Библиотека soteria.ru
Комментарии новой Женевской Библии — Лука
Сборник
Дата публикации: 31.03.17 Просмотров: 2934 Все тексты автора Сборник
11 глава
11:2-4 Приводимый Лукою текст молитвы несколько отличается от того, который содержится в Мф. 6,9-13. Это естественно, поскольку, во-первых, Иисус предлагает ученикам лишь образец, руководство к молитве («когда молитесь, говорите так…»), а не некий канонический, должный оставаться неизменным текст; во-вторых, у Матфея Он учит молитве в проповеди, а у Луки – в ответ на конкретный вопрос одного из учеников.
11:2 Отче. Этим словом передано арамейское «авва», слово, которым обращались к своим отцам палестинские дети.
да святится имя Твое. Букв.: «пусть будет освящено имя Твое».
да приидет Царствие Твое. См. 17,20.21; статью «Молитва».
11:4 прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. См. Мф. 6,14.15; Мк. 11,25.26.
не введи нас в искушение. Бог не вводит в искушения, но оставляет за ними право на существование. Это прошение к Господу о помощи в минуты искушений (см. 1 Кор. 10,13).
11:13 если вы, будучи злы. Т.е. подвержены силам зла, греховны.
11:15 силою веельзевула, князя бесовского. Веельзевул – имя языческого божества (4 Цар. 1,2), которое израильтяне по созвучию воспринимали как «господин навоза», «господин мух» и применяли к предводителю сонма бесов. См. ком. к Мк. 3,22.
11:16 требовали от Него знамения с неба. И таковым явилось исцеление немого (ст. 14).
11:20 перстом Божиим. Как и в Исх. 8,19, это выражение означает, что нечто совершается Самим Богом. У Матфея (12,28) сказано: «Духом Божиим», что, однако, практически синонимично словам Иисуса у Луки.
то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иными словами, люди ощущают на себе воздействие силы Царства Божия.
11:21-22 Основная мысль та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти «князя мира сего».
11:24 возвращусь в дом мой. См. ком. к 9,41.
11:25 находит его выметенным. Т.е. свободным как от зла, так и от добра.
11:29 он ищет знамения. Такое требование могло исходить только от недостатка веры.
11:30 как Иона… так будет и Сын Человеческий. Знамением для жителей Ниневии явились три дня, проведенные Ионой во чреве кита; для израильтян же верным знамением станет воскресение Иисуса на третий день после смерти.
11:31 Царица южная. Т.е. царица Савская. Ее владения находились на территории современного Йемена.
11:32 Ниневитяне. Имеются в виду жители Ниневии, покаявшиеся в ответ на проповедь Ионы (Иона 3,6-10).
11:34 Светильник тела есть око. Не знамения, видимые телесными глазами, свидетельствуют о Христе, а свет Божественного откровения, исходящий от Иисуса. Чтобы увидеть этот свет, необходимо духовное видение – «если око твое будет чисто».
11:38 не умыл рук перед обедом. Речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.
11:39 внешность… очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Фарисеи тщательно следили за тем, чтобы не осквернить свое тело контактами с ритуально нечистыми предметами и людьми, зачастую забывая при этом о чистоте внутренней, духовной. Скрупулезное соблюдение предписаний относительно ритуальной чистоты отнюдь не предохраняет душу от осквернения злом и грехом.
11:41 Подавайте… из того, что у вас есть. Букв.: «…из того, что у вас внутри».
11:42 горе вам. См. ком. к 6,24.
даете десятину. Первоначально приношение десятины являлось изъявлением любви и благодарности Богу. Ко временам Иисуса десятина многими воспринималась формально.
11:43 любите председания в синагогах. Сидеть в синагоге лицом к собравшемуся там народу было очень почетно; такие места отводились особо видным членам общины.
11:44 как гробы скрытые. Прикосновение к месту погребения, согласно закону Моисея, оскверняло человека (Чис. 19,16), поэтому могилы у евреев всегда были четко отмечены. Незаметная, «скрытая» могила таила в себе угрозу нечаянного осквернения. Таким образом, Иисус открыто говорит фарисеям, что они сами – источник осквернения.
11:45 из законников. Законники, т.е. люди, сведущие в законе, были одновременно сведущи и в вопросах веры, поскольку закон был дан Израилю Самим Богом.
11:46 налагаете на людей бремена неудобоносимые. С самыми благими намерениями законники дополняли богоданные постановления все новыми и новыми предписаниями и обращали закон в тяжкое бремя для израильского народа.
11:49 премудрость Божия сказала. Следующие далее слова не являются цитатой из ВЗ или какого-либо другого известного текста: Иисус Сам является Премудростью.
11:51 от крови Авеля. Авель был первым человеком, принявшим смерть от руки ближнего (Быт. 4,8).
до крови Захарии. Захария – последний из пророков, об убийстве которого говорится в ВЗ (2 Пар. 24,21.22). См. ком. к Мф. 23,35.
11:52 взяли ключ разумения. Присвоили себе право толковать и изъяснять Закон Божий и Слово Божие.
берегитесь закваски фарисейской. В Писании «закваска» часто символизирует зло и грех.