8. Желание Слова (2:1-3)

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, чтобы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь (2:1-3)

Истинно спасённых людей всегда отличает любовь к Божьему Слову и наслаждение им. Иисус сказал: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:31-32). Апостол Павел вторит этим принципам, говоря: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем» (Рим. 7:22). Святые Ветхого Завета также имели сильное желание познавать Слово Божье. Иов заявлял: «Слова уст Его [я] хранил больше, нежели мои правила» (Иов. 23:12). В 1-м Псалме сказано, что воля благочестивого человека «в законе Господа, … и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1:2; ср. 18:10-11; 39:9). Пророк Иеремия в трудное время дорожил Божьим откровением: «Обретены слова Твои, и я съел их. И было слово Твоё мне в радость и в веселье сердца моего» (Иер. 15:16).

Наслаждение верующего человека Словом Божьим является главной темой 118-го Псалма, этой самой длинной главы в Библии. В середине Псалма автор обобщает свой восторг Божьим Словом, а также зависимость от него, говоря:

Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нём. Заповедью Твоей Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мной. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твоё. От судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня. Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше мёда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлён; потому ненавижу всякий путь лжи (Пс. 118:97-104; ср. ст. 16, 24, 35, 47-48, 72, 92, 111, 113, 127, 159, 167, 174).

Пётр хотел, чтобы христиане были верными ведомому Духом побуждению к Слову Божьему. Поэтому данный раздел предлагает пять аспектов, которые, если им следовать, приведут к более сильному, более последовательному желанию исследовать Слово: верующие должны помнить источник своей жизни, они должны очищаться от грехов, признавать свою нужду, стремиться к духовному росту и вспоминать свои благословения.

Верующие должны помнить источник своей жизни

Итак (2:1а)

Союз «итак» указывает на «слово Божье, живое и пребывающее вовек» (1:23-25), на «нетленное семя» — Евангелие, которое даёт новое рождение. Слово Божье является источником спасения (2 Тим. 3:15), потому что Божья преображающая благодать действует через Слово, создавая новую жизнь (Иак. 1:18; ср. Иоан. 20:31; Рим. 10:17). Слово, действующее не как тленное природное семя (ср. 1 Кор. 15:36-37), а как нетленное божественное семя (ср. Лук. 8:11; 1 Иоан. 3:9), является источником постоянного духовного роста и преображения верующих (Пс. 118:105; Иоан. 15:3; 17:17; Рим. 15:4; Ефес. 5:26; 2 Тим. 3:16-17; ср. Втор. 17:19-20; И.Нав. 1:8).

Союз «итак» служит коротким напоминанием читателям послания о том, что спасающая сила Божьего Слова в их жизни является основанием для постоянной посвящённости Писанию как единственному источнику силы для христианской жизни (ср. Матф. 4:4; Деян. 20:32; Рим. 15:4; Гал. 3:3; 4:9; 2 Тим. 3:16-17).

В Писании содержатся много других напоминаний и увещаний о важности Слова Божьего как источника духовной жизни и силы (Пс. 18:11; 118:50, 93, 140; Прит. 6:23; 30:5; Матф. 7:24; Лук. 11:28; Кол. 3:16). Бог заявил через пророка Исаию:

Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но поит землю и делает её способной рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис. 55:10-11; ср. Евр. 4:12).

Иисус сказал ученикам: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан. 15:3). Божье Слово всегда сильно в жизни верующих, а не только тогда, когда они уверовали (1 Фес. 2:13; ср. Пс. 18:8-10; Фил. 1:6).

Верующие должны очищаться от грехов

отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие (2:16)

Чтобы сохранить желание познавать Слово Божье, верующий должен стремиться к очищению от грехов. Это важное и необходимое условие. Человек, держащийся за грех, уходит от истины, которая разоблачает и обличает его грех, а также требует праведности. Призывая читателей избавиться от грехов в своей жизни, Пётр использует деепричастие в повелительном наклонении. Глагол апотеменой, переведённый как «отложив», подразумевал любое оставление и иногда употреблялся, когда говорилось о сбрасывании запачканной одежды. Эту же аналогию имел в виду Павел, когда увещал колоссян: «Отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3:8-9; ср. Иак. 1:21; Ефес. 4:22, 25; Евр. 12:1).

Первые христиане во время крещения обычно снимали и выбрасывали свою старую одежду. После крещения они надевали новую одежду, которую давала им церковь. Такое переодевание символизировало оставление верующими старой жизни и принятие новой (Рим. 6:3-7; 2 Кор. 5:17; Ефес. 4:24). Если такое преображение действительно произошло в жизни человека, то он должен отложить всякие (слово «всякое» использовано здесь трижды) грехи, которые являются препятствием для того, чтобы возлюбить Божье Слово (Евр. 12:1; ср. 2 Тим. 2:4).

Всякая злоба представляет собой первую категорию греха, перечисленную Петром. Словом «злоба» переведено греческое какия, в общем описывающее грех как нечестие и низость. В некоторых случаях оно переводится как «злоба» (Иак. 1:21; Рим. 1:29; Ефес. 4:31; Кол. 3:8; Тит. 3:3); оно также переводится и как «забота» (Матф. 6:34), «грех» (Деян. 8:22) и «порок» (1 Кор. 5:8).

Во-вторых, верующим дано повеление удалить всякое коварство. Термин долос буквально описывает «наживку» или «рыболовный крючок». Он подразумевает обман, нечестность, фальшь и предательство (2:22; 3:10; ср. Марк. 7:22-23; Иоан. 1:47; Рим. 1:29). Лука употребил этот же термин в Деян. 13:10, цитируя упрёк Павла волхву Елиме, сказавшего, что он [Елима] — человек, «исполненный всякого коварства и всякого злодейства» (курсив добавлен).

В-третьих, Пётр называет лицемерие (хупокрисис), которое первоначально описывало актёра в маске. Оно обозначает религиозную неискренность и притворство (ср. Иез. 33:31-32; Матф. 15:7-9; 23:23-24; Лук. 18:11; 2 Кор. 5:12). Это слово указывает на поведение, не соответствующее тому, во что человек действительно верит или верит «на словах» (Матф. 23:28; Марк. 12:15; Лук. 12:1; Иак. 3:17; Рим. 12:9; Гал. 2:13; 1 Тим. 4:2).

Зависть (фтонос) характеризует отношение тех, кому не нравится преуспевание других (ср. Матф. 27:18; Рим. 1:29; Фил. 1:15; Тит. 3:3). Зависть часто ведёт к неприязни, горечи, ненависти и ссорам (ср. Иак. 3:16; 1 Кор. 3:3; 1 Тим. 6:4).

Последним Апостол упоминает всякое злословие (каталалиас). Это звукоподражательное слово, звучащее как перешёптывание и сплетни за спиной человека, произносимые с целью злословия и клеветы (2 Кор. 12:20). В сущности, цель злословия — опорочить репутацию человека (ср. 2:12; 3:16; Иак. 4:11).

Список грехов, приведённый Петром, не является исчерпывающим, но предназначен для отображения зла. По сути, первого термина («всякая злоба»), включающего в себя все грехи, было бы достаточно, чтобы призвать читателей к покаянию, которое очищает путь для искреннего желания познавать Божью истину.

Верующие должны признавать свою нужду как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко (2:2а)

Верующие нуждаются в Божьей истине, как младенец — в молоке. Пётр сравнивает силу этой жажды познания божественного откровения с единственным, главным желанием новорождённого младенца (артигеннета брефе) питаться молоком матери. Апостол мог передать эту идею только словом брефе, но для усиления мысли он добавляет определение артигеннета, буквально означающее «только что родившийся». Эти два слова описывают младенца, только что появившегося на свет и плачущего в ожидании материнского молока. Эта сильная жажда молока — первое ярко выраженное желание младенца, задуманное Богом для удовлетворения его самой главной нужды. Это иллюстрация того, насколько сильно верующие должны желать познавать Слово Божье. Это единственное неослабевающее желание, потому что от него зависит жизнь.

Глагол «возлюбите» (эпипотесате) стоит в повелительном наклонении, содержа повеление верующим сильно желать или жаждать чего-то. Апостол Павел использовал это слово семь раз (Рим. 1:11; 2 Кор. 5:2; 9:14; Фил. 1:8; 2:26; 1 Фес. 3:6; 2 Тим. 1:4), и в каждом случае оно описывает сильное, вновь и вновь возникающее желание или страсть (ср. Пс. 41:2 и 118:174; Иак. 4:5). Его значение включает такие желания, как влечение мужа и жены друг к другу, сильный физический голод, острую тоску по умершему близкому человеку, сильное желание верующего родителя о покаянии и возвращении к послушанию духовно заблудшего ребёнка, а также сильное желание верующими спасения неверующего члена семьи или близкого друга. Каждое из этих определений иллюстрирует сильное, всепоглощающее желание, какое Пётр хотел, чтобы его читатели имели к Писанию. Однако ни одно из этих них не сравнится с желанием младенца к молоку.

Пётр сравнивает объект их желания с чистым молоком. Слово «чистый» (адолос) означает «незагрязнённый», «неиспорченный». Оно часто относилось к сельскохозяйственным продуктам, таким как зерно, вино, растительное масло или, в данном случае, молоко. Верующие должны желать того, что неразбавленно и чисто, что обеспечивает настоящее питание, — то есть чистого словесного молока. Термин логикос здесь переведён как «словесное», но это не совсем обычный перевод данного слова. В Рим. 12:1 слово логикос переведено как «разумный» в широком его значении. Первоначально логикос означало «принадлежащий к речи» или «принадлежащий к рассудку». Оно несло в себе смысл рациональности и благоразумия. Если бы это значение подразумевалось в использованном Петром слове, то переводчики перевели бы эту фразу как «чистое рациональное молоко» или «чистое благоразумное молоко». Но они решили перевести термин логикос как «словесное», потому что этим передаётся намерение Петра указать читателям на Писание. Раввины традиционно ссылались на закон Божий как на молоко, а в Пс. 18:9-10 и 118:140 сказано, что Слово Божье чисто и светло. Поэтому перевод «чистое словесное молоко» является уместным, справедливым решением и описывает Слово, как источник чистого духовного молока для насыщения верующих.

Более широкий контекст 2-го стиха поддерживает такой перевод слова логикос. Пётр завершил 1-ю главу, говоря о важности «слова Божьего, живого и пребывающего вовек», которое является источником новой жизни верующего. Поэтому его ссылка на духовное молоко контекстуально указывает на Слово Божье. Следовательно, это молоко является синонимом Писания.

Интересно то, чего Пётр не повелевал верующим читателям. Он не повелевал читать Слово, изучать его, размышлять над ним, учить ему, проповедовать его, исследовать его или запоминать его. Всё это необходимо делать, и это подтверждается в других местах Писания, где верующим даются повеления делать всё вышеперечисленное (ср. И.Нав. 1:8; Пс. 118:11; Деян. 17:11; 1 Тим. 4:11, 13; 2 Тим. 2:15; 4:2). Пётр же, прежде чем перейти к следующим повелениям, сосредоточился на основополагающей истине — на глубоком, постоянном желании исследовать Слово истины. В этом нуждаются все верующие (ср. 2 Фес. 2:106).

Независимо от того, являются ли верующие новообращёнными или более зрелыми в вере, любовь к Слову Божьему (ср. Неем. 8:1-3; Пс. 118:97, 103, 159, 167; Иер. 15:16; Деян. 17:11) всегда важна для духовного питания и роста (Иов. 23:12). Иисус подтвердил это, когда сказал сатане в пустыне: «Написано: „Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих“» (Матф. 4:4; ср. Втор. 8:3; Лук. 4:4). Принимая во внимание непрекращающийся выброс информационного суррогата, предлагаемого постмодернистской культурой посредством радио, телевидения, интернета, компьютерных игр, книг, СМИ и даже некоторых «христианских» кафедр — всего, что приводит к духовному недоеданию и притуплению жажды к настоящей духовной пище — верующие должны уделять особое внимание постоянному питанию Словом Божьим.

Верующие должны стремиться к духовному росту чтобы от него возрасти вам во спасение (2:26)

Всегда печально видеть человека, который физически слаб, плохо кушает и отстаёт в развитии. Но намного печальнее видеть верующих, которые духовно недоедают и не развиваются. Все верующие должны иметь глубокое духовное побуждение возрастать, становясь более зрелыми во Христе, испытывая больше благословений и принося больше пользы. Глагол ауксетете (возрасти) стоит в страдательном залоге, буквально означая «чтобы взрастить вас». Пётр употребил этот же глагол в заключительных словах своего Второго послания, когда повелел верующим: «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3:18; ср. Деян. 20:32; 1 Тим. 4:6). Дух Святой растит и укрепляет верующих посредством истины (ср. 2 Кор. 3:18).

Целью духовного роста верующих явно является спасение. Слово будет взращивать их в спасении до полного, заключительного момента освящения, как повелел филиппийцам Павел:

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моём, но гораздо более ныне, во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению (Фил. 2:12-13; ср. Иоан. 8:31-32; Иак. 1:25; 2 Кор. 3:18; Кол. 1:21-23; Евр. 3:14).

Увещание Петра верующим возрастать посредством Слова явно предполагает неудовлетворённость их нынешним уровнем духовного развития. Оно также напоминает о том, что Павел сказал о своей неудовлетворённости статус-кво в своей жизни:

Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетой. Да и всё почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, — с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или стал совершенным; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не считаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели — к почести вышнего призвания Божьего во Христе Иисусе (Фил. 3:7-14).

Побуждение к подлинному духовному росту вырастает из правильного чувства неудовлетворённости в сочетании с искренним желанием насыщаться ничем иным, как только Словом Божьим.

Верующие должны вспоминать свои благословения

ибо вы вкусили, что благ Господь (2:3)

Пятый аспект или побуждение Петра, почему верующим стоит жаждать Слова Божьего, вторит словам псалмопевца: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Союзом «ибо» переведена греческая условная конструкция, или частица, первого разряда, представляющая факты или условия, необходимые для того, чтобы утверждение было истинным. Поскольку его читатели, благодаря своему обращению, вкусили, или испытали, что Господь благ, или милостив, то они уже узнали, насколько благословенным и чудесным было их обращение. Поэтому, питаясь Его Словом, им следовало ещё больше желать этой благости. Верующим следует с благодарностью вспоминать благословения своего спасения, помня, сколько раз Бог отвечал на их молитвы (ср. Пс. 39:2; 115:1; 137:3; Иер. 33:3; Матф. 7:7; Иоан. 15:7; 1 Иоан. 5:14-15) и как часто Он являл в их жизни доброту и милость (ср. Пс. 16:7; 25:3; 35:8; 102:11; 105:1; 116:2; 117:29; 137:2; Пл. Иер. 3:22-23; Лук. 1:50; Гал. 6:16; Ефес. 2:4). Пророк Иеремия писал: «Обретены слова Твои, и я съел их. И было слово Твоё мне в радость и в веселье сердца моего, ибо имя Твоё наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер. 15:16).

Простая аналогия, сравнивающая новорождённого младенца, желающего молока матери, с верующим на любом уровне зрелости, страстно желающим познания Слова Божьего, завершает серию увещаний Петра, начатых в 1:13. Во-первых, как следствие спасения, отношение христиан к Богу должно выражаться в стремлении к святости (1:13-21). Во-вторых, верующие должны с любовью относиться к братьям и сёстрам во Христе (1:22-25). И, наконец, верующие должны постоянно желать Слова, дающего ответы на все их нужды (2:1-3). И все должны сказать вместе с псалмопевцем: «Слово Твоё весьма чисто, и раб Твой возлюбил его. Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю. Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина» (Пс. 118:140142).