5 глава

5:1-10 Подобно тому как ветхозаветные первосвященники отождествлялись с народом, от лица которого они выступали (ст. 1-3) и служили по избранию Божию (ст. 4), Христос так же стал Первосвященником по определению Отца (ст. 5 и 6) и отождествил Себя со Своим народом через Свои страдания (ст. 7-10).

5:1 приносить дары и жертвы за грехи. Выражение «дары и жертвы» подразумевает различные подношения, которые производили ветхозаветные священники (8,3; Лев., гл. 1-7). Но главный интерес в данном случае представляет тот факт, что разнообразные жертвоприношения объединял один характерный признак – это были жертвы за грехи.

5:2 могущий снисходить. Немощь ветхозаветного первосвященника, обусловленная его собственными грехами, вынуждала его быть снисходительным к грехам других. Снисходительность же Иисуса мотивирована Его отождествлением Себя со Своим народом, хотя Сам Он никогда не был искушен грехом (4,15).

5:3 Ветхозаветный первосвященник сам нуждался в искуплении и прощении грехов (7,27; 9,7; Лев. 16,11) в отличие от безгрешного Первосвященника Нового Завета.

5:5 Ты Сын Мой. См. 1,5 и ком.

5:6 Мелхиседека. Мелхиседек – таинственная личность, о которой лишь дважды упоминается в Ветхом Завете (Быт. 14,18; Пс. 109,4). Однако слова «священник вовек по чину Мелхиседека» вместе со словами «Сын Мой» (ст. 5) указывают на исключительный характер его священнического служения.

5:7 с сильным воплем… принес молитвы. См. Мк. 14,33-36; Ин. 12,27.

услышан был. Иисус был услышан в том смысле, что Бог принял Его служение искупления, о чем свидетельствует Его воскресение из мертвых.

5:8 страданиями навык послушанию. Хотя Иисус и был свободен от греха (4,15), Его борьба с искусителем была тяжелой и реальной (2,18).

5:9 совершившись, сделался. Эти слова не означают, будто Иисус, только усовершенствовавшись, стал безгрешным, – Он всегда был таким (4,15). Здесь речь идет о том, что Искупителем Он стал после Своих страданий на кресте и смерти. Приняв это, Он «совершился», т.е. в полной мере принял на Себя служение Первосвященника.

5:10 Мелхиседека. См. ком. к ст. 6.

5:11 неспособны слушать. Т.е. стали духовно ленивы и невосприимчивы.

5:12 первым началам слова Божия. См. 6,1.2.

молоко… твердая пища. Ср. 1 Кор. 3,1,2.

5:14 совершенным. Имеется в виду не интеллектуальное превосходство, а совершенство как способность воспринимать слово Божие и, вникая в него и повинуясь ему, возрастать в вере и праведности.