2 глава

2:1 не бездейственный Служение Павла среди Фессалоникийцев было настолько плодотворным, что основанная им церковь росла и процветала даже после его убытия (ср. 1:5‑8).

2:2 поруганы в Филиппах Перед приходом в Фессалонику Павел и Сила претерпели большие лишения в Филиппах (ср. Деян. 16:19‑24, 37). Они перенесли побои (Деян. 16:22, 23) и заточение в темницу (Деян. 16:24). Против них выдвинули лживые обвинения (Деян. 16:20, 21) и незаконно наказали, не смотря на римское гражданство (Деян. 16:37). великим подвигом Как и в Филиппах, соратников Павла ложно обвинили в выступлениях против Кесаря в Фессалонике (Деян. 17:7) и пытались применить к ним насилие (Деян. 17:5, 6).

2:3 заблуждения… нечистых побуждений… лукавства Павел употребил три совершенно разных слова, подтверждая истинность своего служения, и каждое подчеркивает противоположность того, что было свойственно лжеучителям. Во‑первых, он утверждает, что его «учение» не содержит никакого лукавства. Его «образ жизни» чист, свободен от похоти. Его служение истинно, без заблуждения (См. пояснение к 2Кор. 4:2).

2:4 Бог удостоил Возможно, в церковь приходили лжеучителя, чтобы дискредитировать служение Павла. По этой причине он подчеркивает в ст. 12 свое предназначение свыше, избрание и свою преданность Господу. Ср. Деян. 9:15; 16:9, 10.

2:5, 6 слов ласкательства Павел приводит три подтверждения чистоты мотивов своего служения: 1) он не стремится быть сладкоречивым говоруном, старающимся произвести благоприятное впечатление на слушателей ради эгоистичной выгоды; 2) он не делал вид, что беден и трудится день и ночь (ср. ст. 9) для того, чтобы разбогатеть в служении за их счет; 3) он использовал свое апостольское положение не для личной славы, а лишь для славы Божьей (ср. 1Кор. 10:31).

2:7 Апостолы Христовы Множественное число используется для того, чтобы к 12‑ти был причислен и Павел, для подтверждения его уникальных полномочий. Силуан и Тимофей были «апостолами (посланниками) церкви» (ср. Рим. 16:7; Флп. 2:15).

2:7, 8 тихи… как кормилица Возможно, Павел имел в виду сравнение себя с Моисеем как кормилицей Израиля (ср. Чис. 11:12). Так он выражает свою нежность к Коринфянам (ср. 2Кор. 12:14, 15) и к Галатам (ср. Гал. 4:19). Павел относится к фессалоникийцам с нежностью матери, готовой пожертвовать жизнью ради своего ребенка —так и Христос готов был отдать Свою жизнь за тех, кто родятся вновь, чтобы стать членами семьи Божьей (ср. Мф. 20:28).

2:9 ночью и днем работая Павел объяснил это в 2Фес. 3:7‑9. Он не просил денег у фессалоникийцев, а предпочитал жить на заработанное или на то, что присылали филиппийцы (Флп. 4:16), чтобы не поставить под сомнение свои побуждения и не уподобиться лжеучителям, которые всегда были алчны к деньгам (ср. 1Пет. 5:2). благовестие Божие Ср. Рим. 1:1. Благая весть от Бога, которую проповедовал Павел, включала три следующие истины: 1) сила и истинность Писания (ст. 13); 2) Божья природа Христа (Рим. 10:9); 3) греховность человечества (Рим. 3:23); 4) смерть и Воскресение Христовы (1Кор. 15:4, 5) и 5) спасение благодатью Божьей через веру человека (Еф. 2:8, 9). Павел дает краткое содержание Евангелия в 1Кор. 15:1‑5.

2:10 Свидетели вы По Ветхому Завету для установления истины требовалось два или три свидетеля (Чис. 35:30; Втор. 17:6; 19:15; 2Кор. 13:1). Здесь Павел призвал в свидетели фессалоникийцев и Бога подтвердить его непорочность в служении. Ср. 2Кор. 1:12.

2:12 просили… убеждали… умоляли Эти три слова отражают отеческое отношение Павла к Фессалоникийцам как к своим детям в вере (ср. 1Кор. 4:14, 15). в Свое Царство и славу Имеется в виду сфера вечного спасения (ср. Кол. 1:13, 14), достигающая кульминации в великолепии небес.

2:13 слово Божие Павлово благовестие от Бога сравнивается с Ветхим Заветом (Мк. 7:13). Этому же учили и Апостолы (Деян. 4:31; 6:2). Это же Петр проповедовал язычникам (Деян. 11:1). Это слово проповедовал Павел во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 13:5, 7, 44, 48, 49), равно как и второго (Деян. 16:32; 17:13; 18:11), и третьего (Деян. 19:10). Ср. Кол. 1:25. действует Работа Слова Божьего состоит из: спасения (Рим. 10:17; 1Пет. 1:23); учения и воспитания (2Тим. 3:16, 17); водительства (Пс. 118:105); совета (Пс. 118:24); возрождения (Пс. 118:154); восстановления (Пс. 18:8); предупреждения и награды (Пс. 18:12); подкрепления (1Пет. 2:2); суда (Евр. 4:12); освящения (Ин. 17:17); освобождения (Ин. 8:31, 32); обогащения (Кол. 3:16); охраны (Пс. 118:11); укрепления (Пс. 118:28); ниспослания мудрости (Пс. 118:17‑100); радости сердца (Пс. 18:9); и процветания (Нав. 1:8, 9). Все это резюмируется в Пс. 18:8‑10 (см. пояснения там же).

2:14 подражателями Фессалоникийцы были не только подражателями Павла и Господа (ср. 1:6), но также и церквей в Иудее в том смысле, что их тоже гнали за Христа (ср. Деян. 4:1‑4; 5:26; 8:1). Они выпили Христову чашу страданий (Мф. 26:39) и пошли путем пророков Ветхого Завета (Мф. 21:33‑46; Лк. 13:34).

2:15 которые убили и Господа Иисуса Нет сомнения в том, что иудеи виновны в смерти их Мессии, хотя казнь осуществили римляне. Именно иудеи выдвинули против Него обвинение и потребовали Его смерти (ср. Лк. 23:1‑24, 34‑38) – так они убивали и пророков (ср. Мф. 22:37; Мк. 5:1‑8; Деян. 7:51, 52).

2:15, 16 всем человекам противятся Если воля Божья заключается в том, чтобы все люди спаслись (1Тим. 2:4; 2Пет. 3:9), то воля иудеев была в том, чтобы никто не нашел спасения во Христе (ст. 16). Павел описал это стремление помешать проповеди Евангелия в 1Тим. 1:12‑17.

2:16 приближается на них гнев Божий гнев на иудеев (ср. 1:10; 5:9), которые творят грех с ненасытностью (ср. Мф. 23:32; Рим. 2:5), наполняя тем самым чашу гнева, можно понять со следующих точек зрения: 1) истории – Вавилонский плен (Иез. 8‑11), 2) пророчества – разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х., 3) эсхатологии – Второе Пришествие Христа для суда (Отк. 19) или 4) общей логики – в том смысле, что обетование о вечном гневе Божьем настолько определенно, что Апостол Иоанн о нем говорит, как о чем‑то свершившемся (ср. Ин. 3:18, 36). В данном случае речь идет о четвертом варианте.

2:17 быв разлучены Павел был насильно разлучен со своими духовными детьми (ср. Деян. 17:5‑9). Его родительским чувствам (ст. 7, 11) был нанесен тяжелый удар. Фессалоникийцы буквально осиротели после вынужденного расставания с Павлом.

2:18 воспрепятствовал нам сатана Сатана, что значит «враг», постоянно пытается разрушать Церковь, Которую Христос обещал созидать (ср. Мф. 16:18). Есть свидетельства его присутствия в церквах Иерусалима (Деян. 5:1‑10), Смирны (Отк. 2:9, 10), Пергама (Отк. 2:13), Фиатиры (Отк. 2:24), Филадельфии (Отк. 3:9), Ефеса (1Тим. 3:6, 7) и Коринфа (2Кор. 2:1‑11). Он противодействовал Павлу так, как на войне препятствуют наступлению на врага. Возможно, речь здесь идет об удостоверении Иасона (Деян. 17:9), если оно заключалось в том, что Павел не вернется в Фессалонику.

2:19 венец похвалы Библия сравнивает вечную жизнь с венком, возлагавшимся на победителя состязаний. О нем говорится как о: 1) нетленном венце, который отмечает победу спасения над тлением (1Кор. 9:25); 2) праведном венце, который отмечает победу спасения над неправедностью (2Тим. 4:8); 3) неувядаемом венце славы, который отмечает победу спасения над скверной (1Пет. 5:4); 4) венце жизни, который отмечает победу спасения над смертью (Иак. 1:12; Отк. 2:10) и здесь 5) венце вознесения, который отмечает победу спасения преследуемых верующих над сатаной и людьми. в пришествие Его «Пришествие» или «parousia» букв. означает «присутствовать». Это можно понимать как: 1) фактическое присутствие Христа (Флп. 2:2), 2) момент Его прихода (1Кор. 16:17) или 3) ожидаемый приход (2Кор. 7:6). В отношении Христа и будущего это может означать: 1) Пришествие Христа при Восхищении (4:15) или 2) Пришествие Христа перед Его Тысячелетним Царствованием (Мф. 24:37; Отк. 19:11–20:6). В 1‑м Фессалоникийцам Павел прямо говорит о Пришествии Христа 4 раза (см. также 3:13; 4:15; 5:23) и однажды косвенно (1:10). Из контекста видно, что Павел скорее всего имеет в виду Пришествие Христа для Восхищения церкви.