15. Страдающий Иисус (2:216-25)

Потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его». Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судье праведному. Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для праведности: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие, не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (2:216-25)

Если бы кто-то провёл опрос людей на Западе на предмет того, Кем был Иисус, ответы, несомненно, включали бы следующие истины: Он был рождественским Младенцем в вифлеемских яслях (Лук. 2:15-16); Юношей из плотницкой мастерской в Назарете, Который однажды привёл в замешательство религиозных вождей в Иерусалиме (Лук. 2:45-47); кротким и любящим Учителем (Матф. 5:1-12); сострадательным и могущественным Целителем, Который лечил больных (Матф. 8:14-17) и воскрешал мёртвых (Иоан. 11:1-44); смелым и проницательным Проповедником, Который не оставлял равнодушными целые толпы людей, когда объяснял волю Божью (Матф. 7:28-29); и совершенным примером и образцом Человека (Лук. 2:52; ср. Матф. 4:1-11; Фил. 2:7; Евр. 4:15).

Каждый из вышеупомянутых образов Иисуса Христа в какой-то степени достоверен и поучителен. Но можно воспринимать все эти образы и, тем не менее, упустить из виду самое важное в Его жизни и служении. Один же образ Сына Божьего по значимости превосходит все остальные и является главным в цели Его воплощения. Это образ Иисуса как страдающего Раба и распятого Спасителя. На кресте Иисус яснее всего проявил Свою божественную и человеческую природу, и завершил Свой труд искупления. Причина, почему Он пришёл в этот мир, — искупление людей от греха. Апостол Павел обобщил крайнюю важность Его смерти и воскресения так: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2).

Этот заключительный раздел 2-й главы Первого послания Петра представляет страдающего Мессию и открывает три аспекта Его страданий: для верующих Он был совершенным образцом страданий, их совершенной заместительной жертвой в страданиях, и благодаря страданиям Он стал их совершенным Пастырем.

Совершенный образец страданий для верующих

Потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его». Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судье праведному (2:216-23)

Как обсуждалось в предыдущей главе, христиане призваны к гонениям и страданиям, будь-то на рабочем месте или в какой-либо другой области жизни (2:20-21а). В любых страданиях они должны взирать на Христа как на образец, как на пример для себя. Для Него путь к славе был путём страданий (Лук. 24:25-26), и это остаётся примером и для Его последователей.

Слова Петра «потому что и Христос пострадал за нас» приводят на память картину Его искупительных страданий и реальной, заместительной смерти Христа со взятием на Себя греха (ср. обсуждение в следующем разделе этой главы). Страдания последователей Христа не могут сравниться с Его искупительными страданиями, как единственной Жертвы за грех. Но в Его страданиях есть характерные черты, которые являются примером для них, и верующие могут следовать им в своих собственных страданиях. Например, вопреки всякой справедливости и милосердию, Он был распят, как преступник (Ис. 53:12; Матф. 27:38), хотя не совершил никакого преступления (1:19;

ср. Ис. 53:9; Иоан. 8:46; 2 Кор. 5:21; Евр. 7:26), будучи совершенно безгрешным. Жизнь в этом мире всегда характеризовалась несправедливым отношением к верным Божьим людям (ср. 2 Тим. 3:12). Казнь Христа показывает, что можно быть абсолютно послушным Божьей воле и, тем не менее, претерпеть незаслуженные страдания. Поэтому отношение Христа к Своей смерти на кресте служит для верующих наилучшим примером того, как нужно реагировать на незаслуженные гонения и наказание (ср. Евр. 12:3-4).

Именно это хочет отметить Пётр, добавляя слова «оставив нам пример». Верующие никогда не будут страдать за своё спасение или спасение других. Но они будут страдать за Христа, и Его пример является для них образцом, помогающим реагировать так, чтобы угодить Богу. Слово хупограммон, переведённое как «пример», буквально означает «писать под» и указывает на шаблон, помещаемый под лист бумаги, чтобы скопировать рисунок оригинала. Так в древности дети, учившиеся писать, копировали буквы алфавита. Поэтому Христос является для верующих примером, или образцом, для подражания в жизни. Так поступая, они идут по Его следам. Слово ихнесин (следы) означает «пути» или «отпечатки» ног. У верующих, как и у Христа, путь жизни часто проходит по дорогам несправедливых страданий.

В свете переживаемых (1:6-7; 2:20; 3:14, 17; 4:12-19; 5:9) и предстоящих его читателям страданий Пётр хотел, чтобы они внимательно посмотрели на то, как Господь переносил страдания. Поскольку Христос, взойдя на крест, претерпел ни с чем несравнимые страдания, Пётр сосредоточивает внимание на этом событии, как на показательном примере. Апостол исследует реакцию Иисуса на сильнейшие мучения, используя пророческие слова 53-й главы книги пророка Исаии, описывающей страдания Мессии, самой важной во всём Ветхом Завете главы.

Сначала Пётр использует текст из Ис. 53:9, чтобы описать реакцию Христа на несправедливое обращение. Фраза «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» является близкой параллелью для слов пророка во второй части этого стиха: «Потому что [Он] не сделал греха и не было лжи в устах Его». Исаия использовал слово «грех» не в значении отдельного греховного поступка, а для обозначения любого греха, поскольку таковой является восстанием против Бога и Его закона. Пророк указал, что Страдающий Раб (грядущий Христос) никогда не нарушит Божий закон. Переводчики Септуагинты понимали это и для перевода данного термина вместо слова «грех» использовали слово «беззаконие». Пётр выбрал слово «грех», потому что под водительством Духа знал, что имел в виду Исаия.

Далее Апостол цитирует слова пророка, утверждающие безгрешность Христа. Пётр заявляет, что не было лести в устах Его. Сердце человека чаще всего и легче всего проявляет свою греховность через уста, о чём ясно сказано у Исаии, записавшего свои переживания: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5; ср. Матф. 15:18-19; Лук. 6:45; Иак. 1:26; 3:2-12). Уста Иисуса не могли произнести что-либо греховное, поскольку в Нём не было греха (Лук. 23:41; Иоан. 8:46; 1 Иоан. 3:5; 2 Кор. 5:21; Евр. 4:15; 7:26). Слово «лесть» является переводом греч. долос (см. объяснение этого слова в 2:1, в 8-й главе), которое здесь использовано в значении общего термина для описания греховной испорченности.

Затем Пётр описывает достойную подражания реакцию Христа на такие несправедливые истязания, говоря: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно». Он снова вторит пророчеству в Ис. 53:7, где сказано: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не открывал уст Своих». В те мучительные часы перед распятием Иисус терпел открытые, постоянно звучавшие из уст преследователей провокационные обвинения (Матф. 26:57-68; 27:11-14, 26-31; Иоан. 18:28-19:11). Своими резкими насмешками и физическими пытками они пытались сломить Его, но не смогли (Марк. 14:65; Лук. 22:63-65). Христос не гневался на Своих обвинителей и не мстил им (Матф. 26:64; Иоан. 18:34-37).

Фразой «будучи злословим» переведено причастие настоящего времени лойдороуменос, которое означает «снова и снова использовать оскорбительные, грязные слова против кого-либо» или «осыпать кого-либо бранью». Оно передаёт крайне грубые словесные оскорбления, которые могли быть хуже физических нападок. Но Иисус кротко и терпеливо принимал все эти словесные выпады, направленные против Него (Матф. 26:59-63; 27:12-14; Лук. 23:610), и не отвечал тем же Своим мучителям. То, что Он не злословил взаимно, ещё поразительнее, если принять во внимание справедливые, праведные, могущественные, законные угрозы, которые Он мог произнести в ответ (ср. Матф. 26:53). Как полновластный, всеведущий Божий Сын, а также Творец и Вседержитель Вселенной, Иисус одним словом Своих уст мог бросить Своих жестоких, неверующих врагов в вечный ад (ср. Лук. 12:5; Евр. 10:29-31). Впоследствии те, кто не покаялись и не поверили в Него, были брошены в ад; но в тот момент Он переносил всё, не воздавая взаимно — чтобы показать пример верующим. Страдая, Иисус не угрожал; вместо того чтобы отвечать угрозами на повторяющиеся, несправедливые оскорбления, Он терпел страдания и даже просил Отца простить оскорблявших Его (Лук. 23:34).

Силу для такой удивительной реакции Иисус черпал в абсолютном доверии высшим целям Своего Отца, зная, что Отец от Его имени поступит справедливо в отношении отвергающих Его. Он предавал то Судье праведному. Глагол «предавал» (паредидоу) означает «вверять» или «вручать». Он стоит в прошедшем времени, несовершенном виде, указывая на повторявшееся в прошлом действие. С каждой новой волной оскорблений Иисус постоянно «вверял Себя» Богу, зная, что Бог сохранит Его. Лука описывает, что такой подход Он использовал до самого конца: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: „Отче! В руки Твои предаю дух Мой“. И, сказав это, испустил дух» (Лук. 23:46). Спокойное, решительное принятие Иисусом страданий поддерживала непоколебимая вера во всецело праведный план Того, Кто назван праведным Судьёй (ср. Иоан. 4:34; 15:10; 17:25). Иисус знал, что Бог в Своей совершенной, святой справедливости оправдает Его. Алан Стиббс отмечает:

В уникальном примере страстей нашего Господа, — когда Безгрешный страдал, как наихудший из грешников, и понёс исключительное наказание за грех, — есть двойной смысл, в котором Он, вероятно, признал Бога праведным Судьёй. С одной стороны, поскольку Он добровольно и в исполнение Божьей воли занял место грешника, Он не противился тому, что должен был претерпеть. Наоборот, Он признавал, что таким было наказание, справедливо причитающееся за грех. Поэтому Он предал Себя на наказание. Иисус признавал, что праведный Бог, допуская, чтобы на Него пал такой позор, страдание и проклятие, судил праведно. С другой стороны, Иисус, будучи безгрешным, также верил, что в своё время Бог как праведный Судья оправдает Его как невиновного, воскресит Его из мёртвых и наградит за то, что Он добровольно перенёс ради других, дав Ему право спасать их от наказания за проступки (The Tyndale New TestamentCommentaries, The First Epistle of Peter [Grand Rapids: Eerdmans, 1971], 119).

Для верующих Иисус — совершенный пример в страданиях за праведность, показывая им пример доверия Богу как праведному Судье (ср. Иов. 36:3; Пс. 10:7; 30:2; 97:9; 118:172; Иер. 9:24). Хотя святые и небезгрешны, они праведны во Христе и имеют обещание Божьего оправдания. Наверняка, именно такая надежда побуждала Стефана устремлять свой взор на вознесённого Христа и просить Бога простить его убийц (Деян. 7:54-60). Павел пишет:

Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:17-18; ср. Иак. 1:2-4; 1 Пет. 1:6-7; Рим. 8:18; 2 Тим. 2:12; Евр. 2:10).

Апостол утверждает, что неприятные, но относительно лёгкие страдания, переносимые верующими в этой жизни, приведут к неизмеримо большей славе (букв. «большому весу славы») в жизни грядущей.

Совершенная заместительная жертва за верующих в страданиях

Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для праведности: ранами Его вы исцелились (2:24)

Здесь Пётр переходит к основной реальности в страданиях Господа — Его заместительной смерти (Марк. 10:45; Рим. 5:8; Ефес. 5:2; ср. Евр. 2:17). Леон Моррис отмечает:

Искупление по сути своей является заместительным, поскольку означает, что Христос заплатил цену, которую мы не могли заплатить. Он внёс её вместо нас, и мы теперь имеем свободу. Оправдание подтверждает наше спасение с юридической точки зрения, ведь согласно Новому Завету Христос взял на Себя нашу задолженность, взял её вместо нас. Примирение означает объединение людей в одно целое путём устранения причин для вражды. В этом случае такой причиной является грех, и Христос удалил её. Мы не могли справиться с грехом. Он смог и сделал это таким образом, чтобы засчитать совершённое нам. Умилостивление указывает нам на снятие божественного гнева, так как Христос понёс гнев вместо нас. Наш грех навлёк гнев, а Он взял его на Себя… Нужно было заплатить цену? Он заплатил её. Нужно было одержать победу? Он одержал её. Нужно было предстать перед судом? Он предстал (The Cross in the New Testament[GrandRapids: Eerdmans, 1965], 405).

Павел, как и Пётр, отметил крайнюю важность заместительного искупления, совершённого Иисусом Христом. В Послании к Галатам он писал: «Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием, ибо написано: ״Проклят всякий, висящий на древе“» (Гал. 3:13; ср. 1 Пет. 3:18; 2 Кор. 5:21). Значимость заместительной жертвы Христа переоценить невозможно:

Говоря прямо и откровенно, если Христос не является моей заместительной Жертвой, я всё ещё занимаю место осуждённого грешника. Если моя вина и грехи не вменены Ему, если Он не возложил их на Себя, то они непременно остаются со мной. Если Он не решил проблему моих грехов, то я должен нести их пагубные последствия. Если моё наказание не было понесено Им, то оно всё ещё нависает надо мной (Morris, 410).

Пётр объясняет жертву Иисуса Христа за верующих дополнительными ссылками на знакомое описание смерти Мессии пророком Исаией (Ис. 53:4-5, 11). Местоимения «Он Сам» (хос… аутос) являются усиленной персонализацией, делая акцент на то, что Сын Божий добровольно, без принуждения (Иоан. 10:15, 17-18) умер как единственная достаточная жертва за грехи всех, кто когда-либо уверует (ср. Иоан. 1:29; 3:16; 1 Тим. 2:5-6; 4:10; Евр. 2:9, 17). Само имя «Иисус» означало, что Он «спасёт людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21). Словом «вознёс» переведено греч. анаферо, которое здесь означает «нести огромный, тяжёлый груз греха». Этот груз греха настолько тяжёл, что в Рим. 8:22 сказано, что «всё творение вместе стенает и мучится» под ним. Только Иисус мог снять такой огромный груз с избранных (ср. Евр. 9:28).

Любой, кто, как Пётр, понимал еврейское Писание и участвовал в храмовых жертвоприношениях, был знаком с понятием о заместительной смерти и, таким образом, понимал роль Христа как совершенной и окончательной жертвы за грех.

То, что Иисус вознёс грехи верующих, означает, что Он претерпел наказание за все грехи всех людей, которые когда-либо получат прощение. Понеся Божий гнев за грех, Христос претерпел не только смерть на кресте (Иоан. 19:30-37), но и намного более ужасающее временное отделение от Отца (Матф. 27:46). Христос взял на Себя всё наказание за грехи святых, таким образом удовлетворив божественную справедливость и дав Богу возможность прощать тех, кто кается и верит (Рим. 3:24-26; 4:3-8; 5:9; 1 Фес. 1:10). Местоимение «наши» объясняет это конкретное действие, фактическое искупление всех, кто когда-либо уверует. Смерть Христа имеет силу только по отношению к грехам тех, кто верует, кто избран Богом (ср. Матф. 1:21; 20:28; 26:28; Иоан. 10:11, 14-18, 24-29; Откр. 5:9, см. также обсуждение темы избрания в 1-й главе).

Когда Христос умер, Он умер, дабы верующие, избавившись от (или «умерши для») грехов, жили для праведности. Так Пётр описывает то, о чём в Рим. 6:3-11 говорит Павел:

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, чтобы нам не быть уже рабами греха; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает — смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Союз с Христом в Его смерти и воскресении меняет не только положение верующих перед Богом (Который объявляет их праведными, поскольку их грехи были искуплены и сняты с них), но и их природу — они не только оправданы, но и освящены, и преображены из грешников в святых (Иак. 1:18; 2 Кор. 5:17; Тит. 3:5).

Греческое слово апогеноменой (избавившись), встречающееся в Новом Завете только здесь, означает «быть в стороне, удалиться, отсутствовать или перестать существовать». Христос умер за верующих, чтобы избавить их от наказания за грех и возможности быть когда-либо осуждёнными грехом. Перечень их грехов, обвинительный приговор, осуждавший и приговоривший их к аду, Христос «пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:12-14). Иисус полностью оплатил их долг перед Богом. В этом смысле все христиане свободны от наказания за грех. Они также избавились от его господствующей власти и получили способность жить для праведности (ср. Рим. 6:16-22).

Пётр описывает эту смерть для греха и жизнь для праведности как исцеление: «Ранами Его вы исцелились». Эти слова тоже взяты у ветхозаветного пророка (Ис. 53:5). И Исаия, и Пётр имели в виду раны Иисуса, которые были частью процесса казни. Слово «раны» — это общее название, синоним всех страданий, которые привели к Его смерти. И исцеление здесь духовное, а не физическое. Ни Исаия, ни Пётр в этих ссылках на страдания Христа не рассматривали физическое исцеление как итог. Физическое исцеление для всех верующих действительно является итогом искупительной жертвы Христы, но это исцеление ожидает своего осуществления в будущем, в совершенстве небес. Во славе воскресения верующие не будут знать ни болезней, ни боли, ни страданий, ни смерти (Откр. 21:1-4; 22:1-3).

В размышлении над этим объяснением следует признать, что всё выглядит так, будто Матфей связывает служение исцеления, совершавшееся Иисусом, с пророчеством Исаии:

Когда же настал вечер, к [Иисусу] привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется сказанное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни»

(Матф. 8:16-17).

Некоторые, используя эти стихи, говорят, что христиане теперь могут требовать физического исцеления в искуплении. Однако более правильное понимание слов Матфея (8:16-17) показывает, что Иисус исцелял людей, чтобы показать физическое исцеление, которое будет принадлежать всем верующим в будущей славе.

Невозможно навсегда устранить болезни и смерть, не уничтожив навсегда грех. Поэтому главной целью Иисуса была победа над грехом. Совершив искупление, Он нанёс удар греху, смерти и болезням; однако все три по-прежнему с нами. Когда Иисус умер на кресте, Он сокрушил сатану в голову и разрушил власть греха, и человек, который верит в искупительное дело Христа, немедленно освобождается от наказания за грех, а однажды будет освобождён и от самого присутствия греха и его последствий. Окончательное исполнение искупительного дела Христа для верующих всё ещё в будущем (ср. Рим. 8:22-25; 13:11). Христос умер за грехи людей, но христиане всё ещё впадают в грех; Он победил смерть, но Его последователи всё ещё умирают; Он поборол боль и болезни, но Его народ всё ещё страдает и болеет. Искупление Христа включает в себя физическое исцеление точно так, как оно полностью освобождает от греха и смерти; но мы всё ещё ждём исполнения этого в тот день, когда Господь положит конец страданиям, греху и смерти.

Те, кто утверждает, что христиане никогда не должны болеть, потому что исцеление является частью искупления, должны также утверждать, что христиане никогда не должны умирать, потому что Иисус также победил смерть. Главная мысль Евангелия — это освобождение от греха. Это добрая весть о прощении, а не о здоровье. Христос сделался грехом, а не болезнью, и умер на кресте за наши грехи, а не за наши болезни. Пётр ясно говорит, что раны Христа исцеляют нас от греха, а не от болезней. «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для праведности» (1 Пет. 2:24) (Джон Ф. Мак-Артур, «Толкование книг Нового Завета: Евангелие от Матфея, 8-15» [Славянское Евангельское Общество, 2007], стр. 27).

Если бы физическое исцеление в искуплении исполнилось сейчас, то никто из верующих не болел бы и не умирал. Но очевидно, что верующие и болеют, и умирают. Заместительная жертва Господа за верующих сейчас исцеляет их души, а в будущем исцелит и их тела.

Совершенный Пастырь верующих благодаря страданиям

Ибо вы были, как овцы блуждающие, не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (2:25)

Завершая этот раздел, Пётр ещё раз ссылается на 53-ю главу книги пророка Исаии: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (ст. 6). Если бы Бог не решил возложить грехи всех верующих на Иисуса, не было бы Пастыря, чтобы собрать Божье стадо в загон.

Фраза «были, как овцы блуждающие» по аналогии с этими животными описывает неуправляемое, бесцельное, опасное и беспомощное блуждание погибших грешников, о которых Иисус сказал, что они «как овцы, не имеющие пастыря» (Матф. 9:36). Глагол епестрафете, переведённый как «возвратились», имеет оттенок покаяния, поворота от греха к Иисусу Христу. Читатели Петра поверили в заместительную смерть Христа и обратились к Нему за спасением. Подобно блудному сыну в Лук. 15:11-32, они отвернулись от невзгод своей прежней греховной жизни (ср. Ефес. 2:1-7; 4:17-24; Кол. 3:1-7; 1 Фес. 1:2-10) и получили новую жизнь во Христе (ср. Ефес. 5:15-21; Кол. 3:8-17; 1 Фес. 2:13-14). Все спасённые получают совершенную заботу, попечение и защиту Пастыря и Блюстителя их душ.

Аналогия Бога с пастырем — знакомая и содержащая много ценных истин тема в Писании (ср. 5:4; Пс. 22:1; Иез. 34:23-24; 37:24). Иисус заявил о Себе как о Боге, взяв божественный титул и назвав Себя «Пастырем добрым» (Иоан. 10:11, 14). Титул «Пастырь» весьма уместен для Спасителя, поскольку показывает Его как Того, Кто питает, ведёт, защищает и лечит Свою паству. А аналогия с овцами уместна для верующих, поскольку овцы — глупые, легковерные (овцы, называемые в наше время «овцами-провокаторами», ведут всё стадо на убой), грязные (ланолин, накапливающийся в шерсти овец, собирает всякую грязь) и беззащитные (не имеющие естественной способности защищаться) животные. (Обсуждение пастушества см. в 23-й главе этого толкования).

Термин «Блюститель» (епископос) служит синонимом, описывая заботу Иисуса о Своих овцах. Обычно это слово переводится как «епископ» или «надзиратель» и вместе со словом «Пастырь» описывает обязанности пастора или пресвитера (ср. 1 Тим. 3:1-7; Тит. 1:5-9). Позже в этом Послании Пётр использует однокоренные слова, когда увещает пресвитеров: «Пасите Божье стадо, … надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно» (5:2). Благодаря Своей смерти за Своих овец и Своему воскресению Господь стал Пастырем и Блюстителем их вечных душ. В страданиях Он стал их примером, заместительной жертвой и Пастырем.