Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 1-Царств
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 6241 Все тексты автора Мэтью Генри
12 глава
В заключительной части предыдущей главы мы оставили общее собрание государства. В данной главе приводится речь Самуила, обращенная к нему, когда он передал руководство в руки Саула. В этой речи:
(I) он снимает с себя всякие подозрения и обвинения в неверном руководстве, когда власть была в его руках (ст. 1-5). (II) Он напоминает им о великих делах, которые Бог совершил для них и их отцов (ст. 6-13). (III) Он представляет им добро и зло, благословение и проклятие (ст. 14,15). (IV) Он призывает их с уважением отнестись к его словам, призвав Бога послать гром (ст. Т 6-19). (V) Он ободряет их надеяться, что все будет хорошо (ст. 20-25). Это его прощальная проповедь, обращенная к величественному собранию и посвященная коронации Саула.
Стихи 1-5. 1. Самуил кратко описывает последнюю смену руководства и нынешнее положение дел в руководстве. Это должно было стать вступлением к тому, что он собирался сказать им далее (ст. 1,2).
1. Что касается его, то он провел все дни жизни своей в служении; в нужное время он стал полезным для них и долго таким же оставался: «Я ходил пред вами, как вождь, чтобы направлять вас, и как пастырь, ведущий свое стадо (Пс 79:2), от юности моей и до сего дня». Как только он был просвещен светом пророчества в раннем возрасте, так сразу стал пылающим и сияющим светом для Израиля. «А теперь мои наилучшие дни позади; я состарился и поседел»-, поэтому израильтяне поступили жестоко, отвергнув его, и именно поэтому он еще больше захотел оставить свое служение, убедившись в том, что бремя правления слишком тяжело для его склоненных плеч. Он состарился, и поэтому его советы были бы особенно ценны для них, и их следовало бы тщательно соблюдать, ибо говорят дни, и многолетие поучает мудрости. Старикам нужно оказывать особое почтение, особенно состарившимся представителям власти и служителям. «Я состарился и поэтому вряд ли проживу долго, пожалуй, больше у меня не будет возможности поговорить с вами, и поэтому будьте особо внимательны к тому, что я скажу».
2. Что касается его сыновей, то он говорит: «Сыновья мои с вами; если хотите, то можете призвать их к ответу за все, что они сделали неверно. Они присутствуют здесь, из-за перемены власти они не бежали из своей страны. Они такие же, как вы, и являются подданными нового царя, как и вы; если вы сможете доказать их виновность в чем-либо, то можете преследовать их судебным порядком согласно закону, наказать их и обязать возместить ущерб».
3. Что касается нового царя, то Самуил удовлетворил их желание и поставил над ними царя (ст. 1): «Я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, желая угодить вам и, если это возможно, облегчить вашу жизнь, даже если из-за этого моя семья лишится служения. Послушаете ли вы меня теперь и примите ли мой совет?» Произошла перемена: «Вот, царь ходит перед вами» (ст. 2);
он предстал перед вами и готов послужить на благо государства. Теперь, когда своим государственным устройством вы стали похожи на другие народы, тем самым отказавшись от божественного руководства, остерегайтесь, чтобы не стать похожими на другие народы в религии и не отвергнуть поклонение Богу.
II. Самуил торжественно обращается к ним, свидетельствуя о своей непорочности при осуществлении руководства (ст. 3): «Свидетельствуйте на меня: у кого я взял вола!» Обратите внимание:
1. Какова была цель, когда он обращался к ним с этим призывом. Тем самым он хотел:
(1) убедить их в том, что они нанесли ему оскорбление, отказавшись от его услуг, раз не нашли никаких ошибок, в которых его можно было обвинить (он поступал правильно, а его руководство было слишком легким, дешевым и мягким), а также нанесли вред себе, отвергнув человека, который не взял ни вола, ни осла у них, и подчинились власти другого, который отнимет у них поля и виноградники, более того, заберет их сыновей и дочерей (1Цар 8:11);
так сильно правление царя будет отличаться от правления Самуила.
(2) Сохранить свою хорошую репутацию. Каждый, услышавший об отвержении Самуила, будет склонен подозревать, что он сделал что-то плохое в противном случае с ним не обошлись бы так плохо; поэтому он посчитал необходимым обратиться с подобным призывом, чтобы потом можно было сослаться на запись, подтверждавшую, что он получил отставку не из-за того, что в его руках было найдено беззаконие, а для удовлетворения желания легкомысленных людей, признавших, что нет человека, который руководил бы ими лучше, но захотевших иметь вместо него большого и высокого человека. Это тот справедливый долг, который каждый человек должен исполнить для своего имени, особенно люди, занимающие государственные посты: мы должны охранять его от несправедливой клеветы и подозрений, дабы закончить свое поприще с честью и радостью.
(3) Не только оставить после себя доброе имя, но оставить для своего преемника хороший пример; пусть перепишет эту копию, и тогда он напишет правильно.
(4) И в заключительной части своего обращения он хотел обвинить народ и поэтому начал с себя, ибо тот, кто хочет сказать другому о его грехе, должен быть уверен в том, что он сам чист.
2. В самом обращении обратите внимание:
(1) В чем именно оправдывает себя Самуил. [1] В том, что он никогда ни под каким предлогом не брал то, что ему не принадлежит, ни вола, ни осла; что он никогда не накладывал арест на скот в обеспечение долга, штрафа или в качестве компенсации и никогда не использовал их труд, не оплатив его. [2] Он никогда не обманывал людей, с которыми имел дело, и не угнетал тех, кто был в его власти. [3] Он никогда не брал взятки, чтобы исказить правосудие, не был лицеприятным и не позволял своему благоволению или привязанности влиять на суд вопреки убеждениям совести.
(2) Как он обращается к тем, которые пренебрегли им, призывая свидетельствовать о его поведении: «Вот я; свидетельствуйте на меня. Если у вас есть, что предъявить мне в качестве обвинения, то делайте это пред Господом и помазанником Его достойными судьями». Он почтил Саула, признавая себя подотчетным ему, если он виновен в причинении какого-либо зла.
III. После этого обращения его с почетом оправдывают от всяких обвинений. Самуил не ожидал, что при расставании они воздадут ему почести, хотя вполне заслужил их, поэтому не упомянул ни о каких своих добрых служениях, совершенных для них, за которые они должны были бы благодарить и хвалить его. Все, чего он хотел чтобы они были справедливыми к нему, что они и сделали (ст. 4), с готовностью признав, (1) что его правление не угнетало их и что он не использовал свою власть, чтобы причинить им зло.
(2) Что его правление не дорого им обходилось: « Ты ничего ни у кого не взял для поддержания своего высокого положения». Подобно Неемии он хлеба областеначалънического не требовал (Неем 5:18) и был не только справедливым, но и щедрым: ни серебра, ни золота, ни одежды ни от кого не пожелал (Деян 20:33).
IV. Это почетное свидетельство в адрес Самуила сохранилось записанным к его славе (ст. 5): «Свидетель на вас Господь, испытывающий сердца, и свидетель помазанник Его, испытывающий дела»; и народ согласился с этими словами, сказав: «Свидетель». Отметьте: свидетельства наших соседей и особенно свидетельство нашей совести, подтверждающие, что мы жили честно, будут для нас утешением, когда другие будут пренебрегать и презирать нас. Димитрий был счастливым человеком, ибо о нем было засвидетельствовано всеми и самою истиною (3Иоан.12).
Стихи 6-15. После того как Самуил успешно защитил свое доброе имя, он не стал обвинять людей в том, что они жестоко поступили с ним, а начал наставлять их, чтобы удержать на пути долга, и тогда смена формы правления не нанесла бы им большого ущерба.
I. Он напомнил им о великой милости Бога, проявленной к ним и их отцам, вкратце рассказал им историю их народа, чтобы, задумавшись о великих делах, которые Бог совершил для них, они навсегда полюбили Его и служили Ему. «Придите, сказал он (ст. 7), и стойте, не шелохнувшись, в знак благоговения, когда Бог разговаривает с вами; стойте на одном месте в знак внимания и сосредоточенности и позвольте мне увещевать вас». На стороне религии разум (Ис 1:18). Труд служителей заключается в том, чтобы увещевать людей: не только убеждать и направлять, но склонять и доводить до сознания человека и таким образом влиять на их волю и пристрастия. Давайте увещевать руководителей, и они станут хорошими. Он рассуждал о праведных делах Господа, то есть о всех благодеяниях, которые он оказал им, исполняя Свои обетования, и о наказаниях, которыми Он поражал их за грехи. Его милости названы Его праведными делами (Суд 5:11, англ.пер.), ибо, оказывая милость, Он поступал справедливо ради Своей славы. Самуил не только напоминает им, что Бог сделал для них в это время, но и что сделал в старые времена, во дни их отцов, ибо нынешнее поколение получало выгоду от прежних Божьих благодеяний. Мы можем предположить, что его обращение было более объемным, чем здесь описано.
1. Он напоминает им, как они были выведены из Египта. В этот дом рабства Иаков со своей семьей пришел бедным и ничтожным; когда их начали угнетать, то они воззвали к Господу, Который возвысил Моисея и Аарона из их презренного положения, чтобы те стали их избавителями, основателями их государства и поселения в Ханаане (ст. 6,8).
2. Он напомнил им о бедствиях и несчастьях, в которые их отцы ввергли себя, забыв о Боге и начав служить другим богам (ст. 9). Они сами сделали себя рабами, ибо были проданы, как преступники и пленники, в руки угнетателей. Они сами подвергли себя опустошительным войнам, и их соседи воевали с ними.
3. Он напомнил, что их отцы смирились и покаялись перед Богом за свое идолопоклонство и сказали: «Согрешили мы» (ст. 10). Пусть не повторяют грехи своих отцов, ибо они много раз хотели, чтобы их ошибки не совершались вновь. В день бедствия они искали Бога и пообещали служить Ему, поэтому пусть их дети считают благом во все времена то, что оказалось благом в плохие времена.
4. Он напомнил им о славных избавлениях, которые Бог совершил для них, о победах, которыми благословил их, о том, что много раз они благополучно обустраивались после дней бедственных (ст. 11). Он отдельно упоминает некоторых судей, Гедеона и Иеффая великих победителей того времени; среди прочих он упоминает Ведана (Веёап в англ.пер.), о котором мы больше нигде не читаем; возможно, это была некая выдающаяся личность, послужившая для них инструментом спасения, хотя и не упомянутая в Книге Судей, похожая на Самегара, о котором сказано, что он также спас Израиля (Суд 3:31), но не говорится, что он судил их. Возможно, этот Бедан стоял на страже, сражался и освобождал Израиль, расположенный по одну сторону Иордана, в то же время, когда кто-то другой из судей защищал его по другую. Одни полагают, что здесь речь идет об Иаире (так считает образованный гн Поул), другие о Самсоне, который был Бен Дан сыном Дана, то есть из этого колена, и Дух Господень сошел на него в БеДане, в Дане, в стане Дановом. Самуил упомянул себя не для того, чтобы прославить, а чтобы почтить Бога, Который сделал его инструментом в подчинении филистимлян.
5. Наконец, он напоминает им о последней милости Бога, оказанной нынешнему поколению, когда Он удовлетворил их желание и дал царя, раз они предписывали Богу дать того, кто спас бы их от руки Нааса, царя аммонитского (ст. 12,13). Теперь оказывается, что именно это послужило поводом для их желания иметь царя: Наас угрожал им, и они захотели, чтобы Самуил назначил им военачальника. Самуил ответил, что Бог был главнокомандующим во всех их войнах и что им не нужен другой: то, чего недостает им, будет восполнено Его силой: «Господь, Бог ваш, царь ваш». Но они настаивали: «Нет, царь пусть царствует над нами». «И теперь, продолжал он, вы имеете царя такого, как просили (об этом можно говорить со стыдом), но в то же время царя, созданного Богом (об этом можно говорить, чтобы прославить Его и Его благодать)». Бог не отверг их даже после того, когда они фактически отвергли Его.
II. Он показывает, что теперь все будет зависеть от их хорошего поведения их самих и их царя. Пусть не думают, что теперь они совсем не зависят от Бога и что теперь, когда имеют царя, выбранного ими, их судьба находится в их руках (как часто говорят глупые люди);
нет, как и прежде, их суд должен исходить от Господа. Он четко говорит им:
1. Что они будут счастливы лишь в том случае, если будут послушны Богу (ст. 14). Если они не уйдут от Бога к идолам, если не восстанут против Него, нарушая Его заповеди, а останутся верными Ему, если будут бояться Его гнева, служить Его интересам и повиноваться Его воле, тогда они сами и их царь будут счастливы. Но посмотрите, как выражено это обетование: «Тогда вы будете ходить вслед Господа, Бога вашего», то есть (1) «Вы будете продолжать исполнять свой долг перед Богом, и это будет вашей славой и утешением». Отметьте: кто искренен в религии, тому Бог даст благодать оставаться в ней постоянным; кто верно идет за Богом, тот будет укреплен божественным образом, чтобы продолжать следовать за Ним. И обратите внимание: кто следует за Богом, тот получает вознаграждение. Такова суть обетования, равно как и заповеди.
(2) «Вы останетесь под божественным водительством и защитой». «Бы пойдете за Господом», написано в оригинале, то есть Он пойдет впереди и будет вести вас, чтобы ваш путь был благоуспешным; и Он сделает ваш путь прямым. Господь с вами, пока вы с Ним».
2. Что непокорство непременно приведет их к гибели (ст. 15): «А если станете противиться, то не думайте, что ваш царь защитит вас от Божьих судов и что раз в этом вопросе вы стали, как другие народы, то можете так же безнаказанно грешить, как они. Нет, рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших, когда они оскорбляли Его во дни судей». Мы ошибаемся, если думаем, что сможем ускользнуть от Божьей справедливости, избавившись от Его владычества. Если Бог и не будет над нами царствовать, то все равно будет судить нас.
Стихи 16-25. При этом Самуил стремился:
I. Обличить людей во грехе, когда они пожелали иметь царя. Теперь они радовались перед Богом вместе со своим царем (1Цар 11:15) и приносили жертвы хвалы, которые, как они надеялись, Бог примет; и это, возможно, заставило их думать, что они не сделали ничего плохого, попросив царя, а на самом деле поступили хорошо. Поэтому здесь Самуил обвиняет их в этом грехе, как в нечестии; это было зло пред очами Господа. Отметьте: хотя на пути греха мы встречаем процветание и успех, но на этом основании не должны думать о нем лучше. Они имеют царя, и если будут вести себя хорошо, то он для них будет большим благословением, тем не менее Самуил хотел, чтобы они осознали и увидели, что сделали великий грех, прося себе царя. Мы никогда не должны думать хорошо о том, что не нравится Богу, хотя, судя по Его провидению, может казаться, что Богу это нравится. Обратите внимание:
1. Как Бог выразил Свое недовольство тем, что они попросили царя. По слову Самуила Бог послал на них сильный гром и дождь, хотя в той стране и в то время года подобного никогда не видели (ст. 16-18). Гром и дождь имеют естественные причины и иногда ужасные последствия. Но Самуил показал им, что в данном случае они были определены всемогущей силой Бога, чтобы обличить народ в том, что они сделали великий грех, прося царя; это следовало не только из того, что буря пришла в необычное время, во время сбора урожая пшеницы, в ясный безоблачный день, когда ни один глаз не различал ее признаков, но и из того, что Самуил известил об этом. Если бы гром и дождь начались в то время, когда он обращался к ним, то это могло бы использоваться для пробуждения и обличения людей (как и мы могли бы поступить в подобной ситуации);
но в данной ситуации это выглядело как чудо, ибо (1) он сказал о них народу до того, как они начались (ст. 16,17): «Теперь станьте и посмотрите на дело великое». Раньше он сказал им предстать и слушать (ст. 7), но так как не увидел, чтобы его увещевания воздействовали на них (такими глупыми и легкомысленными они были), то теперь он велит им стать и посмотреть. Если то, что он говорил тихим спокойным голосом, не достигло их сердец, равно как и его учение, которое капало, как роса, то им придется услышать Бога, разговаривающего с ними через ужасные раскаты грома и великий дождь в его полной силе. Он взывал к Богу, чтобы Он послал их в качестве знамения: «Я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь; Он пошлет их прямо сейчас, чтобы подтвердить слова Своего раба и показать вам, что я говорил истину, когда сказал, что Бог гневается на вас за то, что вы просите царя». И дальнейшие события показали, что он является истинным пророком: знамение и чудо произошло.
(2) Он сказал об этом Богу. Самуил призвал Господа, и в ответ на его молитву, пока он еще говорил, Господь послал гром и дождь в тот день. Тем самым Самуил показал не только то, какое могущественное влияние Бог оказывает на землю и что Он может внезапно, когда естественные причины не содействуют этому, произвести страшный дождь и гром и извлечь их из Своих хранилищ (Пс 134:7), но и то, какое могущественное влияние Он имеет на небесах, раз Бог может подобным образом слушать глас человеческий (Нав 10:14) и отвечать из среды грома (Пс 80:8). Самуил, сын молитвы, был известен своим успехом в молитве. И теперь этим необычным громом и дождем, посланными по этому поводу, [1] Бог засвидетельствовал о Своем недовольстве ими так же, как раньше свидетельствовал о нем, и ответил на молитву Самуила, направленную против филистимлян. Господь возгремел в тот день сильным громом (1Цар 7:10). Теперь, когда Израиль проявил непокорство и рассердил Святой Дух, Он стал их врагом и сражался против них тем же оружием, которое раньше применял в борьбе против их противников (Ис 63:10). [2] Он показал им их безрассудство, когда они попросили царя, чтобы он спасал их, а не Бога или Самуила, надеясь больше на плотскую мышцу, а не на мышцу Бога или силу молитвы. Мог ли их царь возгреметь голосом, как Бог! (Иов 40:4). Мог ли их владыка повелевать такими силами, какими повелевал пророк своими молитвами? [3] Он намекнул им, что каким бы безмятежным и процветающим ни казалось им их положение теперь, когда они получили царя (подобно погоде во время сбора урожая), тем не менее, если Богу будет угодно, то Он сможет поменять цвет небес над ними и преследовать их бурей, как говорит псалмопевец.
2. На впечатление, которое он своими словами произвел на людей. Его слова чрезвычайно поразили народ.
(1) Пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила. Хотя, получив царя, они думали, что должны бояться только его, но Бог дал им понять, что Его нужно весьма бояться и ради Него Его пророков. Теперь, когда они радовались своему царю, Бог учил их радоваться с трепетом.
(2) Они признали свой грех и безрассудство, когда пожелали царя: «Ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех» (ст. 19). Некоторых людей трудно заставить осознать свои грехи какими-то более легкими средствами, чем буря и гром. Самуил не требовал, чтобы они исповедали свой грех, пока вопрос не был решен и царь утвержден, чтобы это не выглядело, словно тем самым он хотел сам утвердиться руководителем, а не привести их к покаянию. Теперь, когда они льстили себе в глазах своих, их беззаконие стало ненавистным (Пс 35:3, англ.пер.).
(3) Они ревностно просили Самуила молиться (ст. 19): «Помолись о рабах твоих, чтобы не умереть нам». Они осознали, насколько опасен гнев Божий, и не надеялись, что Бог услышит их молитвы, и поэтому просили Самуила молиться о них. Теперь они увидели, насколько им необходим тот, кем недавно они пренебрегли. Подобным образом многие не желавшие, чтобы Христос царствовал над ними, тем не менее будут рады, если Он будет ходатайствовать о них, чтобы отвратить гнев Божий. И может настать время, когда те, кто презирал и высмеивал молящихся людей, будут ценить их молитвы и желать, чтобы о них молились. «Помолись, сказали они, пред Господом, Богом твоим; мы не знаем, можем ли называть Его своим, но если ты каким-либо образом воздействуешь на Него, то используй свое влияние ради нас».
II. Он стремился утвердить народ в своей религии и побудить их навсегда прилепиться к Господу. Цель его обращения та же, что и в обращения Иисуса Навина (Нав. гл.23,24). 1.Самуил не хотел, чтобы страхи Господни отпугнули народ от Него, ибо они должны были привлечь их к Нему (ст. 20): «Не бойтесь, хотя этот грех вами сделан и Бог гневается на вас за него; не оставляйте из страха служение Ему и не отступайте от Господа». «Не бойтесь» означает «не отчаивайтесь, не изумляйтесь, ибо после бури погода станет хорошей. Не бойтесь; даже если Бог будет недоволен Своим народом, то все равно не оставит его (ст. 22) ради великого имени Своего; поэтому вы не оставляйте Его». Каждое нарушение завета вызывает недовольство Бога, но при этом не исключает нас из завета, и поэтому справедливые упреки Бога не должны лишать нас надежды обрести Его милости. Выбор Божий тверд благодаря тому, что он свободен, и мы можем надеяться, что Он не оставит Свой народ, ибо Господу угодно было избрать их народом Своим. Если бы Он избрал их за добрые дела, то можно было бы опасаться, что Он откажется от них за их плохие дела; но Бог избрал их ради великого имени Своего и ради него не оставит их.
2. Он предупреждает, чтобы они не склонились к идолопоклонству: «Но вы не отступайте только от Бога и поклоняйтесь Ему (ст. 20,21), ибо если вы оставите Бога, то, к чему бы вы ни прилепились, вы убедитесь, что это суетная вещь, которая никогда не будет соответствовать вашим ожиданиям, а обязательно обманет, если вы будете уповать на нее; это надломленный тростник, водоем разбитый». Идолы не могут принести пользы тем, кто ищет их, чтобы восполнить свои нужды, равно как и спасти тех, которые ищут их, оказавшись в стесненных обстоятельствах, ибо они суета, а не то, чем притворяются. Идол в мире ничто (1Кор 8:4).
3. Он утешает их, заверяя в том, что будет заботиться о них (ст. 23). Они хотели, чтобы он молился о них (ст. 19), и он вполне мог сказать: «Идите к Саулу, которого вы поставили вместо меня, и пусть он молится о вас»; но он был настолько далек от мысли обвинить их в неуважении к себе, что пообещал им больше, чем они просили.
(1) Они просили, чтобы он молился о них, как о милости, а он пообещал, что будет исполнять это, как свой долг, и удивляется, что кто-то мог подумать, что он будет пренебрегать им. «Я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас», говорит он. Отметьте: кто не молится о Божьем Израиле, особенно о тех, кто вверен нашему попечению, тот грешит против Бога; а благочестивые люди боятся быть виновными в упущениях.
(2) Они попросили его молиться о них в то время и в связи с возникшей ситуацией, а он пообещал им постоянно молиться о них и не прекращать до тех пор, пока он жив. Наше правило молиться непрестанно; мы грешим, если начинаем меньше молиться, в частности, если прекращаем молиться о Церкви.
(3) Они просили его только молиться о них, а он пообещал сделать для них больше: не только молиться, но и учить их; хотя они не хотели, чтобы он руководил ими в качестве судьи, но из-за этого он не отказался давать им наставления как пророк. И они могли быть уверены в том, что при этом он будет наставлять их на путь добрый и прямой: прямой путь безусловно является добрым», ибо путь долга это путь наслаждения и выгоды.
4. Он заканчивает свое обращение ревностным призывом к практической религии и трезвому благочестию (ст. 24,25). Великий долг, о котором здесь настойчиво говорится, бояться Господа. Он сказал ранее (ст. 20): «Не бойтесь Его рабским страхом», а в данных стихах добавляет: «Бойтесь Господа сыновним страхом. В качестве плода и доказательства этого служите Ему, исполняйте свой долг и поклоняйтесь Ему. Ведите благочестивый образ жизни, служите в истине и искренности и не демонстрируйте поверхностное исповедание; служите всем своим сердцем, без притворства и разделений». И, дабы побудить к этому, он приводит два стимула:
(1) чтобы навсегда привязать их служить Богу с благодарностью, они должны помнить, какие великие дела Он сделал с ними.
(2) Чтобы они были заинтересованы служить Ему, они должны помнить, какие великие дела Он совершит против них, если они будут продолжать поступать нечестиво: «Вы и царь ваш, которым вы так гордитесь и от которого так много ждете, погибнете от судов Божьих, но он будет благословением для вас, если бы будете держаться Бога». Так Самуил, как честный стражник, предостерег их и тем самым освободил свою душу.