Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Числа
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 6247 Все тексты автора Мэтью Генри
9 глава
Эта глава посвящена (I) великим постановлениям о праздновании Пасхи.
1. Дается повеление соблюдать ее ежегодно в начале года (ст. 1-5).
2. Приводятся оговорки для тех, кто считается церемониально нечистым или по другой причине не может участвовать в ней в назначенное время (ст. 6-14).
(II) Великому благоволению Бога, обеспечившему народ столбом облачным, который вел Израиль по пустыне (ст. 15 и далее).
Стихи 1-14. В этих стихах:
I. Дается повеление о торжественном праздновании Пасхи. Это произошло по прошествии двенадцати месяцев после того, как они вышли из Египта, в четырнадцатый день первого месяца второго года, за несколько дней до того, как они были исчислены, ибо исчисление было совершено в начале второго месяца. Обратите внимание:
(1) Бог дал четкие повеления соблюдать Пасху; в противном случае (похоже) они не отмечали бы ее, ибо при первом изречении этого постановления было велено соблюдать ее, когда они войдут в землю обетованную (Исх 12:25), но не было никаких повелений о Пасхе до того, как они подошли к Ханаану (ИНав 5:10). Это было ранним указанием на то, что в конце церемониальные постановления будут отменены, так как некоторые из них сразу после постановления были преданы забвению на много лет. Постановление о Вечере Господней (которое пришло вместо Пасхи) не было подобным образом приостановлено или отложено в первые годы христианской Церкви, хотя это время сопровождалось большими бедствиями и трудностями, чем период, когда Израиль жил в пустыне. Более того, во время преследований Вечеря Господня совершалась чаще, чем в позднее время. Израильтяне в пустыне не могли забыть свое избавление от египетского рабства, так как их нынешнее положение постоянно напоминало им о нем. Опасность забыть появилась, когда они пришли в Ханаан, и поэтому возникла необходимость напомнить им о скале, из которой они иссечены. Но так как первая Пасха праздновалась в спешке, и скорее представляла собой суть, чем знамение, то воля Божья заключалась в том, чтобы в начале года, когда они благоустроятся и лучше ознакомятся с божественным законом, они вновь праздновали Пасху, а их дети более четко осознали торжественность этого события и лучше помнили о нем впоследствии. Кальвин предполагает, что с этого момента они должны были соблюдать ее, и отмечает, что это говорит об их беспечности и необходимости напомнить им о постановлении, которое было недавно им изречено.
(2) Моисей преданно передал народу полученные им повеления (ст. 4). Подобным образом Павел передал церквам то, что принял от Господа о совершении евангельской Пасхи (1Кор 11:23). Отметьте: власти должны контролировать, а служители – возбуждать разум человеческий напоминанием о том, что есть благо.
(3) Народ исполнил данные ему повеления (ст. 5). Хотя недавно они праздновали посвящение (гл.7), тем не менее сейчас они не хотели отказываться от соблюдения этого праздника. Отметьте: исключительные обряды не должны замещать или вытеснять наши постоянные служения. Они соблюдали Пасху даже в пустыне, поэтому даже находясь в уединении и испытывая отсутствие удобств, мы должны, насколько это возможно, поддерживать общение с Богом, соблюдая Его святые постановления, ибо в них мы сможем обрести наилучший покой и близость с Ним. Такая забота была проявлена о Божьем Израиле в пустыне.
II. Даны наставления о тех, кто был церемониально нечист: когда они должны есть Пасху. Закон о Пасхе требовал, чтобы каждый израильтянин ел Пасху. Некоторые поздние законы запрещали людям, церемониально оскверненным, есть святыни; те, чей разум и совесть осквернены грехом, абсолютно негодны для общения с Богом, и они не могут участвовать в евангельской Пасхе, получая истинное утешение, пока не очистятся истинным покаянием и верой. И они оказываются перед печальной дилеммой: не участвуя в святых постановлениях, они становятся виновны в пренебрежении к ним, а участвуя, но имея на себе осквернение, становятся виновны в их осквернении. Поэтому они должны омыться и затем обойти жертвенник Божий.
1. Приводится случай, имевший место в Израиле в то время, когда нужно было праздновать Пасху: «Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим» (ст. 6);
они считались оскверненными в течение семи дней (Числ 19:11), и на протяжении этого времени им запрещалось есть святыни (Лев 7:20). Эти люди не были виновны в преступлении, но оказались в таком бедственном положении, ибо кто-то должен касаться мертвых тел, чтобы похоронить их, и поэтому они любезно обратились со своей жалобой к Моисею.
2. Эти люди обратились с просьбой к Моисею (ст. 7). Отметьте: люди поступают мудро, когда в сложных вопросах, касающихся греха и долга, обращаются за советом к своим служителям, которых Бог поставил над ними, и спрашивают закона от уст их (Мал 2:7). Эти же средства мы должны использовать, обращаясь с молитвой к Богу, чтобы Он вел нас по прямому пути. Обратите внимание: с какой проблемой эти люди обратились к Моисею, беспокоясь, что лишены возможности принести приношения Господу. Они не жаловались на закон, как на несправедливый, а оплакивали свое бедственное положение, оказавшись в то время под ограничением, и желали найти какой-нибудь выход из создавшейся ситуации. Отметьте: блаженство – видеть людей, жаждущих и стремящихся исполнить Божьи постановления, слышать их жалобы на препятствия, не дающие возможности насладиться ими. Мы должны считать бедой, если из-за стечения обстоятельств лишены возможности представить приношения во время торжественных празднований субботы или участвовать в причастии, как это было с Давидом, когда он был изгнан от жертвенника (Пс 41:2,3).
3. Размышления Моисея по поводу этой ситуации. Кажется, что это закон против закона, и хотя правило гласит, чтобы последующий закон пояснял предыдущий, тем не менее он посочувствовал израильтянам, лишенным привилегии участвовать в праздновании Пасхи. Поэтому ему потребовалось время, чтобы спросить наставления и узнать, что Бог думает по этому поводу: «Я послушаю, что повелит о вас Господь» (ст. 8). Служители в данном случае должны брать с него пример, как решать вопросы совести.
(1) Они не должны быть поспешны, а уделять время для размышлений, чтобы тщательно взвесить каждое обстоятельство, рассмотреть ситуацию в ее истинном свете и сравнить духовное с духовным.
(2) Они должны спрашивать совета из уст Божьих, а не принимать решение, сообразуясь со своими фантазиями или привязанностями, должны быть нелицеприятными, соответственно воле Божьей и своим наилучшим познаниям. Мы не можем спросить наставления, как Моисей, но можем обратиться за помощью к закону и откровению и говорить согласно этому правилу. А если в сложном случае у нас есть время изложить вопрос Богу в смиренной молитве, подкрепленной верой, то у нас есть повод надеяться, что Дух, пообещавший направить нас на истину, даст нам возможность направить других на путь добрый и прямой.
4. Наставления, которые Бог дает в этом и других похожих случаях, поясняют закон о Пасхе. Неприятные ситуации производят хорошие законы.
(1) Кто оказывался церемониально нечистым в то время, когда нужно есть Пасху, тому разрешалось есть ее в тот же день месяца, когда они очистятся; так поступали те, кто в то время был в дальней дороге (ст. 10,11). Обратите внимание:
[1] когда мы собираемся приступить к Богу в торжественных постановлениях, необходимо, чтобы мы были чисты и пребывали в спокойствии.
[2] Это может оправдать нас, когда мы откладываем исполнение долга на какое-то время, но не в том случае, когда пренебрегаем им и не исполняем. Кто в конфликте со своим братом, тот может оставить дар свой пред жертвенником, пока пойдет примириться со своим братом; после того, как он совершит свой долг примирения, то, независимо от того, приведет ли это к какому-либо результату или нет, он должен вновь прийти и принести дар свой (Мат 5:23,24). Вторичную пасху нужно было совершить в тот же день месяца, что и основную, так как это постановление было воспоминанием об их избавлении именно в тот день месяца. Мы находим в Писании место, когда все собрание совершило пасху в четырнадцатый день второго месяца во времена Езекии (2Пар 30:15), что, возможно, объясняет, почему были допущены некоторые нечистые люди для участия в ней. Если бы основная Пасха совершалась в первый месяц, то нечистые могли бы отложить ее совершение до следующего месяца, но так как она совершалась во второй месяц и у них не было предписания есть ее в третий месяц, то было решено, что лучше разрешить им участвовать в ней, чем вообще не участвовать, хотя и без очищения священного (2Пар 30:19,20).
(2) Если Пасха совершалась во второй месяц, то все ее обряды и церемонии должны были строго соблюдаться (ст. 12). Они не должны были думать, что раз время упущено, то какую-либо часть торжественной церемонии можно отменить; когда мы не можем поступить так, как обязаны, то должны сделать все, что в наших силах, в служении Богу.
(3) Это позволение, связанное с необходимостью, ни в коем случае не должно стать средством для одобрения и потакания в пренебрежении к соблюдению Пасхи в определенное для нее время, когда для этого нет необходимости (ст. 13). Если человек не ограничен возможностями и может есть пасху в назначенное время, но пренебрегает ею на основании свободы, дарованной этим законом, то тем самым он публично оскорбляет Бога, нечестиво злоупотребляя Его милостью, и несомненно понесет на себе грех и истребится душа та из народа своего. Отметьте: кто вопреки своему желанию лишен возможности совершить Божье постановление, тот может спокойно ожидать проявлений Божьей благодати, находясь в трудной ситуации, а кто добровольно отказывается совершить его, тот может справедливо ожидать проявлений гнева Божьего за этот грех. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.
(4) Вот условие, добавленное в пользу пришельцев (ст. 14). Хотя требовалось, чтобы пришельцы, присоединившиеся к ним при соблюдении Пасхи, совершали обрезание как последователи их религии (Исх 12:48,49), тем не менее это милостивое позволение есть пасху тем, кто не был израильтянином по происхождению, было намеком на благоволение Христа, оказанное бедным язычникам. Как в те дни был один закон, так и во дни Мессии будет одно Евангелие для пришельцев и рожденных в той стране, ибо во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему; это была истина, которую постиг Петр (Деян 10:34,35).
Стихи 15-23. Эти стихи рассказывают об облаке, но не о его природе, ибо кто разумеет равновесие облаков? Здесь рассказывается о божественной сути облака, которому было предназначено стать видимым знамением и символом присутствия Бога с Израилем.
I. Когда скиния была поставлена, это облако, которое раньше располагалось над станом, теперь установилось над скинией и покрыло ее, чтобы показать, что Бог являет Свое присутствие Своему народу в и через Свои постановления; с их помощью Он дает возможность познать Себя, и мы должны смотреть на них, чтобы созерцать красоту Господню (Пс 26:4; Иез 37:26,27). Таким образом Бог прославил Свои постановления и показал, что принимает любовь и послушание Своего народа.
II. То, что днем являлось в виде облака, ночью являлось в виде огня. Если бы это было лишь облако, то ночью его не было бы видно, а если бы это был обычный огонь, то его трудно было бы различить днем. Но Бог видимым образом продемонстрировал Свое постоянное присутствие с ними и Свою заботу о них: Он ночью и днем стережет его (Ис 27:3; Пс 120:6). Так нас учат всегда иметь Бога перед собой, видеть Его близко днем и ночью. Эти видимые знаки Божьего присутствия символизировали природу божественного откровения, которым руководствовалась ветхозаветная Церковь: облако означало тьму, а огонь – ужас той диспенсации, по сравнению с более четкими и успокаивающими открытиями, с помощью которых Бог явил Свою славу в лице Иисуса Христа.
III. Столб облачный и огненный направлял и определял все изменения местоположения, переходы и расположения стана Израильского в пустыне.
1. Пока облако покоилось над скинией, израильтяне оставались на том же месте и никуда не двигались, хотя во время своего перехода они, безусловно, стремились в Ханаан и надеялись поскорее прибыть туда. Тем не менее, пока облако оставалось на одном месте, месяц или год, они не двигались (ст. 22). Отметьте: кто верует, тот не торопится. Мы не теряем время, ожидая Божьего времени, и проявляем благоугодное подчинение воле Божьей, оставаясь на одном месте, когда этого требует наш жребий, как и трудясь для Него, когда Он призывает нас.
2. Когда облако поднималось, они собирались в путь, как бы комфортно они ни обустроили свой стан (ст. 17). Когда бы оно ни двинулось – днем или ночью, – они без отлагательства следовали за его передвижениями (ст. 21). Возможно, определенные люди были назначены стоять на страже, наблюдая за облаком день и ночь, чтобы своевременно известить стан о том, что оно начало двигаться; это называлось быть на страже у Господа. Народ, который подобным образом постоянно находился в состоянии неопределенности и не знал четко, когда настанет время остановиться или двигаться в путь, вынужден быть постоянно готовым к передвижению после краткого предостережения. По этой же причине – чтобы быть постоянно готовыми двинуться по повелению Господа – и мы пребываем в состоянии неопределенности относительно времени, когда оставим земной дом этой скинии.
3. Пока облако двигалось, они продолжали идти, а там, где оно останавливалось, они разбивали вокруг него свои палатки, а под ним – палатку для Бога (ст. 17). Очень проблематично оставаться на месте, когда Бог покинул его, но вполне безопасно и комфортно идти, видя Бога, идущего впереди нас, и останавливаться, когда Он велит. Эти слова вновь и вновь повторяются в этих стихах, так как это было постоянным чудом, которое часто повторялось и никогда не подводило их во всех переходах, а мы должны обратить особое внимание на это явление, как очень значительное и назидательное. Намного позднее об этом говорит Давид (Пс 104:39) и народ Божий после плена (Неем 9:19). Водительство этого облака символизирует водительство блаженного Духа (Ис 63:14): «Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой». Это учит нас, (1) что Бог особым образом заботится о Своем народе. Ничто не может выразительнее и более символично продемонстрировать нежность Бога к Израилю, чем водительство этого облака. Оно вело их прямым путем (Пс 106:7), двигалось их шагом; похоже, что Бог покрыл их Своими перьями. Нам сейчас не стоит ожидать подобных видимых доказательств божественного присутствия и водительства, как в то время, но обетование о том, что Он будет руководить нас советом Своим (Пс 72:24) и даже до самой смерти (Пс 47:15), верно для всего духовного Израиля. Все дети Божьи будут водимы Духом Божьим (Рим 8:14), и Он направит стези тех, кто во всех путях своих познает Его (Прит 3:6). Особое провидение хорошо ознакомлено со всеми их делами, чтобы направлять и руководить ими для их блага. Господом утверждаются стопы такого человека (Пс 36:23).
(2) Во всех своих путях мы должны иметь особое уважение к Богу. Во всех своих привязанностях и поступках мы должны следовать наставлениям Его слова и Духа; все побуждения нашей души должны быть водимы божественной волей; наши сердца должны постоянно двигаться и покоиться по повелению Господа; во всех своих делах мы должны следовать провидению, примиряясь со всеми его проявлениями и подчиняя свой разум создавшейся ситуации, какой бы она ни была. Народ Израиля, имея облако своим водителем, был избавлен от беспокойств, связанных с проведением военных советов, когда нужно думать, где и в какое время им лучше идти, что могло бы явиться причиной раздоров и дебатов среди них; им не нужно было посылать вперед разведчиков, чтобы проинформировать о состоянии дел в стране, или первопроходцев, чтобы расчистить путь, или опытных военных, которые отметили бы расположение их стана. Все это вместо них совершал столб облачный; так и те, кто верой вверяет свои дела Господу, хотя и обязаны быть благоразумными в использовании средств, в то же время подобным образом могут спокойно ожидать развязки. «Отче, да будет воля Твоя; расположи меня и все, что мне принадлежит, как Тебе угодно; вот я, и мое желание – уповать на Бога своего всегда, отправляться в путь и останавливаться по повелению Господа. Чего бы Ты ни желал, позволь только мне всегда принадлежать Тебе и всегда быть на пути своего долга».