Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Второзаконие
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 6744 Все тексты автора Мэтью Генри
18 глава
В этой главе (I) утверждаются права и источники дохода Церкви, приводятся правила, касающиеся служения левитов и их содержания (ст. 1-8).
(II) Повторяется предостережение против мерзких обычаев идолопоклонства (ст. 9-14).
(III) Дается обетование о духе пророчества, который будет пребывать с ними и в конце сконцентрируется во Христе – великом Пророке (ст. 15-18).
(IV) Говорится о гневе, который изольется на тех, кто будет презирать пророчество (ст. 19) или лжепророчествовать (ст. 20), а также приводится правило для его испытания (ст. 21,22).
Стихи 1-8. Гражданские власти и служение являются двумя божественными постановлениями, которые чудесными образом поддерживают и продвигают царство Бога среди людей. Законы о властях изложены в конце предыдущей главы, а в этой даются наставления о служении. В этой главе проводятся межевые знаки, разделяющие имущество священников и простого народа.
I. Уделяется особое внимание, чтобы священники не вовлекались в дела житейские и не обогащали себя богатством этого мира; перед ними стояли более важные вопросы. У них нет части и удела с Израилем, то есть им не принадлежит ничего из добычи, захваченной в войне, и нет прав на землю, которую будут делить по жребию (ст. 1). И война, и земледелие, в которых они участвуют, являются духовными; и у них достаточно дел, чтобы занять свои руки, и прибыли, чтобы удовлетворить себя. Сам Господь удел его (ст. 2). Отметьте: кто имеет Бога своим уделом, тот, согласно новому завету, не будет жаждать благ этого мира и крепко держаться за то, что имеет, как и хвататься за новое, а будет смотреть на все блага с безразличием, как и приличествует тем, кто верит во вседостаточность Бога.
II. Также предпринята забота, чтобы в этой жизни они не нуждались в каких-либо утешениях или удобствах. Хотя Бог, который есть Дух, является их уделом, но из этого не следует, что они должны питаться воздухом. Нет:
1. Народ должен заботиться о них. Они должны получать то, что положено священникам от народа (ст. 3). Их содержание не должно зависеть от щедрости народа, а они должны получать свою часть согласно закону. Кто наставлен в слове, тот должен по справедливости отдавать тому, кто учит его; кто получает выгоду от участия в торжественных религиозных собраниях, тот должен жертвовать ради благопристойной жизни тех, кто председательствует на этих собраниях.
(1) Священники, которые в определенное им время служили у жертвенника, получали свою часть жертвы, а именно от мирных жертв, которые приносились, пока они ожидали своей очереди: помимо плеча и груди, которые, согласно ранее данному повелению, принадлежали им (Лев 7:32-34), в этих стихах им также велено отдавать челюсти и желудок. Закон не только не лишал их того, что ранее было отдано им, но и увеличил их долю.
(2) Начатки плодов, выросшие в определенных пределах, приносились священникам, проживающим среди них, для их содержания; начатки хлеба и вина – им в пищу, а начатки шерсти – для одежды (ст. 4), ибо священники, которые были заняты обучением других, должны были вначале сами научиться быть довольными, имея пищу и одежду. Начатки плодов посвящались Богу, а Он утвердил священников быть Его получателями. А если Бог воспринимает отданное бедным как отданное Ему и воздает с процентами, то тем более возместит с процентами то, что было отдано бедным священникам. Здесь приводится хорошее основание, почему народ должен постоянно заботиться об их благосостоянии (ст. 5): ибо левиты были избраны Господом, а мы должны признать и одобрить Его выбор, а также почитать тех, кого Он почитает; а так как они служат, то должны получать награду за свой труд и прилежность, особенно раз он совершается во имя Господа, по Его поручению и для Его славы, и эта обязанность передается их потомкам навсегда. Кто подобным образом вовлечен в служение и трудится, тот должен иметь определенное ободрение, как самый необходимый и полезный член их государства.
2. Священники не должны препятствовать друг другу. Если священник, который, согласно закону, должен был служить у жертвенника только когда подходила его очередь (за что получал плату), из великой любви к святилищу хотел посвятить себя постоянному служению и отказывался от развлечений и удовольствий города, где ему выпал жребий жить, ради служения у жертвенника, то священники, чья очередь служить подошла, должны позволить ему присоединиться к служению и поделиться с ним платой. При этом они не должны жалеть славы первого и выгоды от второго, хотя может показаться, что он посягает на их права (ст. 6-8). Отметьте: хотя искренняя благочестивая ревность по Богу и Его Церкви может прервать установленный порядок и иметь в себе то, что кажется неправильным, тем не менее этим проявлениям нужно потакать, а не препятствовать. Кто проявляет искреннюю любовь к святилищу и от всего сердца любит участвовать в служении, тот пусть служит во имя Господа; он будет таким же желанным для Бога, как и левиты, чья пища – служение. Учреждение порядка предназначалось, скорее, для того, чтобы закрепить работу за теми, кто не хотел много работать, а не для того, чтобы исключить тех, кто хотел поработать больше. Кто служит добровольцем, тот должен получать такую же хорошую плату, как тот, который работает по принуждению, и иметь сверх полученного от продажи отцовского имущества. Римская церковь обязывает тех, кто оставил свое имущество, идти в монастырь и принести все свое состояние в общий капитал монастыря, ибо их прибыль – благочестие; а здесь велено, чтобы благочестивая посвященная душа оставила себе отцовское имущество, ибо Бог никогда не велел, чтобы служение или религия служили мирским интересам, как бы люди этим не злоупотребляли.
Стихи 9-14. Кто-то мог бы подумать, что не было такой настоятельной необходимости вооружать народ Израиля против опасности заразиться обычаями хананеев поклоняться идолам. Разве возможно, чтобы народ, благословленный божественными постановлениями, последовал жестоким и варварским выдумкам людей и бесов? Неужели существовала опасность, что они сделают своими учителями и наставниками тех, кого Бог сделал их пленниками и заставил платить им дань? Похоже, такая опасность существовала, и поэтому после многих подобных предостережений им в этих стихах велено не следовать мерзостям, какие делали те народы (ст. 9).
I. Здесь перечисляются некоторые из них, такие как (1) посвящение детей Молоху – идолу, представлявшему солнце, – когда детей заставляли проходить через огонь (ст. 10). Закон об этом издавался ранее (Лев 18:21).
(2) Использование ворожбы для получения необходимых познаний о грядущих событиях: не должен находиться у тебя гадатель, ворожея, чародей и т.д., с помощью которых сила и знания, принадлежащие только Богу, приписывались дьяволу, что покрывало позором Божьи советы и Его провидение (ст. 10,11). Кто-то мог бы удивиться, что подобные искусства и дела тьмы, такие безрассудные и нелепые, такие нечестивые и языческие, могли укорениться в стране, где так ярко сиял свет божественного откровения; тем не менее мы находим их остатки даже там, где была известна и исповедовалась святая религия Христа. Такова сила и тактика правителей тьмы в этом мире. Но пусть те, кто обращается к предсказателям и ходит к ворожеям для выяснения тайн, кто использует заклинания для исцеления от болезней, кто состоит в союзе или знаком с подобными духами, которые образовывают союз с такими людьми, – пусть знают, что они не могут иметь общения с Богом, пока общаются с бесами. Поразительно думать, что в такой стране и в такой светлый день, в который мы живем, могут быть такие лицемеры.
II. Приводятся некоторые основания, чтобы израильтяне не подражали обычаям язычников, ибо (1) это сделает их отвратительными для Бога. Совершающие поступки, которые Бог ненавидит, омерзительны для Него; и несчастным можно назвать то творение, которое становится отвратительным для своего Творца (ст. 12). Посмотрите, какое зло и вред несет в себе грех; безусловно, злом является то, что побуждает Бога милости возненавидеть дело Своих собственных рук.
(2) Эти омерзительные обычаи погубили хананеев, и израильтяне стали не только свидетелями, но и инструментом их гибели. Если они будут поступать так же, как поступали те, кого они должны были сурово наказать за эти поступки, то это будет самой непростительной глупостью и нечестием. Неужели Израиль будет лизать ту блевотину, которую изрыгает земля, пресытившись мерзостями хананеев?
(3) Но они были лучше научены (ст. 13,14). Вот аргумент, который приводит апостол христианам, живущим как язычники (Еф 4:17,18,20): «Но вы не так познали Христа. Правда, что народы, которых Бог предал похоти их сердец и попустил ходить своими путями (Деян 14:16), развратили себя, но ты, подобно им, не лишен благодати Божьей: тебе не то дал Господь, Бог твой. Ты наставлен о божественных благах, и тебя четко предостерегли о том, какое зло несут эти обычаи. Поэтому, что бы ни делали другие, ты должен оставаться непорочен пред Господом, Богом твоим»; то есть «ты должен воздавать божественные почести лишь Ему одному, и никому другому; ты не должен примешивать какие-либо суеверные обычаи язычников к Его постановлениям». Один из халдейских толкователей в этом месте обращает внимание, что Бог обеспечил израильтян пророчеством урима и туммима как средством, охраняющим от противозаконного искусства ворожбы. Безусловно, глупцами можно назвать тех, кто за советом обращается к отцу лжи, имея такой подготовленный путь, чтобы спросить совета у Бога истины.
Стихи 15-22. В этих стихах:
I. Дано обетование о великом пророке, а также повеление принять Его и слушать Его.
1. Некоторые считают, что это – обетование о наследовании пророков, которое на протяжении многих веков будет поддерживаться в Израиле. Помимо священников и левитов – обычных священников, чья задача была учить Иакова закону Божьему, – они должны были иметь пророков – необычных служителей, которые обличали бы их в совершенных ошибках, напоминали об их долге, предсказывали грядущие события и суды для предостережения, а также предсказывали избавления для их утешения.
(1) Имея таких пророков, им не нужно будет прибегать к ворожбе или спрашивать совета у вопрошающих мертвых, ибо они смогут спрашивать Божьих пророков даже о своих личных делах, как поступил Саул, когда разыскивал ослиц своего отца (1Цар 9:6).
(2) Имея в своей среде пророков, к которым можно обратиться в каждом сомнительном случае за советом, они не собьются с пути своего долга из-за неведения или ошибки. В некотором смысле эти пророки были подобны Моисею, хотя и значительно ниже его (Втор 34:10).
2. Говорило ли это обетование о наследственной смене пророков или нет, но мы твердо уверены, что прежде всего это было обетование о Христе; это самое четкое обетование о Нем, которое можно найти во всем законе Моисея. В качестве обетованного Мессии здесь четко подразумевается наш Господь Иисус (Деян 3:22; 7:37), и люди взирали именно на это обетование, когда говорили о Нем: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Иоан 6:14);
именно Его Дух говорил во всех других пророках (1Пет 1:11). Обратите внимание:
(1) Что здесь обещано о Христе. То, что Бог пообещал Моисею на горе Синай (о чем он говорит в ст.18), он обещает народу (ст. 15) во имя Бога.
[1] Что восстанет пророк намного величественнее всех пророков, с помощью которого Бог явит себя и Свою волю сынам человеческим полнее и четче, чем делал это раньше. Он – свет миру, как утверждало пророчество об Иудейской Церкви (Иоан 8:12). Он – Слово, через которое Бог обращается к нам (Иоан 1:1; Евр 1:2).
[2] Что Бог воздвигнет Его из среды братьев их. По Своему рождению Он должен быть представителем этого народа, должен жить среди них и быть послан к ним. При воскресении Он должен воскреснуть в Иерусалиме, и оттуда Его доктрина должна распространиться по всему миру: так Бог, воздвигнув Своего Сына Иисуса Христа, послал Его благословить нас.
[3] Что Он должен быть похож на Моисея, только Он будет намного выше его, как и другие пророки не могли сравниться ним. Как пророк Моисей был законодателем Израиля, который вывел его из Египта – таким же будет Христос: Он не только учит, но также царствует и спасает. Моисей благодаря знамениям, чудесам и могущественным делам стал основателем новой диспенсации – таким же был Христос: точно так же Он доказал, что является Учителем, пришедшим от Бога. Был ли Моисей верным? Таков же Христос, но Моисей как слуга, а Христос как Сын.
[4] Что Бог вложит Свои слова в Его уста (ст. 18). Те послания, которые Бог хотел передать сынам человеческим, Он посылал через Него, давая Ему наставления, что Он должен говорить и делать как пророк. Поэтому наш Спаситель говорит: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Иоан 7:16). Из этого следует, что это великое обетование исполнилось; этот Пророк пришел – это Иисус; именно Он должен был прийти, и нам не следует ожидать другого.
(2) На соответствие этой определенной диспенсации общепризнанному выбору и желанию народа, высказанному у горы Синай (ст. 16,17). Там Бог обратился к ним, сопровождаемый громом и молниями, из среды огня и плотной тьмы. Каждое слово отдавалось звоном в их ушах, их сердца трепетали, и все общество было готово умереть от страха. Испугавшись, они умоляли Бога, чтобы Он больше не обращался к ним подобным образом (они не могли вынести этого; это переполняло и сбивало их с толку), а чтобы говорил с ними через подобных им людей: сейчас – через Моисея, потом – через других пророков, подобных ему. «Хорошо, — говорит Бог, — да будет так; Я буду говорить с ними через людей, чей страх не сможет смутить их». А чтобы увенчать еще большей славой сделанное им одолжение (помимо того, о чем они просили или думали), при полноте времени Слово стало плотью, и народ увидел Его славу как единородного от Отца, но не так, как у горы Синай – Слово, наполненное величием и ужасом, – а полное благодати и истины (Иоан 1:14). Так, отвечая на просьбу тех, кто был изумлен законом, Бог пообещал, что воплотится Его Сын, хотя мы можем предположить, что это шло намного дальше мыслей, владевших просившими.
(3) На призыв и повеление всему народу слушать и верить, слушать и повиноваться этому великому пророку, который здесь обещан: «Его слушайте» (ст. 15);
а кто не будет слушать, с того сурово взыщется за презрение (ст. 19): «С того Я взыщу». Сам Бог подразумевал Господа Иисуса, когда говорил о гласе, принесшимся от велелепной славы: «Его слушайте» (Мат 17:5), то есть здесь речь идет о словах, которые о Нем в древние времена сказал Моисей: «Его слушайте»; а Моисей и Илий тогда стояли и соглашались с этими словами. Приговор, который здесь выносится тем, кто не слушает этого Пророка, повторяется и подтверждается в Новом Завете: «…а на неверующем в Сына пребывает гнев Божий» (Иоан 3:36). Разве сможем мы избежать наказания, если отвратимся от Глаголющего с небес? (Евр 12:25). Халдейское толкование так читает это место: «Мое Слово требует этого от него», то есть это должна быть божественная Личность, Христос – вечное Слово, которому Отец передал весь суд, и через которого в последний день Он будет судить мир. Кто поворачивается к Иисусу Христу глухим ухом, тот увидит, что это ведет к гибели; Кто является пророком, Тот будет судьей (Иоан 12:48).
II. Здесь звучит предостережение против лжепророков (1) через угрозу в адрес притворщиков (ст. 20). Всякого, кто поставит пророка и сошлется на то, что имеет поручение от истинного Бога, нужно рассматривать и признать виновным в высочайшем предательстве против венца и достоинства Царя царей, и этого предателя нужно предать смерти (ст. 20), а именно по решению суда великого Синедриона, который со временем воссядет в Иерусалиме. И поэтому наш Спаситель говорит, что пророк должен умереть только в Иерусалиме, и возлагает у дверей Иерусалима кровь пророков (Лук 13:33,34), которых должен был наказать сам Бог; тем не менее именно там лжепророки получали поддержку.
(2) Через наставление народу, чтобы он не поддавался на обман притворщиков, которых в то время было много (что следует из Иер 23:25; Иез 13:6; 3Цар 22:6). Предполагается весьма своевременный вопрос, который могли бы задать люди (ст. 21). Хотя великой обязанностью людей было слушать истинных пророков, тем не менее существовала опасность, что их могут увести прочь лжепророки; поэтому они спрашивают: «Как мы узнаем слово, которое не Господь говорил? По каким признакам мы сможем раскрыть обман?» Отметьте: очень важно, чтобы мы имели правильный критерий, с помощью которого можно было испытать услышанное слово и определить, является ли оно словом, которое не говорил Господь. Мы можем быть уверены, что Господь не говорил того, что четко противоречит разуму, свету и закону природы, а также четкому значению написанного слова, как и того, что одобряет и ободряет ко греху или имеет четкую тенденцию к умерщвлению благочестия и благотворительности: Бог не может противоречить самому себе. Правило, приведенное здесь в ответ на этот вопрос, соответствовало ситуации (ст. 22). Если был какой-либо повод сомневаться в искренности пророка, то они должны были следить за ним; и если он давал какое-нибудь знамение или предсказывал грядущее событие, которое не соответствовало его предсказанию, то они могли быть уверены, что он не был послан Богом. Это в значительной степени относится не к предсказаниям о милостях и судах (хотя что касается их и различий между предсказаниями о милостях и судах, то есть правило различения между истиной и ложью, изложенное пророком, Иер 28:8,9), а к даче знамений для подтверждения своей миссии. Хотя знамение может совершиться, тем не менее это не поможет им доказать истинность своей миссии, если они будут призывать людей служить иным богам (Втор 13:1-3). Если же знамение не исполнится, то это докажет ложность их миссии. «Когда Моисей бросил свой жезл на землю (как поясняет это высказывание епископ Патрик) и сказал, что он превратится в змея, то, если бы он не превратился в змея, Моисей был бы признан лжепророком. Если бы огонь не сошел с небес, когда Илия призывал его, и не поглотил жертвы, то он был бы не лучше пророков Ваала». Миссия Самуила была доказана тем, что Бог не оставил ни одного из слов его неисполнившимся (1Цар 3:19,20). А из чудес, совершенных Христом, особенно Его великого знамения, когда Он воскрес на третий день, как предсказывал, следует, что Он был Учитель, пришедший от Бога. И наконец, им велено не бояться лжепророка, то есть не бояться судов, которые он мог провозгласить, чтобы ввести людей в заблуждение и вселить в них ужас, и не бояться исполнять закон, касающийся его, если в результате строгого и нелицеприятного исследования окажется, что он является лжепророком. Это повеление не бояться лжепророка подразумевает, что истинного пророка, который доказал свои полномочия с помощью четких и неопровержимых доказательств, следует бояться, а люди подвергают себя опасности, применяя какое-либо насилие или оказывая к нему пренебрежение.