Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — 3-Царств
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3470 Все тексты автора Уильям МакДональд
12 глава
III. РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (Гл. 12 – 22)
А. Царь Ровоам Иудейский (12:1-24)
Ровоам, сын Соломона, правил Иудеей семнадцать лет (931/930 – 913 гг. до Р. Х.; 3 Цар. 12:20-24; 2 Пар. 11 – 12).
12:1-11 Ровоам отправился в Сихем, чтобы быть помазанным на царство. Услышав о смерти Соломона, Иеровоам вернулся из Египта и также отправился в Сихем вместе со всем собранием израильтян. Израильтяне выдвинули Ровоаму ультиматум: «Облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе». Для того, чтобы поддерживать восточную роскошь при дворе, Соломон принуждал народ к тяжкому труду и облагал его непосильными налогами. Так что люди сказали: «Понизь налоги, которые вынуждал нас платить твой отец, и мы станем служить тебе. В противном случае мы восстанем». Ровоам попросил три дня для принятия решения. Сначала он посоветовался с престарелыми советниками. Они порекомендовали ему проявить доброту к народу и услужить ему. Но младшие советники предложили прямо противоположное – пригрозить народу еще большими налогами! В этом смысле мизинец Ровоама оказался толще чресл Соломона. Если Соломон наказывал их бичами, то Ровоам угрожал наказывать их скорпионами (вероятно, имеются в виду бичи с острыми наконечниками).
12:12-20 Когда Иеровоам и собрание Израиля вернулись выслушать ответ царя на третий день, он ответил им по совету молодых людей. Стих 15 показывает, что такой поворот событий был вызван Господом, чтобы исполнилось слово, изреченное через Ахию Силом-лянина (11:30-39). Тогда народ Израиля восстал против Ровоама, хотя некоторые из них остались жить на территории Иуды. Ровоам послал Адонирама, ненавистного народу надсмотрщика за проведением принудительных работ, подчинить израильтян его воле, но они забросали Адонирама камнями до смерти. Потом народ Израиля сделал царем Иеровоама. Хотя в стихе 20 сказано, что только колено Иудино последовало за Ровоамом, нам следует помнить, что Иудее принадлежали также колена Вениамина (ст. 21), Симеона (Ис.Нав. 19:1б) и большая часть колена Левия.
12:21-24 Ровоам захотел исправить ситуацию, объявив войну Израилю, но отменил ее вследствие Божьего повеления. Прежде Ровоам не прислушался к совету старцев, но теперь выслушал совет Господа и пощадил жизнь множества израильтян. Раскол произошел по слову Господа, и слово Господа обеспечило, чтобы в ходе его не пролилась кровь.
РАСКОЛ ЦАРСТВА
История разделенного царства начинается здесь и продолжается в Четвертой книге Царств. Иеровоам правил десятью северными коленами, обычно называемыми «Израилем», а иногда, у пророков, – «Ефремом». В этом царстве сменилось девять династий, и все цари были нечестивыми.
Ровоам правил южным царством, известным как «Иудея». В этом царстве правила одна династия. Все цари были потомками Давида. Христос является законным наследником престола Давида через Иосифа, Своего приемного отца (смотри родословную в Матфея 1). Он также был и физически потомком Давида через деву Марию, происходившую от родного сына Давида Нафана (смотри родословную в Луки 3). Некоторые из царей Иудеи были выдающимися реформаторами, но большинство из них также были нечестивыми.
В истории разделенного царства можно отметить четыре этапа. Во-первых, это период открытых конфликтов, от Иеровоама (3 Цар. 12:1) до Амврия (3 Цар. 16:28). Во-вторых, это период ослабления напряжения, от Амврия (3 Цар. 16:29) до Ииуя (4 Цар. 9). Третий этап, от Ииуя до пленения Израиля Ассирией (722 г. до Р. Х.), отличался сравнительной независимостью (4 Цар. 9 – 17). В итоге осталась только Иудея, которая попала в вавилонский плен в 586 г. до Р. Х. (4 Цар. 18 – 25).
Царство Израиля так и не вернулось на свою землю как единый народ. Иудея оставалась в плену семьдесят лет, а потом многочисленные группы ее представителей возвратились в Иерусалим, о чем рассказано в Книгах Ездры и Не-емии. Южные колена вернулись в свою землю и жили там, подчиненные язычникам, еще примерно 500 лет до рождения Христа.
В конце ветхозаветного периода иудеи в своей земле были подчинены царю Персии. Позже Персия была завоевана Грецией, и иудеи подчинялись этой мировой державе. Наконец греки покорились Римской империи; и в период римского владычества родился Господь Иисус.
Изучая период разделенного царства, исследователи часто сталкиваются с кажущимися противоречиями в датах. Большая часть хронологических трудностей может быть устранена, если принять во внимание, что в Израиле и Иудее использовались разные методы подсчета длительности правления. Другой важный момент заключается в том, что иногда два царя правили в одно и то же время. Подробно хронология царствований изучается в книге Эдвина Р. Тайла «Загадочные числа еврейских царей».
Мы изучим историю разделенного царства в том порядке, в каком перечислены его правители, упомянем о важных событиях, происходивших в период правления каждого из них. Даты взяты из книги Тайла, упомянутой выше.
Б. Царь Иеровоам Израильский (12:25 – 14:20)
Иеровоам, сын Навата, из колена Ефрема, был царем Израиля двадцать два года (931/930-910/909 гг. до Р. Х.).
1. Ложные центры поклонения Иеро-воама (12:25-33)
12:25-30 Первый царь Израиля сначала сделал своей столицей Сихем, а затем построил Пенуил на другом берегу реки Иордан. Боясь, что народ Израиля будет возвращаться в Иерусалим, чтобы поклоняться Богу в праздничные дни, а потом возвратится к царю Иудейскому, он учредил свою религиозную систему: Дан и Вефиль стали новыми центрами поклонения. В обоих местах были поставлены золотые тельцы, и эти идолы были объявлены богами, которые вывели Израиль из земли Египетской!
12:31-33 Иеровоам построил капище на высоте. Он создал новое священство, собрав его со всего народа, а не только сынов Левииных, как велел Бог. Он учредил новый религиозный календарь, с большим праздником в гмтнадцатый день восьмого месяца, заменившим праздник кущей, который отмечали в седьмом месяце. Он сам узурпировал место священника, принося жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле.
То, что многие жители Израиля приняли эти изменения, показывает, как далеко их сердца были от Господа. Их отцы поклонялись тельцу и были наказаны за это (Исх. 32). Соломон воздвигал высоты и утратил за это большую часть царства (Гл. 11). Корей и его последователи пытались узурпировать права священников и поплатились за это жизнью (Чис. 16). Инновации, с помощью которых Иеровоам пытался сохранить царство, только обеспечили его падение. Те, кто был верен Господу, бежал в Иудею (2 Пар. 11:14-16), оставив своих братьев наслаждаться удобствами и пожинать плоды их рукотворной религии. Хорошо сказано, что «Иеровоам не заслужил такого хорошего положения [царской власти], но Израиль заслужил такого плохого правителя».