Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 2-Паралипоменон
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 5969 Все тексты автора Мэтью Генри
9 глава
Данная глава представляет Соломона великой личностью в своей стране и за ее границами. Ранее мы уже рассматривали описание его величия (ЗЦар.10). Здесь не добавлено ничего нового, а его отступничество в последние дни жизни, изложенное в 3 Книге Царств, гл.11, не упоминается. Поэтому заключительная часть данной главы представляет его в конце жизни с незапятнанной репутацией. Похоже, ни одна из глав книг Паралипоменон не совпадает в такой степени с Книгой Царств, как данная глава с главой 10 из 3 Книги Царств, где стих соответствует стиху за исключением двух первых стихов в Книге Царств, которые в данной книге объединены в один; стиха 25, который взят из 3Цар 4:26 и последних трех стихов, которые взяты из 3Цар 11:41-43. В данной главе:
(I) царица Савская оказала честь Соломону и нанесла ему визит, чтобы послушать его мудрости (ст. 1-12). (II) Приводится много примеров, свидетельствующих о богатстве и великолепии царского двора Соломона (ст. 13-18). (III) Описывается конец его царствования (ст. 29-31).
Стихи 1-12. Этот отрывок из истории подробно рассматривался в Книге Царств; но так как наш Спаситель сослался на него, когда Ему задавали вопросы (Мат 12:42), то мы не должны оставить его без внимания и кратко отметить, что (1) Бог прославит прославляющих Его (1Цар 2:30). Соломон в высшей степени почтил Бога, построив, украсив и посвятив Ему храм. Вся его мудрость и богатство были задействованы для создания этого совершенного места, и теперь Бог сделал так, чтобы его мудрость и богатство в значительной степени возвысили его репутацию. Надежный способ иметь доброе имя и утешение от наших талантов и наслаждений посвятить их Богу и использовать для Него.
(2) Кто знает цену истинной мудрости, тот не будет жалеть усилий и средств, чтобы обрести ее. Царица Савская подвергла себя значительным неудобствам и затратам ради того, чтобы услышать мудрости Соломона; тем не менее, научившись у него служить Богу и узнав свой долг, она сочла себя в достаточной степени вознагражденной за свои усилия. Небесная мудрость это драгоценная жемчужина, и мы заключаем хорошую сделку, если ради ее приобретения расстаемся со всем, что имеем.
(3) Как всякий человек, принявший дар, он должен был служить им для назидания других при любой возможности. Соломон с радостью делился своей мудростью и учил других тому, что знал сам. Наученный Богом, он, принявший даром, даром отдавал. Так пусть же люди мудрые и богатые научатся благодетельствовать и быть щедрыми. Всякому, просящему у тебя, давай.
(4) Хороший порядок в семье, в большой семье, особенно в деле Божьем, и регулярное исполнение обрядов религиозного поклонения весьма похвальны и заслуживают восхищения. Царицу Савскую в высшей степени поразило, когда она увидела, как разумно слуги Самсона прислуживали ему и с каким благоговением они посещали дом Божий. Давид также свидетельствовал, что радовался и любил посещать дом Господень (Пс 41:5).
(5) Блаженны те, кто имеет возможность постоянно общаться с мудрыми, образованными и благочестивыми людьми. Царица Савская считала, что слуги Соломона счастливы, ибо имеют возможность постоянно слушать мудрость его; похоже, он общался даже с ними. Следует обратить внимание на тот факт, что потомки служивших при дворе хотели, чтобы имена их предков были забыты, и считали себя в высшей степени удостоенными чести, когда их называли сыновьями рабов Соломоновых (Ездр 2:55; Неем 7:57). Они были такими знаменитыми, что для их потомков была большая честь называться их именами.
(6) Мы должны радоваться и благодарить Бога за дары, благодати и возможность помочь другим. Царица Савская благословила Бога за честь, оказанную Соломону, за милость, которую Он оказал Израилю, возведя его на престол (ст. 8). Воздавая Богу славу за процветание других, мы также получаем от этого утешение; а если мы завидуем процветанию других, то теряем утешение даже от собственного процветания. Она обратила внимание на процветание царя и Царства и обнаружила, что источник этого благословения божественная милость: «Бог по любви к Израилю благоволил посадить тебя на престол». Те милости вдвойне приятны, в которых мы можем вкусить благость и доброжелательность Господа как нашего Бога.
(7) Мудрым и благочестивым людям приличествует быть щедрыми, соответственно занимаемому положению и власти. Такой была царица Савская по отношению к Соломону, таким был с ней и Соломон (ст. 9,12). Они оба умели ценить мудрость и не были жадными к деньгам и поэтому решили развивать знакомство и укрепить дружеские отношения, вручив друг другу щедрые подарки. Наш Господь Иисус пообещал дать нам все, что мы хотим: «Просите, и дано будет вам». Давайте узнавать, что мы можем сделать для Него, а не думать, что мы слишком много делаем, или страдать, расставаясь с чем-то ради Него.
Стихи 13-31. Данные стихи посвящены Соломону на престоле и Соломону в могиле, ибо престол не защищает от могилы. Mors sceptra ligonibus aequat Смерть вырывает из руки как лопату, так и скипетр.
I. Данные стихи описывают царствование Соломона. Он был богат и обладал властью, наслаждался покоем и изобилием; и, насколько мне известно, не было равного ему царя. Не следует делать вид, что мы требовательны, сравнивая величие Соломона с величием некоторых великих правителей земли. Но я хочу обратить внимание, что самые известные из них прославились войнами, в то время как Соломон царствовал сорок лет, наслаждаясь основательным миром. Некоторые из правителей, которые могли бы соперничать с Соломоном, предпочитали уединение и поддерживали в подчиненных благоговение, держа их на расстоянии; никто не должен был видеть или приближаться к ним под страхом смерти, а Соломон много путешествовал за пределами страны и открыто занимался государственными делами. Поэтому, поразмыслив обо всем, можно сделать вывод, что Бог исполнил Свое обещание: дал ему такие богатства, имение и славу, подобных которым не бывало у царей прежде и не будет после (2Пар 1:12).
1. Никто из правителей не являлся народу в таком великолепии, как Соломон, а это весьма похвально характеризовало его в глазах тех, кто судит по внешнему виду, как большинство людей. У него было двести больших щитов и триста щитов меньших; все они были сделаны из кованого золота, и их несли перед ним (ст. 15,16). Он восседал на самом величественном престоле (ст. 17-19). Не было такого престола ни в одном царстве. Великолепие, с которым он являлся, было прообразом духовной славы царства Мессии и слабым отражением Его престола, который выше любого другого престола. Помпезность Соломона была искусственной, поэтому наш Спаситель предпочел естественную красоту полевых лилий (Мат 6:29): «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».
2. Никогда ни один правитель не имел такого количества золота и серебра, хотя в его стране не было золотых или серебряных шахт. Возможно, Соломон стал хозяином шахт в других странах и, имея в своем распоряжении густонаселенную страну, послал туда людей выкопать эти драгоценные металлы; или, имея плодородную землю, он экспортировал продукты, производимые ею, и за их счет привозил домой золото, о котором здесь говорится (ст. 13,14-21).
3. Ни один из правителей не получал таких подарков, какими одарили Соломона его соседи: «Все цари Аравийские и начальники областные приносили золото и серебро Соломону» (ст. 14), но не в качестве дани, которую он требовал с них, а как добровольные приношения, чтобы заслужить его благоволение; или же их привозили, чтобы обменять на продукцию земледелия, хлеб или скот. Все цари земли приносили ему подарки, то есть со всех частей земли (ст. 24,28), потому что хотели познакомиться и подружиться с ним. В этом Соломон был прообразом Христа, Которому, как только Он родился, мудрецы с востока принесли дары: золото, ладан и смирну (Мат 2:11), ибо все окружающие должны были принести Ему дары (Пс 75:12; Рим 12:1). Не было царя, который в такой же степени прославился своей мудростью, перед которым так же заискивали, так же советовались и восхищались (ст. 23): «Все цари земли (ибо для обычных людей это было бы слишком большой милостью) искали, чтобы послушать мудрости его его философские размышления, или ознакомиться с его познаниями в науках и государственной политике, с его правилами благоразумного поведения в человеческом обществе или, возможно, с принципами его религии и ее основами». Обращение к Соломону царей, желавших послушать его мудрости, усугубит, постыдит и осудит тех людей, которые презирают Христа и Его Евангелие. Хотя в них сокрыты все богатства премудрости и познания, но никто из властей века сего не желал познать их, ибо они для них безумие (1Кор 2:8,14).
II. Данные стихи рассказывают о смерти Соломона. Он лишился великолепия, оставил все свое богатство и власть не тому, о котором не знал: мудрый ли будет он, или глупый (Еккл 2:19), атому, кого заведомо знал как глупца. Это была не только суета, но и вызывало томление духа (ст. 29-31). Следует обратить внимание, что в данной главе ничего не говорится об отступничестве Соломона от Бога в последние дни; в ней нет ни малейшего намека на это, (1) ибо Святой Дух учит нас не радоваться повторению ошибок и безрассудств у других. Если люди, славившиеся мудростью, ведут себя недостойно, то хотя, возможно, и полезно обратить на это внимание для предостережения себя и других, но не следует стремиться говорить об этом; одного упоминания достаточно; зачем опять трогать эту расстроенную струну? Почему бы нам не поступить так, как в данной ситуации поступил священный историк: он рассказал подробно о заслуживающих похвалы делах других людей, не упомянув ничего об их ошибках, хотя они были чудовищными и очевидными? Тогда мы поступим так, как хотим, чтобы поступили с нами.
(2) Ибо хотя он упал, но не был окончательно отвергнут. О его грехе повторно не говорится, так как он в нем покаялся; грех был прощен, поэтому к нему следует относиться, словно его не было. Иногда умалчивание Писания тоже что-то говорит. Хотелось бы верить, что умалчивание греха Соломона намекает на то, что ни один из совершенных им грехов не вспомнился против него (Иез 33:16). Когда Бог прощает грех, то бросает его за хребет Свой и не вспоминает более.