Библиотека soteria.ru
Комментарии новой Женевской Библии — Лука
Сборник
Дата публикации: 31.03.17 Просмотров: 2934 Все тексты автора Сборник
10 глава
10:1 избрал… семьдесят учеников. По некоторым древним кодексам – семьдесят два. Это расхождение восходит к различию между древнееврейским и греческим текстами Быт., гл. 10: в первом названо семьдесят населяющих землю народов, а во втором – семьдесят два. Об избрании Иисусом семидесяти учеников сообщает только Лука.
послал их по два. Двенадцать апостолов Иисус посылал в путь также по двое (Мк. 6,7). Ср. Втор. 17,6.
пред лицем Своим… куда Сам хотел идти. Эти ученики должны были стать предтечами Христа, т.е. они не несли Царство Божие, а только возвещали о его приближении (ст. 9).
никого на дороге не приветствуйте. Иными словами: «не вступайте в дискуссии о предмете вашего посланничества, только возвещайте его».
10:11 прах… отрясаем вам. См. ком. к Мф. 10,14.
10:12 Содому… будет отраднее. См. Быт. 19,24.25.
в день оный. В день Страшного суда.
10:13 Хоразин… Вифсаида! Города, жители которых не приняли учения Христа.
10:14 Тиру и Сидону. Тир – финикийский город на побережье Средиземного моря (см. Ис, гл. 23). Сидон – крупнейший финикийский (позднее ханаанский) город (см. Мф. 15,21; Мк. 7,24).
10:15 Капернаум. Город, ставший свидетелем многих чудесных деяний Христа, но, тем не менее, отвергший Его.
10:17 и бесы повинуются нам о имени Твоем. Букв.: «и демоны подчиняются нам в имени Твоем». Ученики были облечены силой и властью Христа, и этой властью, исходящей от Самого Бога, изгоняли демонов (см. ст. 19).
10:18 Я видел сатану, спадшего с неба. Христос мог иметь в виду как доисторические (грехопадение ангелов), так и современные ученикам события: сила Христа, действующая через учеников, низвергла сатану, поскольку явилась свидетельством того, что Царство Божие «достигло» людей и утверждает себя в силе.
10:19 даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию. Поскольку змеи и скорпионы упоминаются в контексте со словами «на всю силу вражию», их следует понимать как образное обозначение демонов.
10:21 младенцам. См. 9,48 и ком.
10:22 См. Ин. 6,44; 14,6.
10:28 так поступай, и будешь жить. См. Лев. 18,5.
10:30-37 Притчу о добром самарянине можно рассматривать в двух аспектах. Прежде всего, Иисус говорит, что человек, подобно самарянину, должен помогать другим людям в их нуждах (ст. 37). Но притчу эту можно трактовать и в свете неприятия Иисуса. Религиозные вожди отвергли попавшего в беду человека. Единственный, кто помог ему, – самарянин, сам «отверженный» в глазах иудеев. Иисус подобен доброму самарянину. Отвергаемый вождями Израиля, Он стремится помочь погибающим людям. Идея притчи перекликается со словами, сказанными Иисусом Симону фарисею (7,44-50).
10:34 возливая масло и вино. В Библии масло символизирует любовь, а вино – откровение Слова Божия.
10:36 Человека, спросившего Его: «Кто мой ближний?», Иисус ставит перед вопросом: «Кому сам я являюсь ближним?»
10:38 в одно селение. Имеется в виду Вифания, находившаяся приблизительно в трех километрах от Иерусалима (Ин. 11,1).
10:41 Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. Эти слова Иисуса перекликаются с его ответом фарисеям, которые пытались «уловить Его»: «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22,21). См. также 12,33.
10:42 одно только нужно. См. ком. к ст. 41.