Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Екклесиаст
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 4831 Все тексты автора Уильям МакДональд
3 глава
В. Суетность цикла жизни и смерти (Гл. 3)
3:1 Изучив жизнь и человеческое поведение, Соломон пришел к выводу, что всему свое время, и время всякой вещи под небом. Это значит, что Бог запрограммировал все действия в гигантском компьютере и, как говорится, «чему бывать, того не миновать». Это значит также, что история состоит из циклических повторений, которые сменяют друг друга регулярно и неизменно. Так что поведение человека заранее определено нерушимыми законами или принципами. Он раб часов и календаря.
В стихах 1-8 Екклесиаст перечисляет двадцать восемь видов деятельности, которые, вероятно, символизируют весь жизненный цикл. Это видно и из числа двадцать восемь, которое представляет собой произведения числа мира (четыре) на число полноты (семь).
Список состоит из пар противоположностей. Четырнадцать из них позитивны, четырнадцать – негативны. Некоторым образом они исключают друг друга, так что в результате остается ноль.
3:2 Есть время рождаться. Сам человек не управляет им, и даже его родителям приходится ждать девять месяцев, пока ребенок естественным образом не сформируется.
Есть также время умирать. Согласно Псалму 89:11, человеку отведено семьдесят лет жизни, но и без знания об этом кажется, что смерть заранее назначила нам встречу, которой не избежать.
Да, Бог заранее знает, когда подойдет к концу наша жизнь на земле, но это не должно вызывать у христианина фаталистическое отношение. Мы знаем, что бессмертны, пока не завершим свое дело. Да и смерть, хоть и возможна, не несомненна. Благословенная надежда на возвращение Христа побуждает верующего ждать Спасителя, а не смерти. Проповедник Питер Пелл хорошо сказал об этом: «Я не жду, когда меня зароют в землю, – я жду, когда меня заберутна небеса!«
Время насаждать, и время вырывать посаженное. Этими словами Соломон охватил всю сельскохозяйственную область, тесно связанную с временами года (Быт. 8:22). Несоблюдение сезонных сроков посева и сбора урожая может привести только к несчастьям.
3:3 Время убивать, и время врачевать. Комментаторы Библии усердно объясняют, что это не может относиться к убийствам, а только к войне, смертной казни или самообороне. Но мы должны помнить, что замечания Соломона основаны на его знаниях о жизни под солнцем. Не имея Божьего откровения, он считал, что жизнь – это либо бойня, либо госпиталь, поле битвы или место оказания первой помощи.
Время разрушать, и время строить. Сначала сносят старые здания, которые не могут больше служить людям, потом на их месте строят современные, удобные дома.
3:4 Время плакать, и время смеяться. Кажется, что в жизни трагедия сменяется комедией. Сегодня она носит темную маску трагедии, завтра – раскрашенную маску клоуна.
Время сетовать, и время плясать. Проходит похоронная процессия, плакальщики скорбно стонут. Но вскоре те же самые люди уже танцуют на свадебном пиру, быстро забыв о недавней печали.
3:5 Время разбрасывать камни, и время собирать камни. На первый взгляд представляется, что речь идет об очистке земли для засева (Ис. 5:2) и о сборе камней для строительства домов, стен и других укреплений. Если мы будем воспринимать эти слова в переносном смысле, как делает большинство современных комментаторов, это может быть указанием на отношения в браке. Так в САВ это перефразировано так: «Время заниматься сексом и время не заниматься».
Время обнимать, и время уклоняться от объятий. В области отношений есть время, когда надо принимать их, и есть время, когда надо от них уклоняться. Иногда любовь чиста, а иногда незаконна.
3:6 Время искать, и время терять. Это наводит нас на мысль о бизнесе, с его доходами и потерями. Сегодня вы получаете высочайшие доходы на рынке. Завтра он приходит в упадок, и компании прогорают.
Время сберегать, и время бросать. Большинство домохозяек знакомо с этим интересным правилом. Месяцами или даже годами они хранят какие-то вещи в кладовках, подвалах и чуланах. Потом, во время очередной уборки, они их вытаскивают и звонят в местную благотворительную организацию, чтобы их забрали.
3:7 Время раздирать, и время сшивать. Возможно, Соломон думал о поразительных переменах в моде на одежду? Какой-нибудь знаменитый модельер задает новый тренд, и весь мир следует ему, удлиняя или укорачивая края одежды. Сейчас в моде дерзкие и привлекающие внимание наряды. А завтра мы вернемся к строгому стилю бабушкиных времен.
Время молчать, и время говорить. Время молчать наступает, когда нас несправедливо критикуют, когда мы сами испытываем искушение критиковать других или сказать что-нибудь неправильное, недоброе, ненужное. Моисей произнес необдуманные слова, и за это не смог войти в землю обетованную (Чис. 20:10; Пс. 105:33).
Время говорить наступает, когда на кон поставлен какой-то важный принцип. Мардохей сообщил Есфири, что для нее настало время говорить (Есф. 4:13-14). Он мог бы добавить, вторя Данте, что самые жаркие места в аду приготовлены для тех, кто остается равнодушным в момент великого морального кризиса.
3:8 Время любить, и время ненавидеть. Мы не должны стараться приспособить эти слова к контексту христианства. Соломон говорит не как христианин, а как мирской человек. Ему казалось, что человеческое поведение колеблется между любовью и ненавистью.
Время войне, и время миру. Что такое история, как не рассказ о жестоких, бессмысленных войнах, перемежающихся краткими периодами мира?
3:9 Соломона волновал следующий вопрос: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится?» На каждую конструктивную деятельность приходится какая-то деструктивная. На каждый плюс есть минус. Четырнадцать позитивных моментов уравновешиваются четырнадцатью негативными. Таким образом, математическая формула жизни: четырнадцать минус четырнадцать равно нулю. В конечном итоге у человека остается нуль.
3:10 Соломон подробно изучил все виды деятельности, все занятия и задачи, которые Бог дал человеку, чтобы занять свое время. Он перечислил их в стихах 2-8.
3:11 Он приходит к выводу, что Бог все соделал прекрасным в свое время, то есть для любого вида деятельности есть свое время. Он думает здесь не столько о красоте Божьего творения, сколько о том, что для каждого действия есть отведенное ему время, и что в свое время все уместно.
Бог также вложил вечность в сердце человека. Хотя человек живет в мире, ограниченном временем, в нем заложена частица вечности. Инстинктивно он думает о ней и, хотя не понимает ее до конца, все-таки осознает, что в безбрежном океане времени существует не только эта краткая жизнь.
Однако Божьи дела и пути непознаваемы для человека. Мы не способны разрешить загадку творения, провидения или прекращения существования вселенной без откровения. Несмотря на громадные достижения человеческого знания, мы по-прежнему все видим через тусклое стекло. Как часто мы со вздохом признаемся: «Как мало мы знаем о Нем!»
3:12 Так как жизнь человека управляется определенными неумолимыми законами, и так как все его действия не позволили ему сдвинуться с мертвой точки, Соломон решил, что лучшее поведение – радоваться и наслаждаться жизнью как можно активнее.
3:13 Он не имеет в виду, что вся жизнь должна состоять из пьяных оргий с развратом и дебошами, но то, что способность человека наслаждаться пищей и питьем, находить удовольствие в каждодневном труде – Божий дар. Это очень неглубокий взгляд на жизнь, он явно не дотягивает до христианского, но мы должны постоянно помнить: Соломон очень по-земному смотрел на вещи.
3:14 Он четко понимал, что Божьи постановления неизменны. То, что решено Богом, пребудет, и человек не может этого изменить, не может ничего добавить или убавить. Нелепо творениям бороться против того, что установлено Творцом. Намного лучше уважать Его и подчиняться Его воле.
3:15 Текущие события – это просто повторение того, что уже случалось, и в будущем не случится ничего такого, чего еще не было. Бог устроил так, что одни и те же вещи случаются снова и снова. Он возвращает назад прошлое, и история повторяется. Выражение: «Бог воззовет прошедшее», – часто используется для того, чтобы все осознали тот факт, что неверующему придется ответить за прошлые грехи. Это так, но вряд ли в данном отрывке имеется в виду именно это. Здесь говорится скорее о том, что Бог возвращает прошлые события, чтобы начать очередной исторический цикл. Р. Ч. Спраул называет это темой вечного повторения. «Это значит, что в бесконечном времени есть периодические циклы, которые повторяются снова и снова. Драма человеческой жизни – это пьеса, которую снова и снова повторяют на бис».
3:16 Помимо прочих вещей, Екклесиаста огорчали несправедливость и неправда. Он видел, что в судах, которые должны были вершить правосудие, распространена несправедливость, а правительственные круги, которым следовало быть праведными, поступают нечестно.
3:17 Это жизненное неравенство побудило его думать, что настанет время, когда Бог будет судить людей, когда Он исправит все несправедливости на земле. Соломон не говорит явно, что это будет в следующей жизни, но такой вывод напрашивается, так как многие несправедливости остаются нерешенными в этом мире. Его вывод отражает распространенные среди праведных людей чувства. Достоинство и справедливость требуют, чтобы настало время, когда все счета будут оплачены и все права восстановлены.
3:18 В заключительных стихах главы 3 Екклесиаст обращается к теме смерти и рассматривает ее как мрачное место теней, в котором наступает конец всем человеческим амбициям, устремлениям и удовольствиям. Так и мы воспринимали бы смерть, если бы нас не просветила Библия.
Обратите внимание, он предваряет свои выводы словами: «Сказал я в сердце своем…» Не Бог открыл ему это, а он пришел к этому выводу самостоятельно. Это его собственные рассуждения под солнцем. Следовательно, на основании этого отрывка нельзя строить адекватное учение о смерти и загробном мире. Однако именно так и поступают приверженцы многих ложных культов. Они используют эти стихи для подтверждения своего ошибочного учения о сне души и полном уничтожении грешников после смерти. На самом деле тщательное изучение этого отрывка показывает, что Соломон не поддерживал эти взгляды.
Он в целом говорит, что Бог испытывает человека на протяжении его короткой жизни на земле, чтобы показать ему, как он хрупка и преходяща его жизнь – подобно животным. Но разве он говорит, что человек не лучше животного?
3:19 Речь идет не о том, что человек – животное, а о том, что, в каком-то смысле, у него нет преимущества над животными. Как смерть приходит к животным, так она приходит и к человеку. Одно дыхание у всех, и в момент смерти это дыхание прекращается. Поэтому жизнь человека так же пуста, как и жизнь существ низшего порядка.
3:20 Всех ждет один конец – могила. И те, и другие превращаются в прах. И люди, и животные произошли из праха и превратятся в него. Конечно, это в том случае, если тело – это все, что есть у человека. Но мы знаем, что это не так. Тело – это лишь шатер, в котором человек живет. Но Соломон не мог знать всей правды о нашем будущем состоянии.
3:21 Невежество Соломона по поводу того, что происходит в момент смерти, видно из следующего вопроса: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» Это не следует воспринимать как доктринальный факт. Это человеческий вопрос, а не выражение Божьей истины.
Из Нового Завета мы знаем, что дух и душа верующего отправляются к Христу после смерти (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23), а тело отправляется в могилу (Деян. 8:2). Дух и душа неверующего попадают в ад, а его тело – также в могилу (Лк. 16:22б-23). Когда Христос придет во второй раз, тела умерших в вере воскреснут в прославленном состоянии и воссоединятся с духом и душой (Флп. 3:20-21; 1 Фес. 4:16-17). Тела умерших неверующих воскреснут для суда великого белого престола, воссоединятся с духом и душой, а потом будет брошены в огненное озеро (Отк. 20:12-14).
Строго говоря, у животных есть тело и душа, но нет духа. В Библии ничего не говорится о посмертной жизни животных.
3:22 Основываясь на том, что Соломон знал о смерти, а также чего он не знал, он решил, что лучшее для человека – наслаждаться своей каждодневной деятельностью. В конце концов, таков его удел, и лучше покориться неизбежному. Надо попытаться найти удовольствие в том, чего нельзя изменить. Но прежде всего надо принимать жизнь такой, какая она есть, потому что никто не может рассказать человеку, что будет на земле, когда его не станет.