Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Второзаконие
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 6870 Все тексты автора Мэтью Генри
15 глава
В этой главе Моисей дает повеления (I) об освобождении от долгов каждый седьмой год (ст. 1-6), предостерегая, что это не должно нам препятствовать щедро давать взаймы (ст. 7-11).
(II) Об освобождении рабов после семи лет их служения (ст. 12-18).
(III) О посвящении первородного скота Богу (ст. 19 и далее).
Стихи 1-11. I. В этих стихах изложен закон об освобождении бедных должников, которые (как мы предполагаем) оказались банкротами. Каждый седьмой год считался годом прощения, когда земля отдыхала от возделывания, а рабов освобождали от их обязанностей. Помимо других актов милосердия в этот год, люди, которые одолжили денег, но не были в состоянии ранее вернуть их, освобождались от этого долга. Если было возможно, то в дальнейшем совесть обязывала их уплатить, тем не менее с этого момента кредитор не должен был требовать его по закону. Многие хорошие толкователи полагают, что этот закон только запрещал взыскивать долг в год прощения, так как в этот год не собирался урожай и поэтому не следовало ожидать, что должник сможет уплатить его, но позже можно было возбудить дело и требовать возмещения долга: поэтому прощение не погашало долг, а откладывало его погашение на время. Но другие полагают, что должник навсегда освобождался от долга. Это предположение кажется более вероятным, тем не менее здесь подразумеваются или выражаются некоторые ограничения. Предполагается (ст. 3), что должник был израильтянином (чужестранец не мог пользоваться привилегией этого закона) и бедным человеком (ст. 4), что он одалживал не для торговли или приобретений, а для содержания своей семьи, и что уплата долга в то время неотвратимо привела бы его к полному обнищанию, в результате чего ему пришлось бы искать помощи в других странах, а это могло склонить его уйти от Бога. Закон не гласил, что кредитор не получит долг, если должник или его друзья могут уплатить за него, но он не мог требовать его законным путем. Вот основания для этого закона:
(1) чтобы почтить субботний год: «…ибо провозглашено прощение ради Господа» (ст. 2). Это был Божий год для земли, как еженедельная суббота была Божьим днем для них самих, их слуг и скота; давая покой земле и освобождая от долгов, Бог хотел научить их полагаться на Его провидение. Этот год прощения символизировал благодать Евангелия, которое провозглашает благоприятный год Господа, когда мы получим прощение своих долгов, то есть прощение своих грехов; нас также учат прощать обиды, если мы надеемся, что Бог простит нас.
(2) Чтобы ни один израильтянин не стал нищим (как написано на полях, ст.4): «Чтобы не было нищих среди вас»; чтобы не было бедствующего и отчаянно нуждающегося человека, ибо это опозорило бы народ и религию, о доброй репутации которой они должны заботиться.
(3) Божественное обетование гарантирует Божью защиту и гласит, что все, утерянное человеком из-за своих бедных должников, будет возмещено ему благословением Бога на все, что он имеет и делает (ст. 4-6). Пусть стараются выполнять свой долг – и Бог благословит их таким великим умножением, что в конце года окажется, что они ничего не потеряли из своего имущества, щедро простив долги других. Не только благословит тебя Господь (ст. 4), но и несомненно (в англ.пер.) благословит тебя (ст. 6). Непростительно оставаться безжалостным и неумолимым к просьбам своих бедных братьев, если Бог даровал нам изобилие и мы не только имеем достаточно, но и накапливаем; ибо наше изобилие должно восполнять их нужды, чтобы по крайне мере не было большой разницы между этими двумя крайностями (2Кор 8:14). Они также должны понимать, что их земля – Божий дар для них, а их умножение – плоды Божьего благословения, поэтому, исполняя свой долг перед Ним, они должны использовать и распределять свое имущество, как Он велит. И наконец, если они простят небольшие суммы, одолженные своим бедным братьям, то обещано, что они смогут одалживать большие суммы своим богатым соседям и многим народам (ст. 6) и будут обогащаться за счет их займов. Так народы окажутся у них в подчинении и станут зависеть от них, ибо должник делается рабом заимодавца (Прит 22:7). Быть в состоянии одолжить и не иметь необходимости одалживать мы должны рассматривать как великую милость и хорошее основание, почему мы должны совершать добрые дела с помощью того, что имеем, чтобы не разгневать Бога и не побудить Его изменить ход дела.
II. Это закон в пользу бедных должников, чтобы они не страдали от убытка, нанесенного предыдущим законом. Люди могут возразить: «Если так будет обстоять дело у человека с его должником, и долг, не уплаченный до года прощения, будет утерян, то тогда лучше не одалживать». «Нет, — говорит статья законодательства, — ты не должен так думать».
1. Не требует доказательств тот факт, что среди них будет бедняк, у которого есть основания одолжить (ст. 7) и что у них постоянно будут объекты для благотворительности (ст. 11): «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей, возможно, и не доведенные до крайней нищеты, но такие, у которых всегда будет повод одолжить». Именно о таких бедняках он здесь говорит и таковых мы всегда будем иметь рядом, и поэтому благотворительное расположение очень скоро найдет повод для благотворительности.
2. В таких случаях нам велено одалживать или давать соответственно нашим возможностям и настоятельной потребности данной ситуации: «Не ожесточай сердца твоего и не сожми руки твоей» (ст. 7). Если рука сжата, то это признак того, что сердце ожесточилось, ибо если облака будут полны, то они прольют на землю дождь (Еккл 11:3). Сосуды сострадания будут щедро раздавать (Иак 2:15,16). «Ты не только должен протягивать к нему свою руку, чтобы подать что-нибудь, но и открыть ему руку свою и дать ему взаймы, смотря по его нужде» (ст. 8). Иногда в благоразумном одалживании так же много благотворительности, как и в подаянии, ибо это обязывает одалживающего быть трудолюбивым и честным и может поставить на путь, где он поможет себе. Иногда, когда появляется объект благотворительности, мы начинаем думать, дать ему что-нибудь или нет, много дать или мало, в то время как здесь звучит четкое повеление (ст. 11): «Я повелеваю тебе не только давать, но и отверзать руку твою и давать щедро».
3. Здесь звучит предостережение против возражения, которое может возникнуть из предыдущего закона о прощении долгов, препятствующее благотворительно одалживать (ст. 9): «Берегись, чтобы не вошла в нечестивое сердце твое беззаконная, алчная и недоброжелательная мысль: «Приближается год прощения, и поэтому я не буду одалживать то, что наверняка будет утеряно», чтобы твой бедный брат, которому ты отказался одолжить денег, не пожаловался Богу, и тогда ты совершишь большой грех». Отметьте:
(1) этот закон духовный, и он накладывает ограничения на мысли, возникающие в сердце. Мы ошибаемся, если думаем, что Бог не знает и не контролирует наши мысли.
(2) Лишь в нечестивом сердце возникают злые помыслы на основании добрых законов Бога; так поступают те, кто на основании того, что Бог велел им прощать, отказываются давать.
(3) Мы должны быть бдительны ко всем тайным предложениям, которые могут смутить нас и отвратить от нашего долга. То, что может удержать нас от совершения греха, должно удерживать наш разум от мыслей о грехе.
(4) Когда у нас появляется повод дать взаймы, но мы не верим одалживающему, то должны верить Богу и давать, не надеясь получить что-либо в этом мире, а ожидая вознаграждения при воскресении праведных (Лук 6:35; 14:14).
(5) Очень страшно, если бедные возопиют против нас, ибо ухо Бога открыто для их вопля и из сострадания к ним Он будет преследовать, чтобы воздать тем, кто сурово обращался с ними.
(6) То, что нам кажется собственным благоразумием, часто оказывается грехом; кто отказывается дать взаймы, так как год прощения близок, думает, что поступает мудро и что люди прославят его, что он удовлетворяет себе (Пс 48:19). Но здесь говорится, что такой человек поступает нечестиво и Бог осудит его за то, что он плохо поступил со своим братом, а мы уверены, что по истине есть суд Божий, и то, что он называет грехом, несомненно погубит нас, если мы не покаемся.
III. В этих стихах звучит повеление давать взаймы с радостью: «Когда будешь давать, не должно скорбеть сердце твое (ст. 10). Не медли расставаться с деньгами по такому хорошему поводу и не считай их утерянными; не жалей милости для брата своего; не переставай доверять провидению Божьему, словно будешь нуждаться в том, что даешь в качестве благотворительности. Наоборот, пусть будет наслаждением и удовлетворением для твоей души думать, что ты почтил Бога своим имуществом, сделал добро, помог своему брату и обеспечил себя на будущее. Что делаешь, делай с радостью, ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор 9:7).
IV. Здесь приводится обетование о воздаянии в этой жизни: «Ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой». Жадные люди говорят: «Одалживание погубит нас»; нет, если мы даем взаймы с радостью, то это обогатит нас, наполнит житницы твои до избытка (Прит 3:10), а душу – истинным утешением (Ис 58:10,11).
Стихи 12-18. I. Здесь повторяется закон о евреях-рабах, которые продали себя в рабство или были проданы родителями из-за крайней нищеты, или же были проданы по решению суда за какое-то преступление. Закон гласит, (1) что они должны служить лишь шесть лет, а на седьмой год освобождаться (ст. 12, ср 21:2), а если юбилейный год настанет до того, как они отслужат свое время, то в тот год они должны освободиться. Божий Израиль был свободным народом и не должен был подчиняться вечному рабству; подобным образом Божий духовный Израиль призван к свободе.
(2) Если по истечении шести лет службы они не желают освобождаться, предпочитая продолжать служить, так как при этом приходится меньше заботиться, но больше трудиться, чем их хозяевам, в таком случае они должны принять на себя обязательство служить вечно, то есть на протяжении всей жизни, подтвердив свое решение согласием, чтобы ухо их было приколото к двери (ст. 16,17, ср. Исх 21:6). Если тем самым человек опозорит себя вместе с другими, как человек низкого и рабского духа, подтвердив, что не имеет чувства чести и не наслаждается свободой, то мы можем предположить, что помимо других характеристик он обладает удовлетворенным, смиренным и усердным духом, который любит и не является мятежником.
II. Дополнение к этому закону требует, чтобы рабам по окончании их служения вручали незначительное количество имущества (ст. 13,14). Предполагалось, что у него нет ничего личного, а его друзья не имели ничего или имели мало, в противном случае они выкупили бы его до того, как тот отпускался по закону. Рабы не получали плату за работу; все, добытое с помощью их труда, принадлежало их господину, поэтому свобода не особенно радовала их, так как у них ничего не было, чтобы начать новую жизнь. Поэтому их хозяевам велено щедро обеспечить их хлебом и скотом. Точное количество не предписывалось, и все зависело от щедрости господина, который, возможно, брал в расчет заслуги и минимальные потребности раба. Но иудейские толкователи утверждают, что он не мог дать добра менее, чем на тридцать шекелей серебра, а только больше, если ему было угодно. Хотя служанки не были обязаны прокалывать свои уши, если хотели остаться, но если они хотели уйти свободными, то их нужно было вознаградить, ибо именно это подразумевается в словах: «так поступай и с рабою твоею» (ст. 17). Основания для этого вытекают из закона благодарности. Они должны были сделать это (1) из благодарности Богу, который не только вывел их из Египта (ст. 15), но и обогатил добычей, взятой у египтян. Пусть не отпускают своих рабов с пустыми руками, ибо они сами не с пустыми руками вышли из дома рабства. Нежная забота Бога и Его милость к нам обязывают нас быть заботливыми и добрыми к тем, кто зависит от нас. Подобным образом мы должны воздать за оказанные нам благодеяния.
(2) Из благодарности своим рабам (ст. 18). «Не жалей дать им немного от своего изобилия, ибо он заработал тебе вдвое против платы наемника». Чаще всего работников нанимали на три года (Ис 16:14), но он отслужил шесть лет без платы – не так, как наемник. Хозяева и землевладельцы должны задумываться, в чем нуждаются их рабы и арендаторы, и какое преимущество и облегчение они получают благодаря им, и поэтому должны быть не только справедливыми, но и добрыми. К этим основаниям, как и ранее, в этой главе добавлено (ст. 4,6,10): «Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя». Мы можем ожидать благословений для семьи и ее процветания лишь в том случае, если сознательно исполняем свой долг перед нашими родственниками и близкими.
Стихи 19-23. В этих стихах (1) повторяется закон о первородном от скота; то есть, если первородное было мужеского пола, то его нужно было посвятить Господу (ст. 19) в память и в благодарность о том, что Бог пощадил первенцев Израиля, в то время как первенцы египтян – и мужчины и животные – были убиты ангелом-губителем (Исх 13:2,15);
на восьмой день их нужно было отдавать Богу (Исх 22:30) и разделить между священниками и жертвенником (Числ 18:17,18).
(2) Приводится дополнение к этому закону, которое разъясняет его и наставляет, что делать с первенцами,
[1] если они были женского рода: «Ты не должен работать на первородном женского рода или стричь овец» (ст. 19);
образованный епископ Патрик считает, что здесь речь идет именно о них. Хотя первородное женского рода не полностью посвящалось Богу, как первородное мужского, и не в возрасте восьми дней, а позже, тем не менее его владельцы не должны были обращаться с ним как с обычным скотом, а приносить его Богу в качестве мирной жертвы или использовать на религиозных праздниках в конце года (ст. 20). Ешь сие пред Господом, Богом твоим, как велено (Втор 12:18).
[2] Но что делать, если на них какой-нибудь порок (ст. 21)? Независимо от того, мужского или женского рода, такое первородное нельзя было приносить к святилищу, использовать в качестве жертв или в пищу на святом празднике, ибо они не годны, чтобы ими прославлять Бога или символизировать Христа, который является Агнцем без порока. В то же время таких животных нельзя было выращивать, и поэтому их убивали и съедали дома как обычную пищу (ст. 22);
единственное требование: они должны быть уверены, что не едят крови (ст. 23). Частое повторение этого предостережения означает, что народ очень нуждался в этом напоминании, а Бог ставил на этом особое ударение. Какая милость, что сейчас мы не пребываем под этим ярмом! Мы не придерживаемся такой же диеты, что они, и не делаем различий между первым теленком или ягненком и остальными, следующими после них. Поэтому давайте осознаем евангельское значение этого закона и посвятим себя, свое наилучшее время и силы Богу, как первородное от Его творений; давайте, применяя наставления закона, используем все свои утешения и радости, чтобы прославить Его, ибо все это мы имеем как Его дар.