Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 1-Паралипоменон
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 5416 Все тексты автора Мэтью Генри
23 глава
Давид дал поручение о строительстве храма, и теперь в этой и следующих главах описывается установленный им порядок служения в храме, обязанности служителей и исполнители таковых. Мы вправе предположить, что в последнее время, сопряженное с волнениями и войнами, установления в отношении левитов хотя и поддерживались, тем не менее желаемого порядка, гармонии и пунктуальности не наблюдалось. И теперь Давид, будучи не только правителем, но и пророком, восстановил порядок в служении по Божь’ему поручению и указанию. В этой главе сообщается, что Давид:
(I) провозгласил Соломона наследником престола (ст. 1). (II) Провел перепись левитов и назначил их на соответствующие виды служения (ст. 2-5). (III) Учел данные об отдельных семействах левитов (ст. 6-23). (IV) Сделал новое исчисление левитов от двадцати лет и старше и определил им работу (ст. 24-32). И эту подготовку к работе в храме он осуществил так же прилежно, как и обеспечение здания золотом и серебром; ибо само служение имеет большее значение, чем место.
Стихи 1-23. Здесь говорится о том, что:
I. Наследование короны произошло в соответствии с Божьим определением (ст. 1). Давид поставил царем Соломона, чтобы тот правил не вместе с ним или под его началом, а после него. Причем сделал он это:
(1) когда состарился и насытился жизнью. Давид умер, когда ему было всего лишь семьдесят лет, тем не менее он сИегит насытился жизнью в этом мире. Понимая, что скоро умрет, Давид побеспокоился о благополучии царства после своего ухода и утешал себя обнадеживающими перспективами успешного устройства как церкви, так и государства.
(2) В «парламенте», то есть на торжественном собрании всех князей Израилевых; поэтому покушение Адонии на титул Соломона, вопреки общественному признанию и утверждению, выглядит тем более дерзким, нечестивым и нелепым. Следует заметить: если в стремлении обезопасить и утвердить престол правитель, покидающий этот мир, руководствуется интересами храма, то это служит огромным утешением ему самому и является великим благословением для народа.
II. Левиты были исчислены в соответствии с правилом времен Моисея, то есть от тридцати до пятидесяти лет (Числ 4:2,3). И если во времена Моисея их число, согласно этому правилу, равнялось 8580 (Числ 4:47,48), то сейчас оно увеличилось более чем в четыре раза, особенно по сравнению с другими коленами, ибо число способных к служению потомков Левия было теперь 38000, к тому же в него не входили лица старше пятидесяти лет. Иоав, когда проводил перепись, не стал исчислять левитов вообще (гл 21:6), и теперь это сделал Давид, но не от гордыни, а на благо дела, поэтому он мог не опасаться гнева.
III. Между левитами были распределены обязанности (ст. 4,5), чтобы каждая рука участвовала в деле (ибо хуже всего, когда праздным остается левит) и каждая часть дела выполнялась тщательно. То обстоятельство, что такое множество людей служило в доме Бога и исполняло Его дело, содействовало Божьей чести. Положение великого человека можно определить по размерам его свиты. Обратите внимание, что когда Бог управлял домом Израилевым, то Его хозяйство поражало своим величием, причем все были хорошо накормлены и обучены. Но что эти левиты по сравнению со служащими у Его престола в вышних и с тьмою ангелов? Израилю посчастливилось иметь в своем распоряжении такую внушительную массу людей, которые по долгу службы обязаны поддерживать и содействовать религии среди них. Если поклонение Богу в Израиле угаснет, то пусть не говорят, что Господь не позаботился о должной поддержке такового, а лучше посмотрят, не наблюдалось ли легкомыслия и просчетов в работе ответственных за него лиц. Мы можем выделить четыре вида деятельности, предписанной левитам:
(1) одни (и речь идет о превалирующем числе) должны наладить работу в доме Господнем; почти две трети (24000 человек) помогали священникам в умерщвлении жертвенных животных, занимаясь их свежеванием, омовением, разделкой и сжиганием, а также в совершении хлебного приношения и подготовке возлияния; они выносили отходы, содержали в чистоте все сосуды и принадлежности храма, следили, чтобы все было на своем месте, дабы служение проходило без задержек и недочетов. Они работали по очереди: каждую неделю по 1000 человек, число циклов 24. Возможно, некоторые из них приступили к служению еще во время возведения храма, чтобы помогать строителям или, по крайней мере, воодушевлять их и следить за порядком и соблюдением этикета, подобающего работе в храме.
(2) Вторые были писцами и судьями, но не в делах храма и в возникающих там спорных вопросах (ибо в храме, надо полагать, главенствовали священники), а в делах страны. Они были судьями, ответственными за соблюдение закона Божия, при этом решая трудные вопросы и возникающие вокруг них споры. Этой деятельностью занималось 6000 человек в разных частях царства, и они помогали князьям и старейшинам каждого колена в отправлении правосудия.
(3) Третьи были привратниками, стоявшими на страже всех дорог, ведущих в дом Божий, чтобы проверять входящих и давать отпор желающим проникнуть туда силой. Они были «телохранителями» храма и имели соответствующее вооружение.
(4) Четвертые были певцами и музыкантами, чьим делом было поддерживать служение прославления; этот вид деятельности являлся нововведением.
IV. Левиты были собраны и распределены по семействам и родам, чтобы при помощи переклички вести учет и легко обнаруживать пренебрегающих своими обязанностями, причем каждый род мог это делать для себя и следить, соответствуют ли его члены своему званию. Когда члены одного семейства участвовали в одном деле, то это способствовало любви и взаимопомощи. И когда Христос отправлял Своих учеников на служение по двое, то составлял пары из братьев. А здесь два семейства объединились (ст. 11), потому что у них было мало сыновей. Слабые и малочисленные по отдельности производили впечатление сильных, объединившись. Легко заметить, что в этом перечне семейств Левия потомки Моисея (весьма великого человека) находятся на одном уровне с простыми левитами, им не причитаются особые знаки отличия или привилегии; тогда как потомки Аарона заняли более почетное положение священников отделены были на посвящение ко Святому-святых (ст. 13). А об одном из внуков Моисея Рехавии сказано, что у него было очень много сыновей (ст. 17). Когда Бог предложил Моисею произвести от него великий народ, если он перестанет ходатайствовать об Израиле, Моисей благородно отказался, и в награду за это его род действительно умножился и численностью компенсировал свое рядовое положение в колене Левия. Итак:
(1) равенство рода Моисея с остальными свидетельствует о его самоотречении. Ведь он пользовался таким авторитетом у Бога и у народа, что если бы стремился обеспечить высокое положение, почести и богатства своей семье, то легко бы этого достиг; но Моисей был человеком, который не ищет своего, и это очевидно на том основании, что он не оставил никаких знаков отличия своим детям, что в свою очередь служит свидетельством, что на нем был дух Божий, а не дух мира сего.
(2) Более высокое по сравнению с другими положение семейства Аарона стало наградой за его самоотречение. Когда Моисей (приходившийся ему младшим братом) стал судьей фараону, а сам Аарон всего лишь пророком или оратором при нем, выполнявшим его распоряжения и делавшим, что велено, то он никогда не спорил по этому поводу и не настаивал на своем старшинстве, но с готовностью согласился на более низкое положение, определенное для него Богом, подчинился Моисею и даже называл его своим господином; и благодаря тому, что он покорился Божьей воле и сам подчинился младшему брату, Бог возвысил его род даже над родом Моисея. Кто довольствуется низким положением, тот находится на верном пути к повышению. Чести предшествует смирение.
Стихи 24-32. В этих стихах:
I. Говорится об изменении порядка исчисления дееспособных левитов: во времена Моисея до тридцатилетнего возраста их не призывали ни на военную службу, ни на духовное служение, а до двадцати пяти лет не брали на вспомогательные работы (Числ 8:24), а Давид распорядился по указанию от Бога, чтобы исчислили мужчин от двадцати лет и старше для служения в доме Господнем (ст. 24). Это распоряжение он подтвердил своими последними повелениями (ст. 27). Когда Давид внес окончательные изменения в постановление об исчислении левитов, то дал четкие указания, что так теперь надлежит поступать всегда; тем не менее это распоряжение не его, а Господа.
1. Наверно, молодые левиты, не имея предписанной им работы до двадцати пяти лет, привыкали (многие из них) к праздности или могли пристраститься к удовольствиям, что становилось пятном на их репутации и мешало им в дальнейшем всецело посвятить себя служению; и, чтобы предотвратить эти неприятные последствия, следовало приучать их к труду и дисциплине с двадцати лет. Кто хочет стать выдающейся личностью, тот должен приучиться к осмотрительности, причем вовремя.
2. Когда работа левитов заключалась в ношении тяжестей (а речь идет о весьма тяжелых предметах скинии и ее принадлежностях), то Бог не хотел привлекать к ней людей, не достигших физической зрелости, ибо Он учитывает наши возможности в служении точно так же, как и в скорбях, и не возложит на нас больше, чем мы способны вынести. Но теперь Бог даровал Своему народу покой и сделал Иерусалим местом Своего обитания навеки, и поэтому уже нет необходимости носить скинию и ее сосуды, служение стало более легким оно не будет затруднительным или обременительным для приступающих к нему в двадцать лет.
3. Теперь народ Израиля умножился и приходящих в Иерусалим стало больше, причем их количество значительно увеличится, когда построят храм, и превзойдет число когда-либо посещавших Силом, Номву или Гаваон; поэтому возникает необходимость в дополнительных руках, служащих в храме, чтобы каждый приносящий жертву израильтянин мог найти левита, готового ему помочь. Что и говорить: когда больше работы, тогда нужно привлекать и больше работников к ее выполнению. Если урожай обильный, можно ли обойтись малым числом трудящихся?
II. Приводится дальнейшее описание служения левитов. О работе священников сказано выше: освящение Святого-святых… сжигание фимиама перед лицом Господа и благословление именем Его (англ. пер., ст.13);
в эту деятельность священников левиты не вмешивались, но у них и без того было достаточно работы полезных дел, на которые они поставлены (ст. 4,5).
1. Те их них, которые назначены для дела в доме Господнем (ст. 4), обязаны быть при сынах Аароновых (ст. 28) и выполнять рутинную работу (если вообще труд для Господа можно назвать рутинным) в Божьем доме, содержать его дворы и палаты в чистоте и следить, чтобы каждая вещь была на своем месте и легко находилась, когда понадобится. Левиты должны готовить хлебы предложения, которые священники кладут на стол, заботиться о муке и лепешках для мучного дара, чтобы у священников все было под рукой.
2. Те из них, которые были судьями и писцами, особо пристально следили за всякою мерою и весом (ст. 29). Эталоны всех мер и весов хранились в святилище, и левиты заботились о них, проверяли их точность и сравнивали с ними другие приспособления для измерения веса и объема, когда к ним обращались с подобными просьбами.
3. Делом певцов было благодарить и славословить Господа (ст. 30) во время утренней и вечерней жертвы и других жертвоприношений по субботам, в новомесячие и так далее (ст. 31). Моисей предписывал, чтобы во время всесожжения и других жертвоприношений, а также по праздникам трубили в трубы (Числ 10:10). Звук трубы приводил в ужас и, возможно, производил впечатление на поклонявшихся, но, будучи бессловесным, мало походил на разумное служение, предложенное Давидом, а именно пение псалмов в упомянутых ситуациях. По мере взросления иудейской церкви, она становилась все более и более разумной в поклонении, пока, наконец, не оставила младенческое в евангельское время (1Кор 13:11; Гал 4:3,9).
4. Работа привратников (ст. 5) заключалась в том, чтобы охраняли скинию откровения и святилище (ст. 32), дабы никто, кроме тех, кому позволено, не смог приблизиться туда, а приближаясь, не подходил бы ближе дозволенного. Кроме того, они охраняли сынов Ароновых, находились в их распоряжении и выполняли поручения; тем не менее они названы братьями, и это должно напоминать священникам, что, хотя они и удостоились более высокого положения, все же «вытесаны из той же скалы», что и простые левиты, и поэтому не должны господствовать над ними, но в любой ситуации относиться как к братьям.