2 глава

З. Исцеление расслабленного (2,1-12)

2,1-4 Вскоре после того как Господь пришел в Капернаум, в доме, где Он находился, собрались многие люди. Весть разлетелась быстро, и люди жаждали увидеть Чудотворца в действии. Людей влечет туда, где движется Бог в силе. Спаситель верно говорил им слово, и люди собрались даже у дверей. За толпой людей находился расслабленный, которого несли четверо на импровизированных носилках. Из-за толпы его трудно было поднести ближе к Господу Иисусу Христу. Обычно всегда возникают препятствия, когда мы ведем других к Иисусу. Но вера подсказывает решение. Четверо носильщиков забрались на крышу дома по внешним ступенькам, частично раскрыли кровлю дома и спустили расслабленного вниз – возможно, во внутренний дворик,- принесши его близко к Сыну Божьему.

Кто-то дал прозвища этим добрым друзьям: сочувствие, сотрудничество, оригинальность и находчивость. Нам всем следует стремиться быть друзьями, которые обладают подобными качествами.

2,5 Иисус, впечатленный их верой, говорит расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Эти слова кажутся странными. Ведь дело было в параличе, а не в грехе, не так ли? Да, но Иисус за симптомами видел причину. Исцеляя тело, Он заботился о душе.

Он не занимался лечением бренного тела, оставляя без внимания вопрос вечности. Итак, Он сказал: «Прощаются тебе грехи твои». Это была чудесная новость. Ныне, на этой земле, в этой жизни грехи человека были прощены. Ему не нужно было ждать судного дня. Он сегодня получил заверение в прощении. Каждый, кто возложил свою веру на Господа Иисуса Христа, имеет подобную уверенность.

2,6-7 Книжники быстро уловили значение этого заявления. Они были достаточно хорошо знакомы с учением Библии, чтобы знать, что только Бог может прощать грехи. Человек, прощающий грехи, тем самым заявлял, что Он Бог. До этого момента их логика была верной. Однако, вместо того чтобы признать Господа Иисуса Христа Богом, они в своих сердцах обвинили Его в богохульстве.

2,8-9 Иисус прочел их мысли, что уже само по себе было доказательством Его сверхъестественной силы. Он задал им провоцирующий вопрос: «Что легче: объявить человеку, что его грехи прощены или что его паралич излечен?» Фактически сказать одно столь же легко, как и другое. Но, с человеческой точки зрения, в равной степени невозможно совершить ни одно, ни другое.

2,10-12 Господь уже объявил этому человеку о прощении грехов. Да, но произошло ли это в действительности? Книжники не могли видеть, как прощались грехи человека. Следовательно, они не поверили. Чтобы показать, что грехи человека действительно прощены, Спаситель дал книжникам нечто наглядное, что они могли увидеть. Он сказал расслабленному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Человек тут же повиновался. Люди изумились. Никогда в своей жизни они не видели ничего подобного. Однако, несмотря на потрясающее свидетельство, книжники не поверили. Вера взаимосвязана с волей человека, а они не хотели верить.

И. Призвание Левия (2,13-17)

2,13-14 Уча народ у моря, Иисус увидел Левия, который собирал пошлину. Левий нам известен как Матфей, который впоследствии написал первое Евангелие. Он был иудеем, но род его занятия был весьма неиудейский, учитывая, что он собирал пошлину для ненавистного римского правительства! Подобные люди не всегда отличались честностью – фактически на них смотрели сверху вниз, как на подонков, отбросов общества. И все же Левию в вечности зачтется то, что, услышав призыв Христа, он оставил все и последовал за Ним. Пусть же каждый из нас, подобно ему, слушается мгновенно и без вопросов. В настоящее время это может показаться большой жертвой, но в вечности оно не будет восприниматься как жертва.

Миссионер, а впоследствии мученик Джон Элиот сказал: «Вовсе не глуп тот человек, который отдает то, что не может удержать, для приобретения того, что не может потерять».

2,15 Левий устроил в своем доме угощение, на котором мог познакомить своих друзей с Господом Иисусом Христом. Его друзья большей частью были подобны ему – мытари и грешники. Иисус принял приглашение провести вместе с ними время.

2,16 Книжники и фарисеи думали, что поймали Его на серьезном нарушении. Вместо того чтобы пойти непосредственно к Нему, они обратились к Его ученикам и попытались подорвать их доверие и преданность. Как это их Господь ест и пьет с мытарями и грешниками?

2,17 Иисус, услышав это, напомнил им, что не здоровые люди нуждаются во враче, а только больные. Книжники полагали, что они здоровые, потому не сознавали свою нужду в великом Враче. Мытари и грешники признали свою вину и нужду в помощи.

Иисус пришел призвать грешников, таких как они, а не самоправедных людей.

В этом есть урок и для нас. Нам не следует замыкаться в христианской среде. Напротив, мы должны искать встречи с людьми, не знающими Бога, для того чтобы привести их к нашему Господу и Спасителю. Поддерживая дружеские отношения с грешниками, мы не должны делать ничего такого, что скомпрометировало бы наше свидетельство, или позволять неспасенным людям увлекать нас вниз, до их уровня. Нам следует брать инициативу и вести друзей в положительном направлении, духовно полезном для них.

Легче было бы изолироваться от грешного мира, но ни Иисус, ни Его последователи не делали этого.

Книжники думали, что погубят репутацию Господа, если назовут Его другом грешников. Но то, что они задумали как оскорбление, послужило к возбуждению еще большей любви. Все искупленные с радостью признают Его Другом грешников и вечно будут любить Его за это.

К. Полемика о посте (2,18-22)

2,18 Ученики Иоанновы и фарисейские практиковали пост как религиозное упражнение. В ВЗ пост был учрежден как выражение глубокой скорби. Однако он во многом потерял свое значение и стал привычным обрядом. Они обратили внимание на то, что ученики Иисуса не постились, и, возможно, в их сердцах шевельнулась зависть и жалость к себе. Тогда они обратились к Господу за объяснением.

2,19-20 В ответ Он сравнил Своих учеников с друзьями жениха. Он Сам был Женихом. Доколе с ними Жених, у них не было повода для внешнего выражения печали. Но придут дни, когда Он отнимется у них; тогда у них будет повод поститься.

2,21 Господь тут же привел два примера, чтобы объявить о пришествии нового века, который не совместим с предыдущим. Первый пример касается новой заплаты, которая сделана из небеленой, не вымоченной ткани. Если наложить эту заплату на старую одежду, то она неизбежно сядет и порвет старое полотно. Одежда, сделанная из старой ткани, непрочная, и если к ней пришить заплату, будет рваться. Иисус сравнил старый закон со старой одеждой. Бог никогда не намеревался христианством залатать иудаизм; это была новая отправная точка. Сожаление о старом веке, которое выражалось в посте, должно уступить путь радости нового.

2,22 Во втором примере речь шла о молодом вине и ветхих мехах. Старые кожаные мехи теряли свою эластичность. И если в них влить молодое вино, то давление, возникающее при брожении, разорвет мехи. Молодое вино олицетворяет радость и силу христианской веры. Старые мехи указывают на формы и обряды иудаизма. Молодое вино нуждается в новых мехах. Иоанновым ученикам и фарисеям не следовало возвращать последователей Господа в рабство горестного поста, который тогда практиковался. Нужно позволить, чтобы новое выразило себя в радости и кипении жизни. Христианство всегда страдало от попыток людей смешать его с законничеством.

Господь Иисус Христос учил, что закон и благодать несовместимы. Это противоположные принципы.

Л. Полемика о субботе (2,23-28)

2,23-24 Этот случай иллюстрирует конфликт между традициями иудаизма и свободой Евангелия, о которой только что учил Иисус.

Проходя в субботу засеянными полями, ученики Его начали срывать колосья, чтобы поесть. Этим они не нарушали ни один из законов Божьих. Но, согласно мелочным традициям, установленным старейшинами, ученики нарушали субботу тем, что «собирали урожай», а может, и «молотили» (растирали зерна в руках, чтобы снять шелуху)!

2,25-26 Отвечая на их обвинения, Господь напомнил случай из ВЗ. Хотя Давид и был помазан на царство, его отвергли и, вместо того чтобы почитать как царя, за ним охотились, как за куропаткой. Однажды, когда вышли его запасы, он вошел в дом Божий и взял хлебы предложения в пищу своим людям и себе. Обычно хлебы предложения запрещено было есть кому бы то ни было, кроме священников. Однако Бог не укорил Давида за этот поступок. Почему? Потому что обстановка в Израиле была недолжной. До тех пор, пока Давид не мог занять свое достойное место как царь, Бог допускал, чтобы он делал то, что обычно считалось незаконным.

То же произошло с Господом Иисусом Христом. Помазанный на Царство, Он не царствовал. Сам факт, что Его ученикам приходилось собирать зерна в пути, показывал, что дела в Израиле шли неправильно. Самим фарисеям следовало бы оказывать гостеприимство Иисусу и Его ученикам, вместо того чтобы критиковать их.

Если Давид действительно нарушил закон, съев хлебы предложения, и все же Бог не укорил его, то насколько более невинными были ученики, которые в таких же обстоятельствах не нарушили ничего, кроме предания старейшин.

Стих 26 указывает, что Давид ел хлебы предложения, когда первосвященником был Авиафар. Согласно 1 Цар. 21,1, священником в то время был Ахимелех. Авиафар был его сыном. Вероятно, первосвященник хранил верность Давиду, и под влиянием этого он разрешил такое необычное отклонение от закона.

2,27-28 Наш Господь закончил Свои слова, напомнив фарисеям, что суббота была установлена Богом для блага человека, а не для его порабощения. Вдобавок Он сказал, что Сын Человеческий есть также Господин субботы – Он Сам установил субботу. Следовательно, Он имеет право решать, что позволительно, а что запрещено в этот день. Никогда, конечно же, не предусматривалось, что суббота должна запрещать работу по необходимости или дела милосердия. Христиане не обязаны придерживаться субботы.

Этот день был дан народу Израиля. Особый день в христианстве – это Господень день, первый день недели. Все же этот день не отмечен никакими законническими позволениями и запретами.

Это скорее день радости, когда верующие, свободные от мирских занятий, могут поклоняться Богу, служить Ему и заботиться о совершенствовании своих душ. Мы не должны задаваться вопросом: «Можно ли это делать в день Господень?» Скорее следует спрашивать: «Как я могу наилучшим образом использовать этот день для славы Божьей, для благословения моего ближнего и для моего духовного блага?»