4 глава

4:1-5,14 Сцена поклонения Богу как Царю неба и земли. Его престол окружен ангелами, служащими Ему (3 Цар. 22,19; Иов 1,6; 2,1; Пс. 88,7.8; Иез., гл. 1; Дан. 7,9.10). Его владычество утверждается в творении (4,11), проявляется в развитии истории (6,1 – 22,5), завершается в Агнце Божием Иисусе Христе (5,1-14; 22,1).

Откровение – это книга, рассказывающая о Боге и о Его величии. Центром таинственных путей истории и духовной борьбы является Сам Бог. Вся вселенная предназначена быть исполненной славой (21,22.23) и благостью Божиими (22,1-5), хвалой Ему (5,13). Отсюда следует, что в этом видении в миниатюре открываются предначертания завершения истории мира (Мф. 6,10).

Среди искушений и гонений наилучшей помощью для народа Божия служит откровение Бога и Его славы. Его могущество – гарантия конечной победы, Его справедливость – залог защиты праведного, Его благость и величие – гарантия блаженства и покоя. Кровь Агнца же свидетельствует, что искупление уже совершилось.

В Ветхом Завете скиния (Исх., гл. 25-40) и храм (3 Цар., гл. 5-7; 2 Пар., гл. 2-4) были образами небесных обителей и престола Божия (Исх. 25,40; Евр. 8,5.6; 9,1-14). Скорее всего, Иоанн созерцал небесный первообраз, а не его земную копию.

4:1 взойди сюда. Чтобы получить особые откровения, Моисей взошел на гору Синай (Исх. 19,3.20), апостол Павел был восхищен на небо (2 Кор. 12,2).

покажу… чему надлежит быть после сего. См. ком. к 1,19.

4:2 был в духе. См. ком. к 1,10.

престол стоял на небе. Царственное владычество Бога – главная тема всего Откровения.

на престоле был Сидящий. Явление Бога, как сидящего на престоле, описано без особых подробностей. Это свидетельствует о том, что величие Божие превосходит всякую возможность постичь его. См. ком. к 1,12-20.

4:4 двадцать четыре старца. Духовные сущности, служащие Богу, которые здесь названы старцами за свою мудрость. Как особо приближенные к Божиему престолу, они должны отражать Божию мудрость, которая ассоциируется со старостью (Дан. 7,9). Слово «старец» также указывает на аналогию с пресвитерами церкви, совершающими свое служение на земле; поэтому некоторые толкователи высказывают мнение, что здесь старцы олицетворяют собой Церковь.

4:5 молнии и громы и гласы. Таким образом проявляется сила Божия, аналогично Его явлению Израилю на горе Синай (Исх. 19,16-19).

семь светильников. См. Зах. 4,2.6; ком. к 1,2. Семеричный свет Святого Духа – это тот изначальный свет, подобием которого был светильник, имевший семь ветвей, описанный в книге Исход (25,31-40). Сходство с текстом 1,12 указывает на то, что семь церквей, как истинный храм Божий, должны излучать свет, отражающий присутствие в Церкви Самого Бога Святым Духом.

семь духов Божиих. Т.е. Святой Дух (см. ком. к 1,4).

4:6 море стеклянное. См. 15,2; Исх. 24,10. Этот образ вызывает различные ассоциации. Параллельное место (15,2) напоминает о водах Чермного моря. Поражение фараона и разверзшиеся воды – прообраз конечной Божией победы над злом (Ис. 51,9-11). Если так, то стеклянное море изображает воды, покорившиеся силе Божией. Возможно также, что это море – небесный прототип моря, находившегося в храме Соломоновом (3 Цар. 7,23-25). Самому стилю книги Откровение свойственно соединять в единое целое многие ветхозаветные образы.

четыре животных. Эти небесные служители Божий напоминают о животных или херувимах из гл. 1 и 10 Книги пророка Иезекииля и о серафимах в видениях пророка Исаии (гл. 6).

4:11 Ты сотворил. Славословия и образы, описанные в 4,1-11, сосредоточены на идее творения и тем самым утверждают Божие владычество над вселенной (ком. к 1,8).