Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — 2-Паралипоменон
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 5933 Все тексты автора Мэтью Генри
1 глава
В заключительной части предыдущей книги мы прочитали о том, как Бог возвеличил Соломона, в результате чего Израиль повиновался ему. Бог и Израиль были единого мнения и почтили его. А Данная глава описывает:
(1) как он почтил Бога жертвой (ст. 1-6) и молитвой (ст. 7-12);
(И) как он почтил Израиль, умножив его силу, богатство и торговлю (ст. 13-17).
Стихи 1-12. Данные стихи рассказывают:
I. О великом процветании Соломона (ст. 1). Хотя ему пришлось защищать свой титул, но Бог был с ним, и он утвердился в царстве своем; его сердце и руки укрепились так же, как его влияние на народ. Присутствие Бога будет и нашей силой.
II. О его великом благочестии и набожности. Его отец был пророком и псалмопевцем и особенно благоговел перед ковчегом, а Соломон, прочитав в Библии о скинии, построенной Моисеем, и находившихся в ней жертвенниках, похоже, почитал их больше, чем Давид. Оба поступали правильно, и никого не следует осуждать. Если ревностность одного была направлена на один предмет религии, а другого на другой, то за это не следует их судить или презирать.
1. Все окружавшие его люди, занимавшие высокое положение, должны были вместе с ним поклоняться Богу. Он обратился к военачальникам и судьям, ко всем начальствующим и главам поколений, чтобы они вместе с ним пошли в Гаваон (ст. 2,3). Власть и влияние вверены правильным людям, если те подобным образом используют их для прославления Бога и возвеличивания религии; и наш долг привлекать всех, на кого мы имеем влияние, участвовать в торжественных религиозных обрядах. Желательно, чтобы как можно больше людей участвовало вместе с нами в этих торжествах; чем больше тем лучше; тогда эти торжества больше похожи на небеса. Царствование Соломона началось с публичного благочестивого посещения Божьего жертвенника, а это было очень хорошим предзнаменованием. Гражданские власти будут успешными в том случае, если, начиная каждое дело, они и народ будут брать с собой Бога.
2. Там Соломон принес обильную жертву Богу (ст. 6): вознес тысячу всесожжении и, возможно, огромное количество мирных жертв, которыми он и сопровождавшие его пиршествовали перед Господом. Где Бог щедро сеет, там Он соответственно собирается и щедро пожинать. Его отец Давид оставил ему много отар овец и много скота (1Пар 27:29,3 1), и Соломон принес Богу то, что Ему принадлежало. Ковчег находился в Иерусалиме (ст. 4), а жертвенник в Гаваоне (ст. 5), и туда он привез свои жертвы, ибо жертвенник освящает дар.
3. Он вознес Богу правильную молитву; об этом, как и об ответе, полученном на нее, мы читали раньше (3Цар 3:5 и далее).
(1) Бог велел ему просить, что он желает. Он сделал это не для того, чтобы показать, что нужно делать, дабы обрести желанные милости («просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна»), а для того, чтобы испытать, как это воздействует на него, и чтобы открылось, что сокрыто в его сердце. Характер человека раскрывается, когда он делает выбор и высказывает свои желания. Испытайте человека, спросив его: «Что ты хочешь иметь? Что ты будешь делать?» Так и Бог хотел испытать, является ли Соломон одним из сынов века сего, которые спрашивают: «Кто покажет нам благо?» или сыном света, который говорит: «Яви нам свет лица Твоего, Господи\» Что мы выбираем, то и будем иметь, и, скорее всего, в будущем нас ожидает то, чему мы отдаем предпочтение: богатству и удовольствиям этого мира или духовным богатствам и наслаждениям.
(2) Как истинный сын Давида, он выбрал духовные благословения, а не временные. Его прошение звучит так: «Дай мне премудрость и знание. Он признает, что именно этих даров желает и что именно Бог дает их (Прит 2:6). Бог дал ему способность быть благоразумным, и к Нему мы должны обращаться, чтобы получить ее. Здесь приводятся две ссылки, которых нет в Книге Царств: [1] «Ты поставил меня царем вместо отца моего» (ст. 8). «Господи, ты поставил меня на это место, и поэтому я с верой прошу у Тебя благодати, которая дала бы мне возможность исполнить свой долг». Если мы верим, что Бог призвал нас к какому-либо служению, то у нас есть основания надеяться, что Он сделает нас способными совершить его. Но это еще не все. «Господи, Ты поставил меня на это место вместо Давида великого и благочестивого человека, который хорошо исполнил свой долг, поэтому дай мне мудрости, чтобы Израиль не пострадал от этой перемены. Раз я поставлен царствовать вместо своего отца, то дай мне, Господи, дух моего отца». Отметьте: выдающиеся способности тех, кто шел впереди нас, и возложенные на нас обязанности продолжать начатые ими хорошие дела должны побудить нас к достойному подражанию им и оживить наши молитвы Богу, в которых мы просим у Него мудрости и благодати, дабы мы могли совершать дело Божье в наше время так же верно и хорошо, как они в свое. [2] «Да исполнится слово Твое к Давиду, отцу моему» (ст. 9). Он имел в виду обещание относительно его наследника: «И чтобы исполнить его, дай мне премудрость». Мы не находим, чтобы премудрость была среди обещанных благ, но она была необходима, чтобы исполнить обещанное (2Цар 7:13-15). Обетование гласило: «Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки; он будет Мне сыном; и милости Моей не отниму от него». «Но, Господи, если Ты не дашь мне премудрости, то дом Твой не будет построен и престол мой не утвердится; я не смогу вести себя достойно, как Твой сын; я лишусь Твоей милости и зря потрачу ее. Поэтому, Господи, дай мне премудрости». Обратите внимание: во-первых, Божьи обетования являются наилучшими ссылками в молитве. Вспомни слово Твое к рабу Твоему. Во-вторых, дети могут утешаться обетованиями завета, который заключили родители при их крещении, и держаться за них. В-третьих, наилучший способ получить пользу от обетований и привилегий завета ревностно молиться Богу о мудрости и благодати, которые помогли бы исполнить его обязательства.
4. На свою молитву он получил положительный ответ (ст. 11,12).
(1) Бог дал ему премудрость, потому что он попросил о ней. Премудрость это дар, который Бог дает свободно (как и всякий другой дар) тем, кто ценит и сражается за него, кто решил использовать его; и Он не упрекает бедных просителей за недостаток мудрости (Иак 1:5). Божьей благодати всегда будет достаточно для тех, кто искренне желает знать и исполнить свой долг.
(2) Бог дал ему богатство и славу, о которых он не просил, потому что он не просил о них. Кто особенно ревностно стремится обладать земными благами, тот, скорее всего, упустит их; в то время как полагающиеся на провидение Бога будут получать утешение от них, если только они не станут для них самым главным. Кто делает своей главной целью этот мир, тот не достигнет иного мира и будет разочарован; а кто делает иной мир своей основной целью, тот не только достигнет ее и будет доволен, но и будет радоваться благам этого мира в мере, чтобы это не навредило им.
Стихи 13-17. 1. Соломон приступил к царствованию (ст. 13): он пришел от скинии собрания и Царствовал над Израилем. Он приступил к руководству лишь после того как совершил обряд поклонения принял себе славу лишь после того как воздал славу Богу; вначале скинии, затем престолу. Но, получив премудрость от Бога, он не похоронил свой талант; получив дар, он сразу начал использовать его; он не предался праздной жизни и удовольствиям, а занялся делом: он царствовал над Израилем.
2. Его царский двор был величественным (ст. 14): набрал он колесниц и всадников. Следует ли его хвалить за это? Мы не будем, ибо царю было запрещено умножать коней (Втор 17:16). Я не помню, чтобы где-либо говорилось, что его благочестивый отец ехал верхом на лошади или в колеснице; он взбирался только на мула. Нам следует стараться превосходить своих предшественников в благочестии, а не в великолепии.
3. Государство стало богатым, развилась торговля (ст. 15). Благодаря Соломону золото и серебро стали очень дешевыми и доступными (ст. 15). Избыток золота понижает его стоимость, а умножение благодати повышает ее стоимость; чем больше людей имеет ее, тем больше она ценится. Поэтому приобретение мудрости гораздо лучше золота! Он также начал торговать с Египтом, откуда ввозили коней и льняную пряжу, которую он затем перепродавал царю Сирии, безусловно, с большой прибылью (ст. 16,17). Об этом говорилось ранее (3Цар 10:28,29). Правители поступают мудро, развивая промышленность и поощряя торговлю в своих владениях. Возможно, основывая ввоз льняной пряжи из Египта, производство льняной одежды и отправку ее в другие государства, Соломон усвоил намек матери, когда она наставляла его, что является одной из характеристик добродетельных женщин: «Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским» (Прит.3 1:24). От всякого труда есть прибыль.