Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Псалтирь
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 30430 Все тексты автора Уильям МакДональд
18 глава
Псалом 18: Две книги Бога
18:1-3 «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». И какие величественные истины они провозглашают! Задумаемся, прежде всего, что они говорят нам о беспредельности вселенной. Если мы будем двигаться со скоростью света – это 300 000 километров в секунду, то есть свыше девяти триллионов километров в год – добрых десять миллиардов лет уйдет у нас на то, чтобы достичь самой отдаленной точки, которую можно увидеть в телескоп. Но и это еще будет очень далеко от самых крайних пределов космического пространства. Сейчас астрономы считают, что у космоса может вообще не быть границ! Наша Земля – лишь крошечная пылинка в бесконечных просторах!
Задумаемся также о количестве звезд и других космических объектов. Невооруженным глазом мы можем увидеть около пяти тысяч звезд. Через небольшой телескоп их видно уже два миллиона. Но через телескоп, находящийся в обсерватории на г. Паломар, можно увидеть миллиарды галактик, не говоря уже об отдельных звездах.
Теперь подумаем о расстояниях, отделяющих космические объекты от Земли и друг от друга. Кто-то привел такое сравнение: если бы транспортный тариф за каждую тысячу километров составлял всего одну копейку, то рейс до Луны обошелся бы в 3 руб. 83 коп., до Солнца – в 1500 руб., а путешествие до ближайшей звезды стоило бы 418 млн. руб.
От самых далеких звезд, которые еще можно увидеть в телескоп, свет доходит до Земли за десять миллиардов лет. Поэтому, вглядываясь в космические дали, мы фактически смотрим в далекое прошлое. Например, туманность Андромеды мы видим не там, где она находится сейчас, а там, где она была два миллиона лет назад!
Хотя может показаться, что звезды так и теснятся на небосводе, в действительности расстояния между ними столь велики, что здесь больше подходят представления об одиноких плавучих маяках, разделенных миллионами километров пустынного моря.
Если творение столь величественно, то насколько же величественнее Творец всего! Днем и ночью небеса воспевают величие Его мудрости и могущества. Твердь неустанно возвещает о чудесных делах рук Его (в Библии словом «твердь» обозначается небосвод). Как написал Исаак Ваттс, «природа стоит с раскрытой книгой, чтобы повсюду проповедовать славу своего Создателя».
18:4, 5а Нет языка, нет ни слов, ни слышимого голоса, и все же проповедь звезд по всей земле проходит и достигает пределов вселенной. Просто взглянув в небо, человек способен понять, что Бог существует, и способен ощутить Его вечное могущество (Рим. 1:20). Грандиозные размеры и сложность устройства вселенной подтверждают замечание Лорда Кельвина: «если вы достаточно серьезно над этим задумаетесь, то наука заставит вас поверить в Бога». Кант писал:
«Невозможно рассматривать строение мира, не признавая замечательную упорядоченность в нем и определенные проявления действия руки Божий в совершенстве его взаимосвязей. Разум, однажды увлеченный и очарованный этим величием красоты и совершенства, по праву приходит в негодование от необузданной глупости, дерзающей приписывать все это игре случая, удачному стечению обстоятельств. Высшая мудрость породила этот замысел, и Бесконечное могущество обеспечило его осуществление, иначе и быть не могло».
18:5-7 Псалмопевец видит в небесном своде огромный купол, поставленный Богом, чтобы было жилище солнцу. Когда солнце встает утром, оно выходит, как жених из брачного чертога своего. Солнце движется по небосводу, словно исполин, радостно пробегающий свое поприще. Поприще это начинается от восточного края небес и кончается на западном небосклоне. Мы, конечно, знаем, что фактически не солнце всходит и заходит, а земной шар вращается, создавая эту иллюзию. Однако в поэтических текстах Библии часто встречаются описания на языке обыденного человеческого восприятия, нередкие и в нашей повседневной речи.
Ничто не укрыто от жара солнца. Лучи его заполняют поднебесье, пронизывая его насквозь и проникая в каждый, самый отдаленный его уголок.
18:8-10 Но творение – лишь первый том в полном Божием откровении. Стих 8 представляет собой введение ко второму тому откровения Бога – «Закон Господа». И первый, и второй том прославляют Бога и побуждают мыслящих людей поклоняться Ему. Редкий комментатор Псалтири удержится от того, чтобы процитировать знаменитое высказывание Канта:
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне – это те две вещи, которые наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них». Но существует различие между этими двумя книгами Бога. Творение раскрывает Бога как Всемогущего, как Вседержителя. А слово Божие раскрывает Его как Бога, установившего отношения завета со Своим народом. Дела Бога раскрывают Его всеведение и могущество, а Слово Божие раскрывает Его любовь и благодать. Научные истины могут удовлетворять наш разум и любознательность, но духовные истины необходимы для нашего сердца и совести! В своем панегирике Слову Божиему Давид называет его не только Законом Господа, но также откровением Господа, повелениями Господа, заповедью Господа, страхом Господним и судами Господними. Псалмопевец воспевает семь превосходных достоинств Слова Божиего – закон Его совершен, откровение верно, повеления праведны, заповедь светла, страх чист и пребывает вовек, суды Его суть истина. Далее он указывает пять граней его чудесного воздействия на людей: Слово Божие укрепляет душу, откровение умудряет простых, повеления Его веселят сердце, заповедь просвещает очи и предостерегает рабов Божиих.
18:11 Ценность Слова Божиего нельзя сравнивать с ценностью даже множества золота. Но с золотом оно имеет одну общую черту: это сокровище, и чтобы добыть его, человек должен приложить свой труд. Великое богатство сокрыто на страницах книги Божией, и великое благо для нас – отыскать его.
Слава Божия – облекать тайною дело, А слава царей – исследовать дело (Пр. 25:2).
Я могу ручаться, что ни одного старателя так не радовала находка золотого самородка, как меня – россыпи духовных сокровищ в Библии. Как бы ни любил я вкус меда, он никогда не бывает настолько сладок, насколько сладостно для меня Слово Божие! Никакими словами не передать, как Библия обогащает мой мир и духовно питает меня.
Для меня Книга книг —
Это истин родник.
Ежедневно читаю
И с каждым днем понимаю,
Как мне путь озаряет
И меня окрыляет
Благодати раскрытый тайник.
Эдмунд Пиллифант
Кстати говоря, в выражении слаще меда и капель сота содержится тонкий нюанс. Лучший мед сам вытекает из сот, его не приходится выдавливать.
18:12 И раб Твой охраняется ими. Писание учит верующего противостоять диаволу, не поддаваться искушениям, ненавидеть грех и избегать самого приближения зла. Выполняя наставления Слова Божиего, христианин обретает истинную полноту жизни. В духовном, физическом и умственном отношении он благоденствует! И более того, для него готовится великая награда, которую он получит на суде Христовом. «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8).
18:13 Но когда мы задумываемся о том, насколько свят, справедлив и совершенен закон Господа, мы осознаем и то, сколько у нас изъянов, так что восклицаем вместе с Давидом: «Кто усмотрит погрешности свои?» Барнс пишет:
«Перед лицом закона столь чистого, столь святого, столь строгого в своих требованиях и настолько всеобъемлющего в своих предписаниях – берущего под свою юрисдикцию наши мысли, слова, всю нашу жизнь – кто может вспомнить, как часто он отходил от этого закона? О чем-то подобном говорится в Пс. 118:96: «я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна»».
Писание, указывая нам на наше несовершенство и заставляя осознавать грехи, которые мы прежде не замечали, призывает нас молиться о прощении наших тайных грехов – скрытых от нас самих и даже от окружающих, но не от Бога. Грех есть грех, даже если мы его не осознаем. Поэтому наша исповедь всегда должна включать и скрытые грехи.
18:14 Однако Псалтирь учит нас молиться не только об очищении от скрытых грехов, но также и о сохранении нас от умышленных грехов, грехов, порожденных гордостью и самонадеянностью. Гордость была первичным грехом мира. Она изначально привела Люцифера к восстанию против Бога. Вольше, чем чего бы то ни было, псалмопевец страшится господства в своей жизни таких умышленных грехов. Если он сумеет не попасть под их власть, то, пишет он, я буду непорочен и чист от великого развращения – имеется в виду великое развращение человека, отошедшего от Бога и восставшего против Него.
18:15 Песнь хвалы кончается. Давид воспел книгу творения и книгу откровения. Теперь он возносит заключительную молитву о том, чтобы слова уст его и помышление сердца его были благоугодны пред Господом, Которого он называет: Твердыня (буквально: «Скала») моя и Избавитель мой. Когда Бога называют скалой, эта фигура речи подразумевает силу, безопасность и спасение. Как наш Избавитель, Бог во Христе – это Тот, Кто искупил нас от греха, рабства и позора.