Библиотека soteria.ru
Двенадцать обыкновенных мужчин
Джон МакАртур
Дата публикации: 25.01.17 Просмотров: 7551 Все тексты автора Джон МакАртур
1. Обычные люди, необычное призвание
«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом»
1-е Кор. 1:26–29.
Со времени начала Своего служения среди людей в родном городе, Назарете, Иисус вызывал непомерные споры и сомнения. Жители Его же родного города пытались убить Иисуса сразу же после Его первой проповеди в местной синагоге. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лук. 4:28–30).
По иронии судьбы Иисус снискал огромную популярность среди жителей большой области – Галилеи. Когда слухи о Его чудесах начали распространяться, масса народу приходила увидеть и послушать Его. В Евангелии от Луки (5:1) говорится о том, как «народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие». Однажды, когда толпы народа слишком увеличились и теснили Его, Он вошел в лодку, оттолкнул ее подальше от берега и начал учить народ. Лодка, которую избрал Иисус, принадлежала Симону, и совсем не случайно.
Вскоре Иисус назовет Симона Петром, и Петр станет влиятельной личностью в кругу ближайших учеников Иисуса.
Кто-то, возможно, подумает, что Иисус мог бы и лучше воспользоваться Своей популярностью, если бы хотел, чтобы Его проповедь оказала максимально сильное воздействие. Современная человеческая мудрость предложила бы Иисусу сделать все возможное, чтобы «на всю катушку» воспользоваться Своей славой, сгладить споры, возникавшие на основе Его учения, и пустить в ход любые стратегии, чтобы массы народа, окружавшие Его, выросли до невероятных размеров. Однако Христос не сделал этого. Более того, Он поступил с точностью до наоборот. Вместо того чтобы ступить на путь представителя интересов широких масс и воспользоваться Своей славой, Иисус выделял именно те аспекты Своей проповеди, которые вызывали споры. Ко времени, когда пришедшие достигли максимума, Иисус проповедовал настолько дерзновенно и оскорбительно, что толпы поредели, остались лишь немногие, наиболее посвященные последователи (Иоан. 6:66–67).
Среди оставшихся со Христом присутствовали Двенадцать, которых Он лично избрал и определил стать Его представителями. То были двенадцать совершенно обыкновенных, ничем не примечательных людей. Но стратегия Христа в построении Его Царства больше зависела от тех двенадцати, нежели от шумных толп. Он предпочел действовать через людей, подверженных ошибкам, нежели достигать цели с помощью толпы, военного могущества, личной популярности или «кампании по налаживанию связей с общественностью». С человеческой точки зрения, будущее Церкви и длительный успех Евангельской вести полностью зависели от верности небольшой группки учеников. На случай их «провала» не было никакого плана «Б».
Стратегия, избранная Иисусом, олицетворяет характер и самого Царствия: «…не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лук. 17:20–21). Царствие же растет «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Дюжина мужчин под властью Святого Духа служит более мощной силой, чем огромные массы, чья изначальная восторженность по отношению к Иисусу была вызвана не более чем простым любопытством.
Христос лично избрал Двенадцать и посвятил им наибольшую часть Своих усилий. Он избрал их прежде, чем они избрали Его (Иоан. 15:16). Сам процесс избрания и призвания проходил поэтапно. Невнимательные читатели Писания иногда считают, что Евангелие от Иоанна (1:35–51), Евангелие от Луки (5:3-11) и официальное призвание Двенадцати (Лук. 6:12–16) противоречиво описывают события, сопутствовавшие призванию апостолов. Однако никаких противоречий нет. Просто в приведенных отрывках описываются разные этапы призвания апостолов.
Например, в Евангелии от Иоанна (1:35–51) рассказывается, как Андрей, Иоанн, Петр, Филипп и Нафанаил впервые встречаются с Иисусом. Событие происходит почти в самом начале служения Иисуса, в пустыне возле реки Иордан, где нес свое служение Иоанн Креститель. Андрей, Иоанн и другие находились там, потому что уже были учениками Иоанна Крестителя. Но когда их учитель указал на Иисуса и сказал: «Вот Агнец Божий», – они последовали за Иисусом.
Такой была первая фаза призыва учеников: призыв обратиться[5]. Данное событие показывает, что каждый ученик, прежде всего, призван ко спасению. Мы должны ясно осознать, что Иисус – Агнец Божий и Господь всего, и принять Его верою. Первый этап призвания учеников не включал посвящение всего времени ученичеству. Повествования Евангелия наводят на мысль, что ученики, хотя и следовали за Иисусом, то есть с радостью слушали Его учение и подчинялись Ему как Наставнику, продолжали посвящать свое время промыслу, зарабатывая на жизнь обычным физическим трудом. Именно поэтому со времени знакомства и до того, когда Иисус призвал их посвятить все свое время служению, мы часто читаем о том, что ученики ловили рыбу и чинили сети…
Вторая фаза призвания – призыв к служению. В 5-й главе Евангелия от Луки данное событие описывается детально. Это произошло, когда Иисус оттолкнул лодку от берега, подальше от теснящих масс народа, и начал проповедовать из лодки. Лодка принадлежала Петру. Окончив проповедь, Иисус велел Петру отплыть на глубину и закинуть сети. Петр исполнил повеление, хотя время для ловли рыбы было неподходящим (рыбу легче ловить поздно вечером или ночью, когда вода прохладнее и рыба выплывает на поверхность в поисках пищи). Неподходящим было и место (обычно рыба ищет пищу на мелководье, и ловить ее легче именно там). К тому же Петр был изнурен (он ловил рыбу всю ночь, но безуспешно). Вот что Он сказал Иисусу: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лук. 5:5). В результате улов переполнил сети, и две лодки чуть было не затонули! (Лук. 5:6–7).
Как раз сразу же после совершенного чуда Иисус сказал: «…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4:19). Писания повествуют, что именно в этот момент ученики «оставили все и последовали за Ним» (Лук. 5:11). В соответствии с изложением событий в Евангелии от Матфея, Андрей и Петр «тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Матф. 4:20). Иаков и Иоанн также «тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Матф. 4:22). С этого момента и далее ученики не отходили от Господа.
В Евангелии от Матфея (10:1–4) и в Евангелии от Луки (6:12–16) описана третья фаза призвания – призвание к апостольству. Именно на этом этапе Христос особо избрал и назначил Двенадцать, поставив их Своими апостолами. Вот как Лука излагает события:
«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем».
Апостольство учеников началось со своего рода интернатуры[6]. Христос посылает их на служение. В Евангелии от Марка (6:7) говорится, что ученики посланы по двое. На тот момент ученики еще не были готовы идти на служение по одному, поэтому Христос поделил их по двое, чтобы они могли оказывать поддержку друг другу.
На протяжении данного этапа обучения учеников Сам Господь постоянно находился в тесном общении с ними. Он, подобно орлице, внимательно наблюдал, как «орлята начинают летать». Ученики же вновь и вновь обращались к Нему с вопросами, рассказывали о том, что с ними происходило (ср. Лук. 9:10,10:17). После нескольких таких эпизодов ученики возвратились к Господу и остались с Ним на длительное время для обучения, служения, общения и отдыха (Марк. 6:30–34).
Четвертая фаза призвания наступила после воскресения Иисуса. Теперь среди учеников не было Иуды; предав Христа, он повесился. В Своем воскресшем теле Иисус же явился оставшимся одиннадцати ученикам и выслал их на служение по всему миру, повелевая им научить народы. По сути, то был призыв к мученичеству. В итоге каждый ученик отдал свою жизнь за Евангелие. История говорит, что все ученики, кроме одного, были убиты за свидетельство. Сказано, что лишь Иоанн дожил до преклонного возраста; он был беспощадно гоним, а затем сослан на крохотный остров Патмос.
Невзирая на встречавшиеся преграды, ученики с триумфом шли дальше. Переживая жестокие гонения и даже муки, они выполнили свою задачу. Несмотря на неравную борьбу и подавляющее противление, они, победив все, обрели славу. А непрекращающееся распространение Евангельской вести (благовестие длится уже более двух тысяч лет и достигло буквально каждого места земли) свидетельствует о мудрости божественной стратегии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нас восхищает жизнь этих людей.
Давайте приступим к размышлению о жизни Двенадцати, прежде внимательно изучив третью фазу их призвания – избрание и назначение к апостольству.
Время
Прежде всего, большое значение имеет само время события. Лука ссылается на это в первой фразе (6:12): «В те дни…» В другой версии перевода Библии на английский язык первая фраза изложена так: «Как раз в те дни…»[7]. Лука пишет не о часах или конкретных днях определенного месяца. Слова «в те дни» или «примерно в те же дни» относятся к периоду времени, к определенной поре, к конкретной фазе служения Иисуса. В Его служении был промежуток, когда оппозиция достигла максимума.
Слова «в те дни» возвращают нас к только что описанным событиям. В данном разделе Евангелия от Луки говорится о жестоком противлении Христу, которое исходило от книжников и фарисеев. В Евангелии от Луки (5:17) впервые упоминается о фарисеях, а в 21 – м стихе впервые используется слово «книжник». (В 17-м стихе наряду с фарисеями упоминаются и книжники как «учителя закона»).
Итак, в Евангелии от Луки (5:17) мы впервые знакомимся с основными противниками Иисуса. Далее описание противления с их стороны составляет всю пятую главу и переходит в шестую. Лука излагает нарастающий конфликт между Иисусом и религиозными наставниками в иудаизме. Они противостояли Ему даже тогда, когда Он исцелил расслабленного и простил грехи (Лук. 5:17–26). Они противостояли Иисусу за то, что Он ел и пил с мытарями и грешниками (Лук. 5:27–39). Они противостояли Ему, когда в субботу Он разрешил Своим ученикам срывать колосья и есть зерна (Лук. 6:1–5). Они воспротивились, когда в субботу Иисус исцелил человека с иссохшей рукой (Лук. 6:6-11). Лука рассказывает о таких инцидентах, следующих один за другим, и подчеркивает растущее противление со стороны религиозных лидеров.
Наконец, конфликт достигает высшей точки (Лук. 6:11). Книжники и фарисеи «пришли в ярость и стали обсуждать между собой, что бы им сделать с Иисусом». Марк и Матфей более живо описывают те события. Они пишут о том, что религиозные начальники захотели погубить Иисуса (Матф. 12:14; Марк. 3:6). Марк даже указывает на тот факт, что религиозные начальники вошли в сговор с иродианами. Иродиане составляли политическую фракцию, которая поддерживала династию Иродов. Обычно они не объединялись с фарисеями, но в этот раз они стали союзниками в борьбе с Иисусом. Уже тогда они начали вынашивать планы Его убийства.
Именно теперь Лука вводит описание событий об избрании Двенадцати и назначении их апостолами – «в те дни», когда враждебность к Христу переросла в лихорадочное желание убить Его. Ненависть религиозной элиты к Иисусу достигла кульминации. Уже тогда Иисус мог ощущать близость предстоящей смерти. До распятия оставалось меньше двух лет. Христос уже знал, что должен перенести смерть на кресте, воскреснуть из мертвых и через сорок дней вознестись к Своему Отцу. Он также знал, что должен кому-то передать Свой земной труд.
Настало время избрать и подготовить Своих представителей. Итак, зная о ненависти религиозных начальников, вполне осознавая враждебные настроения против Него, предвидя неизбежность Своих страданий, Иисус избирает двенадцать человек, которые будут провозглашать Его Евангелие во спасение Израилю и установление Церкви. Время играло существенную роль. Осталось не так много дней (по строгим подсчетам, не более полутора лет) до окончания Его земного служения. Пришел час выбрать Своих апостолов. Их интенсивное обучение начнется незамедлительно и будет завершено в течение нескольких месяцев.
На данном этапе центр служения Христа переходит от обучения масс к обучению нескольких людей. Вполне очевидно, что этот поворотный момент служения объясняется ожиданием скорой смерти Христа от рук Его противников…
Во всем этом присутствует еще одна поразительная реальность. Избирая Двенадцать своими представителями, проповедниками Евангелия, которые будут обладать Его вестью и Его властью, Иисус не выбрал ни одного раввина. Среди избранных также не было ни книжников, ни фарисеев, ни саддукеев, ни священников. Ни один избранный не происходил из религиозного сословия. Избрание двенадцати апостолов послужило осуждением официального иудаизма, отрицанием существовавших религиозных организаций, насквозь пропитанных коррупцией. Вот почему Иисус не избрал ни одного признанного религиозного начальника. Вместо этого Он выбрал людей, не имевших богословского образования, а именно рыбаков, мытаря и других обычных людей.
Уже долгое время Иисус боролся с теми, кто считал себя религиозной знатью Израиля. А они негодовали; отвергали Иисуса и Его учение; ненавидели Его. Иоанн пишет об этом так: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан. 1:11). Религиозные начальники-иудаисты составляли основную массу тех, кто ненавидел Иисуса.
Примерно за полтора года до этих событий, во время празднования Пасхи, Своим публичным поступком Иисус бросил вызов религиозной организации Израиля в Иерусалиме. Именно во время Пасхи Иерусалим был переполнен паломниками, которые приходили принести жертву Господу. Тогда Иисус взошел на храмовую гору, сплел из веревок бич, а затем выгнал из Храма меновщиков-обманщиков, разбросав их деньги и перевернув их столы, а также продающих Животных (Иоан. 2:13–16). Таким образом, Он разоблачил религиозную знать, показав, что они воры и лицемеры. Иисус осудил их духовную несостоятельность и раскрыл перед всеми их предательство. Он публично порицал их за грех и указал на их непомерную порочность. Он уличил их в обмане. Вот так Он начал Свое служение. Такой поступок был открытым осуждением религиозного законничества, в котором погрязли иудеи.
Теперь же, спустя много времени, в расцвет служения Иисуса в Галилее, когда Он находился вдали от Иерусалима, негодование религиозной верхушки, зародившееся еще при первом инциденте (в Храме), должно было достичь крайней степени. Теперь религиозные начальники жаждали крови. Они уже начали разрабатывать план убийства Иисуса.
Итак, они полностью отвергли Христа и враждебно относились к Евангелию, которое Он проповедовал. Они презирали истину о благодати, которую отстаивал Христос, отказывались от раскаяния, которого Он требовал, с презрением относились к прощению, которое Он предлагал, и отвергали веру, о которой Он учил. Несмотря на многие чудеса, которые доказывали истинность Его мессианства, невзирая на то, что они своими глазами видели, как Иисус изгонял демонов, исцелял любой недуг и возвращал мертвых к жизни, религиозные начальники не желали принимать тот факт, что Иисус – Бог во плоти. Они ненавидели Его; ненавидели Его учение. Иисус стал угрозой их власти. И они страстно желали видеть Его мертвым.
Итак, когда настало время избрать двенадцать апостолов, Иисус, вполне естественно, не выбрал людей из числа тех, кто был полон решимости убить Его. Вместо этого Он обратил внимание на Своих смиренных последователей и остановился на простых, ничем не примечательных людях из сословия ремесленников.
Двенадцать
Если вам доводилось посещать величественные кафедральные соборы в Европе, то, возможно, вы предположили, что величием апостолы намного превосходили свои изображения на витражах, они были святыми, окруженными сияющими ореолами, и являли собой наивысшую степень духовности. На самом же деле апостолы были самыми обыкновенными людьми.
К нашему стыду, слишком часто мраморные статуи, изображавшие апостолов, возносили на высокие пьедесталы, или же апостолов изображали так, будто они – римские боги. Такое отношение лишает их человеческой сущности. Ведь ученики были всего лишь обычными людьми. Нам не следует утрачивать правильное понимание того, кем на самом деле были апостолы.
Недавно я прочитал биографию Вильяма Тиндейла, человека, который первым начал переводить Писание на английский язык. Он не считал справедливым тот факт, что обычным людям приходилось слышать истины Библии только на латыни, а не на своем родном языке. В те времена руководители церкви (просто невероятно!) не желали, чтобы люди слушали Божье Слово на родном языке, потому что (как и фарисеи во дни жизни Иисуса на земле) они боялись утратить свою церковную власть. Но, невзирая на противление руководителей, Тиндейл перевел Новый Завет на английский язык, а затем книга была напечатана. За свои старания он был «вознагражден» изгнанием, нищетой и преследованиями. Наконец в 1536 году он был задушен, а тело его сожжено на городской площади.
Одним из главных толчков для Тиндейла к переводу Писаний на родной для людей язык послужило его наблюдение за духовенством; оказалось, что большинство из них даже не знали, кем были двенадцать апостолов. Только некоторые духовные лица могли назвать по имени не более четырех – пяти апостолов. Современные руководители церкви и христиане показывают такие же жалкие результаты. Канонизацией апостолов учрежденная церковь лишила их человеческой сущности, их образы стали отдаленными и неживыми. Удивительная ирония судьбы! Ведь Иисус избрал учеников не благодаря каким-либо выдающимся способностям или духовному превосходству. Казалось, Он специально выбрал тех людей, которые отличались лишь своей обыденностью.
Благодаря каким чертам эти люди стали апостолами? Очевидно, ни один из них не обладал какими-либо способностями или выдающимися талантами. Ученики были галилеянами; не относились к элите. Галилеяне считались низким сословием, деревенским, безграмотным народом. Повторяю вновь, они были избраны не потому, что отличались от других или обладали большими талантами, чем кто-либо в Израиле.
Несомненно, людям, которым надлежит занять высокое положение в руководстве церкви, должны быть присущи явные нравственные и духовные качества. И действительно, духовные нормы для руководства церкви крайне высоки. Подумайте, например, о качествах старейшины или пастора, которые записаны в 1-м Послании к Тимофею (3:2–7):
«Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую».
В Послании к Титу (1:6–9) приведен подобный перечень. Стих в Послании к Евреям (13:7) говорит о том, что руководители должны быть сугубо нравственным и духовным примером, их вера должна быть такой, чтобы другие могли следовать за ними; им же предстоит дать отчет перед Богом о своем хождении. Планка очень высока!
Нормы не снижаются и для всех, кто в общине. Руководители же – пример для остальных. Не существует принятой «более низкой» нормы для рядовых членов церкви. Более того, в Евангелии от Матфея (5:48) мы читаем, как Иисус обращается ко всем верующим: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Откровенно говоря, ни один человек не отвечает подобным нормам. С точки зрения человека, никого нельзя назвать «достойным», если норма – абсолютное совершенство. Никто не достоин пребывать в Царстве Бога; никто не обладает врожденным достоинством служить Богу. «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). «Нет праведного, ни одного» (Рим. 3:10). Не забывайте, что именно духовно зрелый апостол Павел признался: «…знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18). В 1-м Послании к Тимофею (1:15) он называет себя первым из грешников.
Итак, не существует людей с врожденным достоинством. Бог Сам должен спасти грешников, освятить их, а затем преобразить – из недостойных создать инструменты, которые Он может использовать.
Двенадцать были подобны всем нам; они были избраны из среды недостойных и неподходящих. Как и «Илия был человек, подобный нам» (Иак. 5:17). Они стали в высшей степени пригодными для служения Богу не потому, что как-то отличались от нас. Такое преображение в «почетные сосуды» – исключительно работа Горшечника.
Многие христиане опускают руки и падают духом, когда из-за греха или неудачи страдает их духовная жизнь и уничижается свидетельство. Мы склонны считать себя недостойным ничтожеством; так оно и было бы, если бы мы остались одни! Однако именно недостойных и использует Бог, ведь только с такими людьми Ему и приходится трудиться.
Сатана может попытаться убедить нас, что недостатки лишают нас возможности быть полезными Богу и Его Церкви. Однако избрание Христом апостолов утверждает тот факт, что можно использовать негодных и недостойных. Он может привлечь незначительных, ничтожных людей. И незначительные люди, те двенадцать, «возмутили» весь мир (Деян. 17:6). Но не потому, что обладали выдающимися талантами, необычными интеллектуальными способностями либо пользовались сильной политической поддержкой или высоким социальным статусом. Они «возмутили», совершенно изменили мир, потому что Бог трудился в них и совершил это через них.
Бог избирает смиренных, униженных, кротких и слабых, чтобы никогда не возникал вопрос об источнике силы, когда их жизнь, поступки изменяют мир. Ведь действует не человек, а истина и сила Бога, пребывающая в человеке. (Некоторым проповедникам наших дней следовало бы напомнить об этом. Сила заключена не в их даровитости или личных качествах, а в самом Слове, в истине, которую мы проповедуем). За исключением одной Личности – Господа Иисуса Христа – Бог всегда совершал Свой труд на земле, используя недостойных, изменяя их, создавая из них сосуды, годные для Его замысла, так же тщательно и аккуратно, как гончар придает форму глине.
Конечно же, апостолы заняли высокое положение в деле искупления. Их, несомненно, можно назвать героями веры. В книге Откровения говорится, что их имена украсят двенадцать ворот небесного города, нового Иерусалима. Однако данный факт не умаляет истину о том, что апостолы были такими же обыкновенными людьми, как вы или я. Нам необходимо помнить их приземленных, как говорит о них Библия, но не книжных. Необходимо познакомиться с ними как с реальными людьми. Нам следует размышлять об апостолах как о живших когда-то людях, а не как об отвлеченных фигурах из пантеона религиозных традиций.
Однако не будем недооценивать важность их задачи. После избрания двенадцать апостолов, в сущности, стали истинными духовными лидерами Израиля. Когда Иисус выбрал апостолов, религиозная элита отступившего от Бога Израиля была символически устранена. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета. Именно им было доверено благовестие. Они являли собой истинный Израиль Бога, искренне раскаявшийся и верующий Израиль. Апостолы также стали основополагающими камнями Церкви, краеугольным камнем которой был Сам Иисус (Ефес. 2:20). Тот факт, что двенадцать были обыкновенными людьми, не преуменьшает, но, наоборот, усиливает изложенные истины.
Господь всегда поступает именно так. В 1-м Послании Коринфянам (1:20–21) мы читаем: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». Именно по этой причине среди двенадцати избранных не было ни философов, ни талантливых писателей, ни известных спорщиков, ни выдающихся учителей; не было ни одного, кто прославился бы как великий оратор. Они стали великими духовными лидерами и великими проповедниками благодаря силе Святого Духа, но отнюдь не благодаря каким-либо врожденным ораторским способностям, лидерским качествам или академическим заслугам. Своим влиянием Двенадцать обязаны исключительно одному: силе проповедуемой истины.
С точки зрения обывателя, Евангелие считалось глупой, безрассудной вестью, а апостолы – наивными проповедниками. Их учение было ниже учения религиозной элиты. То были всего лишь рыбаки, ремесленники, батраки, чернь. Так расценивали апостолов их современники. (Точно так же происходило на протяжении всей истории истинной Церкви Христовой. Так же обстоят дела и в евангельском мире сегодня. Где яркие умы, великие писатели, великолепные ораторы, которых так уважает мир? В большинстве своем их нет в Церкви). «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много (из вас) мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1-е Кор. 1:26).
Другими словами, Бог избирает слабых, чтобы никто не приписывал силу человеку, но Богу, в руках Которого находится все. Такая стратегия неприемлема для тех, кто всей своей жизнью стремится к человеческой славе.
У апостолов не было таких стремлений, за исключением Иуды Искариота. Конечно же, они боролись с гордостью и высокомерием, как и всякий падший человек. Однако главенствующим стремлением всей их жизни стало прославление Христа. Именно этим горячим стремлением, подчиненным влиянию Святого Духа, а не врожденными способностями или же человеческими талантами и объясняется тот факт, что они оказали необратимое влияние на весь мир.
Учитель
Помните, что избрание Двенадцати произошло в то время, когда Иисус уже реально видел Свою предстоящую смерть. Он ощущал возрастающую враждебность со стороны религиозных начальников. Он также знал, что кульминацией Его служения станет смерть, воскресение и вознесение. Поэтому с этого времени Его служение носит другой характер. Теперь приоритетом стало обучение людей, которые после Его вознесения будут нести Его Евангелие.
Как же Иисус избрал их? Прежде всего, Он уединился, чтобы поговорить с Отцом. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лук. 6:12).
В первых пяти главах своего Евангелия Лука ясно показывает, что молитва была неотъемлемой частью жизни Иисуса. В Евангелии от Луки (5:16) говорится: «Но Он уходил в пустынные места и молился». Такой была привычка Иисуса: уходить от людей и в уединении говорить со Своим Отцом. В городах и поселениях Галилеи Его всегда сопровождали большие скопления людей. Только пустынные места и горы давали Ему возможность молиться.
Мы не знаем, на какой именно горе молился Иисус. Если бы это имело какое-то значение, в Писании обязательно говорилось бы об этом. В северной части Галилеи расположено много гор и холмов. Гора же, на которой молился Иисус, возможно, располагалась недалеко от Капернаума, города, где Иисус, по сути, вел основную часть служения. Итак, Иисус взошел на гору и провел всю ночь в молитве.
Мы часто читаем о том, как Иисус молится в ожидании решающих событий в Его служении. (Помните, как Он молился в ночь предательства? Он молился в саду, где можно было найти уединение, побыть подальше от взбудораженного Иерусалима. Иуда знал, что именно там найдет Иисуса, потому что Иисус имел привычку молиться в одиночестве, как мы читаем об этом в Лук. 22:39).
Здесь мы видим, как проявляется истинная человеческая сущность Христа. Он находился в изменчивых обстоятельствах. Растущая враждебность к Нему уже угрожала близкой смертью. Оставалось очень мало времени, чтобы обучить людей, которые после Его возвращения к Отцу понесут Евангелие по всему миру. Поэтому холодящая кровь реальность предстоящих событий привела Иисуса на гору, чтобы Он мог помолиться Богу в полном одиночестве. Сойдя на нашу землю, Он уничижил Себя и стал подобным рабу. Приближалось время, когда Он должен был смирить Себя до смерти, и до смерти крестной. Поэтому Он приходит к Богу как человек, чтобы в молитве поговорить с Отцом о людях, которых изберет для очень важной задачи.
Обратите внимание на то, что Иисус провел в молитве всю ночь. Если Он поднялся на гору до сумерек, тогда, возможно, было около семи или восьми часов вечера. И если Он спустился с горы после рассвета, это произошло около шести часов утра. Другими словами, Иисус молился около десяти часов не переставая.
Чтобы сказать о том, что Иисус молился всю ночь, понадобится несколько слов. В греческом языке звучит только одно слово: dianuktereuo. Слово довольно примечательное. Оно говорит о том, что действие происходило всю ночь. Слово не применимо ко сну. Его также нельзя употребить, если вы хотите сказать о том, что всю ночь было темно. Оно указывает на то, что всю ночь усердно трудились, всю ночь непрестанно выполняли определенную задачу. Слово наводит на мысль, что Иисус не смыкал глаз до утра и все это время усердно молился, осознавая огромный груз ответственности, возложенный на Него.
Греческий текст подсказывает еще одну интересную мысль, хотя в нашем языке она не прослеживается. В нашей Библии говорится: «…пробыл всю ночь в молитве к Богу». На самом деле фраза означает, что Он пробыл в молитве от Бога. Когда Иисус молился, Его молитва буквально исходила от Бога. Он пребывал в триедином общении. Произнесенная Им молитва была молитвой Самого Бога. Личности Троицы общались друг с другом. Молитвы Иисуса в совершенстве соответствовали замыслу и воле Бога, ведь Он Сам – Бог. Здесь мы видим невероятную тайну того, как объединились Его человеческая и божественная сущности. По Своей человеческой сущности Иисусу необходимо было молиться всю ночь, а по Своей божественной сущности Он молился молитвой Самого Бога.
Не упустите суть: выбор, который должен был сделать Христос, был настолько важным, что необходимо было молиться десять – двенадцать часов, чтобы подготовиться к нему. О чем же Иисус молился? О ясности, кого же избрать? Не думаю. Иисус был всеведущим Богом во плоти, поэтому божественная воля не была для Него тайной. Несомненно, Он молился о людях, которых вскоре изберет, говорил с Отцом об абсолютной мудрости Его выбора и ходатайствовал как Посредник от имени избранных.
Когда завершилась ночь молитвы, Иисус возвратился к ученикам и созвал их. («Когда же настал день, призвал учеников Своих», Лук. 6:13). Он позвал не только Двенадцать. В данном контексте слово «ученики» относится к последователям Иисуса и использовано в более широком смысле. Само слово означает «студент, учащийся». Должно быть, Иисуса окружало много учеников, и из них Он изберет двенадцать и поставит их апостолами.
И в греческой, и в еврейской культуре того времени известные раввины или философы привлекали учеников, это было вполне обычным явлением. Обучение проходило не обязательно в помещениях или больших аудиториях. Большинство были странствующими учителями, за которыми следовали ученики, разделяя заботы каждого дня. Таким же образом Иисус вел служение со Своими последователями. Он был странствующим учителем. Он шел из одного поселения в другое, Его учение сходились послушать люди, которые становились Его последователями. Странствования Иисуса отображены в Лук. 6:1: «В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками». Ученики следовали за Иисусом из поселения в поселение. Мы не знаем, сколько учеников следовало за Иисусом. Однажды Иисус выслал на служение семьдесят учеников по двое, чтобы они шли и благовествовали в селениях, куда Он намеревался прийти (Лук. 10:1). Однако общее число последователей Иисуса, несомненно, намного превышало это количество. Писание говорит, что множество людей следовало за Ним. А почему бы и нет? Учение Иисуса совершенно отличалось от любого другого: оно было ясным, очевидным и преподавалось со властью; Иисус исцелял больных, изгонял бесов и воскрешал из мертвых; Он был исполнен благодати и истины. Удивительно, как можно было отвергнуть Его! Но Его отвергли, потому что не могли вместить Его учение.
Кое-что о таком развитии событий мы читаем в Евангелии от Иоанна, в 6-й главе. В начале главы рассказывается о том, как Иисус накормил более пяти тысяч людей, пришедших увидеть Его. (В Иоан. 6:10 написано, что насчитывалось около пяти тысяч мужей[8]. Если учесть присутствовавших женщин и детей, то число, несомненно, удвоится или даже утроится). День был удивительным. Многие из собравшихся уже следовали за Иисусом, были Его учениками, а многие, несомненно, хотели последовать за Ним. Иоанн пишет: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (6:14). Кто этот Человек, Который может создать пищу из ничего? Большую часть своей жизни эти люди обрабатывали землю, собирали урожай, растили животных и приготавливали пищу. Иисус же мог просто сотворить пищу! Их жизнь, конечно же, изменится. Наверное, люди уже грезили о безграничном отдыхе и бесплатной еде. Именно такого Мессию они надеялись увидеть! Далее Иоанн повествует, что люди уже хотели «прийти, нечаянно взять его и сделать царем» (6:15). Иисус удалился от них, чему сопутствовали несколько сверхъестественных событий, которые достигли кульминации, когда Иисус пошел по воде.
На следующий день люди нашли Иисуса в Капернауме, на другом берегу озера. Толпы народа искали Его, очевидно, в надежде, что Он даст им пищу. Иисус же упрекнул их за то, что они следуют за Ним из ложных побуждений: «…вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Иоан. 6:26). Когда же они продолжали просить пищи, Иисус сказал им: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан. 6:51). Слушающим настолько сложно было понять Его, что они заставили Иисуса объяснить им эти слова. Тогда Иисус продолжил: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, (так) и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме» (Иоан. 6:53–59).
Слова Иисуса показались настолько неприятными, что даже многие из Его учеников начали сомневаться, следовать за Ним или нет. Иоанн пишет: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоан. 6:66).
Ученики приходили и уходили. Учение сначала привлекало людей, а затем разочаровывало. После конкретного случая, изложенного в 6-й главе Евангелия от Иоанна, мы читаем, как Иисус обратился к Двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» (ст. 67). Петр ответил за всех: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Иоан. 6:68–69).
С Иисусом остались люди, которых Бог привлек к Своему Сыну (Иоан. 6:44), а Иисус Собою явил им Отца. Вот что Он сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Иоан. 15:16). Иисус избрал их в Своей суверенности и в Своей же суверенности трудился над ними (за исключением Иуды Искариота, который, как и предвидел Христос, стал предателем). Здесь мы видим принцип Божьей благодати в действии.
В таком удивительном избрании Двенадцати мы видим суверенность Божьего избрания. Из большой группы учеников – возможно, из ста – Он выделил двенадцать и дал им апостольское служение. Такое служение не поручалось желающим или добровольцам. Христос, в Своей суверенности, избрал двенадцать из большего числа учеников и возложил на них служение.
То был незабываемый момент в жизни Двенадцати. До избрания Петр, Иаков, Иоанн, Андрей, Нафанаил, Матфей и другие были всего лишь частью большого числа последователей. Они были учениками, как и все остальные. Как и все, они следовали за Иисусом, слушали, наблюдали, впитывали Его учение. Они еще не получили никакой роли, выделяющей их из числа остальных. Они были частью толпы до тех пор, пока Иисус не избрал их и не сделал их двенадцатью апостолами.
Почему двенадцать? Почему не восемь? Почему не двадцать четыре? Число двенадцать важно и символично. В Израиле насчитывалось двенадцать колен. Однако Израиль отошел от Бога. Иудаизм времен жизни Иисуса на земле представлял собой выхолощенную веру Ветхого Завета. Израиль оставил божественную благодать и обратился к религии дел, которая была исполнена лицемерием, делами самоправедности, человеческими постановлениями и пустыми обрядами. Религия превратилась в ересь. Она основывалась на земном происхождении от Авраама, а не на вере Авраама. Избирая двенадцать апостолов, Христос, на самом деле, назначал новое руководство для Нового Завета. Апостолы же представляли собой новое руководство истинного Божьего Израиля, состоящего из людей, которые поверили в Евангелие и последовали вере Авраама (ср. Рим. 4:16). Иными словами, двенадцать апостолов символизировали суд над двенадцатью коленами ветхозаветного Израиля.
Сам Иисус очень ясно объяснил связь между двенадцатью апостолами и коленами Израилевыми. В Евангелии от Луки (22:29–30) мы читаем, как Он сказал апостолам: «…и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых».
Значение числа двенадцать было очевидным для каждого израильтянина. Все, слушающие учение Иисуса, ясно понимали, что Иисус говорит о Своем мессианском служении. Ведь Он постоянно рассказывал о Своем приближающемся Царстве. В это время ожидания скорого явления Мессии и установления Его Царствия достигли пика по всей израильской земле. Некоторые полагали, что Иоанн Креститель станет Мессией, но Иоанн указал на Христа (ср. Иоан. 1:19–27). Люди хорошо знали, что все в жизни Иисуса подтверждает тот факт, что Он – Мессия (Иоан. 10:41–42). Иисус не был политическим лидером, которого они ожидали, поэтому не торопились верить (Иоан. 10:24–25). Однако они хорошо понимали, о чем заявляет Иисус, поэтому были преисполнены ожиданиями.
Итак, Иисус открыто избрал двенадцать на апостольское служение. Само значение числа было громким и ясным заявлением. Апостолы стали представителями всего Израиля в Новом Завете. Назначение же на апостольское служение (минуя все религиозные постановления официального иудаизма) означало вынесение осуждения израильскому народу. Вполне очевидно, что те двенадцать обычных людей предназначались не для простого дела. Они, фактически, заняли места глав колен Израилевых. Двенадцать послужили живым доказательством того, что Иисус вскоре установит царство совершенно иного рода, не такое царство, какого ожидали большинство израильтян.
В Евангелии от Луки (6:13) говорится: «…призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами». Важное значение имеет уже само наименование. В греческом языке слово apostello означает «высылать, посылать». Существительное apostolos означает «посланный, высланный, посланник». В нашем языке слово апостол является скорее транслитерацией[9], нежели переводом греческого слова. Апостолы были «посланниками». Они стали не просто вестниками. Слово «вестник» в греческом языке звучит как angelos; от этого слова в нашем языке появилось слово «ангел». Служение апостолов было намного важнее простых обязанностей посыльного или глашатая. Слово «апостол» несет в себе значение «посол», «уполномоченный», «официальный представитель».
В арамейском языке существует прекрасная параллель слову «апостол» – shaliah. (Не забывайте, что во времена жизни Иисуса на земле общепринятым языком общения был не иврит, а арамейский; Сам Иисус говорил на этом языке). Итак, в культуре Израиля первого века человек, которого называли shaliah, являлся официальным представителем синедриона, правящего совета. Шалиах пользовался всеми правами, которыми обладал синедрион. Он говорил от имени совета, а также со властью совета. Ему должно было воздавать такой же почет и уважение, как самому синедриону. Однако этот человек никогда не передавал свои мысли; в его обязанности входило передавать послание группы людей, представителем которой он был. Должность шалиаха была довольно уважаемой. Шалиаха высылали с заданием разрешать юридические или религиозные споры, и действовал он с полной властью. У выдающихся раввинов также были свои шалиахи или «посланники», которые наставляли других в учении и действовали как представители своего раввина. Роль шалиаха признавалась даже иудейской Мишной (собрание устных традиций, которые изначально составлялись как комментарии к Закону). Вот что говорится в Мишне: «Посланник – будто сам пославший его». Итак, суть должности была хорошо знакома иудеям.
Поэтому, назначив апостолов, Иисус сделал нечто довольно привычное для людей той культуры. Избранные стали Его «уполномоченными». Они были Его доверенными шалиахами. Они говорили с Его властью, передавали Его учение и пользовались Его авторитетом.
Задача
Хорошо известная роль шалиахов в той культуре фактически определила задачу апостолов. Вполне очевидно, что Христос передаст Свою власть Двенадцати и вышлет их со Своей вестью к людям. Двенадцать будут представлять Его как официальные посланники. Фактически, каждый человек, живущий в той культуре, сразу же поймет сущность их обязанностей. Те двенадцать людей, уполномоченных стать апостолами Иисуса, будут говорить и действовать с той же властью, как и Тот, Кто выслал их на служение. Итак, человек, названный «апостолом», пользовался уважением и большими привилегиями.
Марк в своем Евангелии (3:14) описывает те же события: «И поставил (из них) двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь». Обратите внимание на двухфазовый процесс. Для того, чтобы выслать людей на проповедь, сначала необходимо их привлечь. Избранным было совершенно необходимо побыть с Иисусом, прежде чем идти проповедовать. Более того, лишь только в 9-й главе (ст. 1) Евангелия от Луки мы читаем о том, что Иисус призывает Двенадцать и дает им власть над бесами и силу исцелять. В тот момент Иисус буквально вручает им Свою удивительную силу. Итак, ранее, в 6-й главе Евангелия от Луки записано, как Христос избирает и назначает их, подчиняет их Своему руководству и лично обучает («чтобы с Ним были»). В 9-й главе Евангелия от Луки описываются события, произошедшие несколько месяцев спустя, когда Иисус дает Двенадцати силу творить чудеса и изгонять бесов. Иисус посылает их на проповедь только сейчас, но не ранее.
До момента избрания апостолов Иисус чаще всего обучал массы народа. Но, призвав Двенадцать (Лук. 6), Он начинает проповедовать в более тесном кругу, сосредоточивая Свое учение в основном на избранных. Иисус продолжает собирать множество народа и обучает их, но фокусирует Свое служение на учениках и их обучении.
Обратите внимание на естественное развитие программы обучения. Сначала избранные ученики просто следовали за Иисусом, впитывали учение, когда Иисус проповедовал народу, и вместе с другими слушали Его наставления. Возможно, они еще не посвятили такому следованию все свое время, но, не нарушая обычного течения жизни, приходили, когда находилось немного времени. Далее (как записано в Матф. 4) Иисус призвал учеников оставить все и последовать за Ним. Теперь же (события записаны в Лук. 6 и Матф. 4) Он избирает из группы учеников двенадцать, которые все время неотступно следовали за Ним, называет их апостолами и начинает уделять большую часть Своего времени и сил на обучение лично избранных. Позже Иисус даст им власть и силу творить чудеса. И, наконец, Он вышлет их на служение. Сначала ученики получат определенные задания и возвратятся к Иисусу. Когда же Иисус, возвращаясь к Отцу, оставит их, апостолы выйдут на служение сами и будут нести его до конца. Здесь ясно просматривается развитие обучения и выход на служение, которому они посвятят всю свою жизнь.
Теперь они уже не просто ученики, теперь они – апостолы, шалиахи. На них возложены важные обязанности. В своем Евангелии Лука шесть раз использует слово «апостол», а в книге Деяний – примерно тридцать раз. Их роль состоит в основном в том, чтобы донести Израилю вести о Царстве. В книге Деяний мы уже читаем о том, как они основывают Церковь.
Хотя апостолы и были обычными людьми, именно им было дано совершенно необычное призвание. Иными словами, именно благодаря задаче, к выполнению которой они были призваны, апостолы стали столь значимыми людьми. Только подумайте, какую глобальную задачу они должны были решить!
Они не только основали Церковь и сыграли главнейшую роль в руководстве, когда она росла и расширялась, но также через них Бог дал нам большую часть Нового Завета. Апостолы получили истину от Самого Бога через божественное откровение. В послании к Ефесянам (3:5) очень ясно говорится об этом. Павел пишет, что тайна Христова, которая была сокрыта в прошедшие века, «ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым». Весть, которую проповедовали апостолы, исходила не от человека. Они получили истину посредством прямого откровения.
Поэтому они и стали источником всего истинного учения Церкви. В книге Деяний (2:42) так рассказывается о том, чем занималась ранняя Церковь: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». До того времени, как появился Новый Завет в письменном виде, учение апостолов служило единственным источником истин о Христе и учения Церкви. Учение же апостолов было принято так же авторитетно, как и написанное Слово. По сути, Новый Завет – это вдохновленное Духом и записанное учение апостолов.
Словом, апостолы были избраны для наставления Церкви. В послании к Ефесянам (4:11–12) говорится, что Христос дал нам апостолов «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Именно они были первыми христианскими учителями и проповедниками. Их учение, т. е. записанный Новый Завет, служит единственным мерилом, с помощью которого даже сегодня можно испытать – здравая перед вами доктрина или нет.
Апостолы также являли собой пример добродетели. В послании к Ефесянам (3:5) они названы «святыми Апостолами». Они установили нормы благочестия и истинной духовности. Всем верующим они служили примером для подражания. То были люди с сильными характерами, целостные и честные, и именно они определили норму нравственности для всех, кто впоследствии станет руководителями Церкви.
Апостолы обладали необыкновенной властью творить чудеса, что и подтверждало их проповедь. В послании к Евреям (2:3–4) говорится, что Евангелие «сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго». Иными словами, чудесами, которые могли совершать апостолы, Бог подтвердил Свое Слово. Новый Завет указывает на то, что лишь апостолы и те, кто тесно общался с ними, имели силу творить чудеса. Именно поэтому во 2-м послании к Коринфянам (12:12) говорится о таких чудесах, как о «признаках Апостола».
В результате ученики получили благословение и пользовались почетом среди Божьего народа. Апостолы оставались верными и стойкими, и ожидания Иисуса в отношении их оправдались. А Его обетование, данное им, исполнилось: Церковь неумолимо росла. Возможно, вы помните слова Петра, сказанные Иисусу (Лук. 18:28): «…вот, мы оставили все и последовали за Тобою». Ученики, очевидно, переживали о происходящем и о том, что еще может произойти с ними. На самом деле в словах Петра звучал вопрос. Он будто от имени остальных спрашивал: «Что станется с нами?»
Иисус ответил: «…истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной». Ученики не оставили ничего такого, чего Иисус не мог бы восполнить для них в большей степени. И действительно благословил их в земной жизни (даже несмотря на то, что большинство из них, как мы с вами позже узнаем, изучая их жизнь, погибли мученической смертью). Бог благословил их в земной жизни тем, что Церковь основалась и росла. Апостолы не только обрели влияние, уважение и почет среди Божьего народа, но по мере того, как Церковь умножалась и количество верующих росло, приобрели множество духовных детей. Да и в жизни грядущей им воздадут великие почести.
Обучение
Возможно, в то утро, когда Иисус призвал учеников и избрал Двенадцать, все казалось таким далеким и неясным. Ученикам еще предстояло обучаться. Казалось, их недостатки и неудачи сковывали их потенциал. Времени оставалось мало. Ученики же оставили те занятия, с которыми умело справлялись: они оставили свои сети, бросили свои поля и покинули столы для сбора налогов. Они отказались от всего ради того, чтобы подготовиться к делу, к которому у них не было врожденных способностей.
Однако, оставив свое ремесло, Двенадцать не стали праздными людьми. Они все свое время посвятили обучению, стали учениками. Следующие полтора года их жизни будут отданы обучению в самой лучшей семинарии всех времен. Пред ними всегда был пример Самого Христа. Апостолы могли слушать Его наставления, задавать Ему вопросы, наблюдать, как Он общался с людьми, и пребывать в близком общении с Ним в любых обстоятельствах. Иисус давал ученикам возможность послужить, наставлял их и высылал выполнять особые поручения. Он милостиво ободрял их, исправлял с любовью их ошибки и терпеливо наставлял. Именно таким образом лучше всего идет процесс обучения. Учитель не просто передает информацию; он вкладывает в ученика жизнь.
Однако процесс был нелегким. Двенадцать иногда бывали поразительно медлительны. Существовала причина, по которой они и не могли быть в рядах образованной элиты. Сам Иисус иногда задавал примерно такие вопросы: «…неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете?..» (Матф. 15:16–17, ср.16:9). «…о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать!..» (Лук. 24:25).
Примечательно то, что Писания не скрывают недостатки учеников. Цель не состоит в том, чтобы изобразить учеников сверхсвятыми светилами или превознести их над всеми смертными. Если бы цель состояла именно в этом, тогда не было бы смысла писать об их ошибках. Вместо того чтобы попытаться скрыть недостатки, Писания уделяют большое внимание человеческим слабостям. Такой подход служит прекрасным напоминанием для нас о том, «чтобы вера ваша (утверждалась) не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (2-е Кор. 2:5).
Почему процесс обучения был таким сложным для апостолов? Прежде всего, им не хватало духовного понимания. Они неспешно осваивали учение и так же были медлительными в понимании. В различные моменты они были несмышлеными и слепыми, проявляли неразумение. Все перечисленные термины или же их эквиваленты использованы в Новом Завете по отношению к апостолам. Как же Иисус помог им при таком недостатке духовного понимания? Он просто продолжал обучать. Даже после Своего воскресения Он оставался на земле сорок дней. В книге Деяний (1:3) повествуется, что все это время Он говорил им о Царствии Божьем. Иисус настойчиво продолжал обучать их до самого момента вознесения на небеса.
Существовала и другая проблема, которая усложняла обучение: недостаток смирения. Ученики были поглощены собой, сосредоточены на себе и своем положении, были горды. Они потратили довольно много времени на споры о том, кто же будет первым среди них (Матф. 20:20–28; Марк. 9:33–37; Лук. 9:46). Как же Иисус преодолел такой недостаток смирения в учениках? Он явил им пример смирения. Иисус омыл им ноги. Он показал им пример служения. Он смирил Себя даже до принятия смерти крестной.
В-третьих, ученикам не только не хватало понимания и смирения, им также не хватало веры. Четыре раза только в Евангелии от Матфея мы читаем слова Иисуса, обращенные к ученикам: «.. маловеры!» (Матф. 6:30;8:26; 14:31; 16:8). В Евангелии от Марка (4:40) записан такой вопрос: «…как у вас нет веры?» В конце Евангелия от Марка мы читаем слова, сказанные уже после долгого обучения Иисусом в течение многих месяцев и даже после Его воскресения из мертвых: «…и упрекал их за неверие и жестокосердие» (Марк. 16:14). Что сделал Иисус, чтобы помочь им решить проблему с недостатком веры? Он продолжал творить чудесные и удивительные дела. Чудеса совершались прежде всего не для неверующих; больше всего чудес Иисус совершил намеренно «пред учениками Своими», чтобы их вера укреплялась (Иоан. 20:30).
В-четвертых, ученикам не хватало посвящения. Они радовались и восхищались, когда народ поддерживал и ободрял их, а чудеса умножались. Но как только в Гефсиманский сад пришли воины, чтобы арестовать Иисуса, ученики, оставив Его, разбежались (Марк. 14:50). А их лидер в довершение всего отрекся от Иисуса и клялся, что вовсе не знает этого Человека. Как Иисус воспринял готовность учеников к поражениям? Он ходатайствовал за них в молитве. В 17-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем, как Иисус молился о том, чтобы они остались верными, и Отец сохранил их и привел на небо (Иоан. 17:11–26).
В-пятых, ученикам недоставало силы. Сами по себе они были слабыми и беспомощными, особенно, когда сталкивались с врагом. Случалось, что они пытались изгнать бесов, но ничего не получалось. Из-за своей неверности они не могли воспользоваться силой, которая была так доступна. Как Иисус помог им справиться с такой слабостью? В день Пятидесятницы Он выслал Святого Духа, Который наполнил учеников и наделил их силой. Такое обещание Иисус оставил им: «… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Обетование исполнилось со всей силой.
Глядя на таких учеников, зная все их слабости, мы готовы спросить: почему Иисус не избрал других людей? Почему Он остановил Свой выбор на тех, которые не обладали ни пониманием, ни смирением, ни верой, ни посвящением, ни силой? Ответ прост: Его сила совершается в немощи (2-е Кор. 12:9). Мы вновь видим, что Иисус избирает немощное мира, чтобы постыдить сильное. Рассмотрев жизнь и характеры учеников, никто и никогда не может сказать, что все совершенное ими совершено благодаря их врожденным способностям. Влияние, оказанное апостолами на мир, невозможно объяснить с человеческой точки зрения. Слава принадлежит не им – только лишь Богу.
В книге Деяний (4:13) написано, как жители Иерусалима восприняли апостолов: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом». В греческом тексте «aggramatoi… idiotai» буквально означает «безграмотные невежды». С точки зрения мирян, это была правда. Но также очевидно, что ученики были когда-то с Иисусом. О каждом истинном ученике следует сказать то же самое. В Евангелии от Луки (6:40) написано: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».
Относительно короткий период обучения апостолов Самим Иисусом принес плоды, пребывающие вовеки. Сначала, возможно, казалось, что все было напрасным. В ночь, когда Иисус был предан, ученики разбежались, как овцы, у которых поразили пастыря (Матф. 26:31). Даже после воскресения Иисуса они казались очень робкими, исполненными скорби из-за своей неудачи, а также слишком хорошо осознавали свои слабости, чтобы убежденно служить.
Но после вознесения Иисуса на небеса сошел Святой Дух, наполнил учеников силой и дал им способность совершать то, к чему готовил их Христос. В книге Деяний записано, как создавалась Церковь, а прочее осталось в прошлом. Через оставленное нам наследие Писаний Нового Завета Двенадцать избранных и по сей день меняют мир.