6 глава

6:1 начатки учения Христова. Основополагающие принципы христианской веры и благовестия, изложенные в книге Деяния святых апостолов.

6:2 полагать основание обращению. См. Мк. 1,15; Деян. 20,21.

учению о крещениях. Существует только одно крещение, хотя мнения относительно того, в каком возрасте крестить и каким образом, в христианской среде расходятся. См. статью «Крещение младенцев».

о возложении рук. Действие, сопровождающее благословение, молитву об исцелении, избрание на служение церковных руководителей.

6:3 если Бог позволит. Эти слова выражают непреложную истину: для любого дела необходимо Божие соизволение и помощь.

6:4-12 Этот фрагмент интерпретируется по-разному. Некоторые понимают его в том смысле, что автор говорит о христианах, утративших спасение. Однако такое толкование противоречит тому контексту Нового Завета, где однозначно говорится, что те, кто действительно спасены Богом, пребывают в вере до конца (Ин. 10,28.29; Рим. 8,28-30; статья «Сохранение святых»). Другие толкователи полагают, что данный текст направлен против иудаистских еретических группировок, следование учению которых лишает всякой надежды на спасение. Иисус совершил полное (7,25) и окончательное спасение (10,13) тех, кто внял Его словам.

6:4 однажды просвещенных. Т.е. тех, кому благовестием уже открыто знание о Боге, и кто принял крещение. Ранние христианские писатели часто обращение в веру и крещение называли одним словом: «просвещение».

вкусивших дара небесного. Некоторые толкователи понимают эти слова как участие в Вечере Господней. Однако под «даром небесным», скорее, следует подразумевать дар жизни вечной или, точнее, предвкушение его.

причастниками Духа Святаго. Т.е. приобщившиеся к дарам Святого Духа, познали их на личном опыте.

6:5 сил будущего века. Может быть, подразумеваются чудеса и знамения, а возможно то, что принято называть «общение святых».

6:6 опять обновлять покаянием. Покаяние – первый этап на пути обращения к Богу и постоянно присутствующее в христианской жизни средство обновления ума и совести (посредством отречения от грехов и пресечения их). Здесь, учитывая общий контекст, речь идет о повторении уже пройденного пути, об обращении вспять, чтобы начать все сначала, вместо того чтобы продвигаться вперед в духовном совершенствовании.

распинают в себе Сына Божия. Т.е. не верят в то, что искупительной жертвы Христовой достаточно для прощения их грехов.

6:7-8 В соответствии с ветхозаветной системой образов, земля – это народ Божий (Ис. 5,1-7), дождь – слово Божие (Ис. 55,10.11) или Дух Божий (Ис. 44,3.4), «производящая тернии и волчцы» земля – бесплодные люди (Ис. 5,4-6). См. также Мф. 13,7.8.22.23.

6:11 для совершенной уверенности в надежде. Поскольку вера устремлена в будущее, в настоящем она имеет только надежду, но эта надежда, в свою очередь, непоколебима, поскольку зиждется на знании Бога, – что Он верен и праведен и исполнит обетование, если мы не ослабеем в своей вере (10,23; 1 Кор. 1,9).

6:12 не обленились. См. 5,11 и ком.

6:13 Бог… клялся Самим Собою. Бог Сам является гарантом непреложности Своих обетований.

6:14 благословляя благословлю. Двойное повторение какого-либо события или явления в Ветхом Завете рассматривается как свидетельство того, что происходящее исходит непосредственно от Бога, а потому истинно, непреложно и свято (см., напр., Суд. 6,37.40). Повторенные в данном случае слова синонимичны стоящему перед ними слову «истинно».

6:15 Авраам, долготерпев. Т.е. долго ждал обещанного. Очевидно, христиане, которым адресовано данное послание, теряли веру в исполнение обетований именно из-за того, что этого приходилось ждать. Напряженное ожидание Второго пришествия Господа и исполнения Им всех обетований является характерной особенностью первых десятилетий жизни церкви. Однако у многих христиан сама необходимость ждать порождала сомнения. Именно к людям с таким настроением и обращается автор послания.

6:18 в двух непреложных вещах. В исполнении обетования Аврааму о рождении сына и в том, что в Аврааме благословятся все племена земные.

в которых невозможно Богу солгать. Бог вообще не может лгать, но в данном случае такой оборот речи подразумевает не потенциальную возможность Бога отречься от Своего обетования и не исполнить его, а то обстоятельство, что Бог уже исполнил «две вещи», а потому они уже непреложны и Бог никак не может (даже если такое было бы возможно) «солгать» (не исполнить их).

надежду. См. статью «Надежда».

6:19 во внутреннейшее за завесу. Т.е. в Святое Святых, место Божиего присутствия в храме. Иными словами, надежда, питающая нас, коренится в Боге и исходит от Него.

6:20 Очевидно, подразумевается Божие присутствие на небесах (Святое Святых), куда вошел Иисус и воссел одесную Бога как наш Первосвященник и Ходатай.