Введение

«Книга Ездры – произведение такое простое, что вряд ли нуждается во «введении»… Это простой и понятный рассказ об одном из самых важных событий иудейской истории – возвращении народа Божьего из вавилонского плена… В ней очень мало наставлений: автор рассказывает историю так просто, как только может, и позволяет нам самим извлекать из нее уроки.» Джордж Ролинсон

Введение

I. Уникальное положение в каноне

В какой-то момент истории, книги Ездры и Неемии были одной книгой в иудейской Библии, но до того они без сомнения были отдельными книгами (как в современной Библии), потому что вторая глава Ездры и седьмая глава Неемии содержат практически одну и ту же информацию. Такого повторения не могло бы быть в одной книге.

Книга Ездры – это духовная или религиозная история. На ее примере мы видим, что книга, содержащая множество документов из светских источников, может исходить от Святого Духа и быть частью богодухновенного канона.

Двести восемьдесят стихов Ездры распределены самым неожиданным для библейской книги образом:

111 стихов: списки имен
109 стихов: повествование
44 стиха: послания
10 стихов: молитва
3 стиха: объявления
3 стиха: цитаты
всего 280 стихов

II. Aвторство

Хотя имя автора в самой книге не указано,  вероятно  эта богодухновенная компиляция воспоминаний от первого лица (см. 7:27 – 9:15), родословных и документов принадлежит перу Ездры. Официальные документы, что вполне логично, написаны на арамейском языке, официальном языческом языке, который использовался как язык международного общения в эпоху Ездры и Неемии. Примерно четверть Книги Ездры написана на этом языке. Красивое написание алфавита, который мы называем «еврейским», на самом деле позаимствовано из родственного ему семитского языка, арамейского.

III. Bремя написания

От иудейской общины V века до Р. Х., жившей на Елефантине – острове, расположенном на реке Нил в Египте, остался папирус на арамейском языке, похожем на язык Ездры и Неемии. Это подтверждает традиционное представление о том, что эти книги относятся к V веку до Р. Х., опровергая либеральное представление об их написании в эпоху Александра Македонского (около 330 г. до Р. Х.).

Считается, что Ездра написал свою книгу между событиями, о которых говорится в конце главы 10 (456 г. до Р. Х.) и прибытием Неемии в Иерусалим (444 г. до Р. Х.). Следующая хронологическая таблица поможет понять содержание книг Ездры, Неемии и Есфирь:

Хронология Книг Ездры, Неемии и Есфирь

(Даты приблизительные)

538 г. до Р. Х. Указ Кира о восстановлении храма.
538/537 гг. до Р. Х. Экспедиция Зоровавеля в Иерусалим.
536 г. до Р. Х. Заложен фундамент храма.
535 г. до Р. Х. Работа над храмом приостановлена.
520 г. до Р. Х. Служение Аггея и Захарии.
520 г. до Р. Х. Указ Дария о возобновлении работ над храмом.
516 г. до Р. Х. Храм восстановлен.
486 г. до Р. Х. Начало правления Ахашвероша (Артаксеркса в книге Есфирь, Ксеркса в светской истории).
479/478 г. до Р. Х. Есфирь становится царицей.
464 г. до Р. Х. Начало правления Артаксеркса.
458 г. до Р. Х. Экспедиция Ездры в Иерусалим.
444 г. до Р. Х. Прибытие Неемии в Иерусалим.
444 г. до Р. Х. Восстановлены стены Иерусалима.
420 г. до Р. Х. Второе путешествие Неемии в Иерусалим.

IV. Исторический фон и тема

Книга Ездры начинается с событий того периода, когда владычество нео-вави-лонской империи подходит к концу, а пророчество Иеремии о возвращении иудеев в свою землю начинает исполняться (Иер. 29:10-14).

В главах 1 – 6 происходит первое возвращение в Палестину под руководством Зоровавеля. Первым делом вернувшиеся из изгнания восстанавливают жертвенник для всесожжения, после чего начинают строить дом Господень. Это строительство вызывает оппозицию со стороны врагов Божьего народа и поддержку пророков Аггея и Захарии.

Между главами 6 и 7 – промежуток примерно в пятьдесят восемь лет. В это время случилась драматическая история царицы Есфирь, являющаяся частью священной истории, и знаменитые сражения при Марафоне, Фермопилах и Саламине, принадлежащие светской истории.

В главах 7 – 10 рассказывается о путешествии Ездры в Иерусалим примерно в 458 г. до Р. Х., с поручением от царя Артаксеркса Долгорукого. В этих главах говорится о личных попытках Ездры провести в стране реформы.

Содержание

I. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЛЕННЫХ В ИЕРУСАЛИМ ПРИ ЗОРОВАВЕЛЕ (Гл. 1 – 6)

A. Указ Кира (1:1-4)

Б. Подготовка и обеспечение (1:5-11)

B. Список вернувшихся (Гл. 2)

Г. Строительство жертвенника и основания храма (Гл. 3)

Д. Оппозиция строительству храма (Гл. 4)

1. Во время правления Кира (4:1-5, 24)

2. Во время правления Ахашве-роша (4:6)

3. Во время правления Артаксеркса (4:7-23)

Е. Аггей и Захария призывают к строительству (5:1, 2)

Ж. Оппозиция во время правления Дария (5:3-17)

З. Завершение строительства храма после указа Дария (Гл. 6)

II.   ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА ПРИ ЕЗДРЕ (Гл. 7 – 10)

А. Великодушное позволение Артаксеркса (Гл. 7)

Б. Список вернувшихся (8:1-14)

В. Рассказ о путешествии в Иерусалим (8:15-36)

Г. Смешанные браки и молитва Ездры (Гл. 9)

Д. Завет иудеев об отказе от иноземных жен и детей (Гл. 10)