Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Исход
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 7879 Все тексты автора Мэтью Генри
23 глава
Данная глава продолжает и завершает повествование о том, что происходило во время первого совещания (позвольте мне так это называть) на горе Синай. В ней изложены (I) несколько законов о всеобщей обязанности, имеющих особое отношение к девятой заповеди и запрещающих ложное свидетельство (ст. 1) и несправедливый суд (ст. 2,3,6-8). А также закон о том, чтобы делать добро нашим врагам (ст. 4,5) и не притеснять пришельцев (ст. 9).
(II) Несколько законов собственно для иудеев. Субботний год (ст. 10,11), три ежегодных праздника (ст. 14-17), включая законы, к ним относящиеся.
(III) Благодатные обетования о доведении до конца начатой Богом милости, при условии послушания народа: о том, что Господь поведет израильтян через пустыню (ст. 20-24), что Он будет благоприятствовать всему, что у них есть (ст. 25,26), что Он даст им во владение Ханаан (ст. 27-31) при условии, что они не будут смешиваться с другими народами (ст. 32,33).
Стихи 1-9. Здесь звучат:
I. Предостережения, касающиеся судопроизводства; недостаточно просто иметь хорошие законы, лучшие, чем когда-либо были у других народов, но необходимо позаботиться о надлежащем отправлении правосудия в соответствии с этими законами.
1. Свидетелей здесь предостерегают, чтобы по их вине не осудили невинного человека в результате ложных показаний и распространения о нем слухов и чтобы они не участвовали в судебных преследованиях невинного или человека, о вине которого им неизвестно, давая руку в присяге свидетеля против него (ст. 1). Ложное свидетельство против человека в деле, касающемся его жизни, включает в себя всю вину за ложь, клятвопреступление, злобу, кражу, убийство, с примесью притязания на справедливость и вовлечения многих других, дабы и они стали во всем этом повинны. Вряд ли найдется еще одно такое злодеяние, в котором может быть виновен человек, сочетающее в себе такое великое множество подлостей. Однако первая часть данного предостережения распространяется не только на судопроизводство, но и на обычное поведение людей; так что клевета и злословие особая разновидность ложного свидетельства. Репутация человека во многом зависит от милости сообщества, равно как и его имущество или жизнь предоставлены на милость судьи или присяжных; поэтому, кто собирает или намеренно переносит пустые слухи о ближнем, в особенности если эти пустые слухи сообщают мудрым и благим людям, уважение которых желает заслужить каждый, тот грешит против законов истины, справедливости и милосердия точно так же, как грешит и лжесвидетель принося еще больше зла, так что пострадавшая сторона не в силах что-либо исправить. То, что у нас переведено как «не внимай», подразумевает не принимай пустые слухи, ибо подчас принимающий в этом случае не лучше вора, и злословящий язык не принес бы так много зла, если бы его не поощряли. Иногда нам приходится слышать пустые слухи, однако мы не должны принимать их, то есть нам не следует слушать их с удовольствием и восторгом, подобно радующимся неправде, и не следует доверять им, пока остается хоть какое-то основание подвергать сомнению их истинность. Тем самым мы проявляем милость к доброму имени нашего ближнего и поступаем так, как хотели бы, чтобы поступали с нами.
2. Здесь звучит предостережение судьям, чтобы они не извращали суда.
(1) Ни сила, ни множество не должны заставить их пойти в суде против совести (ст. 2). У иудеев дела выслушивались судейской коллегией и решение выносилось по большинству голосов, при этом каждый конкретный судья должен был держаться истины, как он ее себе представлял на основании самого тщательного и нелицеприятного расследования, невзирая на то, что множество людей и их возгласы, или rabbim (мы переводим большинство) самых почтенных и уважаемых судей вынесли другой приговор. Поэтому (как и у нас) у иудеев первым голосовал самый младший из коллегии судей, дабы на него не повлиял и не заставил колебаться авторитет старших. Судьи не должны взирать ни на лица судящихся сторон, ни на лица своих коллег-судей. Первая часть данного стиха к тому же дает общее правило для всех, равно как и для судей, чтобы не следовали за большинством на зло. Общепринятые традиции никогда не послужат нам оправданием в плохих поступках, равно как и широкая дорога не будет лучше и безопаснее из-за того, что проторена и заполнена людьми. Мы должны задаваться вопросом, что нам надлежит делать, а не что делает большинство, потому что нас должен судить наш Господин, а не коллеги-служители, и готовность отправиться в ад за компанию слишком большая любезность.
(2) Нельзя извращать суд и на пользу бедного (ст. 3). В любом случае должна торжествовать правда, а зло быть наказано; справедливость никогда не бывает пристрастной, и нельзя потворствовать неправедным поступкам под маской благотворительности и сострадания. Если бедняк плохой человек и совершает плохие поступки, то неразумна жалость, позволяющая ему добиться успеха лишь по причине бедности (Втор 1:16,17).
(3) Нельзя извращать суд с пристрастием к бедному, равно как и нельзя допустить, чтобы он пострадал из-за отсутствия необходимых средств для своего оправдания; в таких случаях сами судьи должны становиться адвокатами бедных, если речь идет о правом и честном деле: «Не суди превратно тяжбы бедного твоего; помни, что он твой бедный, кость от твоей кости, твой бедный ближний, твой бедный брат; так пусть же ему не достанется худшая доля по причине бедности» (ст. 6).
(4) Нужно бояться самих помыслов о помощи или содействии неправому делу: «Удаляйся от неправды; не только не участвуй в таковой, думая, что достаточно сказать, что тебе нет до нее дела, но держись от нее подальше, боясь ее, как опасной западни. Ни за что на свете не допусти умертвить собственными руками невинного и правого; поэтому держись подальше от неправедного дела, ибо не знаешь, не придет ли оно к такому исходу, а праведный Бог не оставит сие зло без наказания: Я не оправдаю беззаконника» (ст. 7), то есть «Я осужу того, кто несправедливо осуждает других». Судьи сами отчитываются перед Великим Судьей.
(5) Нельзя брать взятки (ст. 8). Нельзя не только выносить несправедливый приговор, осуждать невинного, оправдывать виновного или лишать человека его прав, поддавшись влиянию подарка, но и нельзя просто взять подарок, дабы таковой не оказал влияния, не заставил поступить вопреки своим намерениям; ибо подарок обладает необычным свойством ослеплять тех, кто в противном случае поступил бы правильно.
(6) Нельзя притеснять пришельца (ст. 9). Хотя чужестранцы не могли наследовать землю среди израильтян, тем не менее с ними надлежало поступать справедливо, они мирно должны довольствоваться своей землей и получать возмещение, если им причинялся ущерб, несмотря на то что сообществу Израилеву они были чужими. Примером справедливости и благости нашего законодательства служит то, что если чужестранец находится под следствием по причине какого-либо преступления, кроме предательства, то половину присяжных, по его желанию, могут составлять иностранцы; это называется судебным разбирательством per mediatatem linguae, попечение о том, чтобы пришельцы не притеснялись. Основанием для сего повеления служит приводившееся ранее: вы сами были пришельцами (Исх 22:21), которое здесь изящно усиливается: вы знаете душу пришельца; вы на собственном печальном опыте знаете о скорбях и страхах пришельцев и поэтому, будучи освобождены, легко можете представить себя на их месте.
II. Повеления, касающиеся доброго отношения к ближнему. При случае мы должны быть готовы сослужить добрую службу любому человеку, даже тем, кто был недобр к нам (ст. 4,5). Повеление любить своих врагов и благотворить ненавидящим нас не только новая, но и старая заповедь (Пр 25:21,22). Отсюда следует:
(1) если мы должны оказывать любезность врагу, то тем паче другу; враг здесь упомянут из тех предположений, что человек будет недоброжелателен лишь к тому, кем он недоволен.
(2) Если считается неправильным просто не помочь нашему врагу избежать потери и вреда, то насколько хуже самим причинить ему или его имуществу вред и потери!
(3) Если нам следует привести назад заблудившийся скот нашего ближнего, то тем паче мы должны стараться благоразумными увещаниями и наставлениями привести назад самого ближнего, если он уклонился на греховный путь (см. Иак 5:19,20). И если мы должны приложить усилия, чтобы помочь упавшему ослу, то тем более нам надлежит стараться утешениями и воодушевлением ободрить упавших духом, говоря робким душею: будьте тверды. Мы должны заботиться об утешении и благополучии ближнего, как о своем собственном (Фил 2:4). Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? (см. Прит 24:11,12).
Стихи 10-19. В этих стихах описывается:
I. Введение субботнего года (ст. 10,11). Каждый седьмой год земле предстояло отдыхать; нельзя было пахать и засевать ее в начале года, и не следовало ожидать большого урожая в конце года, но надлежало питаться из руки да в рот тем, что земля произвела сама, и не делать запасов. Итак, сие имело своим предназначением (1) показать, какой плодородной была земля, в которую вел израильтян Бог, и что такой многочисленный народ мог обильно питаться продуктами, производимыми на столь малой территории, без торговли с другими странами, причем мог себе позволить обходиться без прибыли каждый седьмой год.
(2) Напомнить израильтянам о зависимости от Бога, их Великого Землевладельца, и об обязанности пользоваться плодами своей земли так, как укажет Господь. Таким образом Ему было угодно испытать их послушание в деле, которое непосредственно касалось их интереса. Позже мы увидим, что непослушание израильтян этому повелению привело к утрате обетований (2Пар 36:21).
(3) Научить их доверять Божьему провидению, пока они исполняют свой долг: подобно тому как манна, собранная в шестой день, служила пищей на два дня, так и урожаю шестого года надлежало обеспечить пропитание на два года. Таким образом они должны были научиться не заботиться для души своей (Мат 6:25). Если мы благоразумны и прилежны в своих делах, то можем довериться провидению, что будем иметь хлеб насущный на каждый день.
II. Повторение закона четвертой заповеди, касающейся еженедельного соблюдения субботы (ст. 12). Даже во время года отдыха израильтяне не должны думать, что день субботний ничем не отличается от других дней, но и в тот год его надлежит свято соблюдать; хотя таким образом предпринимались попытки упразднить соблюдение субботы с притязанием на то, что якобы каждый день должен быть субботним.
III. Любое проявление почтения к языческим богам строго запрещалось (ст. 13). Сему предшествует общее предостережение, имеющее отношение ко всем упомянутым предписаниям: соблюдайте все, что Я сказал вам. Опасность сбиться с пути подстерегает нас и слева, и справа, и если собьемся, то подвергнемся опасности, а посему необходимо быть осмотрительными. Человек способен погубить себя из-за элементарной беззаботности, он не сможет уберечься, не будучи очень внимательным и осмотрительным: в частности, поскольку идолопоклонство было грехом, к которому люди весьма склонны и подвергались бы немалому искушению, им надлежало постараться вычеркнуть из памяти языческих богов, перестать употреблять и забыть все продиктованные суеверием речевые обороты и никогда не упоминать их без отвращения. Было бы весьма желательно, чтобы в христианских школах и академиях (ибо тщетно думать о преобразовании театров) имена и истории о языческих божествах, а вернее демонах, звучали бы не так часто и привычно, как это имеет место, даже с неким подобием почитания, а порою и с заклинаниями. Несомненно, мы не так познали Христа.
IV. Строгое требование относительно торжественного святого служения израильтян Богу на месте, которое Он изберет (ст. 14-17).
1. Три раза в году мужчины должны приходить все вместе на святое собрание, чтобы лучше знать и любить друг друга и поддерживать общение, как надлежит народу, удостоенному особой чести.
2. Они должны приходить все вместе пред лице Владыки, Господа (ст. 17), дабы, взирая на место жилища славы Его, представить себя Ему и засвидетельствовать свое почтение как своему великому Господу, от которого и под Чьим началом они имеют все свои привилегии.
3. Они должны праздновать вместе перед Господом, принимая пищу и питье, в знак своей радости в Боге и благодарности за Его благость к ним, ибо пиры устраиваются для удовольствия (Еккл 10:19). Какому доброму Господину мы служим, обязавшему нас веселиться перед Ним, который устраивает своим слугам пир, когда те служат при дворе! Никогда не позволяйте, чтобы религию называли унылой, когда ее торжественные служения суть торжественные праздники.
4. Они не должны являться пред лице Господа с пустыми руками (ст. 15). Надлежит принести те или иные добровольные пожертвования в знак почтения и благодарности своему Великому Благодетелю; и поскольку израильтянам не разрешалось приходить с пустыми руками, то и нам нельзя приходить на поклонение Богу с пустыми сердцами; наши души должны быть исполнены благодати, преданной и благочестивой любви, святой жажды к Господу, посвящения себя Ему, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
5. Пасха, Пятидесятница и Праздник кущей, которые отмечались весной, летом и осенью, это три периода времени, предназначенные для торжественного служения; они назначены не зимой, ибо путешествия в это время были неудобными, и не в середине жатвы, потому что тогда народ был занят другим, так что у людей не было основания говорить, что Господь заставлял их служить хлебным приношением или отягощал их фимиамом.
V. Здесь приведены конкретные указания относительно этих трех праздников, хотя и не так подробно, как будут даны позже.
1. Что касается Пасхи: нельзя было приносить квасной хлеб, ибо во время этого праздника от всего квасного надлежало избавиться, также нельзя было оставлять до утра тук от жертвы, чтобы он не стал зловонным (ст. 18).
2. В праздник Пятидесятницы, когда начиналась жатва, израильтянам надлежало нести Богу начатки плодов, благоговейным приношением которых освящался весь урожай (ст. 19).
3. В праздник собирания плодов (как он назван в ст.16), израильтянам надлежало поблагодарить Бога за обретенные ими милости жатвы, полагаться на Него в отношении следующего урожая и не помышлять о получении прибыли посредством суеверных обрядов некоторых языческих народов, которые, как говорят, в конце жатвы варили козленка в молоке матери его и колдовским способом кропили этой похлебкой свои сады и поля, чтобы на следующий год они были более плодородными. Израилю надлежало питать отвращение к таким неразумным обычаям.
Стихи 20-33. Здесь Израилю даны три благодатных обетования, дабы обязать его к служению и воодушевить в таковом; и каждому из обетований сопутствуют необходимые указания и предостережения.
I. Здесь звучит обетование о том, что израильтяне будут ведомы и хранимы в пути через пустыню к земле обетованной: вот, Я посылаю пред тобою Ангела (ст. 20), Ангела Моего (ст. 23): согласно одному мнению, ангела сотворенного, служителя Божьего провидения, задействованного в сопровождении и защите стана Израилева; чтобы сделать очевидной Свою особую заботу о народе, Бог поручил одному из Своих главных слуг заняться делом сопровождения израильтян и попечения о том, чтобы они ни в чем не нуждались. Согласно другому предположению, Сей был Сын Божий, Ангел Завета, ибо сказано, что израильтяне в пустыне искушали Христа, и мы тоже можем предположить, что Он был Божий посланник и Искупитель Церкви до Своего воплощения, как Агнец, закланный от создания мира. И мы тем паче вправе думать, что Ему было угодно предпринять освобождение и водительство Израиля, потому что сей народ служил прообразом Его великого предприятия. Дано обетование о том, что Сей благословенный Ангел будет хранить народ на пути, невзирая на то, что этот путь сначала пролегал через пустыню, а потом через земли врагов; таким же образом и духовный Израиль Божий будет иметь защиту в пути через пустыню этой земли и защиту от нападок врат ада. Также обещано, что Ангел приведет израильтян к месту, которое Бог не только определил, но и подготовил для них: и таким же образом Христос приготовил место Своим последователям и сохранит их для него, ибо Он верен Поставившему Его. Указание, сопровождающее это обетование, заключается в том, что израильтяне должны быть исполнительными и послушными Сему Ангелу, Которого Бог пошлет перед ними: «Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его во всем; не упорствуй против Него ни в чем, ибо будешь делать сие на свой собственный риск, Он не простит греха вашего» (ст. 21). Следует заметить:
(1) Христос виновник спасения только тех, кто послушен Ему. Слово повеления Его слушайте (Мат 17:5). Соблюдайте всё, что Он повелел (Мат 28:20).
(2) Необходимость полагаться на Божью силу и благость будет способствовать нашей покорности. Мы хорошо поступаем, когда остерегаемся раздражать нашего Защитника и Благодетеля, потому что, если защита отойдет от нас и иссякнут потоки Его благости мы пропали. Поэтому: «Блюди себя пред лицем Его и веди себя с Ним как можно почтительнее и внимательнее. Благоговей пред Господом и благостью Его».
(3) Христос будет верен тем, кто верен Ему, и поддержит дело тех, кто будет приверженцем Его дела: Я буду противником противников твоих (ст. 22). Сей союз будет и оборонительным, и наступательным, как в случае с Авраамом: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну. Таким образом, Богу угодно, дабы Его интересы и дружественные отношения переплелись с таковыми Его народа.
II. Дано обещание о благополучном поселении израильтян на земле Ханаана, завладеть которой они теперь надеялись (хотя оказалось иначе) через несколько месяцев (ст. 24-26). Обратите внимание, (1) как обоснованы условия обетования только если израильтяне будут служить своему Богу, который на самом деле является единственным истинным Богом, а не богам других народов, которые вовсе не были богами и почитать их нет абсолютно никакой причины. Народу надлежало не только не поклоняться чужим богам, но и полностью свергнуть их в знак своего сильного отвращения к идолослужению, решимости никогда не поклоняться идолам и заботы о том, чтобы уберечь других от поклонения им; так же и обращенные чародеи книги свои сожгли (Деян 19:19).
(2) Как великолепны отдельные элементы данного обетования:
[1] обеспечение пищей. Господь благословит хлеб твой и воду твою; и Божье благословение наделит хлеб и воду способностью лучше восстанавливать силы, сделает их более питательными, чем трапеза из тучных яств, трапеза из чистых вин без такого благословения.
[2] Крепость здоровья израильтян: «…отвращу от вас болезни либо предупрежу таковые, либо устраню их. Вашу землю не посетят эпидемии, очень страшные, опустошающие порою целые страны».
[3] Умножение богатства израильтян. Их скот не будет бесплодным и не будет выкидывать, что упомянуто как пример процветания (Иов 21:10).
[4] Продолжительность жизни израильтян до старости: «Число дней твоих сделаю полным, и они не прервутся посередине преждевременной смертью». Так благочестие имеет обетование жизни настоящей.
III. Дано обетование о том, что израильтяне одолеют и покорят врагов, нынешних обитателей земли Ханаана, которых надлежит прогнать, чтобы освободить место для народа Божия. Сие Господь осуществит (1) действенно Своею силою (ст. 27,28);
не столько мечом и луком израильтян, сколько ужасами, которые Он наведет на хананеев. И хотя те из упрямства не пожелали покориться Израилю, оставить свою страну и удалиться куда-либо в другое место (хотя могли бы сделать), тем не менее они так смутились, что не смогли устоять перед ним. Это погубило их; дьявол в них имел такую власть, что они пожелали противостать, однако Бог возымел над ними такую власть, что противостоять они не смогли. Ужас Мой пошлю пред тобою; и испугавшиеся вскоре убегут. Воинство шершней проложит путь для воинства Израилева; Бог может использовать таких ничтожных тварей для изгнания врагов Своего народа, как было и в случае с казнями египетскими. Когда Господу угодно, хананеев смогут прогнать и шершни, не хуже львов (ИНав 24:12).
(2) Господь, в Своей мудрости, будет совершать сие постепенно, не все сразу, но мало-помалу. Подобно тому как хананеи владели землей до тех пор, пока Израиль не вырос и стал народом, так на сей земле будет пребывать некоторый их остаток до тех пор, пока Израиль не станет столь многочисленным, чтобы заполнить всю землю. Следует заметить, что наблюдать мудрость Божию можно и в постепенном продвижении интересов Церкви. Для Церкви великое благо то, что ее враги покоряются мало-помалу; ибо таким образом мы сохраняем бдительность и постоянно полагаемся на Бога. Так же и порочность удаляется из сердец Божьего народа не сразу, но мало-помалу; ветхий человек распят, а потому умирает медленно. Господь, в Своем провидении, часто медлит с милостями, потому что мы к ним не готовы. На земле Ханаана было достаточно места, чтобы принять Израиля, но Израиль был недостаточно многочислен, чтобы занять Ханаан. Мы стеснены не в Боге; если мы стеснены то в самих себе. Израильтянам обещана земля Ханаана (ст. 31) до самых дальних ее пределов, которой, однако, они так и не завладели полностью до времени царствования Давида и вскоре утратили из-за своих грехов. Указание, сопутствующее данному обетованию, заключается в том, что израильтянам не следует близко сходиться и дружить с идолопоклонниками (ст. 32,33). Идолопоклонники не должны даже временно проживать на их земле, если не отрекутся от служения идолам. Так израильтянам надлежит избегать нареканий в близких отношениях с поклонниками ложных богов и опасности втянуться вместе с ними в поклонение таковым. Приятельские беседы с идолопоклонниками способны привести к тому, что страх и отвращение ко греху улетучиваются; израильтяне могли бы подумать, что не будет вреда в том, если они, чтобы сделать приятное своим друзьям, выразят некое почтение их богам, но это постепенно втянуло бы их в смертельные сети. Следует заметить: кто хочет удержаться от худого пути, тот должен удерживаться от худых сообществ; опасно жить в плохом соседстве; грехи других могут стать для нас сетью, если мы не следим за собой. Мы всегда должны быть бдительными в отношении величайшей опасности, которая исходит от тех, кто побуждает нас грешить против Бога. На что бы ни претендовала дружба, нашим худшим врагом является тот, кто тянет нас с пути нашего долга.