Книга Левит. Вы помните, что книга Бытие отвечает на вопрос: «Что такое грех?». Фактически, книга Бытие показала нам проблему. Книга Исход – решает вопрос самой проблемы: что делает Господь, чтоб нас спасти. Видите, Бог начинает действовать, потому-то мы так интенсивно видим чудеса в книге Исход. Книга Левит – это естественное продолжение книги Исход. Потому что, когда случилась проблема, то кто-то говорит: Я тебе помогу!

Естественно, ваша и я моя реакция на это: «А я что-то должен как-то, ну, не буду же я сидеть, сложа руки? Должен ли я со своей стороны что-то сделать?». Вы знаете, людям намного легче давать, чем получать. Несмотря на то, что многие хотели бы получать, но, чтобы это не смотрелось бы так, т.к. очень трудно человеку чувствовать себя постоянно в роли просителя. Бог знал это, потому что Он нас такими сотворил. Он нас сотворил людьми, которые лучше будут отдавать, чем брать. С желанием — делиться, с желанием — отдавать. Грех нас уже исказил. И мы, подверженные греху, стараемся больше себе загребать. Вообще-то, Бог изначально сотворил нас существами, которые хотят отдавать, хотят делиться.

Книга Левит. Когда мы смотрим в контексте Ветхого Завета, мы увидели книгу Бытие, где Бог ясно показал нам серьезную проблему. Грех – это не мелочь какая-то, грех — это серьезная болезнь с серьезными последствиями. И Бог начинает нас избавлять, вызволять из этой ситуации. Но Он понимал, что человек может спросить: «Я а могу что-то сделать для Тебя?», и книга Левит отвечает на этот вопрос, и отвечает: «Да, ты можешь!». И что? Знаете что? – Жертву.

— Хочешь что-то принести? Хочешь как-то Меня отблагодарить? Понимаешь, заплатить ты не сможешь. У тебя нет столько денег. У тебя нет такой возможности возместить Мне столько, сколько Я потратил на тебя. Но что ты можешь сделать… Открытку Мне послать с благодарностью. Я буду рад получить от тебя вот этот знак твоей благодарности.

— Хорошо, Господи. Как я могу это сделать?

— Я научу тебя — книга Левит. Хочешь Меня как-то отблагодарить? Я научу тебя как это сделать – книга Левит.

И вы видите, что книга Левит – это множество указаний, что принести Богу, и каким образом это сделать; с самой первой главы и до самой последней. Книга Левит – это первая книга, которая изучалась еврейскими мальчиками. И, к сожалению, — это последняя книга, которую читают христиане. А потому что вспомните, как читается? Начинаешь читать книгу Бытие: «Интересно!». Почему интересно? Потому что – рассказы. Знаете, когда я читаю историю грехопадения Адама и Евы, то мне интересно, легко запоминается. Может быть, я не до конца понимаю весь смысл, но гораздо лучше понимаю, чем первую главу книги Левит. Правда? Или, например, история Ноя, потоп. Попробуйте рассказать историю, записанную в 7, 8 главе книги Бытие, — детям. И попробуйте рассказать историю, записанную в книге Левит. И вы обнаружите, насколько одно от другого отличается, и что легче, и что понятнее. Итак, почему книга Левит сложнее читается, чем книга Бытие? Бытие – это сплошные рассказы от начала до конца. Помните рассказы в книге левит? Вы знаете, есть рассказы в книге Левит! И эти рассказы очень важны. Они помогают нам понять книгу. Если вы смогли прочитать книгу Левит залпом, то вы заметили эти рассказы. Кто прочитал книгу Левит? Похоже, что больше половины смогли прочитать. Тот, кто прочитал – вспоминайте рассказы. Вы читали: одна глава – предписания, как приносить жертву; вторая – как приносить другую жертву; другого рода жертву; как приношение приносить; как какой-то праздник организовать; кто за кем должен заходить, выходить; кто должен, что куда наливать, выливать, и что должен омывать. В 10 главе – рассказы. Сколько там рассказов? – Два рассказа. Помните 10 главу? Что это за история? Десятая глава так и начинается: «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу». Вы чувствуете, что эта глава выделяется из других глав. Давайте посмотрим, как начинаются любые другие главы, начиная с первой. Первая глава: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого».

Вторая глава: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки…». А меду прочим, о хлебном приношении. Вы знаете, что вся книга Левит – это самая кровавая книга. Там, когда читаешь ее, кажется, что кровь рекою льется. Жертвы, жертвы, жертвы… надо убивать животных, сливать кровь, сжигать, там постоянно приносится кровная жертва.

Но вторая глава, в самом начале: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного…». Вам ничего это не напоминает? Помните, в книге Бытие, два брата. Бог сказал: « Вы приносите жертвы агнца – это будет символ Голгофы, пролитой крови». А Каин что говорит?

— Я хочу что-то другое. Можно?

В чем грех Каина? В Библии есть ответ. Смотрите, читайте эту вторую главу дальше: «Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу; как приношение начатков приносите их Господу, а на жертвенник не должно возносить их в приятное благоухание». Слышите? До сих пор Бог, в первой главе, говорил: «Вот так приноси, таким образом». Давал указания. Это первые стихи, где Господь говорит через Моисея народу Израильскому как надо приносить, но «будьте внимательны…». А почему он говорит: «Так – не приносите»? Знаете почему? Бог никогда не опережает события. Между прочим, закон впервые дан был на Синае? Нет? А где? Адам и Ева были знакомы с законом? С каким законом? Десятисловным? Как он звучал для них? Как вы себе представляете? В каком виде Господь представил им закон? Вы можете себе представить, Господь говорит Адаму и Еве: «Не прелюбодействуй». Что спросит Адам? «Господи, мог бы Ты мне объяснить, что это такое?». «Не убей, не кради…» — им нужно это было? Что красть? А, между прочим, «не подходи к дереву познания добра и зла», — в какой-то мере это «не кради». Вы знаете, в этом предупреждении, и то, как Господь им объяснил (думаю, что Он еще больше с ними общался), Он изложил принципы Своих порядков, Своего правления. Но вы представляете, что в таком виде, как на горе Синай?

Помните, на горе Синай, Господь давал закон, и говорит: «Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской». Вы можете себе представить, если б Бог сказал такой текст Закона Адаму и Еве? Что такое Закон? И какой Закон Бог дал Адаму и Еве; израильтянам на горе Синай, и какой закон дал Христос? Это разные Законы или это один и тот же? И в чем отличие? И что самое главное? Господь никогда не забегает вперед. Он не будет вас шокировать не понятными формулировками. То, что Он вывел израильтян из Египта — Он скажет израильтянам. То, что нужно почитать родителей — Он скажет детям, у которых уже есть родители. А Адаму Он сказал, что нужно уважать Своего Творца. То, что нужно было знать Адаму – Бог сказал, будьте уверены. То, что надо было знать евреям – Он сказал, и то, что нам надо знать – Он очень ясно изложил. И это один и тот же Закон. Принципы одни. И все это выражается Его любовью, потому что Он знает, как все устроено во вселенной. И Он знает, что нам будет во благо, и Он знает, что может принести нам неприятности, и Он нас этим предупреждает. Но когда уже что-то случилось, Господь может сослаться на тот неудачный опыт и сказать: «Будьте внимательны, чтоб вы не повторили ошибку Каина». Это то, что во 2 главе книги Левит происходит. Никакой отец не позовет своего сына и не скажет ему: «Ты, сынок, не ищи горох на кухне и не засовывай его в нос», до тех пор, пока, сынок, не попробует что-то подобное. Почему? Потому что, если он не знает, а папа ему скажет, даст хорошую идею… Понимаете, наш Отец Небесный не так, Он не опережает события, но если Он видит опасность, то тут же предупреждает.

И вот, среди этих указаний, мы подходим к 10 главе. Она резко отличается от предыдущих глав. Среди указаний, что и как приносить, вдруг мы слышим — повествование.

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал». Это — дети Аарона. «И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте…», — а это что за повеление? Почему Моисей говорит это им? Вы знаете, что тогда была такая традиция. Так выражали скорбь, горе, утрату – обнажали головы, разрывали верхнюю одежду, одевали вретище (грубая ткань), посыпали себя пеплом, — вот таким образом, тогда выражали сильное горе, глубокую печаль. Моисей приходит к Аарону и к его оставшимся сыновьям (помните, это были священники, которые были помазаны в предыдущих главах), и говорит: «Смотри, будь внимателен». – «Почему?». – «Чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь». Что это такое? Почему так? Что там произошло?

«И из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея». Вы можете себе представить отца, потерявшего двух своих сыновей? Плакать – нельзя, никаких знаков уныния и горя… Можете себе представить состояние Аарона?

«И сказал Господь Аарону, говоря…», — что там случилось?

«Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть», а почему Господь об этом говорит? Вы знаете, эта история до конца нам тут не ясна. Тут подробности не написаны. Написано только, что «чуждый огонь принесли». А что это значит? С одной стороны мы знаем, что там были строгие предписания какую смесь сжигать. Помните? Когда воскуряли фимиам, там была специальная смесь. Эта смесь считалась священной. Нельзя было добавлять каких-то своих компонентов. Как говорил Господь, так священники и должны были исполнить. Что такое «чуждый огонь»? Может быть, они какую-то другую смесь туда внесли? С другой стороны, мы знаем, что часто Господь Сам зажигал огонь на жертвеннике. В Ветхом Завете – это часто происходило. Помните, во время жертвоприношения Авеля? Как это было на горе Кармил. Господь, таким образом, являл Свое благоволение. Он принимал эту жертву. Господь сжигал жертву, которую человек приносил. Может это? Они сами зажгли огонь. Здесь много может появляться вопросов, но ответа конкретно – нет. Какие-то, интересные указания и повеления дает Господь Аарону. Говорит: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою». Одно из предположений, на основании этого текста, что это было причиной их гибели (сыновей Аарона), — они вошли во Святилище в нетрезвом состоянии.

«Чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши». А зачем это нужно?

«Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». История в 10 главе, вся книга Левит – это предписание, указание, законы о жертвах, о праздниках, о жизни. Но десятая глава – выделяется. Если вы читаете отрывками, то вы не заметите, что 10 глава выделяется. Но если вы прочитаете всю книгу Левит, то это броситься в глаза. Вы не сможете это пропустить. Это надо постоянно задавать вопросы. Вопросы пусть звучат, всегда, когда вы читаете Священное писание, если появляются какие-то вопросы, то не заглушайте их. Не отмахивайтесь от вопросов, в этом благословение — от чтения Священного писания. Вы найдете ответ на эти вопросы, вы слышите ответ, спустя какое-то время. Продолжайте читать, чтоб услышать ответ.

«И научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея», — первая история. Вы знаете, там еще одна есть история, в этой же главе. Заканчивается глава еще одной истории: «И козла жертвы за грех искал Моисей, и вот, он сожжен. И разгневался на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых» (Левит 10:16). Слышите, как написан этот стих? Моисей проверяет, как обстоят дела во Святилище. Все ли исполнено, как повелел Господь? И обнаруживает, что козла – жертвы за грех, которого недавно принесли – нет; он – сожжен. Если вы прочитаете указание о жертве за грех, вы увидите – это в начале книги Левит. Вы увидите, что жертва за грех (там были разные жертвы), — это жертва всесожжения. Жертва мирная – что это такое? Это, фактически, как в древности ели мясо животных. Это была жертва. Просто так никто не мог дома себе убить животное и приготовить из него пищу. Это – жертва. Заметьте, что когда еврей хотел приготовить себе мясную пищу, он приносил жертву – мирную. Почему Моисей разгневался? Потому что жертва за грех, она не должна была сжигаться. Жертва за грех, которую приносили израильтяне, она всегда указывала всегда на то, как Господь будет очищать нас, от наших грехов. Между прочим, когда вы думаете о Святилище, и о тех, кто приходит на поклонение в Святилище в Ветхом Завете, вы видите этих людей. Грешник, человек согрешил, он идет во Святилище, ведет жертву. Если бы вы наблюдали за этой картиной, и видели, как еврей ведет жертву, то чтобы вы думали? Кто идет на богослужение в Храм? Святой или грешник? Когда вы сегодня смотрите, вот идет на богослужение человек в Храм? Кто идет? – Святой. Вы понимаете, как все поменялось – сегодня святые ходят в Храм, а тогда шел грешник в Храм… Откуда знаем? Так ведь он ведет жертву. Что он будет делать в Храме? Он приходит в Храм, он исповедует свой грех над жертвой. Помните, что это значит? Он сейчас будет заклать это животное. Знаете, что это значит? Вы видите его одежду? Широкая одежда, он возвратится, сейчас будет возвращаться из Храма. Кто идет из Храма? Святой или грешник? Посмотрите одежду. Кровь на одежде. Уже – святой! У него не было возможности переодеться, он дома переоденется. Вы понимаете, что это за иллюстрация? Почему Господь повелел евреям соблюдать каждый день это? А что объясняли детям? Вы понимаете, какие картины, и как они запоминались с детства, и что оно означало? И каждую жертву за грех, которую убивал грешник, сжигали внутренности, кровь сливалась всегда, а мясо съедалось священниками; и, таким образом, священник, символически взяв этот грех, потому что когда человек возлагал руки и исповедовал свой грех над жертвой, то символически его грех переносился на жертву; жертва убивалась, священник брал его грех в себя, съедая мясо животного, и вносил во Святилище. Вы видите? Все это указывало на Христа – Он возьмет наши грехи на Себя и пойдет ходатайствовать за нас. И священник приходит во Святилище, он несет на себе грехи, кроме того, кровью одной из двух нужно было обязательно сделать: внести либо мясо съеденное священником вместе с собой во Святилище пред лице Божие, либо кровь жертвы за грех должна была быть внесена во Святилище.

«Почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом; вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы должны были, есть ее на святом месте, как повелено мне. Аарон сказал Моисею». А почему Моисей поднял такой шум? Почему он такую проблему из этого делает? А что только что произошло? Он понимает, что если там было нарушено Божье предписание, и он знает, чем это закончится (трагически закончилось). Теперь приходит к Аарону и говорит: «Вы что себе думаете? Вы понимаете, что то, что сказал Господь должно быть в точности исполнено. Почему вы этого не сделали?». Что скажет Аарон? Он что не знал? Что ему мало было горя и переживаний в начале этой главы? Что Аарон скажет?

«Аарон сказал Моисею: вот, сегодня принесли они жертву свою за грех» (Лев. 10:19). Кто они? «Не знаю… Кто-то…»

«И всесожжение свое пред Господом, и это случилось со мною…». Что это? «Не знаю…». То ли тот же грех, с которым пришел человек, со своей жертвой, то же самое допустил и Аарон (тот же грех), или что-то другое, о чем знал Моисей. Так или иначе, тут очень кратко написано: «И это случилось со мною…»

«Если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу? И услышал Моисей и одобрил». Так заканчивается 10 глава. Детали мы не знаем, но то, что надо – мы знаем. Принесли люди жертву за грех. Аарон говорит, что тоже допустил ошибку. Какой-то грех и Аарон допустил. Какой – не знаем. Говорит Моисею: «Как ты думаешь, если я буду ходатаем за этого человека, то это будет ли нормальным? Я могу быть для него ходатаем, если я такой же, как он? У меня свой грех, такой же. Как я могу идти сейчас пред лице Господне и говорить: я за него ходатайствую?». Моисей говорит: «Вообще-то, нет… Ты правильно поступил. Погиб бы Аарон? Что Господь сказал? Правильно поступил Аарон? Правильно! Откуда знаем? Аарон – жив. Если бы Моисей не правильно бы сказал, то поправил бы Господь? Откуда знаем? Если Моисей не правильно где-то Бога представлял, то молчал Господь, говорил? Помните, в следующей книге, когда Моисей выходит из себя, то Господь говорит: «Тебе придется подождать. Они пойдут, а ты – останешься». О чем эта книга — книга Левит? Вы знаете, книга Левит, сразу, как читаешь, понимаешь, что она о богослужении. Где вы в Библии найдете еще лучшую книгу с предписаниями о том, каким должно быть богослужение? С первых же глав и до последних, понимаешь, что это то, чем мы можем отблагодарить Господа за то, что Он для нас сделал. Это наше служение ему – это богослужение. Как оно выражалось в жертвах, в праздниках, в ритуалах, и все это указывало на Христа, и объясняло — план спасения, который Господь предназначил для людей. Об этом книга Левит. Но когда мы сравним, и посмотрим на то, какие богослужения происходят вокруг…

Вы знаете, археологи проводили и проводят раскопки на Ближнем Востоке, и до сих пор обнаруживают Храмы, и поразительно, что Храмы тех народов очень похожи на Храм евреев. Там тоже есть Святое Святых, и во Святом Святых тоже находят скрижали, и божество, которому поклоняются тот или иной народ. И когда изучали скрижали, то они были очень похожи на те скрижали, которые Господ дал народу израильскому. Там есть все эти пункты, только в этих пунктах не Господь, который вывел их из земли египетской, а господин, который тоже избавил от какой-то беды, которому нужно служить. Все эти пункты. И мя этого господина тоже нельзя произносить всуе. И повиноваться ему надо. И не изменять ему. Только одному ему служить. Все пункты, которые вы встретите в 10 заповедях, вы найдете там. И историки давно это обнаружили. Служение, которое проходило в храмах, тоже жертвы – кровные жертвы. Есть отличие, но очень много общего, и там очень строго придерживались всех этих правил, даже под страхом смерти. И когда все это видишь, тогда появляется, естественно, вопрос: а чем же отличается служение живому Богу и служения идолам? Да и сегодня, посмотрите, мы понимаем, что все церкви не могут быть истинными церквями. И, естественно, не могут быть все богослужения – правильными. Но зайдите в другие церкви, и вы увидите там много общего, в том, как они поклоняются, во всех ритуалах, церемониях, которые происходят в молитвенных домах и церквях. Много общего. Чем же отличается истинное поклонение от ложного? Книга Левит – отвечает на этот вопрос, в 10 главе. У язычников, под страхом смерти, нельзя было нарушать ни единой черты, ни единой йоты из всего того, что предписано приносить в жертву и какие совершать церемонии. У евреев как? Десятая глава книги Левит говорит, что точно так же. А что говорит вторая часть 10 главы? Почему Господь призывает Аарона, после той трагедии, которая случилась, и говорит ему: «Понимаешь, у тебя должна быть голова — ясной, когда заходишь во Святилище, и, вообще, всегда. Для чего? Ты – священник. Ты должен четко отличать священное от несвященного». Вы понимаете, почему Аарон в конце главы был способен рассудить, что — правильно, а что — нет? Он серьезно отнесся к тому, что ему сказал Господь. Вы знаете, внешне все может быть очень похоже. Особенно в последнее время. Сатана постарается так, чтобы внешне все было очень похоже. Он будет подделывать церкви, богослужения, ритуалы, вероучения; все будет подделывать на столько, насколько это возможно, чтобы — прельстить, увлечь, даже избранных, ввести в заблуждение. Он постарается внешне сравнять всё с тем, что ожидает Господь от нас! Тогда как быть? Где выход? Нет другого пути, как наш ум содержать в хорошем состоянии, чтобы отличать истину от подделки. Самое главное – это увидеть суть. Потому что внешнее (вспомните фарисеев), не всегда исполняет сути заповедей. Вы знаете, если бы кто-то увидел сыновей Аарона, которые входили во Святилище, возможно, ничего и не заметили, но Бог видел их легкомысленное состояние. Внешне, мы можем выглядеть святыми людьми, которые идут в церковь. Люди, со стороны будут видеть, и говорить: «Самые лучшие!», но Господь видит сердце: «Там – огонь, но чуждый».

Вы знаете, символом чего является «огонь» в Священном писании? — Дух чуждый. Мы часто это говорим: «Это не тот Дух», а как это заметить? Знаете, это внешне не отличишь, это можно только почувствовать. Священное писание, с самый первых книг, с самых первых страниц, разоблачает вот эту внутреннюю сущность греха, обнажает пред Господом и пред людьми. Дьявол чем занимается? Он постарается все завуалировать, всему придать вид благочестия, чтобы увезти в заблуждение. И вы посмотрите внешне, и скажете: «Хороший человек!», но поживете с ним – увидите. Время многое проясняет. Господь лично с нами говорит: «Понял книгу Левит? Понял эти два рассказа? Тебе не надо определять кого-то другого, достаточно себя. И ты сразу почувствуешь, где ты лукавишь, где ты пытаешься представить себя лучше, чем ты на самом деле являешься, и зачем». Позвольте Духу Святому вам эти вопросы продиктовать, а вы попробуйте на эти вопросы ответить. Вы знаете, людей можно обмануть, но не Бога. Помните, ту историю, когда пришел Ананий и Сапфира? Вы знаете, Петр тоже бы не узнал, если бы Бог ему не открыл. Людей можно обмануть. Можно сделать вид, что я – даю, а тут – забираю, больше чем дал. Можно сделать вид, что я – жертвую, а на самом деле, он ожидал, что скажут люди. Если б не люди… то он бы никогда этим не занимался. Он бы никогда не молился, он бы никогда бы не давал милостыню. Он бы не возвращал бы десятину, потому что ему важно, что скажут люди. Когда Господь призывает нас служить Ему, это только потому, что это надо нам. Господь знает, как Он нас сотворил. Он нас сотворил – благодарными людьми. И Он понимает, что когда я осознаю, что Господь для меня сделал после книги Бытие (грех – это смерть!), когда я осознаю, что Господь вывел меня оттуда (книга Исход – это спасение!), когда я осознаю, что Господь научил меня жизни, у горы Синай, то Господь знал, что во мне пробудится благодарный человек, и я захочу выразить Ему свою благодарность, но Господь говорит: «Только сделай это правильно». Так как Иисус остановился на этом вопросе в Нагорной проповеди, после Закона — Он сначала изложил Десятисловный Закон (что это означало, помните?), а затем, Он сказал, как нужно молиться, научил молиться, а затем, сказал: «Будьте внимательны».

Когда ты хочешь сделать что-то доброе, то не труби перед собой. Зачем? Это ты благодарность Господу хочешь сделать или что? Ты это Ему служишь или кому? Господь обращает в нашем служении наше внимание на саму суть богослужения. И когда я это пойму, тогда я принесу жертву приятную Богу, не чуждый огонь. Когда я это пойму, тогда у меня голова будет трезвой и сердце доброе. Когда я это пойму, я буду совершать служение не по мертвой букве, а буду думать, что сегодня делать, размышлять о том, что плохо, а что – хорошо. Вот почему Господь сказал Аарону: «Смотри, ум пусть твой будет ясным, сердце чутким, чтобы тогда, когда ты будешь совершать служение, ты смог бы отличать добро от зла. Об этом книга Левит! И если вам придется думать: «Чем я могу Господу послужить, чем я могу Его отблагодарить?».