1 глава

I. ВИДЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ (1:1 – 6:7)

А. Всесожжение (Гл. 1)

Книга Левит начинается со слов Господа, Который взывает к Моисею и говорит с ним из скинии собрания. Как сказал Бонар, что уже упоминалось во вступительной цитате, «ни одна другая [книга] не содержит столько слов Самого Бога, сколько их в книге Левит» . Из этого следует, что данную книгу необходимо изучать «с особым вниманием и интересом». В самом начале книги Господь устанавливает пять видов жертвоприношений: всесожжение, хлебную жертву, мирную жертву, жертву за грех и жертву повинности. Первые три жертвы называются «приятным благоуханием», остальные две нужны были по причине грехов. Первые три были добровольными; остальные две – обязательными.

В начале Бог говорит израильтянам, что они должны приносить в жертву скот – как крупный, так и мелкий.

Глава 1 описывает жертву всесожжения (древнеевр. «ола» ). Существовало три типа жертвенных животных, в зависимости от достатка жертвующего: телец (бык), мужского пола, без порока (см. ст. 3, 5), агнец (ягненок) или козел – мужского пола, без порока (ст. 10), горлицы или молодые голубицы (ст. 14). Все эти животные символизировали мир; на жертвенник перед Богом нельзя было возлагать хищников.

По мнению Питера Пелла, приносимый в жертву бык означает Господа нашего, который терпеливо и неустанно трудился, творя волю Отца. Вся Его жизнь была безупречным служением, а смерть стала совершенным жертвоприношением. Агнец свидетельствует о кротости и смирении, с которыми Он до конца подчинился воле Божьей. Козел напоминает нам о том, что Христос умер вместо нас. Голубицы указывают на небеса, с которых сошел Господь. Горлицы могут быть также символами скорби, как и Христос был Мужем Скорбей.

И вот умирает безгрешная жертва,

Меня на кресте заменив,

Агнец Божий взял грехи мира,

Себя за меня отдав.

Автор неизвестен

Обязанности жертвующего. Принести жертву к дверям скинии собрания рядом с медным жертвенником (ст. 3), возложить руку на голову животного (ст. 4), убить тельца (ст. 5) или агнца или козла (ст. 11), снять кожу и рассечь тушу на части (ст. 6, 12), омыть водой внутренности и ноги жертвы (ст. 9, 13). Слово «благоволение» в стихе 3 иногда переводится как «принятие». См. также стих 4.

Обязанности священников. Окропить жертвенник со всех сторон кровью животного (ст. 5, 11), положить огонь и дрова на жертвенник (ст. 7), после чего разложить на дровах части животного, соблюдая установленный порядок. На жертвеннике сжигалось все, кроме кожи (ст. 13, 7:8). Если в жертву приносились птица, то священник сворачивал ей голову, выцеживал кровь на стенке жертвенника, бросал зоб и перья птицы на восточную сторону алтаря, надламывал птицу, не разрезая ее при этом на части, и сжигал ее на жертвеннике. Слово, которое переводится в этом случае как «сжигать», может также означать «воскурять благовония». При описании сжигания жертвы за грех используется другое слово.

Раздача частей жертвы. Все сжигаемое на жертвеннике принадлежало Богу; кожа отдавалась священникам (7:8); жертвующему в данном случае частей не полагалось.

Принося жертву всесожжения, человек этим выражал свое полное подчинение и посвящение Господу. В Библии неоднократно повествуется о принесении жертв всесожжения по различным случаям (см. более подробное описание в Библейском словаре).

Всесожжение в целом служит прообразом жертвы Христа – непорочного и чистого Агнца Божьего. На жертвеннике Голгофы Агнец Божий сгорел дотла в пламени божественной справедливости. Именно это выражают слова гимна, написанного Амелией Галл:

На жертвеннике я видел Агнца, Который за меня сгорел дотла. И эта жертва была благоуханием, Ароматом, приятным Тебе, Отче.