10 глава

10:1, 2 Когда-то Израиль был пышным ветвистым виноградом. Теперь он бесплоден, потому что пользовался Божьими благословениями лишь для того, чтобы все больше погрязать в идолопоклонстве. Бог обвиняет народ в двуличности. Разделилось сердце их, и они виноваты в том, что допустили это.

10:3, 4 Люди заявляли, что им не нужен ни Бог, ни царь. Такие слова показывают, насколько низко пал израильский народ. Когда-то на горе Синай они вручили себя Богу, чтобы Он управлял ими через Моисея и Аарона. После этого, однако, последовал долгий период постепенного отступничества, низшей точкой которого стал отказ вообще признавать какого-либо царя. Эту духовную деградацию можно увидеть в сменяющих друг друга формах правления, против которых евреи всякий раз восставали: 1) теократия (правление Бога); 2) правление Моисея (пророка-законодателя); 3) правление Иисуса Навина (духовного и военного лидера); 4) правление судей; 5) монархия (правление царей); 6) анархия (отсутствие власти). Они заключали заветы, произнося пустые клятвы, и этим навлекли на себя суд, который поразит землю, как ядовитая трава.

10:5-8 Золотой телец Беф Авена будет захвачен и отнесен в Ассирию. Вместо того чтобы любить Бога, Который много раз их спасал, они прилепились к золотому тельцу. В словах Бога звучит, по-видимому, сарказм, когда Он говорит: «За тельца Беф-Авена восплачет народ… и жрецы будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него». Неудивительно, что Бог готов излить на них Свой гнев! Погибнет царь Самарии, идольские святыни будут разрушены; люди станут взывать к горам и холмам, чтобы те пали на них.

10:9, 10 Было время, когда все израильские племена выступили против Гивы с целью наказать колено Вениами-ново за грех (Суд. 20). Однако с тех пор история Израиля – это непрерывный ряд преступлений. На этот раз Бог поднимет другие народы, чтобы наказать людей, связанных общим грехом.

10:11 Когда-то Ефрем был как обученная телица, задача которой состояла лишь в том, чтобы молоть зерно. Теперь же на нее возложат ярмо плена; Иуду также принудят к рабскому труду.

10:12-15 Единственный путь к спасению – покаяться и взыскать Господа. Но Израиль больше полагается на колесницы и воинов, поэтому пожнет плоды такой греховной самоуверенности: землю опустошит война, все твердыни будут разрушены, Самария падет, а царя убьют. Упомянутый в стихе 14 Салман это Салманассар III, хотя существует мнение, что речь идет о царе Моава Саламане.

11

VII. Бог и в гневе не перестает быть милующим (11:1 – 14:1)

Для лучшего понимания текста следует различать, где в следующих четырех главах говорит Осия, а где – Бог

Господь: 11 :1 – 12:1

Осия: 12 :2-6

Господь: 12 :7-11

Осия: 12 :12 – 13:1

Господь: 13 :2-14

Осия: 13 :15 – 14:4

Господь: 14 :5-9

Осия: 14 :10