4 глава

4:1 поступать. Букв.: «ходить» (в смысле «жить»). Фактически «хождение» – главная тема гл. 4,5 послания. В них Павел раскрывает жизнь (или «хождение») в добр (в добрых делах, 2,10).

призваны. Павел говорил о надежде, к которой призваны верующие (1,18; 4,4); здесь же он сосредотачивается на той жизни, к какой они также призваны (1,4.12.14; 2,10.22;3,10).

4:7 Каждому же из нас. Все христиане имеют общий дар благодати: спасение через веру (2,5.8). Каждому христианину дается свой особый благодатный дар на пользу Церкви (о собственном даре Павел упоминает в 3,2.8). Единство Церкви нигде не проявляется столь явно, как в этой органичной взаимозависимости членов тела Христова.

4:8 Псалом 67 воспевает торжественное шествие Бога с горы Синай на гору Сион и последующее воцарение Его в храме. Павел видит в этом псалме предызображение победного восшествия Христа на небеса.

восшед… пленил плен. Т.е. духовные силы зла, которые Он поразил и обезоружил на Кресте (Кол. 2,15 и ком.).

4:9 Призывая верующих к усвоению образа жизни Христа, Павел напоминает, что Христос достиг Своего теперешнего высокого положения через уничижение (Он воплотился и сошел «в преисподние места земли», Флп. 2,1-11).

4:11 одних апостолами. Формально апостолами называли двенадцать учеников, которые были с Иисусом и засвидетельствовали Его воскресение (или опытно пережили особое откровение воскресшего Господа) и кому Сам Иисус поручил положить основание Церкви и пронести откровение (Деян. 1,21.22; 1 Кор. 15,1-9). Это слово употреблялось и в более широком смысле, обозначая людей, посланных в качестве представителей отдельных общин (2 Кор. 8,23; Флп. 2,25).

других пророками. Пророки – проводники непосредственного, особого откровения Божиего в ранней Церкви. Они занимались проповедью, наставлением, утешением, увещеванием и поучением (Деян. 15,32; 21,9-11; 1 Кор. 12,10; 13,2.8). Поскольку их учение положило основание Церкви (2,20), служение апостолов и новозаветных пророков представляются неповторимыми.

иных Евангелистами. Т.е. благовестниками. Это люди, получавшие (во все времена) особый дар нести миру Евангелие (Деян. 21,8; 1 Кор. 1,17).

иных пастырями и учителями. Оба слова означают людей, которые пасут и назидают стадо Божие.

4:12-13 Основное служение осуществляют не те, кто упомянут в ст. 11, а те, кого они подготавливают. Опытные наставники помогают каждому верующему найти свое собственное призвание, которым он может принести пользу всей Церкви (см. статью «Дары и служения»).

4:16 все тело. Павел использует теперь аналогию с человеческим телом. Верующие получают дары не для того, чтобы пользоваться ими единолично, для собственного назидания. Павел охватывает своим видением всех христиан (Кол. 1,28.29). Уйдя далеко вперед в своем постижении глубин Христовых, он стремится к такому познанию Сына Божия, к такой зрелости, какие будут ему даны, лишь когда все остальные верующие достигнут того же.

4:17-19 Ср. Рим., гл. 1. Павел уже говорил о чуждости язычников народу Божию (2,12). Здесь он говорит, что они далеки от жизни Самого Бога; это и есть состояние духовной смерти (гл. 2). Послание к Римлянам изображает, как Бог предает язычников безрассудной, развратной жизни (Рим. 1,24-31); здесь же представлен этот же процесс, но со стороны человека: «они, дойдя до бесчувствия, предались распутству» (ст. 19). Ср. с книгой Исход: там говорится, что Бог ожесточил сердце фараона (напр., Исх. 4,21; 7,3), но и фараон сам своей волей ожесточает свое сердце (Исх. 8,15.32; 9,34).

4:21 вы слышали о Нем. Букв.: «слышали Его» (т.е. проповедь о Нем).

так как истина во Иисусе. Бог разорвал порочный круг смерти, дав язычникам познание Своего Сына и того, что Он совершил ради них (1,13.15).

4:22-24 отложить… обновиться… и облечься. Принадлежность Христу подразумевает отвержение прежней жизни и избрание новой. Это передано образно: человек совлекает прежний образ жизни, словно изношенную одежду, и облекается в новую. В прежней жизни господствовали похоти (2,2.3), для новой жизни характерны праведность и святость. Старая жизнь была полна лжи и обмана, новая обладает истиной (ст. 21,24).

4:27 Поскольку осуществленное единство верующих позволяет Богу явить Свою примиряющую силу (ст. 1-10; 2,14-16), нарушение единства выгодно дьяволу (2,2; 6,11).

4:30 не оскорбляйте. Возможность опечалить Духа Святого «гнилым словом» (ст. 29) – красноречивое указание на то, что Он Дух – Личность, а не безликая сила.

4:32 – 5,2 как и Бог… как и Христос. От верующих ожидается, что они перенесут на других людей то прощение и любовь, которые Бог простер на них во Христе. Здесь та же логика, что и в Пятикнижии, где Израиль, искупленный из египетского рабства и уз, должен был оказывать особое внимание чужеземцам, рабам и пришельцам (Исх. 22,21; 23,9; Лев. 19,33.34). Эта искупительная этическая логика лежит и в основе новой заповеди Иисуса: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13,34).