Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — 2-Тимофею
Джон МакАртур
Дата публикации: 26.03.17 Просмотров: 3145 Все тексты автора Джон МакАртур
Введение
Авторство
Некоторые критики подвергают сомнению авторство Павла во Втором Послании к Тимофею. Они аргументируют это тем, что в таком личном письме Павел не стал бы акцентировать внимание на своём апостольстве, в котором Тимофей никогда не сомневался. Но в этом Послании Апостол Павел касается многих истин, которые Тимофей уже знал и в которые твёрдо верил. Он утверждает своё апостольство письменно для того, чтобы укрепить и ободрить своего подавленного и порой несмелого молодого друга, а также укрепить авторитет Тимофея как служителя и учителя.
Это Послание называют последней волей, завещанием Павла, который знал, что время его отшествия близко (4:6) и что его земная жизнь и служение скоро закончатся.
Обстоятельства написания
Несколькими годами раньше (в 64 г. по Р.Х.) Нерон приказал поджечь Рим. Город неистово полыхал шесть дней и ночей: сгорели не только деревянные лачуги бедняков, но и каменные особняки богачей, громадные общественные здания, величественные языческие храмы и святыни. Римский историк Тацит писал: «Но все человеческие усилия, все щедрые подарки императора и все искупительные жертвы богам не развеяли страшного подозрения, что поджог был осуществлен по приказу Нерона. Следовательно, чтобы избавиться от слухов, Нерон свалил вину и причинил больше всего страданий людям, которых в народе называли христианами».
Во время своего первого пребывания в узах в Риме Павел находился под домашним арестом. В этом состоянии он, очевидно, мог свободно принимать посетителей, проповедовать и учить (Деян. 28:30–31). Но к моменту написания Второго Послания, спустя каких-то пять или шесть лет (в 66 г. по Р.Х.), он находился в узах (2 Тим. 1:16), в римской тюрьме, где с ним обходились как со злодеем (2:9), где было мало света, чтобы читать или писать, и содержался в антисанитарных условиях, надеясь на облегчение только в смерти. Тогда как во время своего первого заключения Павел содержался в сравнительно комфортных условиях и ему была предоставлена некоторая свобода, сейчас его держали в сыром и, возможно, переполненном подземелье. Удивительно, что вдобавок к тому, что он свидетельствовал находящимся рядом заключённым, он ещё умудрялся писать письма.
Однако хуже этого было то, что его оставили все Асийские (1:15; 4:16), кроме Онисифора (1:16), и только Лука был с ним (4:10). Апостол охотно прощает тех, кто его оставил, говоря: «Да не вменится им!» (4:16). Но их трусливая неблагодарность, должно быть, причинила ему сильную боль и принесла разочарование. Как и его Господь, он был покинут теми, кому служил и кого любил больше всего. Многих из них он привёл к Господу и воспитывал их не только как Апостол, но как духовный отец и друг.
Церковь в Ефесе ещё глубже погрязла в ложном учении и нечестивом поведении. Руководство церкви, включая до некоторой степени Тимофея, было даже слабее и бесполезнее, чем тогда, когда было написано Первое Послание к Тимофею. Ересь, отступничество и даже преследования стали ещё более разрушительными.
Такое положение, а также тот факт, что его покинуло большинство друзей, заставило Павла тосковать о встрече с Тимофеем особенно остро, и он дважды умоляет его «постараться прийти» и увидеться с ним скоро (2 Тим. 4:9, 21).
Главная идея послания
Павел передавал эстафету служения своему сыну по вере и убеждал его укрепляться и возрастать в верности (2:1). Он также понимал, что, несмотря на здравое понимание учения и личное благочестие, Тимофей был склонен к колебаниям. Поэтому Павел напоминает ему, что «дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия», и с любовью повелевает «[не стыдиться] свидетельства Господа нашего», «[держаться] образца здравого учения, которое [он] слышал от [Павла], с верою и любовью во Христе Иисусе», «[хранить] добрый залог Духом Святым, живущим в нас», «[стараться] представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины», «юношеских похотей [убегать], а [держаться] правды, веры, любви, мира» и уклоняться «от глупых и невежественных состязаний», а не увлекаться ими (2 Тим. 1:7–8, 13–14; 2:15, 22–23).
Павел хотел, чтобы Тимофей вполне понимал, что он (как и сам Апостол) находится во власти Бога, как служитель Иисуса Христа (1 Кор. 9:16). Его последние слова к Тимофею включают в себя мало похвал, но много увещеваний, в том числе более двадцати пяти настоятельных повелений – несколько из них цитировались выше. Девять повелений – в 4-й главе, самой личностной части Послания. Павел хотел, чтобы Тимофей понимал, что это не просто советы любящего друга и наставника, а богодухновенные заповеди Апостола Господа Иисуса Христа.
В более широком смысле, это Послание – призыв к каждому верующему черпать силы и стремиться к верности в духовном служении.