3 глава

3:1 Павел молится о том, чтобы его читатели-язычники исполнились присутствием Христовым и были способны уразуметь истины касательно любви и силы их Искупителя (ст. 14-21). Однако он прерывается и объясняет природу своего собственного служения и взгляд на единство во Христе иудеев и язычников.

узником. Павел находится в Риме под домашним арестом (Деян. 28,16.30).

3:3 о чем я и выше писал кратко. См. 1,9.10.

3:5 как ныне открыта. Т.е. в той степени, в какой уже открыта. Молчание ВЗ по поводу тайны, которую имеет в виду Павел – единство иудеев и язычников в Церкви (ст. 6), – было относительное, не полное. Яркий пример предчувствия ее – Ис. 19,25, где пророк предвидит день, когда Бог провозгласит: «благословен народ Мой – египтяне, и дело рук Моих – ассирияне, и наследие Мое – Израиль». Если бы идея единства и равенства иудеев и язычников совершенно отсутствовала в ВЗ, Павел не мог бы утверждать, как он то делает в гл. 4 Послания к Римлянам, что завет, заключенный с Авраамом, распространяется на всех, кто имел веру, подобную Авраамовой, в том числе на язычников. И перед лицом Агриппы он не мог бы утверждать, что возвещаемое им иудеям и язычникам – всего лишь то, что было обещано пророками и Моисеем (Деян. 26,22.23).

3:6 язычникам быть сонаследниками. Несмотря на отдельные прозрения ВЗ о единстве человеческого рода, только в свете принесенной Христом жертвы стал ясен замысел Божий: одним чудодейственным актом упразднить вражду между Собою и родом человеческим и уничтожить разделения, дробящие человечество (2,14-18). В Послании к Римлянам Павел размышлял о том, что Бог включил язычников в состав Своего народа искусственным путем: они были дикой ветвью, привитой (в отличие от естественной садоводческой практики) к садовой маслине (Рим. 11,11-24).

3:10 через Церковь. Т.е. через объединение иудеев и язычников в едином тел Христовом.

начальством и властям на небесах. Павел уже упоминал «князя, господствующего в воздухе» (2,2) и еще вернется к теме борьбы христиан против духовных врагов (6,10-17). В своем Послании к Колоссянам Павел доказывал, что Иисус есть Господь всего, в том числе и духовного мира; более того, что в Иисусе, и только в Нем одном, примирены небо и земля (Кол. 1,15-20; 2,8-23). Соответственно, теперь в примирении между иудеями и язычниками Павел видит знак для небесных сил. С точки зрения его культурных предпосылок, нет более глубокого разделения в человечестве, чем между иудеями и язычниками. Оказавшееся возможным их полное единство во Христе свидетельствует о глубине мудрости Божией (Ис. 55,8.9; 1 Кор. 2,6-10) и является доказательством даже для небесных сил, что Иисус действительно есть Господь вселенной (1,20-23).

3:14 преклоняю колени мои. Т.е. повинуюсь, смиряюсь.

3:15 всякое отечество. Иной перевод: «всякое отцовство».

3:16 во внутреннем человеке. Одно из наиболее ясных высказываний апостола Павла о действии Духа внутри человека (2 Кор. 5,17). Большая часть Послания к ефесянам обращена к групповому чувству верующих (1,10-14; 2,14-18.21.22; 3,6.10; 4,3-6.12-16.25; 4,32 – 5,2.19; 5,21 – 6,9). Но Христос обитает в сердце каждого отдельного человека. Христианство – не общинное исповедание, исключающее всякий индивидуальный опыт, но и не личное благочестие без общего, совместного видения. В подлинном христианстве наличествуют обе эти стороны.

3:18 укорененные и утвержденные в любви. Это, вероятно, относится к взаимной любви верующих друг к другу.

3:18 что широта и долгота, и глубина и высота. Такими пространственными понятиями Павел воссоздает образ всеобъемлющей и безграничной любви Христовой, наполняющей собой все.

3:21 слава. Сила исходит от Бога, слава воздается Ему.

в Церкви во Христе Иисусе. В этом послании Павел ярко освещает взаимные отношения тела и главы (1,22.23); примиренных и Примирителя (2,14-18; 4,3); невесты и жениха (5,22-33).