Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Деяния
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 6170 Все тексты автора Уильям МакДональд
13 глава
13,1 Еще из главы 11 мы знаем, что в Антиохии была образована церковь. Вместо одного человека, назначенного быть служителем или пастырем, церковь имела многих людей, исполненных даров. Если быть точным, в ней было, по крайней мере, пять пророков и учителей. Как уже упоминалось, пророк – это человек, особо одаренный Духом Святым, способный принимать откровения непосредственно от Бога и проповедовать о них другим. В определенном смысле они были глашатаями Божьими и часто могли предсказывать предстоящие события. Учителя – мужи, которым Дух Святой дал способность просто и понятно излагать и разъяснять Слово Божье.
Имена пророков и учителей приводятся в таком порядке:
1. Варнава. Мы уже знакомы с этим замечательным служителем Божьим и верным соратником Павла. Здесь он упомянут первым, возможно, потому, что раньше других уверовал или дольше всех служил Христу.
2. Симеон, называемый Нигер. Если судить по имени, он был иудеем по рождению, возможно, происходившим из африканской иудейской общины. А может, он принял имя Нигер (черный или смуглый), чтобы удобнее было работать с язычниками. Конечно, вполне можно допустить, что он был чернокожий, что и отразилось в его прозвище. Ничего больше о нем не известно.
3. Луций Киринеянин. Вероятно, он был одним из киринейцев, которые первыми пришли в Антиохию, проповедуя христианство (11,20).
4. Манаил (ветхозаветная форма этого имени – Менаим). О нем сказано, что он был совоспитанником Ирода четвертовластника. Интересен сам факт, что человек, столь близко знавший распутного Ирода Антипу, одним из первых обратился в христианскую веру. Титул «четвертовластник» (греч. «тетрарх») указывает, что Ирод правил одной четвертой частью царства своего отца.
5. Савл. Хотя в этом списке имя Савла упомянуто последним, ему суждено было стать живым воплощением истины: «Последние будут первыми».
Эти пять человек свидетельствуют, что раннехристианская Церковь была единой и сплоченной и не делала различий между людьми по цвету кожи. В ней действовал новый оценочный критерий: «Не кто ты, а чей».
13,2 Однажды эти пророки и учителя собрались для молитвы и поста, возможно, вместе со всеми верующими. Из контекста ясно, что выражение «они служит Господу» означает, что они проводили время в богослужении и молитвах о Церкви. Постясь, они смиряли свое тело, дабы ничто не отвлекало их от молитвы.
Почему они собрались на молитву все? Есть ли у нас основания считать, что они пришли на это собрание, осознавая всю тяжесть ответственности за евангелизацию мира? В тексте нет указаний на то, что это молитвенное собрание продолжалось всю ночь, но, без сомнения, этот стих подразумевает, что оно было более серьезным и длительным, чем обычные молитвенные собрания сейчас.
Когда они молились. Дух Святой совершенно определенно указал им отделить Варнаву и Савла на дело, которое Он уготовил для них. Это, кстати, весьма ясное свидетельство личностной природы Святого Духа. Если бы Он был лишь «силой», невозможно себе представить, что можно было бы использовать такие слова. Как Дух Святой возвестил об этом пророкам и учителям? Хотя на этот вопрос и нет какого-либо определенного ответа, вероятно, Он говорил через одного из пророков – Симеона, Луция или Манаила.
Первым здесь упомянут Варнава, а Савл – вторым. Но когда они возвратились в Антиохию, их имена следовали уже в другом порядке.
Этот стих имеет огромную практическую важность, так как подчеркивает роль Духа Святого в руководстве ранней Церковью и восприимчивость учеников к Его водительству.
13,3 После того как Дух Святой таким образом явил Свою волю, мужи эти продолжали поститься и молиться. Затем трое из них (Симеон, Луций и Манаил) возложили руки на Варнаву и Савла. Это не было официальным «рукоположением», которое практикуется в современном христианстве, когда высший церковный чин присваивает духовный сан низшему. Это было простое выражение братской солидарности с этими двумя мужами в том деле, к которому призвал их Святой Дух. Понятие рукоположения как обряда, который дает посвящаемому право совершать таинства и выполнять другие церковные обязанности, неизвестно НЗ. Бернхауз комментирует:
«Наша большая практическая ошибка в том, что мы ожидаем найти в одном человеке все таланты, необходимые для руководства. Так, в церкви может быть несколько сот прихожан, но только один пастор. Он должен уметь проповедовать, утешать и еще многое другое. В действительности из восьми дарований, упомянутых в нашем тексте (Рим. 12,6-8), семь обычно считаются прерогативой рукоположенного священника, а восьмое принадлежит рядовым членам Церкви. Какое же дарование оставлено общине? Платить по счетам! Здесь явно что-то не так. Кто-то может спросить, не предлагаю ли я доверить проповедь мирянам? Без сомнения, если мирянин постиг Священное Писание, он должен развивать свой дар и проповедовать при любой возможности. Наблюдается значительный рост активности среди рядовых членов Церкви, и он является шагом в правильном направлении – назад, к практике Нового Завета». (Donald Grey Bamhouse, The Measure of Your Faith, Book 69,. 21.)
Необходимо помнить, что к этому моменту Варнава и Савл уже в течение восьми лет трудились на ниве Божьей. Они не были новичками в служении Христу. Они уже прошли через «возложение пронзенных рук». Сейчас же их братья в Антиохии лишь выразили свое единение с ними в их особой миссии нести Благую Весть язычникам. Затем Варнава и Савл отправились (буквально: «они отпустили их») в путь.
13,4 С этого стиха начинается то, что обычно известно как первое миссионерское путешествие Павла. Дневник первого путешествия заканчивается в 14,26. В этот период проповедь Евангелия охватила главным образом Малую Азию. Второе миссионерское путешествие принесло Благую Весть в Грецию. В третье миссионерское путешествие Павел вторично посетил церкви в Малой Азии и Греции, но главной его целью была Асия и город Ефес. Миссионерская деятельность Павла длилась в течение примерно пятнадцати лет.
(Прослеживая путь Павла, мы будем посещенные им места выделять прописными буквами там, где в ходе описания каждого конкретного путешествия оно встречается первый раз.)
Из Антиохии Сирийской двое неустрашимых служителей Христовых сначала пришли в СЕЛЕВКИЮ, морской порт, расположенный примерно в двадцати пяти километрах от Антиохии. Оттуда они отплыли на остров КИПР.
13,5 После высадки в САЛАМИНЕ, на восточном берегу Кипра, они посещали различные синагоги и там проповедовали Слово Божье. По обычаю каждый иудейский мужчина имел возможность читать и толковать Писание. Иоанн Марк в то время служил им помощником (а не был сам служителем, как переведено в Библии короля Иакова). Идя первым делом в синагогу, Варнава и Савл исполняли Божественное повеление, согласно которому Благая Весть должна сначала проповедоваться иудеям, а затем уже язычникам.
13,6 Из Саламина они прошли через весь остров с востока на запад и прибыли в ПАФ на западном побережье. Саламин был главным торговым городом острова. Паф был столицей.
13,7-8 Там они столкнулись с иудейским лжепророком и волхвом, называемым Вариисус (что означает «сын Иисуса»). Каким-то образом этот волхв сумел стать приближенным Сергия Павла, римского проконсула, должностного лица, возглавлявшего исполнительную власть острова. (Лука показывает точное знание названий учреждений и должностей, принятых тогда в Римской империи. Так, должностных лиц в Филиппах он называет strategoi по-гречески, praetors по-латыни (16,20), а чиновников rhabdouchoi (лат. lictors). Он правильно называет правителей Фессалоники politarchs (17,6), в то время как их коллег в Ефесе именует asiarchs (19,31). «Все они осуществляли власть на местах в различных городах, тогда как над ними стоял римский губернатор (или проконсул), который управлял всей провинцией. Таким образом. Лука, приводя точное название должности каждого из них в каждом городе, показывает, что хорошо знает, о чем говорит. Такая точность повышает доверие к нему как добросовестному летописцу». – С. Е. Stuart, Tracings from the Acts of the Apostles,. 272.)
Человек этот характеризуется как муж разумный. Когда сей призвал Варнаву и Савла к себе, чтобы услышать Слово Божье, этот волхв попытался вмешаться: возможно, сатана внушил ему воспрепятствовать распространению Благой Вести. В стихе 8 он назван Елима, что означает «мудрец». Разумеется, это имя ему совершенно не подходило.
13,9-10 Понимая, что Сергий Павел искренне стремится к истине, а волхв – враг этой истины, Савл открыто и беспощадно обличает его. Чтобы никто не мог подумать, что Савлом руководил плотской энтузиазм, в тексте ясно сказано, что в тот момент он исполнился Духа Святого. Устремив взгляд на волхва, Савл обвинил его в том, что тот исполнен всякой хитрости и всякого злодейства. Савла не обмануло имя Вар-Иисус; он сорвал эту маску и назвал его сыном дьявола. Этот колдун был врагом всякой правды, неустанно старающимся извратить Божью истину.
13,11 Затем, как апостол, облеченный властью применять дисциплинарные меры, Савл объявил, что Елима будет поражен слепотой до времени. Поскольку он пытался удержать других, например проконсула, в духовной тьме, он наказан физической слепотой. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он пошел на ощупь, пытаясь найти вожатого.
Елиму можно считать олицетворением народа израильского, который не только не хотел принять Господа Иисуса, но и пытался помешать другим сделать это. Как результат, в наказание Израиль был ослеплен Богом, но лишь до времени. В конечном итоге остаток народа раскается, уверует в Иисуса как Мессию и обратится.
13,12 На проконсула, очевидно, произвел впечатление суд Божий, но еще большее впечатление произвело на него учение, изложенное ему Варнавой и Савлом. Он стал истинно верующим в Господа Иисуса, первым «трофеем» благодати в первом миссионерском путешествии.
Заметьте, что в рассказе об этом событии Лука вместо иудейского имени Савл начинает использовать языческий вариант этого имени – Павел (ст. 9), Использование имени Павел указывает на все большее распространение Благой Вести среди язычников.
13,13 Слова «Павел и бывшие при нем» указывают на то, что теперь основную роль начинает играть Павел. Из Пафа они отплыли на северо-запад, в ПЕРГИЮ в ПАМФИЛИИ. Памфилия – римская провинция, расположенная на южном побережье Малой Азии. Пергия была ее столицей и располагалась примерно в двенадцати километрах от берега, на реке Кестрос.
Именно в тот момент, когда они достигли Пергии, Иоанн Марк оставил их и возвратился в Иерусалим. Возможно, он не был в восторге от идеи благовествовать язычникам. Павел счел уход Марка во время служения таким серьезным проступком, что отказался взять его с собой во второе миссионерское путешествие. Это привело к разрыву между Павлом и Варнавой, в результате чего их пути в дальнейшем христианском служении разошлись (ср. 15,36-39). Со временем Марк вернул себе доверие апостола Павла (2 Тим. 4,11).
О пребывании в Пергии более ничего не рассказывается.
13,14-15 Следующая остановка была в АНТИОХИИ ПИСИДИЙСКОЙ, примерно в ста шестидесяти километрах к северу от Пергии. И вновь два вестника креста пришли в синагогу в день субботний. После того как были прочитаны отрывки Писания, начальники синагоги узнали в своих гостях иудеев и пригласили их выступить, если у них есть слово наставления к народу. Такая свободная проповедь Евангелия в синагогах не могла продолжаться долго.
13,16 Никогда не упуская возможности проповедовать Евангелие, Павел встал и обратился к собравшимся. Общий план его речи был таков: сначала напоминание основ иудейской истории, подводящее слушателей к рассказу о событиях, связанных с жизнью и служением Христа, затем убедительное свидетельство о воскресении Христа, весть о прощении грехов, дарованном Спасителем, и предупреждение о гибели тех, кто отвергнет Его.
13,17 Проповедь начинается с избрания Господом народа израильского как Своего народа. Павел быстро переходит к периоду, когда иудеи пребывали в земле Египетской, и восхваляет милость Божью, которую Он явил, мышцею вознесенною освободив их от притеснений фараона.
13,18 Сорок лет Бог питал народ израильский в пустыне. Глагол «питать» в греческом оригинале означает «заботиться о чьих-либо нуждах». Без сомнения, Господь так и поступал с народом израильским, несмотря на его ропот.
13,19-22 Упомянутые Павлом четыреста пятьдесят лет, вероятно, возвращают нас ко временам патриархов и потому охватывают весь период истории до судей. (См. Kelly, Acts, pp. 185, где рассматриваются хронологические и текстуальные проблемы.)
После того как израильтяне вошли в Ханаан, Бог давал народу судей до времен пророка Самуила. Когда они просили царя, как у всех других народов, Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова; он правил ими лет сорок. За непослушание Саул был отринут от престола, и на смену ему Бог поставил Давида. Бог похвально отзывается о Давиде, называя его мужем по сердцу Своему, который исполнит все хотения Его. В стихе 22 соединены цитаты из Псалма 88,21 и 1 Царств 13,14.
13,23 Упоминание о Давиде позволило Павлу легко и быстро перейти к Иисусу, потомку Давида. Как кто-то остроумно заметил: «Все пути в проповеди Павла вели к Христу». Нам, может быть, трудно оценить мужество, которое требовалось, чтобы объявить народу израильскому, что Иисус был Спасителем, которого Бог послал им согласно Своему обетованию. Они привыкли смотреть на Иисуса в совершенно ином свете!
13,24 Кратко представив Иисуса, Павел вернулся назад, к служению Иоанна Крестителя. Перед явлением Христа (то есть началом Его служения) Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу израильскому. Это означает, что он возвещал о явлении Мессии и призывал народ покаяться, готовясь к этому явлению. Крещение в реке Иордан должно было символизировать их покаяние.
13,25 Ни на одну минуту Иоанн не допускал мысли о том, что он может быть Мессией. До самого окончания своего служения он не уставал повторять, что он не Тот, о Ком говорили пророки. Он даже считал себя недостойным развязать обувь у Того, о Чьем пришествии возвещал.
13,26 Обратившись к своим слушателям как братьям и детям рода Авраамова, Павел напомнил им, что слово спасения сего сначала было послано народу израильскому. Иисус приходил именно к заблудшим овцам дома Израилева. И ученики получили повеление в первую очередь благовествовать именно им.
13,27-28 Но народ в Иерусалиме и начальники их не признали в Иисусе долгожданного Мессию. Они не поняли, что Он был Тем, о Ком писали пророки. Когда они слышали предсказания о Мессии, которые каждую субботу читались из Писания, они не связывали их с Иисусом из Назарета. Сами того не подозревая, они стали орудием осуществления этих отрывков Писания, осудив Его. И, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, они отдали Его Пилату, чтобы убить Его.
13,29 Первая часть стиха относится к иудеям, которые исполнили пророчества, отвергнув Мессию. Во второй части речь идет о Иосифе Аримафейском и Никодиме, которые с любовью погребли тело Господа Иисуса.
13,30-31 Факт воскресения Христа из мертвых надежно подтверждался. Те, которые вышли с Иисусом из Гали-леи в Иерусалим, были еще живы, а их свидетельства были неопровержимы.
13,32-33 Затем апостол объявил, что обетование о Мессии, данное отцам в ВЗ, Господь исполнил в Иисусе. Сначала оно исполнилось в Его рождении в Вифлееме. Павел считал рождение Христа исполнением пророчества из Псалма 2,7, где Бог говорит: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Эти слова не означают, что Христос стал Сыном Божьим, когда родился в Вифлееме. Он от вечности был Сыном Господа, но явился миру как Сын Божий через Свое воплощение. Псалом 2,7 нельзя использовать для отрицания вечного сыновства Христа.
13,34 В стихе 34 рассматривается воскресение Господа Иисуса. Бог воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление. Затем Павел процитировал Исаию (55,3): «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно». Эта цитата представляется неподготовленному читателю несколько сложной. Какая связь может быть между этим стихом в Книге пророка Исаии и воскресением Христа? Какое отношение к воскресению Спасителя имеет завет Бога с Давидом?
Бог обещал Давиду вечный престол и царство, предсказав, что род его будет на этом престоле вечно. Между тем Давид умер, и его тело обратилось в прах. Царство его просуществовало непродолжительное время, а затем более четырех веков у Израиля не было царя. Род же Давида продолжался в течение многих лет – до Иисуса из Назарета. Он унаследовал законные права на престол Давида через Иосифа. Хотя Иосиф и не настоящий отец Иисуса, по закону он был таковым. Мать Иисуса Мария, а через нее и Он, также происходила от Давида по прямой линии.
Павел подчеркивает, что неизменные милости (Ис. 55,3), обещанные Давиду, исполняются во Христе. Он -потомок Давида, Который некогда воссядет на престоле Давидовом. Так как Христос воскрес из мертвых и живет вечно. Он – залог вечности завета Бога с Давидом.
13,35 Это еще сильнее подчеркивается в стихе 35, где апостол цитирует Псалом 15,10: «Не дашь Святому Твоему увидеть тление». Другими словами, с тех пор как Господь воскрес из мертвых, смерть больше не властна над Ним. Он никогда больше не умрет, и тело Его никогда не увидит тления.
13,36-37 Хотя слова Псалма 15 принадлежат Давиду, он не мог гово рить о себе. В свое время послужив изволению Божьему, он умер, приложился к отцам своим, и его тело обратилось в прах Но Господь Иисус был воскрешен из мертвых на третий день, прежде чем Его тело могло подвергнуться тлению.
13,38 Воскресение Христа стало подтверждением Божественного одобрения всей Его искупительной деятельности. И потому Павел мог теперь говорить о прощении грехов как о свершившемся факте. Обратите внимание на его слова: «…ради Его возвещается вам прощение грехов».
13,39 Более того, теперь Павел мог также возвестить о полном и даваемом даром оправдании во всем. Этого никогда не мог предложить закон Моисеев.
Оправдание – милость Божья, признающая или объявляющая праведными тех безбожных грешников, которые верой приняли Его Сына как Господа и Спасителя. Эта милость, исходящая от Бога, снимает с грешника все обвинения. Бог может оправдать виновного грешника и оставаться при этом справедливым, так как наказание за его грехи полностью взял на себя Господь Иисус Христос на кресте.
Когда читаешь этот отрывок впервые, создается впечатление, что закон Моисеев мог оправдать некоторые поступки человека, но через Христа он может получить полное оправдание. Но это совсем не так. Закон никогда не мог никого оправдать, он мог только осудить. В действительности Павел имеет здесь в виду то, что, уверовав в Христа, любой человек может быть оправдан, несмотря на тяжесть обвинения, выдвинутого против него, и это будет полное оправдание, которое никогда не мог дать закон Моисеев.
13,40-41 Затем апостол завершает свою проповедь грозным предупреждением тем, у кого может возникнуть искушение не принять великий Божий дар спасения. Он приводит цитату из Аввакума (1,5) (возможно, частично из Ис. 29,14 и Прит. 1,24-31), где Бог предупреждает презрителей слова Своего, что Он разгневается на них и гнев Его будет так ужасен, что они никогда бы не поверили, если бы Он сказал им об этом заранее. Возможно, во времена Павла сказанное относилось к разрушению Иерусалима (в 70 г. н.э.), но это также предупреждение и о вечном осуждении тех, кто отвергает Сына Его.
13,42-43 Когда богослужение в синагоге закончилось, многие иудеи и чтители Бога, обращенные в иудаизм из язычников, чрезвычайно заинтересовавшись, последовали за Павлом и Варнавой. Служители Господа от всего сердца убеждали их пребывать в благодати Божьей.
13,44 Через неделю Павел и Варнава вновь пришли в синагогу, чтобы продолжить свое дело с того, на чем они остановились. Почти весь город пришел туда слушать Слово Божье. Служение этих двух пламенных проповедников произвело неизгладимое впечатление на многих людей.
13,45 Однако популярность этого «чуждого учения» исполнила иудеев завистью и гневом. Они начали открыто противоречить проповеди Павла, используя против него неумеренно сильные выражения.
13,46-47 Но оказалось, что запугать Павла и Варнаву нелегко. Они объяснили, что обязаны были в первую очередь нести Благую Весть иудеям. Но поскольку те отвергли ее и таким образом сами признали себя недостойными вечной жизни, проповедники заявили, что отныне будут благовествовать язычникам. Если для такого разрыва с иудейской традицией им требовалась поддержка Священного Писания, ею служили слова из Исаии (49,6). В действительности в этом стихе Бог обращается к Мессии: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». Но Дух Божий позволяет служителям Мессии применять эти слова к себе, так как через них Он нес свет и спасение языческим народам.
13,48 Если среди иудеев слова о возвещении спасения язычникам вызвали ярость, то среди язычников, присутствовавших там, воцарилась великая радость. Они прославляли слово Господне, услышанное ими. Все, которые были предустановлены к вечной жизни, уверовали. Этот стих просто излагает учение о суверенности Божьего предопределения. Его нужно безусловно принять и верить в него. Библия определенно учит, что некоторых Бог избрал во Христе еще прежде создания мира. Столь же ясно в ней сказано, что человеку предоставлена свобода выбора и что, если он уверует в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, он будет спасен. И Божественное предопределение, и ответственность человека – библейские истины, и ни одна из них не должна подчеркиваться в ущерб другой. Если нам кажется, что они противоречат друг другу это противоречие существует только в сознании человека, но не в Божественном разуме.
Люди заслужили осуждение сами, по своему выбору, а не по воле Божьей. Если бы все человечество получило по заслугам, то все бы погибли. Но Бог, по Своей милости, снисходит к людям и спасает некоторых из них. Имеет ли Он право делать это? Разумеется. Учение о суверенности Божьего предопределения – это учение, которое ставит Бога на подобающее Ему место Владыки вселенной, Который может поступать по Своей воле, и она никогда не будет несправедливой или жестокой. Эта тема очень сложна, но многие трудности можно было бы разрешить, вспомнив слова Эрдмана:
«Всемогущество Бога безгранично, но оно проявляется не в осуждении людей, которые должны быть спасены, а скорее в спасении людей, заслуживающих гибели». (Charles R. Erdman, The Epistle of Paul to the Romans,. 109.)
13,49-50 Несмотря на противодействие иудеев, слово Господне распространялось по всей стране, окружающей Антиохию Писидийскую. Это вызывало еще большее раздражение и сопротивление в стане противников. Иудеи подстрекнули несколько набожных женщин, обращенных в иудаизм, которые занимали почетное место в общине, возбуждать народ и направлять его против апостолов. Кроме того, для исполнения своих греховных замыслов они использовали первых в городе людей. Они воздвигли такую бурю гонений, что Павел и Варнава были силой высланы из этой местности.
13,51-52 Согласно повелению Господа (Лк. 9,5; 10,11), они отрясли прах от ног своих и направились дальше, в ИКОНИЮ. Однако христиане не восприняли это происшествие как поражение или отступление, поскольку мы читаем, что они исполнялись радости и Духа Святого. Икония, расположенная к юго-востоку от Антиохии, в Малой Азии, в наши дни называется Конья.