8 глава

Ф. Насыщение четырех тысяч (8,1-10)

8,1-9 Это чудо напоминает насыщение пяти тысяч. Однако обратите внимание на отличия, приведенные в таблице.

Чем меньше материала для работы было у Иисуса, тем больше Он совершал и тем больше оставалось. В главе 7 мы видели крошки со стола, попадающие язычнице. Здесь насыщается множество язычников. Эрдман комментирует:

«Первое чудо здесь подразумевает, что для нуждающихся язычников могут падать со стола крошки хлеба; второе чудо может указывать на то, что Иисус, отверженный Своим собственным народом, отдаст жизнь Свою за мир и станет Хлебом жизни для всех народов». (Charles R. Erdman, The Gospel of Mark, p. 116.) Есть опасность рассматривать такое событие, как насыщение четырех тысяч, всего лишь как незначительное повторение. Мы должны подходить к изучению Библии с убеждением, что каждое слово Писания наполнено духовной истиной, даже если мы не в состоянии увидеть это на нашем нынешнем уровне понимания.

8,10 Отправившись из Десятиградия, Иисус и Его ученики пересекли море Галилейское и прибыли на западный берег, в местность, называемую Далмануфа (Магдала в Мф. 15,39).

Х. Фарисеи хотят увидеть знамение с небес (8,11-13)

8,11 Фарисеи ожидали Его и начали требовать знамения с неба. Их слепота и дерзость были огромны. Перед ними стоял Тот, Кто был величайшим знамением, – Сам Господь Иисус Христос. Он был воистину знамением, сошедшим с неба, но они Его не оценили по достоинству. Они слышали Его беспримерные слова, видели Его удивительные чудеса, вступали в общение с абсолютно безгрешным Человеком – Богом, явленным во плоти,- и все же в своей слепоте требовали знамения с неба!

8,12-13 Неудивительно, что Спаситель глубоко вздохнул! Если какое-то поколение в истории мира имело привилегию, то это было поколение евреев, которое составляли эти фарисеи. И все же слепые перед лицом самого ясного свидетельства – появления Мессии, они требовали чуда на небесах, а не на земле. Иисус ответил: «Больше не будет никаких знамений. Вы упустили свой шанс». Он опять вошел в лодку, и они отправились на восток.

ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ
1. Люди были иудеями (см. Ин. 6,14-15). 1. Люди, вероятно, были язычниками (они жили в Десятиградии).
2. Народ пробыл с Иисусом один день (6,35). 2. Этот народ пробыл с Иисусом три дня (8,2).
3. Иисус использовал пять хлебов и две рыбы (Мф. 14,17). 3. Он использовал семь хлебов и немного рыбок (8,5-7).
4. Насытилось пять тысяч мужчин, а также женщины и дети (Мф. 14,21). 4. Насытилось четыре тысячи мужчин, а также женщины и дети (Мф. 15,38)
5. Остатками наполнили двенадцать коробов (Мф. 14,20). 5. Остатками наполнили семь корзин (8,8).

Ц. Закваска фарисейская и Иродова (8,14-21)

8,14-15 Во время путешествия ученики вспомнили, что забыли взять хлебов. Иисус все еще размышлял о Своей встрече с фарисеями, когда предупредил их о закваске фарисейской и закваске Иродовой. Везде в Библии закваска символизирует зло, которое распространяется медленно и незаметно, влияя на все, с чем соприкасается. Закваска фарисейская включала в себя лицемерие, обрядовость, самоправедность и слепой фанатизм. Фарисеи внешне претендовали на особую святость, но внутри были испорченными и неправедными. Закваска Иродова может включать в себя скептицизм, аморальность и отсутствие духовных интересов. Иродиане отличались этими грехами.

8,16-21 Ученики совершенно не поняли слов Иисуса. Они могли думать лишь о еде. Тогда Он быстро задал им девять вопросов. В первых пяти Он укорил их за неповоротливый ум. Последние четыре вопроса были укором за то, что они переживали о своих нуждах в то время, когда Он был с ними. Разве Он не насытил пять тысяч пятью хлебами, причем осталось двенадцать коробов кусков? Да! Разве не насытил Он четыре тысячи семью хлебами, причем осталось семь корзин кусков? Да, Он это совершил. Тогда почему же они не понимают, что Он в состоянии обильно восполнить нужды горстки учеников в лодке? Разве им не понятно, что с ними в лодке находится Создатель и Вседержитель вселенной?

Ч. Исцеление слепого в Вифсаиде (8,22-26)

Это чудо, описанное только Марком, затрагивает несколько интересных вопросов. Почему Иисус вывел человека из селения, прежде чем исцелить его? Почему Он не исцелил этого человека, просто прикоснувшись к нему? Зачем использовать такое необычное «средство», как плевок? Почему человек не сразу получил совершенное зрение? (Вероятно, человек прозрел сразу же, но точно так же, как новорожденный младенец, должен был научиться сосредотачивать взгляд на предмете.)

(Это единственный в Евангелиях пример исцеления, которое происходило поэтапно.) И, наконец, почему Иисус запретил человеку рассказывать в селении о чуде? Наш Господь – Владыка и не обязан отчитываться перед нами за Свои действия. Все, что Он делал, имело вескую причину, даже если мы не можем разглядеть ее. Все случаи исцеления различаются, как и каждый случай обращения. Некоторые приобретают замечательное духовное зрение, как только обращаются. Другие сначала видят смутно, но со временем приобретают полную уверенность в спасении.

Ш. Великое исповедание Петра (8,27-30)

Последние два отрывка этой главы ведут нас к высшей точке отсчета в учебе двенадцати. Ученикам нужно было иметь глубокое личное понимание того, Кто Такой Иисус, прежде чем Он мог рассказать им о предстоящем пути и пригласить их следовать за Ним через жизнь посвящения и жертвенности. Данный отрывок ведет нас к сердцу ученичества. Пожалуй, на сегодняшний день это наиболее пренебрегаемая область христианского мышления и практики.

8,27-28 Иисус со Своими учениками искал уединения далеко на севере. По пути в Кесарию Филлипову Он затронул одну тему, задав вопрос о том, что о Нем думают люди. В общем, люди признавали, что Он – человек великий, равный Иоанну Крестителю, Илии или другим пророкам. Но человеческая честь – фактически бесчестье. Если Иисус не Бог, тогда Он обманщик, сумасшедший или легендарная личность. Другого варианта нет.

8,29-30 Затем Господь прямо спросил учеников, каково их мнение о Нем. Петр тотчас сказал, что Он – Христос, то есть Мессия, или Помазанный. Петр знал об этом рассудком, но в этот момент в его жизни что-то произошло, потому что сейчас это было глубоким личным убеждением.

Жизнь уже никогда не сможет быть такой же. Петр не мог более удовлетворяться существованием, сосредоточенным на самом себе. Если Иисус – Мессия, то Петр должен жить для Него, полностью отвергнув себя.

Щ. Слуга предсказывает Свою смерть и воскресение (8,31-38)

До этого момента мы наблюдали, как жизнь Слуги Иеговы проходила в непрерывном служении другим. Мы видели ненависть Его врагов и непонимание друзей. Мы видели жизнь, исполненную динамичной силы, морального совершенства, чрезвычайной любви и смирения.

8,31 Однако путь служения Богу ведет к страданию и смерти. Поэтому сейчас Спаситель прямо сказал Своим ученикам, что Ему должно (1) пострадать; (2) быть отвержену; (3) быть убиту; (4) воскреснуть. Для Него путь славы пролегал через крест и могилу. Ф. У. Грант выразил это так: «Сердце служения проявляется в жертвенности».

8,32-33 Петр не мог согласиться с мыслью о том, что Иисусу надлежит пострадать и умереть; это противоречило его представлению о Мессии. Он также не хотел допускать мысль, что его Господь и Повелитель будет убит Своими врагами. Он укорял Спасителя за то, что Тот так говорил. Именно тогда Иисус и сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Иисус вовсе не обвинял Петра в том, что тот сатана или что в него вселился сатана. Его слова означали: «Ты говоришь так, как говорил бы сатана. Он всегда стремится отговорить нас от полного послушания Богу. Он искушает нас избрать легкий путь к трону». Слова Петра были сатанинскими по происхождению и по содержанию, и это вызвало возмущение Господа. Келли комментирует:

«Что так взволновало нашего Господа? Ловушка, которая подстерегает каждого из нас: стремление к самосохранению, предпочтение легкого пути кресту. Неправда, что нам не свойственно уклоняться от испытаний, позора и отвержения; что мы не избегаем страданий, которые неизбежны при выполнении Божьей воли в мире, подобном нашему; что мы не предпочитаем спокойный респектабельный жизненный путь – короче, наилучшее в обоих мирах. Как легко человеку попасться на это! Петр не понимал, почему Мессия должен был пройти весь этот путь скорбей. Мы на его месте могли бы сказать или подумать и похуже. Протест Петра не был лишен этой сильной человеческой склонности. Он всем сердцем любил Спасителя. Однако это было неосознанное проявление мирского духа». (Kelly, Mark, p. 136.)

Обратите внимание, что Иисус сначала взглянул на Своих учеников, а потом воспретил Петру, как бы говоря: «Если Я не взойду на крест, то как смогут спастись Мои ученики?»

8,34 Затем Иисус действительно сказал им: «Я иду на страдания и смерть ради спасения людей. Если вы желаете идти за Мной, то должны отвергнуть всякое эгоистическое побуждение, осознанно избрать путь позора, страданий и смерти и следовать за Мною. Возможно, вам придется отказаться от личных удобств, светских удовольствий, земных связей, великих амбиций, материальных богатств и даже самой жизни». Подобное заявление ставит перед нами вопрос: как мы на самом деле можем верить в то, что имеем право проводить жизнь в роскоши и удовольствиях? Как мы можем оправдать вещизм, эгоизм и холод наших сердец? Его слова призывают нас к жизни самоотвержения, подчинения, страдания и жертвенности.

8,35 Всегда есть искушение сберечь свою душу – жить с удобствами, запасаться на будущее, делать свой собственный выбор, ставя личное «я» в центр всего. Нет более верного пути потерять свою душу. Христос призывает нас полностью отдать свою жизнь ради Него и Евангелия. Посвятить Ему себя самого духом, душой и телом. Он призывает нас расточить себя и быть растраченным на Его святом служении, положив, если это необходимо, жизнь на евангелизацию мира. Вот что означает потерять душу. Нет более верного пути сберечь душу.

8,36-37 Даже если бы верующий смог собрать все богатства мира за свою жизнь, то какая бы ему была польза? Он упустил бы возможность употребить свою жизнь для славы Божьей и спасения погибающих. Это была бы плохая сделка. Наша жизнь стоит больше, чем все предлагаемое этим миром. Кому посвятим мы ее: себе или Христу?

8,38 Наш Господь понимал, что некоторые из Его молодых учеников, боясь насмешек, могут преткнуться на пути ученичества. Поэтому Он напомнил им, что все стремящиеся избежать посмеяния из-за Него испытают еще больший стыд, когда Он, облеченный властью, вернется на землю. Какая мысль! Скоро наш Господь придет на землю, на этот раз не в уничижении, но в Своей славе и в славе Своего Отца со святыми ангелами. Это будет ослепительная картина. Тогда Он постыдится тех, кто стыдится Его сейчас. Пусть же Его слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном…», звучат к нашим сердцам. Как нелепо стыдиться безгрешного Спасителя в мире, отмеченном безверием и греховностью!