Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — 1-Тимофею
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 1573 Все тексты автора Уильям МакДональд
6 глава
Г. Рабам и хозяевам (6,1-2)
6,1 Теперь в центре нашего внимания поведение слуг. О них говорится как о рабах, под игом находящихся, то есть под игом рабства. Прежде всего апостол обращается к тем рабам, господа которых неверующие. Должны ли рабы в таком случае держаться надменно? Должны ли восставать против своих хозяев и пытаться сбежать? Или всячески уклоняться от работы? Нет, напротив, они должны почитать господ своих достойными всякой чести.
Это значит, что им следует оказывать хозяевам надлежащее почтение, работать послушно и усердно и стараться быть в помощь, а не в обузу. Великим стимулом к такому усердному труду будет сознание, что это отражается на свидетельстве о Христе. Если раб-христианин будет груб или непокорен, его хозяин станет проклинать имя Божье и христианскую веру. Он решит, что верующие – люди ни на что не годные.
История ранней церкви свидетельствует, что рабы-христиане на невольничьих рынках стоили намного дороже неверующих. Когда хозяин знал, что стоявший на помосте раб – христианин, он зачастую был готов заплатить за него больше, так как не сомневался, что этот раб будет служить ему добросовестно и верно. Это великая дань уважения христианской вере.
Данный стих напоминает нам, что как бы низко не стоял человек на социальной лестнице, у него есть неограниченные возможности для свидетельства о Христе и прославления Его имени. Многие указывают, что НЗ нигде не осуждает институт рабства открыто. Тем не менее по мере распространения христианства исчезало и плохое обращение с рабами.
Каждый истинный верующий должен осознавать, что он – раб Иисуса Христа. Он выкуплен дорогой ценой; себе он больше не принадлежит. Им, его духом, душой и телом владеет Иисус Христос, и Он достоин всего самого лучшего, что есть у верующего.
6,2 Стих 2 обращен к рабам, имеющим господами верных. Соблазн обращаться с хозяевами небрежно был, несомненно, велик. Вполне вероятно, что, когда поместная церковь собиралась вечером в день Господень для хлебопреломления (Деян. 20,7), вокруг стола сидели и христиане-господа, и христиане-рабы – все братья в Иисусе Христе. Но рабам не следовало из этого делать вывод, что отныне все социальные различия уничтожены. То, что его господин был христианином, вовсе не значило, что раб не обязан его почитать и ему служить. Тот факт, что его хозяин – верующий и возлюбленный брат, должен побуждать раба работать для него еще усерднее.
О господах-христианах здесь говорится не только как о верных (верующих) и возлюбленных, но и как о тех, кому благодетельствуют. (В синодальном переводе акценты другие. Но в переводе еп. Кассиана этот стих звучит так: «Те же, которые имеют господами верных, пусть не пренебрегают ими, потому что они братья, но пусть еще усерднее им служат, потому что верны и возлюбленны те, которые получают от них благодеяние».)
В этом обычно видят указание на то, что и они имеют долю в благословении спасения. Тем не менее эти слова можно понять и так: поскольку и хозяева, и рабы заинтересованы в добрых делах, они должны служить рука об руку, стараясь помочь друг другу.
Слова «учи сему и увещевай», несомненно, относятся к предшествовавшим наставлениям для рабов-христиан. В наши дни они относятся к взаимоотношениям работодателя и его рабочих.
VI. ЛЖЕУЧИТЕЛЯ И ЛЮБОВЬ К ДЕНЬГАМ (6,3-10)
6,3 Теперь в центре внимания Павла те, кто склонен проповедовать в церкви новые и чуждые ей доктрины. Эти люди не следуют здравым словам. «Здравый» означает «несущий здоровье». Такими были слова Господа нашего Иисуса Христа, когда Он находился здесь, на земле, которые мы можем прочесть в Евангелиях. Сюда же относится и все учение НЗ. Это учение о благочестии в том смысле, что оно поощряет к благочестивому поведению.
6,4 Такие люди горды. Они утверждают, что обладают высшим знанием, на самом же деле не знают ничего. Как Павел сказал раньше, они не знают, о чем говорят.
Они до безумия любят состязания и словопрения. Слово «заражен» буквально означает «больной». Эти люди духовно нездоровы и вместо того, чтобы проповедовать несущие здоровье доктрины, учат словам, которые делают святых больными. Они поднимают всевозможные вопросы, не служащие духовному назиданию, и препираются о словах.
Так как предметы их спора не имеют к учению Библии никакого отношения, то и прийти к окончательному решению невозможно. В результате их учение порождает зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения. Ленски пишет:
«В их дискуссиях и словопрениях один начинает завидовать сноровке, приобретенной другим; ссоры разгораются по мере того, как они состязаются и противоречат друг другу; все чаще с губ срываются богохульства, то есть обвинения и угрозы, изложенные языком Библии». (R.C.H. Lenski, The Interpretation of St. Paul’s Epistles to the Thessalonians, to Timothy, to Titus and to Philemon, p. 700.)
6,5 Эти пустые споры разгораются из-за людей поврежденного, то есть больного, ума. Ленски точно заметил:
«Больной ум находится в состоянии разложения и распада; в области морали и духовного умственные способности уже не способны функционировать нормально. Их реакция на истину далека от здравой. Реальность и ее истинное отображение должны порождать реакцию принятия, в особой мере это относится к спасающей Божественной истине Евангелия; всякая же ложь, искажение и извращение, в особенности затрагивающие сферу морали и духовного, должны порождать реакцию отвержения… Встречаясь с истиной, поврежденный ум видит и ищет лишь возражения, которые может против нее выдвинуть; встречаясь же с тем, что от истины отличается, он видит и ищет причины, почему он эти отличия должен принять». (R.C.H. Lenski, The Interpretation, p.701-702.)
Также эти люди чужды истины. Когда-то они с этой истиной ознакомились, но, отвергнув свет, были лишены и той истины, которую прежде имели.
Они думают, будто благочестие служит для прибытка. Учителями религии они стали, очевидно, потому, что сочли эту профессию выгодной, где хорошо оплачиваются даже незначительные усилия. «Самое святое из всех призваний они превращают в доходное ремесло».
Это напоминает нам не только пастырей-наемников, выдающих себя за служителей Христа, но не имеющих подлинной любви к истине, но и дух коммерции, пропитавший все современное христианство: продажа индульгенций, лотерейные розыгрыши, базары, распродажи и т. п. Удаляйся от таких. (В некоторых рукописях это предложение опущено.) Нам приказано сторониться подобных нечестивых учителей.
6,6 В предыдущем стихе описано неправильное понимание приобретения, здесь же раскрывается его истинное значение. Сочетание благочестия с довольством – великое приобретение. Свидетельство одного благочестия без довольства было бы однобоким. Довольство же без благочестия и вовсе не принадлежит к характерным чертам христианства. Но обладать истинным благочестием и одновременно быть удовлетворенным положением своих личных дел – этого не купишь ни за какие деньги.
6,7 Эта глава во многом схожа с учением Господа Иисуса в Его Нагорной проповеди. Стих 7 напоминает нам Его наставление о вере в то, что наш Небесный Отец дает нам все нужное.
В жизни есть три момента, когда наши руки абсолютно пусты: когда мы рождаемся, когда приходим к Иисусу и когда умираем. Этот стих напоминает нам о первом и последнем. Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
Перед смертью Александр Македонский сказал: «Когда я умру, вынесите меня на похоронных носилках перед всеми; рук же моих не запеленывайте, а уложите так, чтобы все видели, что они пусты!» Бейтс комментирует это так:
«Да, эти руки, которые когда-то правили самым гордым из всех государств мира; которые когда-то держали самый победоносный из всех мечей; которые когда-то были полны серебра и золота; во власти которых когда-то было спасти или оборвать чью-то жизнь, – эти руки теперь ПУСТЫ». (Edward Herbert Bates, Spiritual Thoughts from the Scriptures of Truth, p. 160.)
6,8 Довольство приходит, когда удовлетворены основные потребности человека. Наш Небесный Отец знает, что нам нужна пища и одежда, и обещал дать нам их. Большая часть жизни неверующего проходит в заботах о пропитании и одежде. Христианин же должен искать прежде Царства Божьего и Его праведности, а Бог позаботится, чтобы у него было все необходимое для жизни.
Слово, переведенное как «одежда», здесь означает «покров», включая и жилище, и одежду. Мы должны быть довольны, имея пропитание, жилище и одежду.
6,9 Стихи 9-16 адресованы непосредственно желающим обогащаться. Их грех не в том, что они богаты, а в том, что страстно этого домогаются. Желающие обогащаться – люди, которые не довольствуются пищей, одеждой и крышей над головой, а жаждут большего.
Желание быть богатым вводит человека в искушение. Ради достижения своей цели он поддается соблазну пойти на обман или насилие. В арсенал его средств входят азартные игры, игра на бирже, мошенничество, лжесвидетельство, кража и даже убийство. Такой человек попадает в сеть, или капкан. Желание становится настолько сильным, что он уже не может от него избавиться. Возможно, он обещает себе, что остановится, как только накопит определенную сумму денег. Но остановиться он не может. Когда эта цель достигнута, ему хочется большего. Его душа попадает в сеть забот и страхов, которые приносит с собой страсть к деньгам. Люди, твердо решившие разбогатеть, впадают во многие безрассудные похоти. Они непременно хотят перещеголять соседей. Чтобы не ударить в грязь лицом, они часто вынуждены приносить в жертву желанию некоторые действительно важные жизненные ценности.
К тому же они впадают и во вредные похоти. Жадность к богатству принуждает их ставить под угрозу здоровье своего тела и души. Они настолько заняты материальным, что погружаются в бедствие и пагубу. В неустанной погоне за золотом они пренебрегают своими бессмертными душами. Барнс предупреждает:
«Погибло все. До основания разрушены счастье, репутация, добродетели и душа. Всепоглощающее желание быть богатым ведет к веренице безрассудств, которые губят все и в этой жизни, и в будущей. А сколько семей разрушено из-за этого!» (Albert Barnes, Notes on the New Testament: Thessalonians, Timothy, Titus, Philemon, p.199.)
6,10 Корень всех зол есть сребролюбие. Хотя и не все зло во вселенной берет свое начало в любви к деньгам, сребролюбие, несомненно, является одним из главных источников многих зол. Подобная любовь, например, ведет к зависти, раздорам, воровству, нечестности, несдержанности, забвению Бога, эгоизму, растратам и др.
Речь здесь идет не о деньгах как таковых, а о любви к ним. Есть множество способов использовать деньги на служение Господу, что приведет к добру. К греху и позору ведет лишь сребролюбие.
Один из злых плодов любви к деньгам – отход от христианской веры. В безумной погоне за золотом человек до такой степени запускает свою духовную жизнь, что вскоре уже трудно сказать, был ли он вообще спасен.
Эти люди не только утратили интерес к духовным ценностям, но и подвергли себя многим скорбям. Задумайтесь о тех скорбях, которые порождает тяга к богатству! Трагедия жизни, прожитой впустую. Скорбь об ушедших в мир детях. Боль при виде богатства, тающего на глазах. Страх предстать перед Богом или же неспасенным, или с пустыми руками.
Епископ Дж. Ч. Райл подводит итог:
«Из всего, что у нас есть, наименьше удовлетворения нам приносят деньги. Они, бесспорно, снимают с наших плеч груз некоторых забот, но количество новых проблем, которые они на нас возлагают, превосходит объем проблем исчезнувших. Больших усилий стоит уже добыть их, забот и тревог – стремление их сохранить. Трата денег несет много искушений. Неправильное их использование – чувство вины. Их потеря – великую печаль. Вопрос о том, как ими распорядиться, ставит нас в тупик. Причина двух третей всех разногласий, ссор и судебных тяжб все та же – деньги!» (J.C. Ryle, Practical Religion, p. 215.)
Самый богатый человек в мире владел нефтяными скважинами, нефтеперерабатывающими заводами, танкерами и нефтепроводами; ему также принадлежали гостиницы, страховая компания и авиакомпании. Свое поместье в 300 гектаров он окружил телохранителями, злыми псами, стальной решеткой, прожекторами, звонками и сиренами. Он боялся не только самолетов, кораблей и сумасшедших, но и тяжелой болезни, старости, беспомощности и смерти. Он был одинок и угрюм и признал, что счастья за деньги не купишь. (Из репортажей о Ховарде Хьюс.)
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОВЕЛЕНИЯ ТИМОФЕЮ (6,11-21)
6,11 Павел обращается к Тимофею как к человеку Божьему. В ВЗ этого звания часто удостаивали пророков – людей, благочестивых в своем поведении. Это может служить указанием на то, что у Тимофея был дар пророчества.
Противопоставляется человеку Божьему «человек греха», описанный в 2 Фессалоникийцам. Человек греха будет самим воплощением греха. Все в нем будет наводить людей на мысль о грехе. Тимофей должен быть человеком Божьим, человеком, вид которого заставляет людей думать о Боге и Его прославлять.
В своем служении Христу Тимофей должен избегать самомнения (ст. 4), нечистоты (ст. 5), духа недовольства (ст. 6-8), глупых и вредных похотей (ст. 9) и любви к деньгам (ст. 10). Он должен вырабатывать в себе христианский характер – единственное, что он сможет взять с собой на небеса. Здесь названы некоторые черты такого характера: праведность, благочестие, вера, любовь, терпение, кротость.
Праведность говорит о нашем справедливом и честном отношении к другим людям. Благочестие – это наше подобие Богу. Вера может означать и верность, благонадежность. Любовь говорит о наших нежных чувствах и к Богу, и к другим людям. Терпение можно определить как непоколебимость или же выносливость в испытаниях, в то время как кротость – доброжелательность и смиренность нрава.
6,12 Тимофей должен не только убегать и преуспевать, но и подвизаться. Подвизаться – значит не сражаться, а скорее состязаться. Данное слово взято из словаря не битв, а соревнований. Добрый подвиг, о котором здесь говорится, – это христианская вера и связанный с ней забег. Тимофей должен хорошо бежать в этом забеге. Он должен держаться вечной жизни. Это не значит, что он должен стремиться к спасению. Оно у него уже есть. Но теперь день за днем в его поступках должна отражаться вечная жизнь, которую он уже получил.
К этой вечной жизни Тимофей был призван в момент обращения. Он также исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Под этим, возможно, имеется в виду его крещение, хотя оно может включать и все последующее свидетельство о Господе Иисусе Христе.
6,13 Теперь апостол дает Тимофею торжественное повеление и делает это в присутствии двух величайших Свидетелей. Повеление дано, во-первых, перед Богом, все животворящим. Возможно, Павел, когда писал Тимофею, осознавал, что однажды он может сложить голову за исповедание Господа Иисуса. В этом случае молодому воину необходимо помнить, что именно Бог дает всему жизнь. Даже если людям и удастся убить Тимофея, его вера – в Того, Кто воскрешает мертвых.
Во-вторых, повеление дано перед Иисусом Христом. Он – великий пример доброго исповедания. Перед Понтием Пилатом Он засвидетельствовал доброе исповедание. Хотя это может относиться ко всем словам и поступкам Спасителя перед римским прокуратором, особым образом здесь, по-видимому, имеются в виду слова Иисуса: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18,37). Это решительное исповедание должно служить Тимофею примером в свидетельстве об истине.
6,14 Павел повелевает Тимофею хранить заповедь. Некоторые считают, что это относится к заповеди подвизаться добрым подвигом, упомянутой ранее. Другие предполагают, что имеется в виду все, что Павел повелевает Тимофею в этом письме. Кто-то полагает, что заповедь – это Евангелие, или откровение Бога, как оно дано в Слове Божьем. Мы считаем, что это требование хранить истину христианской веры.
Выражение «чисто и неукоризненно» относится не к заповеди, а к самому Тимофею. Свидетельство жизни Тимофея, хранящего заповедь, должно быть незапятнанным и выше всяких нареканий.
НЗ постоянно напоминает верующим о явлении Господа нашего Иисуса Христа. Верность Христу в этом мире будет вознаграждена пред судилищем Христа. Эти награды станут видны всем, когда Господь Иисус вернется на землю, чтобы установить Свое Царство. Тогда-то и проявятся результаты верности или неверности.
6,15 Среди богословов нет согласия в том, о ком в этом и следующих стихах идет речь: о Боге Отце или же о Господе Иисусе Христе. Создается впечатление, что в стихе 15, взятом отдельно, говорится о Господе Иисусе, потому что именно Он в Откровении 17,14 назван Царем царей и Господом господствующих. С другой стороны, стих 16 явно относится к Богу Отцу.
Как бы то ни было, значение стиха 15 скорее всего следующее: когда Господь Иисус вернется, чтобы царствовать на этой земле, люди осознают, кто единый и блаженный сильный. Его явление покажет, кто истинный Царь. В те дни, когда Павел писал это Тимофею, и вплоть до наших дней Господь Иисус был и продолжает оставаться отвергнутым. Но грядет день, когда будет ясно показано, что Он – Царь всех, кто стоит у власти, и Господин всех, кто распоряжается по-господски.
Блаженный (благословенный) – не только достойный всяческой похвалы, но и имеющий в Самом Себе полноту благословения.
6,16 При явлении Господа Иисуса люди осознают и то, что лишь Бог имеет бессмертие. Это означает, что лишь Он обладает этим свойством в силу Своей природы. Бессмертие ангелов было им даровано, и при воскрешении верующие получат бессмертные тела (1 Кор. 15,53-54), бессмертие же Бога – в Нем Самом.
Далее о Боге говорится как об обитающем в неприступном свете. Здесь имеется в виду ослепительно сияющая слава, окружающая Божий престол.
Человек в своем природном состоянии от такого сияния просто бы испарился. Лишь те, кто приняты в Возлюбленном и совершенны во Христе, могут приблизиться к Богу и не погибнуть.
Бога в Его сущности никто из людей не видел и видеть не может. В ВЗ люди видели явления Бога, так называемые Богоявления. В НЗ Бог полностью явил Себя в Личности Своего возлюбленного Сына, Господа Иисуса Христа.
Тем не менее для обычных глаз Бог невидим. Именно Ему принадлежат честь и держава вечная. Этим славословием Павел и завершает свое повеление Тимофею.
6,17 До этого Павел долго говорил о тех, кто хочет быть богатым. Здесь он обращается к тем, кто уже богат. Тимофей должен их увещевать, чтобы они не высоко думали о себе. Это большое искушение для всех богачей. Они склонны смотреть сверху вниз на всех, у кого не очень много денег, как на существа некультурные, невоспитанные и не очень-то умные. Это, несомненно, не всегда соответствует истине.
В НЗ, в отличие от ВЗ, большое богатство не служит свидетельством Божьего благословения. В то время как под законом богатство было знаком Божественной благосклонности, величайшим благословением нового века стали страдания.
Богатым не стоит уповать на, дословно, «ненадежность богатства». Деньги удержать в руке так же трудно, как и песок. Хотя нам и кажется, что огромное состояние гарантирует безопасность, но единственная действительно надежная вещь в этом мире – Слово Божье.
Поэтому-то богатых и призывают уповать на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения. Коварство богатства в том, что неимоверно трудно им владеть, на него не надеясь. Но это одна из форм идолослужения: ведь тогда мы отрицаем истину, что именно Бог дает нам все обильно для наслаждения. Эта истина не может служить оправданием жизни в роскоши; она просто утверждает, что Бог – источник всякого наслаждения, дать которое не под силу никаким сокровищам.
6,18 Христианину напоминают, что деньги, которые у него есть, ему не принадлежат. Они просто доверены в его распоряжение. Он несет ответственность за использование их для славы Бога и на благо людей. Он должен расходовать их на добрые дела и с готовностью делиться ими с нуждающимся.
Девиз жизни Джона Уэсли таков:
«Делай все добро, какое только можешь, всеми путями и средствами, какими только можешь, повсюду, где только можешь, и всегда, когда только можешь, всем людям, каким только можешь, так долго, как только можешь».
Слова «щедр и общителен» указывают на обязанность христианина быть готовым использовать свои деньги всегда, когда Господь потребует этого.
6,19 Этот стих подчеркивает ту истину, что у нас есть возможность в этой жизни распорядиться нашими финансами так, что они принесут нам дивиденды в вечности. Используя наши деньги на Божье дело сегодня, мы собираем доброе основание для будущего. Таким образом мы достигаем вечной жизни, которая действительно жизнь.
6,20 Вот мы и подошли к заключительному предостережению Павла. Он повелевает Тимофею хранить преданное ему. Под этим он подразумевает, скорее всего, истинное учение христианской веры. Речь здесь идет не о душе Тимофея или его спасении, но об истине Евангелия благодати Божьей.
Истина, доверенная Тимофею, должна была, подобно деньгам, положенным в банк, пребывать в целости и сохранности.
Он должен избегать негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. Пустословие, или болтовня, – это пустые разговоры на темы, не служащие к назиданию. Павел осознавал, что Тимофей столкнется с огромным количеством учений, которые, выдавая себя за истинное знание, на самом деле будут противоречить христианскому откровению.
Епископ Моул пишет:
«Гностики времен Павла утверждали, что ведут своих учеников «мимо заурядной толпы простых верующих в высшие круги людей одаренных, которые должны знать тайны бытия и благодаря этому знанию жить, освободившись из-под гнета материи, свободно странствуя в мире духа». (H.C.G.Moule, Studies in II Timothy, p. 91.)
От всего подобного Тимофей должен отвращаться. В наши дни это относится к таким сектам, как «Христианская наука». Эта система заявляет о своей якобы христианской сущности и обладании истинным знанием, на самом же деле ее знание лживое. Ни к христианству, ни к науке оно не имеет никакого отношения.
Стих 20 можно применить и ко многим формам естествознания, преподаваемым в наших школах сегодня. (Латинское слово «scientia» означает просто «знание».)
Истинные научные открытия никогда не будут противоречить Библии, потому что научные тайны заложил во вселенную Тот же, Кто написал Библию – Сам Бог. Но многие так называемые научные факты на самом деле не что иное, как ничем не доказанные предположения. Любая такая гипотеза, противоречащая Библии, должна быть отвергнута.
6,21 Павел осознавал, что некоторые, называющие себя христианами, попали в сети этих лжеучений и уклонились от веры. Из этих слов нам ясно видно, насколько опасны так называемые интеллектуализм, модернизм, либерализм и все другие «измы», которые игнорируют Христа или «разбавляют» Его учение.
Благодать с тобою. Это благословение неизменно присутствует во всех письмах Павла, потому что лишь благодать Бога может удержать Его народ на прямом и узком пути. Аминь.