихся, бессильных, незащищенных, неуверенных, трепещущих умом и обреченных душой.
Многие люди тратят всю свою жизнь лишь для того, чтобы понять, что ничто не приносит им удовлетворения. Но жизнь не может иметь смысла, если она оторвана от Творца и Вседержителя. Без Него не существует цели, смысла, удовлетворения, радости, надежды, а есть лишь грех, разочарование и осуждение.
Как раз это и составляет тему первых трех глав Послания к Римлянам. Греховный человек подавляет Божью «истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (1:18-19). Отвергая свет, исходящий от Бога, грешники обратились к собственным богам «и славу нетленного Бог изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (ст. 23). Аморальность — неизбежное следствие идолопоклонства. «То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, — продолжает Павел, — так что они осквернили сами свои тела… предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам» (ст. 24, 26-27). Вместе с гомосексуализмом пришли неправда, блуд, лукавство, корыстолюбие, злоба, зависть, убийства, распри, обман, злонравие и бесчисленное множество других проявлений греха (см. ст. 28-30), что привело к осуждению людей Богом.
Во 2-й главе Павел говорит о том, что Господь, возвышая и утверждая людей в праведности, одинаково относится ко всем, «ибо нет лицеприятия у Бога» (ст. 11). Не прощает Бог людям и незнания, ибо «те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (ст. 12). Божье прощение и утверждение людей не зависит от выполнения ими обрядов, «ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (ст. 28-29).
В 3-й главе Павел говорит, что «нет праведного ни одного» (ст. 10), и что «делами закона не оправдается пред Ним [Богом] никакая плоть» (ст. 20). Как он провозгласил ранее, лишь благовествование «есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину» (1:16). В прекрасном и ободряющем славословии Ап. Иуда напоминает нам, что Бог может соблюсти нас «от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 24).
Благая весть, которая проповедует Иисуса Христа
и проповеди Иисуса Христа (14:24б)
Единственная Божья Благая весть, которая утверждает людей, это Благая весть, проповедующая Иисуса Христа. Главная тема Послания к Римлянам, как и всего Св. Писания, — это Иисус Христос. Проповедь Иисуса Христа была наивысшей целью жизни Павла. «А мы проповедуем Христа распятого, — говорил он, — для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24). Во 2-ом послании к церкви в Коринфе он свидетельствовал: «Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа… потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:5-6). «Итак вера от слышания, — объясняет он в Послании к Римлянам, — а слышание от слова Божия» (10:17).
Во второй части Послания к Римлянам (3:21-8:39) апостол упоминает почти обо всех благословениях, которые Благая весть приносит в жизнь тех, кто принадлежит Иисусу Христу, и кого Он утвердил. Приведем лишь некоторые из них: праведность приходит через веру в Христа (3:22); мы оправданы даром, «по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (3:24); праведность будет вменена «верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего» (4:24); «мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (5:1); «если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (6:8); «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (6:23); «умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить [Богу] в обновлении духа, а не по ветхой букве» (7:6); мы преисполнены Св. Духом (8:9); имеем жизнь в Духе (8:11); мы водимы Духом Божьим (8:14); имеем свидетельство Духа, что мы — дети Божьи (8:16); имеем начаток Духа (8:23); Дух ходатайствует за нас (8:26); ничто не может отлучить нас «от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (8:39).
Благая весть, которая открывает Божью тайну
по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и чрез писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки. Аминь (14:24в-26)
Благая весть, которая утверждает нас и проповедует Иисуса Христа, открывает также Божественную тайну, о которой от вечных времен было умолчано.
«Тайна» — перевод греческого слова «мустерион». В Новом Завете это слово означает нечто сокрытое прежде и до сих пор не известное. В частности, это касается Божьей истины, которая еще не была открыта в Ветхом Завете или была открыта лишь частично.
В 1-ом Послании к Коринфянам Павел использует это слово в самом общем смысле, когда говорит об апостолах и Новозаветных пророках, имея в виду себя, Аполлоса и Петра, — «домостроителей тайн Божиих» (4:1; ср. 3:22). Эти люди приносили новые откровения, сокрытые в прошлом (ср. Ефес. 3:9; Кол. 1:25-26).
Существует много тайн: тайна беззакония (2 Фес. 2:7-8), тайна благочестия (1 Тим. 3:16), тайна взятия живым на небо (1 Кор. 15:51), тайны Царствия Божия (Марк 4:11), тайна воли Христа (Ефес. 1:9), тайна Христа (Кол. 2:2; 4:3), тайна Христа и Церкви (Ефес. 5:32), тайна благовествования (Ефес. 6:19), тайна Христа в верующих (Кол. 1:27), таинство веры (1 Тим. 3:9) и некоторые другие тайны, о которых сказано в книге Откровение (1:20; 10:7; 17:5, 7). Но тайна, о которой больше всего говорится в Новом Завете, касается дарования Богом спасения как язычникам, так и евреям. Об этой Божественно открытой ему как апостолу истине Павел писал: «Потому что мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко, то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Ефес. 3:3-5). В частности, тайной есть то, что язычники есть «сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (ст. 6; ср. ст. 9). Иными словами, окончательный Божий замысел искупления всегда относился как к евреям, по Ветхому Завету особо избранному Им народу, так и к язычникам. Через Иисуса Христа верующие язычники точно так же спасены, точно так же есть детьми Бога и точно так же есть гражданами Его царства, как и верующие евреи.
Тайна, которая ныне явлена, была предсказана «чрез писания пророческие, по повелению вечного Бога, и возвещена всем народам для покорения их вере». Через Исайю Бог обещал, что «Праведник, раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53:11). Иеремия предсказал: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31, 33). Через Иезекииля Господь сказал: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное» (Иез. 11:19).
Евреи всегда считали, что эти предсказания в самом полном своем значении относятся только к ним, избранному Богом народу. «К сему-то спасению, -объясняет Ап. Петр, — относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1:10-11). Даже для богодухновенных пророков Ветхого Завета некоторые из их пророчеств оставались тайной.
Когда Бог заключил Свой первый завет с Авраамом, отцом избранного Им народа Израиля, он подразумевал, что дарует Свою благодать всему миру. Господь сказал Аврааму: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Когда Бог заключил завет со Своим народом через Моисея на горе Синай, Он сказал: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Иными словами, Божье предназначение Израилю как народа заключалось в том, чтобы он был священником, посредником между Богом и остальным миром.
Через Исайю Господь сказал Израилю, что Он не только призвал его в правду и будет держать за руку и хранить, но и поставит его «в завет для народа, во свет для язычников» (Ис. 42:6; ср. 49:22; 54:3; 60:5; 62:2; 66:19). О Мессии Бог предсказал: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6). Это место Павел и Варнава цитировали перед собравшимися евреями и язычниками в Антиохии Писидийской (Деян. 13:46-47).
Эту истину Павел подчеркивает в третьей части Послания к Римлянам (гл. 9-16). Бог явил «богатство славы Своей над сосудами милосердия… не только из Иудеев, но и из язычников… Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною» (9:23-25). «Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающий Его» (10:11-12). Павел особо говорит о «тайне… что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (11:25, курсив добавлен), то есть до тех пор, пока язычники не получат полную возможность слышать и принимать Благую весть.
В 12:3-8 Павел требует, чтобы все верующие — и евреи, и язычники — служили друг другу дарами, данными им Св. Духом. В 13-й он акцентирует внимание на обязанности верующих уважать власти и надлежащим образом вести себя перед миром. В 14-й главе апостол говорит об обязанности верующих не оскорблять совесть друг друга, а в 15-й главе он снова напоминает, что Бог распространил спасительную благодать и как на евреев, так и на язычников. В 16-й главе приветствие Павла евреям и язычникам свидетельствует о его личном убеждении, что они едины в Христе.
Далее Павел говорит о едином премудром Боге, Боге евреев и язычников, Боге всего творения. Может возникнуть вопрос, почему апостол не говорит «о едином могущественном» Боге или о «едином любящем» или «едином милостивом». Ему было что сказать об этих Божественных свойствах. Возможно, Павел привлекает здесь внимание к Божьей мудрости, чтобы подчеркнуть, что только безгранично мудрый разум мог создать и свершить такой план искупления.
В послании к ефесской церкви Павел свидетельствовал: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Ефес. 3:8-11, курсив добавлен).
Через Иисуса Христа Бог владычески открыл не только Свою великую благодать, но и Свою великую мудрость. Поэтому Ему слава во веки. Аминь.