Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 2-Паралипоменон
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 5969 Все тексты автора Мэтью Генри
13 глава
В данной главе более подробно, чем в Книге Царств, описано царствование Авии, сына Ровоама. Там мы читаем, что его характер был не лучше характера отца, ибо он ходил во всех грехах отца своего и сердце его не было предано Господу (3Цар 15:3). Здесь же говорится, что он был более смелым и более успешным в войне, чем его отец. Он царствовал всего три года и более известен благодаря славной победе, одержанной над армией Иеровоама. I. Армии противников вышли на поле боя и расположились по обеим его сторонам (ст. 3).
II. Перед началом сражения Авия сделал попытку убедить противника в правоте своего дела (ст. 4-12).
III. Из-за хитрости Иеровоама иудеи оказались в затруднительном положении (ст. 13,14). IV. Но, несмотря на это, благодаря силе Бога они одержали победу (ст. 15-20). V. Итог царствования Авии (ст. 2 1,22).
Стихи 1-12. Мать Авии звали Мааха, она была дочерью Авессалома (2Пар 11:20);
в данной главе ее называют Михаией, дочерью Урпила. Вполне возможно, что она была внучкой Авессалома от его дочери Фамари (2Цар 14:27), а ее непосредственным отцом был Урпил. Но сейчас мы сопроводим Авию на поле боя, где он должен сразиться с Иеровоамом, царем Израиля.
I. Бог позволил ему сразиться с Иеровоамом и принял его сторону в этом конфликте, хотя не разрешал Ровоаму сделать это (2Пар 11:4).
1. Возможно, теперь Иеровоам выступил в качестве агрессора, и Авия действовал в рамках необходимой самообороны. Возможно, так как Иеровоаму удалось пережить Ровоама, то в связи с этим он решил предъявить права на венец Иудеи или, по крайней мере, надеялся добыть его у молодого царя, как только тот взойдет на престол. В ответ на эти дерзкие притязания Авия осмелился взять в руки оружие, и Бог был на его стороне.
2. Когда Ровоам пытался вернуть себе десять колен, Иеровоам вел себя хорошо, и это в некоторой степени было для него испытанием; но теперь, когда открылось, каким человеком он был на самом деле (он поставил тельцов и изгнал священников), Авии было позволено наказать его. Не похоже, чтобы у него были другие планы, в то время как Ровоам хотел полностью покорить десять колен, что противоречило планам Бога.
II. Армия Иеровоама была вдвое больше армии Авии (ст. 3), ибо для формирования армии в его распоряжении было десять колен, в то время как у Авии всего два. Об обеих армиях сказано, что они состояли из людей отборных и храбрых, но армия Иудеи насчитывала всего 400000 воинов, а армия Иеровоама 800000. Тем не менее победу одержала малочисленная армия, так как сражение не всегда выигрывает сильнейший, равно как и дело большинство.
III. Перед сражением Авия увещевал противников и пытался убедить их если не вернуться к дому Давидову (этот вопрос был решен божественным определением, и он согласился с ним), то хотя бы не сражаться против него. Он не хотел, чтобы они противостали царству Господню в руке сынов Давидовых (ст. 8), а, по крайней мере, удовлетворились тем, что имели. Отметьте: прежде чем использовать силу, хорошо бы попытаться урезонить людей. Лучше добиться своей цели посредством аргумента, чем посредством меча. Мы не должны использовать насильственные методы, пока не испытаем все методы убеждения. Война должна быть ultima ratio regum последним средством царей. Четкая аргументация может сделать хорошее дело и предотвратить Много зла. Как сильны слова правды! Авия со своей армией пробрался в центр страны, ибо произнес эту речь, стоя на горе Ефремовой, где его могли услышать Иеровоам и военачальники, с которыми он хотел заключить договор, удовлетворивший их. В то время военачальники часто обращались с речью к солдатам, чтобы воодушевить их, и данное обращение Авии преследовало ту же цель, но также предназначалось для Иеровоама и всего Израиля. Для удовлетворения своих воинов и обличения врага он проясняет два вопроса:
1. Что правда на его стороне: jus divinum божественная правда. «Вы знаете или должны знать, что Господь дал царство Давиду и сыновьям его навек» (ст. 5), но не посредством общего провидения, как Он обычно распределяет царства, а по завету соли вечному завету, подтвержденному жертвой, которую всегда посыпали солью; так понимает это место епископ Патрик. Весь Израиль признал, что Бог поставил Давида царем и закрепил право наследования престола за его семьей, поэтому Иеровоам незаконно завладел венцом Израиля; хотя нельзя с уверенностью сказать, что Авия в основном ссылался на это, ибо он знал, что Бог позволил Иеровоаму царствовать над десятью коленами; тем не менее ни в коей мере нельзя оправдать его попытку нарушить мир и захватить владения царя Иудеи, так как, отдав ему десять колен, два колена остались для дома Давидова. Авия показал, (1) что Иеровоам поступил бесчестно и лицемерно, поставив себя царем: восстал Иеровоам против господина своего (ст. 6), который возвысил его (3Цар 11:28), и подло воспользовался слабостью Ровоама, когда тот оказался в критической ситуации; из благодарности к своему господину и уважения к его титулу он должен был поддержать его и сохранить верность народа к нему, вместо этого он возглавил партию, восставшую против него, и ограбил; его поведение было недостойным, и ему не следовало надеяться на успех. Поддержавшие его люди здесь названы людьми пустыми (их характеристика, возможно, позаимствована из Книги Судей 11:3), которые в своих поступках не руководствуются определенным принципам, а любят перемены людьми негодными, стремившимися сбросить с себя ярмо руководства и поставить подобного им человека.
(2) Что в данной ситуации он действовал очень нечестиво, ибо, сражаясь против дома Давидова, он сражался против царства Господня. Восставшие против Иудеи восстали против праведного Бога, восседающего на престоле суда, и им не стоит надеяться на успех в данном мероприятии. Конечно, полoжение праведных может ухудшиться на какое-то время, но в конце они одержат победу.
2. Что Бог на его стороне. Он настаивает на том, что религия Иеровоама и его армии была ложной, ибо они были идолопоклонниками, а он сам и его народ, жители Иудеи, поклонялись правильно истинному и живому Богу, обитавшему среди них. Из характеристики Авии (3Цар 15:3) следует, что в этой войне он не сражался за религию своего царства, ибо (1) каким бы он ни был на самом деле, его нельзя было назвать идолопоклонником; и если он сквозь пальцы смотрел на высоты и истуканов (2Пар 14:3,5), то при этом постоянно поддерживал богослужения, проводившиеся в храме.
(2) Какие бы пороки в то время ни были присущи царству Иудеи, но состояние ее государственной религии было лучше, чем в Израиле, с которым она тогда сражалась. Очень часто отказывающиеся от силы благочестия хвалятся ее видом.
(4) В то время он защищал дело своего царства; и хотя он не был таким благочестивым, как должен быть, но надеялся, что ради благочестивых людей и всего хорошего, что в то время было в Иудее, Бог заступится за них. Многие из тех, кто не может похвалиться своей религиозностью, в то же время имеют достаточно благоразумия и благодати, чтобы ценить ее в других. Посмотрите, как он описывает [1] отступничество Израиля от Бога. «Вас великое множество, говорит он, вы значительно превосходите нас по численности, но нам не нужно бояться вас, ибо в вашей среде присутствует то, что погубит вас. Во-первых, вашими богами являются тельцы (ст. 8), которые не смогут защитить и помочь вам, они лишь восстановят против вас истинного и живого Бога. Они Аханы, принесшие беду в ваш стан. Во-вторых, ваши священники ничтожные люди (ст. 9). Вы изгнали колено левитов и дом Ааронов, которых Бог поставил служить со святынями, и, подражая обычаям идолопоклонников, сделали священниками и ответственными за посвящение всех, кто хотел, хотя они были позором для этого служения». Они были недостойны звания священников, но стали их священниками, ибо кто еще стал бы священником богам, которые не являются богами, как не служители, которые не являются священниками? Они были похожи друг на друга притворщиками и узурпаторами. [2] 13ерность Иудеи Богу: «А у нас Господь; мы не оставляли Его. Иегова наш Бог, Бог наших отцов, Бог Израиля; Он сможет защитить нас и дарует нам успех. Он с нами, потому что мы с Ним. Во-первых, дома, в Его храме: мы соблюдаем установление Господа (ст. 10,11), не поклоняемся идолам и имеем лишь тех священников, которых Он поставил; мы не учреждали новых обрядов, а поклоняемся так, как Он предписал. Мы обустроили храм и проводим богослужения так, как Он велел. Мы следуем Его указаниям, не убавляем и ничего не добавляем к ним. Это является нашим утешением, и все это сейчас мы защищаем, и поэтому, что касается религии и государства, то наше дело правое. Во-вторых, здесь, в стане; Он наш лидер, и мы уверены, что Он с нами, потому что мы с Ним (ст. 12). В качестве знака Его присутствия с нами находятся Его священники, которые, согласно закону, трубят в трубы, свидетельствуя против вас и заверяя, что в день сражения мы будем воспомянуты пред Господом, Богом нашим, и спасены от врагов наших», именно так объясняется этот священный сигнал (Числ 10:9). Ничто так действенно не вдохновляет и воодушевляет мужчин, как уверенность в том, что Бог с ними и сразится на их стороне. Он завершает свое обращение честным предостережением в адрес своих врагов: «Не воюйте с Господом, Богом отцов ваших. Глупо сражаться против Бога, обладающего всемогущей силой; вероломно и неблагодарно поступают те, кто сражается против Бога своих отцов, и вам не следует надеяться на успех».
Стихи 13-22. Не написано, что Иеровоам дал ответ на обращение Авии. Хотя в нем содержалось много мудрых утверждений, но он решил не принимать их во внимание и поэтому слушал его как не слышащий. Он пришел сражаться, а не дискутировать. Он думал, что победа достанется тому, у кого длиннее меч, а не тому, на чьей стороне правда. Давайте же посмотрим, каков был итог сражения и победила ли правда и религия.
I. Иеровоам, полагавшийся на свой опыт, потерпел поражение. Его не могли убедить справедливые увещевания, и он не собирался честно сражаться. Можно предположить, что он с величайшим презрением отнесся к обращению Авии. «Одна военная хитрость, думал он, стоит двадцати таких выступлений; очень скоро мы ответим на все его аргументы; очень скоро он увидит, что мы одолели его количеством и окружили со всех сторон инструментами смерти; и тогда пусть хвалится своей религией и правом на венец». Возможно, решили вести переговоры, но Иеровоам подло использовал это преимущество и послал отряд в засаду с тыла Иудеям, вопреки всем законам ведения войны. Какой порядочности можно ожидать, когда раб делается царем? Авия был мирен: но только заговорит, они — к войне (Пс 119:7).
II. Авия и его народ, уповавший на Бога, вышли победителями, несмотря на несоответствие в силе и численности.
1. Иудеи оказались в затруднительном положении и сильно испугались, ибо была им битва спереди и сзади. Они были правы, но даже заслуживающие победы иногда могут оказаться в недоумении и беде. Так было с Давидом. Он жаловался: «Они окружили меня, как пчелы» (Пс 117:10-12).
2. Оказавшись в беде, когда опасность была со всех сторон, откуда еще они могли ожидать избавления, как не сверху? Неизреченным утешением является то, что никакой враг, военная стратегия или засада не могут отрезать нас от общения с небесами; для нас путь туда всегда открыт.
(1) Они возопили к Господу (ст. 14). Мы надеемся, что они сделали это до того, как начали воевать, но беда, в которой они оказались, заставила их обновить свои молитвы и побудила быть настойчивыми. Бог приводит Свой народ в стесненные обстоятельства, чтобы научить его вопиять к Нему. Ревностная молитва это вопль.
(2) Они уповали на Господа, Бога отцов своих, доверились Его силе, поверили, что Он поможет им, и вверили себя Ему (ст. 1 8). Молитва веры побеждающая молитва, именно ею мы побеждаем мир верой нашей (1Иоан 5:4).
(3) Священники затрубили трубами, чтобы воодушевить людей, дав заверение в Божьем присутствии с ними. Это был не только военный, но и духовный призыв, и он вдохнул жизнь в их веру.
(4) Они воскликнули, выразив уверенность в победе: «Это наш день, ибо Бог с нами». К восклицанию молитвы они добавили восклицание веры и поэтому стали победителями.
3. Благодаря этому они одержали полную победу: «И когда воскликнули Иудеи, радуясь Божьему спасению, Бог поразил Иеровоама и его армию таким ужасом и изумлением, что они не смогли нанести ни одного удара, а торопливо сбежали». Победители не дали им пощады и предали мечу 500000 отборных воинов (ст. 17);
более того, сказано, что никогда в одном сражении не было убито столько людей. Но в Данном случае сражался Господь, Который таким образом хотел наказать идолопоклонство Израиля и дома Давидова. Посмотрите на печальный результат разделения: кровь израильтян лилась как вода, проливаемая такими же израильтянами, в то время как их соседи язычники, у которых раньше имя Израиля вызывало ужас, восклицали: «Так им и надо»
4. Последствием этого сражения было то, что сыны Израилевы хотя и не были возвращены дому Давидову (который смог нанести этот могущественный удар лишь благодаря тому, что он соответствовал определенному плану Бога), но в то время смирились (ст. 18). Многие города были взяты и вернулись во владения царей Иудеи, как, в частности, Вефиль (ст. 19). Не сообщается, что случилось с находившимся в нем золотым тельцом, когда город перешел в руки царя иудейского; возможно, его перевезли в более безопасное место, по крайней мере, в Самарию (Ос 8:5), но сказано, что во времена Ииуя он находился в Вефили (4Цар 10:29). Возможно, когда Авия обладал властью и имел возможность разрушить его, он разрешил его оставить, ибо его сердце не было вполне предано Богу; и так как он не использовал для прославления Бога то, что имел, то вновь потерял полученное. И наконец, вскоре умерли побежденный и победитель.
1. Иеровоам так и не оправился после своего поражения, хотя после него прожил еще два или три года. Он не входил уже в силу (ст. 20). Возможно, Бог поразил его некой телесной болезнью, которая изнурила его, или депрессией и беспокойством разума; его сердце было сокрушено, досада из-за потери наполнила его седую голову печалью и свела в могилу. Он избежал меча Авии, но Бог поразил его, ибо от Его меча невозможно сбежать.
2. В связи с одержанной победой Авия значительно возвысился. Не сообщается, сколько жен он имел до этого, но теперь взял новых и в общем их стало четырнадцать; от них у него было тридцать восемь детей (ст. 21). Блажен человек, колчан которого наполнен этими стрелами. Возможно, его пути были необычными и он прославился своими высказываниями, которые записали в книгу, описывавшую его деяния в истории того времени (ст. 22). Но число дней его жизни было сокращено, и вскоре после блестящей победы смерть победила победителя в расцвете сил. Возможно, он чрезмерно гордился своими победами, и поэтому Бог не захотел, чтобы он жил долго, радуясь и прославляя себя ими.