Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Псалтирь
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 31225 Все тексты автора Уильям МакДональд
40 глава
Псалом 40: Молитва с одра болезни
Давид был болен и, как надеялись его враги, очень серьезно. Между собой они уже со злорадством шептались, что болезнь его наверняка смертельна. И Давиду только горше было оттого, что один из этих недоброжелателей когда-то считался его близким другом.
40:1-4 Но всякое страдание не без утешения. Прежде всего Давид вспоминает, что Бог благословил того, кто помышляет о бедном. Здесь под «бедным», вероятно, понимается не столько бедный материально, сколько бедный здоровьем, бедствующий из-за болезни. Давид утешает себя мыслью, что он делал все то же самое, что делает для страдальцев Господь – он помогал занедужившим, утешал их и подбадривал. Теперь он вспоминает обетование и надеется, что Бог в день бедствия избавит и его тоже. Да, Господь будет бодрствовать у его одра, сбережет ему жизнь. Поскольку Давид заслужил себе доброе имя своей заботой о недужных и болящих, он уверен, что Бог не оставит его на произвол его злейших врагов. Напротив, Он дарует Давиду всю необходимую благодать на время болезни, чтобы в конце концов восстановить его здоровье и силы. Господь здесь сравнивается с заботливой сиделкой, которая поправляет одеяло пациента, чтобы ему было удобнее.
40:5 Но псалмопевец не полагается только на свои прошлые добрые дела на пользу немощных и недужных. Он поступает мудро, молясь Господу о посланной ему болезни, исповедуясь в своем грехе и прося об исцелении, хотя и не считает, что заслужил его. Не все болезни есть прямое следствие греха в жизни верующего. Многие недомогания, например, у пожилых людей, обусловлены естественными процессами старения организма. Иногда, впрочем, имеет место и прямая связь между грехом и болезнью; и если существует малейшая возможность такого объяснения, верующий должен устремиться к Господу с самой искренней исповедью. Во всех таких случаях прощение великого Врачевателя должно предшествовать лечению участкового терапевта.
40:6 А тем временем враги псалмопевца с нетерпением ждут извещения из клиники о смерти Давида. «Когда он умрет?», спрашивают они друг у друга, «и когда мы услышим, что с ним покончено?»
40:7 Эпизодически один из этих злопыхателей навещает Давида в приемные часы, но ничуть не пытается поддержать его, утешить и вселить бодрость. Слова его ничего не значат. Собственно, выглядит это так, будто бы он пришел исключительно для того, чтобы разузнать какие-то вещи, которые можно будет использовать против Давида. После ухода он распространяет самые злобные сплетни, какие только можно выдумать.
40:8, 9 Против заболевшего человека развернута целая кампания кривотолков, и зловещие предсказатели теснят друг друга, измышляя несчастья для Давида. Они пустили слух, будто бы болезнь приковала его к постели, и оттуда ему теперь дорога прямо в морг.
40:10 Возможно, самым жестоким ударом оказалось предательство человека, который входил в число друзей Давида. Из всех печалей жизни это едва ли не самая жгучая – когда предает кто-то очень близкий. Эту печаль испытал Спаситель из-за предательства Иуды, и она не так уж редко встречается в жизни тех, кто следует за Ним, как за Главою.
Господь Иисус процитировал текст стиха 10 применительно к Иуде. Существенно, однако, что Он опустил слова «человек мирный со мною, на которого я полагался». Зная в Своем предведеньи, что Иуда предаст Его, Господь никогда ему не доверял, поэтому сказал лишь: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин. 13:18).
40:11 Давид отвращается от человека, который, можно сказать, вонзил ему нож в спину, и вместо этого ищет Господнего милосердия. Когда все его покинули, Давид уповает на верность Господа, Который не оставит его. Затем Давид высказывает просьбу, которая может прозвучать для нас странно: «восставь меня, и я воздам им». Если поначалу нам покажется, будто бы это недостойные устремления для человека с прерогативами Давида, мы должны вспомнить, что он был помазан Господом в цари над Израилем, а одна из обязанностей правителя состоит в том, чтобы карать мятежи и измены. Хотя в своих личных взаимоотношениях Давид, может быть, предпочел бы стерпеть подлость и вероломство по отношению к себе, царский сан требовал от него решительно подавлять любые антимонархические выступления.
40:12, 13 В крахе враждебных ему заговоров Давид видит свидетельство того, что Господь к нему благоволит. Он продолжает:
Меня сохранишь в целости моей И поставишь пред лицом Твоим навеки.
Если мы предпочтем именно такой перевод [Синод. «в целости» соответствует английское in integrity – «в честности / в непорочности». – прим. перев.], то может возникнуть впечатление, будто бы Давид ударился в непомерную похвальбу. Но ведь он действительно был человеком честным, несмотря на все свои грехи и ошибки. А по сравнению со своими противниками он вообще был образцом добродетели. Вполне возможно, что Господь хранил его, видя его искренность и стремление к праведности.
Перевод этого стиха в Желино вызывает меньше затруднений:
Если Ты укрепишь меня, я буду невредим
И поставлен пред лицом Твоим навеки.
В таком переводе все зависит от воли Господа, а не от честности Давида. Провиденциальная благодать Господня дает безопасность в этой жизни и возможность лицезреть Царя небесного в жизни вечной.
40:14 Обретя уверенность и безмятежность, псалмопевец возносит заключительное славословие Богу. Иегова, хранящий завет Бог Израилев, достоин поклонения от века и до века. Давид дважды запечатлел это благословение словом аминь, и мы вслед за ним воскликнем то же!