Библиотека soteria.ru
Комментарии новой Женевской Библии — Лука
Сборник
Дата публикации: 31.03.17 Просмотров: 2934 Все тексты автора Сборник
6 глава
6:1 В субботу. См. ком. к Мк. 2,23.
6:4 взял хлебы предложения. См. 1 Цар. 21,3-6; а также ком. к Мк. 2,26.
6:5 Сын Человеческий есть господин и субботы. Суббота установлена Богом (Быт. 2,3; Исх. 20,8-11), и поэтому Иисус, Сын Божий и Господь, властен над ней. Говоря о своем господстве над субботой, Он утверждает, что Ему принадлежит Божественная власть указывать людям верное понимание закона.
6:9 что должно делать в субботу? Иисус не ставит Своих слушателей перед выбором: творить в субботу добро или бездействовать? Вместо этого Он предлагает им решать: творить в субботу добро или зло. Бездействие, т.е. неделание добра, Он уже рассматривает как зло.
6:12 пробыл всю ночь в молитве к Богу. Избранию Иисусом двенадцати апостолов предшествовала Его долгая и напряженная молитва.
6:13 которых и наименовал Апостолами. В переводе с греческого слово «апостол» означает «вестник», «посланный». См. ком. к Мк. 3,13.
6:14-16 Симона, которого и назвал Петром. До сих пор Лука называл этого человека Симоном, далее же практически везде он фигурирует как Петр. В списке двенадцати апостолов у Луки, как у Матфея и Марка, первым указан Петр, последним – Иуда Искариот. Варфоломей, по-видимому, тот же человек, что и Нафанаил (см. Ин. 1,45); одно и то же лицо Матфей и Левий, а Иуда Иаковлев – тот, кто у Марка назван Фаддеем (см. Мк. 3,18).
6:17 стал Он на ровном месте. Символический смысл этих слов связан с проповедью Иоанна Крестителя (см. 3,4-6).
6:19 весь народ искал прикасаться к Нему. Ср. Мк. 5,30 и ком.
6:20-49 Эта проповедь во многом напоминает Нагорную проповедь (Мф., гл. 5-7), и это обстоятельство заставляет многих видеть в данном отрывке лишь иной ее пересказ. Но в изложении Луки проповедь оказывается более краткой, кроме того, близкие параллели с Мф. 5-7 встречаются и в других местах рассматриваемого Евангелия. Вероятнее всего, Иисус мог просто в разных обстоятельствах повторять одни и те же истины перед разными людьми.
6:20 блаженны. Это слово означает нечто большее, нежели просто «счастливые», «оделенные судьбой»; блажен тот, кто угоден Богу.
нищие духом. Т.е. осознающие свою духовную нищету и стремящиеся ее восполнить Духом Святым. Во многих древних кодексах написано просто «нищие», что, по мнению некоторых экзегетов, указывает на нищету не только в духовном, но и в материальном аспекте. См. Мф. 19,20.
6:21 алчущие… насытитесь. Алчущие – физической ли, духовной ли пищи – будут насыщены Богом.
плачущие. Т.е. скорбящие о зле, присутствующем в этом мире.
6:22 когда возненавидят вас люди… за Сына Человеческого. Иисус благословляет этими словами не всякое страдание и не вообще всех, гонимых людьми: Он называет «блаженным» того, кто пострадает «за Сына Человеческого».
6:24-26 горе вам. Те, кто перечислен в этих стихах, противопоставляются последователям Христа.
6:31 В негативной форме, т.е.: «не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой», это, так называемое «золотое правило», формулировалось и до Иисуса, но именно Он впервые высказал его в виде положительного утверждения.
6:32-34 В этих стихах перечислены общепринятые нормы морали. Христос требует большего: «…если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5,20).
6:35 любите врагов ваших. Любить врага означает не только не воздавать ему злом за зло – тем самым умножая само зло как таковое, но платить ему любовью, т.к. «любовь от Бога» (1 Ин. 4,7) и, более того – «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8).
будете сынами Всевышнего. Т.е., проявляя к людям милость, подобную той, которую проявляет к нему Господь, верующий уподобляется Господу.
6:36 будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. У Матфея эти слова Христа выражены более категорично: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).
6:37-38 Иисус раскрывает неизменный принцип: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6,7).
6:39 У Матфея (15,14) эта притча имеет прямое отношение к фарисеям и их ученикам. У Луки же она связана со ст. 36 и, дополняя его, приближает к тому же значению, что и у Матфея (5,48): прежде чем вести за собой других, ученикам следует «прозреть» – усовершенствоваться (ст. 40) и уподобиться своему Учителю.
6:46 Что вы зовете Меня: Господи!., и не делаете того, что Я говорю? Ср. Иак. 2,14.