Вступление

Более двадцати лет тому назад, проповедуя по Евангелию от Матфея, я предложил цикл лекций о героях Библии, касающихся жизни двенадцати апостолов. Слушатели очень хорошо восприняли проповеди. Тогда мы подготовили аудиоальбом и руководство к изучению предложенного цикла под названием «Последователи Наставника». Многие годы радиостанция «Благодать вам» несколько раз транслировала радиопередачи по этому циклу лекций. Каждый раз они вызывали у слушателей все больше положительных отзывов. Прошло двадцать лет, аудиоальбом все так же остается одним из самых популярных циклов лекций, которые когда-либо увидели свет.

Несколько лет назад в нашей церкви я начал цикл экспозиционного изучения Евангелия от Луки, стих за стихом. Когда мы дошли до 6-й главы (ст. 13–16), где Лука описывает призвание Двенадцати, я изложил новый цикл проповедей об апостолах. И вновь мы получили огромное количество положительных и воодушевляющих откликов. Проповедуя по данному циклу, я понял, что с тех пор, как мы последний раз изучали жизнь апостолов, родилось и выросло новое поколение. И это поколение, как и их родители более двадцати лет назад, отождествляет себя с учениками.

Даже для тех людей, которые буквально заучивали текст того давнего аудиоцикла наизусть, жизнь учеников Иисуса остается новой, существенной и практической. Новый материал довольно быстро стал еще одним любимым циклом лекций, и от слушателей стали поступать настоятельные просьбы соединить весь материал о жизни апостолов в одну книгу. Меня не пришлось долго подталкивать, чтобы я приступил к такому проекту. В результате появилась книга, которую вы держите сейчас в руках.

Меня всегда восхищала жизнь двенадцати апостолов. А кого она не восхищала? Типы личностей этих мужей настолько нам знакомы! Они – такие же, как и мы, а также и другие знакомые нам люди. Они доступны. Это реальные, живые образы, с которыми мы можем отождествить себя. Их недостатки и слабости, так же как успехи и черты характера, привлекающие нас, записаны в наиболее пленительных отрывках Библии. С такими людьми мы хотим познакомиться поближе.

Ученики были совершенно обычными людьми во всем. Ни один из них не прославился научными знаниями или огромной эрудицией. Они не обладали какими-либо способностями в ораторском искусстве или же в богословии. Избранные ученики также не были знаменитостями благодаря врожденным талантам или же интеллектуальным способностям. Наоборот, они были склонны к ошибкам, неправильному отношению, недостатку веры и мучительным неудачам; и более всего их лидер – Петр. Даже Иисус заметил, что они были медлительными учениками и, в некоторой степени, духовно нерассудительными (Лук. 25:25).

Они представляли собой также весь политический спектр того общества. Один из них был человеком радикальных взглядов, который был намерен бороться с римским правлением; другой – мытарем, сборщиком налогов, фактически предателем еврейского народа и союзником Рима. По меньшей мере четверо, возможно даже семеро, были рыбаками из Капернаума и близкими друзьями; вероятно, они знали друг друга с детства. Остальные, должно быть, являлись торговцами или ремесленниками, однако не говорится, чем они занимались до своего следования за Христом. Большинство учеников были родом из Галилеи, сельскохозяйственного региона на пересечении торговых путей. И Галилея оставалась их основным местом пребывания в течение большей части служения Иисуса; Галилея, а не Иерусалим в Иудее (как некоторые могут подумать), который оставался политической и религиозной столицей Израиля. со всеми своими промахами и недостатками – ведь ученики были совершенно обычными людьми, – они продолжили служение после вознесения Иисуса, что оказало необратимое влияние на весь мир. Их служение продолжает оказывать на нас свое влияние даже сегодня. По милости Своей Бог наделил этих людей силой и через них инициировал распространение евангельской вести и «возмутил», перевернул мир (Деян. 17:6). Обычные люди – как вы и я – стали инструментами, посредством которых весть Христова достигла краев земли. Итак, нет ничего удивительного в том, что жизнь и характер этих людей настолько захватывают.

Все Двенадцать лично избраны и призваны Христом. Он знал их так, как мог знать их лишь Творец (см. Иоан. 1:47). Иными словами, Христос знал все недостатки учеников еще задолго до того, как избрал их. Он знал даже о том, что Иуда предаст его (Иоан. 6:70; 13:21–27), однако все равно избрал предателя и дал ему такие же привилегии, как и остальным.

Подумайте о разнообразных и совершенно неожиданных последствиях такого избрания: с нашей, человеческой, точки зрения. Распространение Евангелия и основание Церкви полностью зависело от двенадцати мужей, яркой чертой которых была заурядность. Они были избраны Христом и обучались несколько месяцев – во всяком случае не годы. Христос обучал их пониманию Писания и богословию. Он наставлял их в благочестивой, богобоязненной жизни (научая и показывая, как молиться, как прощать и служить друг другу в смирении). Он оставил им и нравственные наставления. Говорил им о грядущих событиях. Использовал их, как инструменты в Своих руках, чтобы исцелять больных, изгонять бесов и совершать другие чудеса. Трое из учеников – Петр, Иаков и Иоанн – мельком могли видеть Христа в Его славе на горе Преображения (Матф. 17:1–9).

Период ученичества был довольно коротким, но интенсивным. По завершении этого периода, в ночь, когда предали Иисуса, «все ученики, оставив Его, бежали» (Матф. 26:56). С обыденной, приземленной точки зрения, могло показаться, что обучение обернулось крахом. Казалось, ученики забыли или проигнорировали все то, чему Христос их учил о кресте, который необходимо взять и последовать за Ним (Иоан.21:3–4).

Но при всем том, ободренные воскресшим Господом, они возвратились к своему апостольскому призванию. Наделенные силой Святого Духа в день Пятидесятницы, они храбро взялись за дело, к которому призвал их Иисус. Труд, позже начатый учениками, продолжается и сегодня, две тысячи лет спустя. Ученики служат живым доказательством того, что сила Божья совершается в слабости. Сами по себе ученики были совершенно не способны выполнить подобную задачу (см. 2-е Кор. 2:16). Но Бог вел их, побеждающих во Христе, и через них распространял «благоухание познания о Себе…во всяком месте» (ст. 14).

Чтобы осознать, насколько коротким было общение учеников со Христом на земле, поразмышляйте о том факте, что все служение Иисуса – со дня крещения и до воскресения – длилось примерно три года. А интенсивное обучение учеников продолжалось вполовину меньше. В своем классическом труде «Обучение двенадцати» А.Б. Брюс указывает, что к тому времени, как Иисус определил и призвал Двенадцать из большего круга последователей, прошла половина Его земного служения.

Избрание Иисусом Двенадцати – важная веха в истории Евангелия. Это событие позволяет подразделить служение нашего Господа на два периода, приблизительно равные по длительности, но неравные в отношении объема и важности Его труда. Во время раннего периода служения Иисус трудился в одиночку; Его чудеса в большинстве своем ограничивались бытовой сферой жизни, а в учении Он касался простых, начальных истин. Но ко времени избрания Двенадцати построение Царства достигло таких размеров, что потребовалась определенная организация и распределение труда. Учение Господа Иисуса становилось более глубоким и детальным, а Его милосердные дела все больше и больше расширялись.

Вероятно, избрание ограниченного количества людей, которые стали бы Его близкими и постоянными собратьями, стало необходимым для Христа, и Ему удалось приобрести учеников. Число Его последователей, как мы понимаем, настолько возросло, что начало затруднять и даже препятствовать действиям Христа, в особенности во время длительных путешествий. Все, кто поверил в Иисуса, не могли следовать за Ним в буквальном смысле, куда бы Он ни пошел; теперь большее число составляли просто случайные последователи. Однако Он желал, чтобы определенные, избранные люди могли пребывать с Ним всегда и везде, могли бы стать Его попутчиками в странствиях, свидетелями Его труда и могли бы послужить Ему в повседневных нуждах. Поэтому в Евангелии от Марка мы читаем необычные слова: «…позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы были с Ним и чтобы посылать их на проповедь…» (Марк. 3:13–14)[1].

Значит, те несколько человек, которые ранее в своей жизни занимались земными делами, в течение немногим более полутора лет прошли подготовку к выполнению важнейшего задания, к которому были призваны. Не было никакого «дубляжа», никаких «запасных игроков», никакого плана «Б» на случай, если Двенадцать не справятся с задачей.

Стратегия казалась крайне рискованной. С обывательской точки зрения, основание Церкви и распространение евангельской вести целиком зависело от двенадцати обычных, ничем не примечательных людей, обладавших большим количеством явно слабых черт; а один из них был настолько ужасен, что предал Господа Вселенной. К тому же по времени они учились совсем мало – меньше половины курса, который необходим сегодня для получения степени в семинарии.

Но Христос знал, что делает. С Его, Божественной точки зрения, конечный успех стратегии на самом деле зависел от работы Святого Духа в жизни тех избранных людей; Дух Святой должен был выполнить Его суверенную волю. Эта миссия не могла потерпеть неудачу. Именно поэтому только Богу принадлежит хвала и слава. Избранные люди были лишь инструментами в Его руках, точно так же, как вы и я служим инструментами в руках Бога сегодня. Бог с радостью использует такие простые, непримечательные инструменты – «…немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» (1-е Кор. 1:27–29). Двухтысячелетний триумф апостолов свидетельствует о мудрости и могуществе божественной стратегии.

Иногда в Писании Двенадцать называются «учениками», в греческом оригинале – мaтетес (Матф. 10:1,11:1,20:17, Лук. 9:1). Слово означает «студент, обучающийся». Именно такими и были Двенадцать на протяжении всего времени, проведенного в заботе и учении Господа. У Христа было множество учеников, однако те двенадцать особо призваны и избраны для необыкновенного апостольского служения. Поэтому их также именовали «апостолами», в греческом оригинале – apostoloi, что просто означает «посланники, посланные». Им было дано уникальное положение обладающих властью послов и представителей Христа. Лука особенно часто употребляет данный термин в Евангелии и во всей книге Деяний Апостолов. Термин «апостол» он относит почти исключительно к Двенадцати. Матфей лишь раз пишет об «апостолах» (Матф. 10:12), а в других местах он говорит о «двенадцати учениках» (Матф. 11:1, 20:17) или же о «двенадцати» (Матф. 26:14, 20, 47). Также и Марк использует термин «апостолы» только один раз (Марк. 6:30). Во всех остальных случаях он говорит об апостолах как о «двенадцати» (Марк. 3:14; 4:10; 6:7; 9:35; 10:32; 11:11; 14:10, 17, 20, 43). Иоанн, как и остальные, использует слово «апостолы» лишь раз, но не в «должностном» смысле слова (Иоан. 13:16; в большинстве английских версий перевода звучит фраза «тот, кто послан»)[2]. Как и Марк, Иоанн часто говорит о группе апостолов, как о «двенадцати» (Иоан. 6:67, 70–71; 20:24).

В 10-й главе Евангелия от Луки описан случай, когда Иисус избрал семьдесят человек из числа Своих последователей и отправил их на служение по двое. Эти люди были «посланными», что вполне очевидно, поэтому некоторые толкователи пишут о них как об «апостолах». Однако Лука не употребляет данный термин по отношению к семидесяти избранным.

Двенадцать были призваны для особой задачи. Слово apostoloi почти во всех случаях относится к этой особой задаче. И в Евангелиях, и в книге Деяний двенадцать мужей были особо призваны и определены для выполнения данной задачи. В книге Деяний (14:14) и в посланиях Павла ясно говорится о том, что Павел подобным образом избран для выполнения особого апостольского труда – стать «апостолом язычников» (Рим. 11:13; 1-е Тим. 2:7; 2-е Тим. 1:11). Призыв Павла к апостольству был уникальным. Вполне очевидно, что он обладал такой же властью и пользовался такими же преимуществами, как и Двенадцать (1-е Кор. 11:5). Однако эта книга не посвящена рассмотрению апостольства Павла, ведь мы сосредоточены на жизни двенадцати мужей, которые разделили общественное служение Иисуса, стали Его близкими друзьями и соратниками. Павел же обратился после вознесения Христа (Деян. 9). Он был апостолом, явившимся вне времени (1-е Кор. 15:8)[3]. Он проповедовал со властью и проявлял те же чудесные способности, что и Двенадцать; Двенадцать же приняли его и признали его авторитет (сравните 1-е Пет. 3:15–16). Однако Павел не был одним из них.

Число двенадцать было значимым, потому что Лука описывает, как после вознесения Иисуса апостолы избрали Матфия на место Иуды (Деян. 1:23–26).

Роль апостола (включая особую задачу, к решению которой был призван Павел) содержала в себе руководство и обучение в ранней Церкви. Все Писания, содержащиеся в Новом Завете, написаны апостолами или же их избранными соратниками. А до написания Нового Завета учение апостолов служило законом в ранней Церкви. Все истинные верующие, включая обращенных в день пятидесятницы, подчинялись руководству апостолов (Деян. 2:37). По мере того, как Церковь росла, ее приверженность истине описывали так: «И они постоянно пребывали в учении апостолов» (Деян. 2:42).

Апостолы получили сверхъестественную силу являть знамения и чудеса (Матф. 10:1; Марк. 6:7, 13; Лук. 9:1–2; Деян. 2:3–4, 5:12). Знамения свидетельствовали об истинности Евангелия, которое апостолы получили от Христа и которое провозглашали миру от имени Христа (2-е Кор. 12:12; Евр. 2:3–4).

Другими словами, апостолы играли центральную, основополагающую роль. Они в действительности являлись[4] настоящим фундаментом Церкви, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес. 2:20).

Данные размышления над жизнью апостолов доставили мне большую радость и стали одним из самых плодотворных трудов в моей жизни. Наибольшая радость для меня – проповедовать Христа. Одиннадцать из двенадцати избранных разделяли мои стремления, посвятили проповеди всю свою жизнь и одерживали победу над преобладающим противлением. Это герои, которые служат нам образцом для подражания, несмотря на их недостатки. Исследовать жизнь этих людей – значит познакомиться с теми, кто был наиболее близок Христу во время Его жизни на земле. Осознавать, что апостолы были обычными людьми, подобными нам, – великое благословение. Пусть же Дух Христов, Который обучал их, преобразит нас так же, как преобразил их, чтобы и мы стали драгоценными сосудами, пригодными для служения Господу. Давайте же на примере апостолов познаем, что значит быть настоящими учениками.