Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Псалтирь
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 27279 Все тексты автора Мэтью Генри
3 глава
Как предыдущий псалом в прообразе Давида во времена продвижения показал нам царственное достоинство Искупителя, так и этот на примере Давида во времена бедствий показывает мир и святую безопасность искупленных: как надежно положение тех, кто находится под божественной защитой. Давид, вынужденный спасаться бегством из своего дворца, из святого города, из-за восстания Авессалома (I) жалуется Богу на своих врагов (ст. 2,3).
(II) Несмотря ни на что, он полагается на Бога и ободряет себя в Нем, как в Боге (ст. 4).
(III) Псалмопевец вспоминает удовлетворение, которое он имел, получая милостивые ответа Бога на свои молитвы и ощущая Его благоволение (ст. 5,6).
(IV) Торжество над собственным страхом (ст. 7) и своими врагами, против которых он молится (ст. 8).
(V) Давид воздает славу Богу и принимает утешение от божественного благословения и спасения, которые безусловно принадлежат всему народу Божьему (ст. 9). Лучше всех истины Божьи излагает тот, кто познал их на собственном опыте; так и здесь Давид говорит о силе и милости Бога, а также о безопасности и спокойствии благочестивых.
Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
Стихи 2-4. Название этого псалма и многих других – это ключ, вставленный в замочную скважину двери, которая открывается им и впускает нас внутрь. Если мы знаем, по какому случаю был написан псалом, то нам легче истолковать его. Этот псалом был сочинен, или, по крайней мере, Давид размышлял о его сути, «переваривал» в мыслях и вознес к Богу в то время, когда он бежал, чтобы спасти не только корону, но и жизнь, от своего сына Авессалома, замыслившего заговор против него. Эта история изложена во Второй книге Царств, 15-я глава.
(1) В то время Давид был в великой скорби; спасаясь бегством, он поднялся босой на гору Елеонскую и сильно рыдал, покрыв свою голову. Именно тогда он сочинил этот утешительный псалом. Он рыдал и молился, рыдал и пел, рыдал и веровал; он сеял со слезами. Злостраждает ли кто из вас? Пусть молится; более того, пусть поет псалмы, пусть воспоет этот псалом. Страдает ли кто-нибудь из-за непокорных, непослушных детей? Такова была участь Давида, но это не мешало ему ни радоваться в Боге, ни писать свои святые песни.
(2) В то время царь находился в великой опасности; против него был составлен заговор; заговорщики, искавшие его смерти, были чудовищны, их возглавлял его собственный сын, и, похоже, его дела обстояли из рук вон плохо. Но в то же время Давид воспользовался своим положением в Боге и улучшил ситуацию. Опасности и страхи должны влечь нас к Богу, а не уводить от Него.
(3) В то время царь был чрезвычайно разгневан поведением тех, от кого он имел полное право ожидать более порядочных поступков – от своего сына, к которому был снисходителен, от своих подчиненных, для которых был таким великим благословением. Поэтому Давид не мог не возмущаться; эти события могли вывести из себя любого человека. В то же время он не позволил себе ни одного неподобающего проявления страсти и негодования, а имел достаточно спокойствия для совершения молитвы, что требует величайшей сосредоточенности и свободы мысли. Уравновешенность разума была доказательством того, что Дух Божий сошел на него, ибо Дух движется над спокойными водами. Пусть никакая недоброжелательность то ли со стороны ребенка, то ли друга не завладеет нашим сердцем настолько, чтобы мы стали негодными для общения с Богом.
(4) В то время Давид страдал из-за греха, совершенного по отношению к Урии; и происшедшее было тем злом, которое Бог грозился воздвигнуть из его же дома за совершение этого греха (2Цар 12:11), которое он осознал и использовал возможность, чтобы еще раз обновить покаяние за свой грех. Но в то же время он не лишает себя уверенности в божественной силе и милости и не отчаивается из-за происходящего. Даже печаль о грехе не должна препятствовать нашей радости в Боге и надежде в Нем.
(5) Кажется, что он трусливо бежит от Авессалома и бросает свой царский город, даже не сразившись за него; но в то же время из этого псалма видно, что он был полон смелости восстать благодаря своей вере в Бога. Стойкость истинных христиан больше заключается в милостивой безопасности и спокойствии разума, в способности переносить трудности и терпеливо ожидать, чем в смелых выступлениях с мечом в руках.
В этих трех стихах Давид обращается к Богу. К кому еще мы можем идти, когда все происходящее так сильно огорчает и пугает нас? В то время царь находился вдалеке от своих покоев и дворов дома Божьего, где он обычно молился, но он все-таки нашел способ обратиться к небесам. Где бы мы ни находились, у нас есть доступ к Богу, и мы можем приблизиться к Нему, где бы мы ни были. Давид, находясь в бегах, обращается к своему Богу,
I. Рассказывая о своей беде (ст. 2,3). Он оглядывается и как бы осматривает лагерь своих врагов или получает информацию о заговоре против него, которую приносит Богу, а не заседанию совета. В отношении своих врагов он жалуется (1), что их много: «Господи! как умножились враги мои!», не упоминая о том, сколько их было вначале, и сколько, по его мнению, будет. Группировка Авессалома, подобно снежному кому, необыкновенным образом возрастала по мере движения. Слова Давида выражают удивление (и он имеет для этого все основания) тем, что люди, которые были так обязаны ему, почти повсеместно восстали против него и избрали своим предводителем такого неразумного и легкомысленного молодого человека, как Авессалом. Как ненадежны и обманчивы многие люди! И как мало надежности и постоянства присутствует в людях! У Давида было столько же приверженцев, сколько и у любого царя, но теперь в одно мгновение он потерял их. Как люди не должны чрезмерно доверять правителям (Пс 145:3), так и правители не должны слишком полагаться на свой народ. У Христа, Сына Давида, было много врагов. Когда великое множество людей пришло, чтобы схватить Его, когда толпа закричала: «Распни Его! Распни Его!», как сильно возросло число Его недоброжелателей! Даже добрые люди не должны считать странным, если поток идет против них, а угрожающие им силы становятся все внушительнее.
(2) Давид жалуется, что эти люди злобные. Они восстали на него, они желают ему зла, но это еще не все: эти люди говорят о его душе: «Нет ему спасения в Боге». То есть [1] они выстраивают недоброжелательную и враждебную атмосферу вокруг него, как друзья Иова, и приходят к заключению, что, так как его слуги и подчиненные предали и не поддержали его, Бог удалился от него и отказался помогать в этом случае. И поэтому на Давида нужно смотреть как на лицемера и нечестивца.
[2] Они оскорбительно думают о Господе, словно Он не может помочь ему, говоря: «Опасность так велика, что сам Бог не может помочь ему». Поразительно, что такое великое неверие можно было найти в человеке, и особенно во многих людях в Израиле, которые могли подумать, что какая-то группа людей слишком сильна для Всемогущего Бога.
[3] Они прилагают усилия, чтобы пошатнуть уверенность Давида в Боге и привести его в отчаяние от невозможности получить помощь от Него: «Многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге»» (ср. Пс 10:1; 41:11). Больше всего его огорчало то, что они имели такое плохое мнение о нем и считали возможным лишить его этого основания. Обычное искушение было ударом для него, жалом во плоти, более того, мечом в его костях. Здесь обратите внимание, что чадо Божье пугается при появлении отчаяния от одной мысли о том, что Бог не может помочь; и вы не сможете досадить ему чем-либо другим в той же мере, как убеждая в том, что нет ему спасения в Боге. Давид приходит к Богу и рассказывает, что его враги говорят о Нем подобно тому, как Езекия развернул письмо Рабсариса перед Господом. «Они говорят, что нет помощи мне в Тебе; но, Господи, если это так, то я погиб. Они говорят душе моей: «Нет спасения ему в Господе». Но Ты, Господь, сказал душе моей: «Я – спасение твое» (Пс 34:3);
это удовлетворит меня, и через какое-то время они замолчат». К этой жалобе он добавляет Selah – слово, которое около семидесяти раз повторяется в Книге Псалмов. Одни относят его к музыке, под которую во времена Давида пелись псалмы, а другие – к смыслу, то есть этот знак велит сделать торжественную паузу. Selah – «отметьте это место» или «остановитесь в этом месте и немного поразмыслите». Как и в данном месте, они говорят: «Нет ему спасения в Боге, Selah», то есть «уделите время для подобной мысли: «Отойди от меня, сатана! Господь осуждает тебя! Убирайся прочь с подобным подлым предложением!»
II. Спасаясь бегством, Давид исповедует свою зависимость от Бога (ст. 4). Чем больше ударов от Господа получает истинный верующий, — то ли это укоры провидения, то ли притеснения врагов, — тем крепче он держится за Бога и сильнее прилепляется к Нему. Так и Давид: когда его враги сказали: «Нет ему спасения в Боге», он воскликнул с еще большей уверенностью: «Но Ты, Господи, щит предо мною! Пусть они говорят, что хотят, но я уверен, что Ты никогда не оставишь меня, и я решил никогда не сомневаться в Тебе». Обратите внимание на то, кем является Бог для Своего народа, кем Он будет, что они обретут в Нем, что Давид обрел в Нем.
(1) Безопасность – «Ты, Господи, щит предо мною, чтобы охранять меня со всех сторон, раз мои враги обступили меня». И не только мой щит (Быт 15:1), что подразумевает божественную защиту, но и щит для меня, что означает выгоду и преимущества этой защиты в настоящее время.
(2) Почести – «Ты, Господи, — слава моя». Тот, кто принадлежит Богу, не только находится в безопасности и покое, но и выглядит величественно и облачен в истинные почести, намного выше тех, которые имеют сильные мира сего и гордятся ими. В то время Давид был в бесчестье: он лишился короны, но не думал о себе плохо, пока имел Бога и Его славу (Ис 60:19). «Ты, Господи, — слава моя; Твоя слава вменяется мне. Это то, к чему я стремлюсь, чего я жажду; какой бы ни была моя судьба, какие бы ни были почести, главное – чтобы Бог был моим именем и моей славой».
(3) Радость и избавление – «Ты возносишь голову мою; Ты поднимаешь мою голову, несмотря на мои бедствия, и восстанавливаешь мое достоинство вновь в нужное время. Или, по крайней мере, Ты поднимешь мою голову выше моих бедствий, и поэтому я не буду огорчаться или падать духом». Если в наихудшие времена Божий народ может с радостью поднять свою голову, зная, что для него все содействует ко благу, то он понимает, что это сделал Бог, который дал ему и повод радоваться, и радостные сердца.
Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны исполниться осознанием опасности, исходящей от толпы и злобности наших духовных врагов, которые стремятся погубить наши души, уведя нас от нашего Бога. Мы должны беспокоиться о себе во времена бедствий и опасностей для Церкви Божьей, против которой везде говорят и сражаются. В общем мы должны ободрять себя в Боге, который владеет нами и защищает нас, и который в нужное время проявит свою силу и в этом мире, и в сердцах Своего народа.
Стихи 5-9. Давид, испытав побуждение еще сильнее схватиться за Бога как за своего Господа из-за поднявшегося мятежа своих врагов, получает утешение, глядя на небеса. Когда он оглядывается вокруг себя, то все огорчает его; поэтому в этих стихах он обращается к прошлому и с наслаждением вспоминает те выгоды, которые получил благодаря вере в Бога, и смотрит вперед с приятным ожиданием, когда настанет то яркое и счастливое событие, благодаря которому это темное время, в котором он оказался сейчас, закончится.
I. Обратите внимание на то, с каким утешением он оглядывается назад, вспоминая прежнее общение с Богом, проявления Его благоволения к нему во времена прежних трудностей, когда он прошел через них благодаря милости Божьей и дожил до нынешнего момента. Давиду пришлось испытать много трудностей; его часто преследовали и презирали, но несмотря ни на что он считал Бога вседостаточным. И сейчас он с удовольствием вспоминает:
1. Что все бедствия всегда ставили его на колени, что во всех своих трудностях и опасностях он мог признать силу Бога, вознести к Нему свое сердце и голос (это будет утешительным воспоминанием и для нас, когда мы окажемся в трудностях). «Гласом моим взываю к Господу». Беспокойство и скорби – благо для нас; они не наносят нам вреда, если побуждают молиться и не только говорить Богу, а взывать к Нему страстно. И хотя Господь понимает язык сердца, когда голоса не слышно (1Цар 1:13), и не обращает внимания на лицемерные молитвы тех, кого заботит, чтобы голос их был услышан на высоте (Ис 58:4), а их молитва vox et praeterea nihil – лишь звук; в то же время, когда до Него доносится серьезный голос искреннего сердца, он не останется без внимания, и Бог услышит, если мы взываем к Нему своим голосом.
2. Что Бог всегда был готов ответить на его молитвы. «Он слышит меня со святой горы Своей», с небес – святого и возвышенного места, с ковчега на горе Сион, где когда-то Он отвечал тем, кто искал Его. Спасаясь бегством от Авессалома, Давид велел Садоку возвратить ковчег Божий в город (2Цар 15:25), зная, что Бог не ограничен и не привязан к ковчегу Своего присутствия и что, несмотря на расстояние от этого места, он сможет верой получить ответ мира со святой горы. Подобные вещи не могут установить пропасть между проявлениями к нам Божьей благодати и работой Его благодати в нас, между Его благоволением и нашей верой. Ковчег завета находился на горе Сион, и все ответы на наши молитвы исходят от обетований этого завета. Христос был помазан Царем на святой горе Сион (Пс 2:6), и так как Отец всегда слышит Его, то через Него наши молитвы услышаны Им.
3. Что он всегда был в безопасности и спокойствии, находясь под божественной защитой (ст. 6): «Ложусь я, сплю и встаю (тихо и спокойно), ибо Господь защищает меня».
(1) Эти слова подразумевают общие милости, которые мы получает каждый день и за которые должны благодарить наедине и со своими семьями каждое утро. Многим негде приклонить свою голову, и они блуждают в пустыне, или им есть где спать, но они боятся уснуть из-за страха перед врагами; мы же спокойно засыпаем. Многие ложатся, но мечутся в постели, пока не начинает светать, из-за телесной боли, душевных страданий или постоянных приступов ночных страхов; мы же ложимся и спокойно засыпаем, хотя сами ничего не можем сделать для собственной защиты. Многие ложатся спать и больше не просыпаются, они засыпают смертным сном, как первенцы в Египте; мы же ложимся и засыпаем, а потом просыпаемся для света и утешений нового дня. Почему это так? Потому что Господь поддержал нас сном и пищей. Мы были в безопасности под Его защитой и покоились в руках Его милостивого провидения.
(2) Похоже, что здесь имеется в виду спокойствие и безмятежность духа Давида, когда он находился в опасности. Через молитву, вручив себя и свой случай Богу и получив уверенность в безопасности, его сердце успокоилось, и ему стало легко. Безрассудство сына, неверность слуг, предательство многих друзей, опасность для него самого, утомительность бегства и неуверенность в происходящем никогда не лишали его сна и не беспокоили во время отдыха, ибо Господь через Свою благодать и утешение Своего Духа могущественным образом поддержал его и успокоил. К нам проявлена великая милость, если во времена трудностей наш разум сконцентрирован на Боге и мы можем есть и спать спокойно.
(3) Некоторые древние богословы применяют это место к воскресению Христа. Во время Своих страданий Он обращался к Богу и был услышан, и поэтому хотя Иисус уснул смертным сном, тем не менее Он пробудился на третий день, так как Господь поддержал Его, и Он не увидел тления.
4. Что Бог часто ограничивал злобу его врагов, говоря: «Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих» (ст. 8). Господь закрывал им уста и изменял их речь, Он бесславил их и покрывал позором, Он с бранью бил их по щекам и не давал возможность совершить задуманное зло, ибо Он сокрушал их зубы. И Саул, и филистимляне, которые время от времени были готовы поглотить его, не могли осуществить свои планы. Зубы, которые скрежетали и заострялись против народа Божьего, будут сокрушены. Если в какое-то время сила врагов Церкви кажется угрожающей, то хорошо вспомнить, как часто Бог сокрушал ее; а мы уверены, что Его рука не укоротилась. Он может закрыть их уста и связать им руки.
II. Обратите внимание, с какой уверенностью Давид смотрит на возникшую перед ним опасность. Поручив свою защиту Богу, он сразу обрел выгоду от этого.
(1) Все его страхи успокоились и умолкли (ст. 7). С какой святой храбростью он бросает вызов основным опасностям и попыткам своих врагов! «Не убоюсь тем народа: то ли это будет вторжение соседних государств, то ли внутри страны заговор врагов, которые со всех сторон ополчились на меня». Кажется, что нет человека, находящегося в большей опасности: его враги бесчисленны – их тьмы (десять тысяч), они злобны и решительны, «(они) со всех сторон ополчились на меня, более того, похоже, они побеждают и уже добились успеха, так как окружили меня со всех сторон, тысячи врагов выступили против меня»; но в то же время нет человека, находящегося в большей безопасности: «Не убоюсь всего этого; они не смогут причинить мне вреда и поэтому не могут напугать меня; и какой бы благоразумный метод я ни использовал для своей защиты, я не буду беспокоить себя, оказывать недоверие моему Богу или сомневаться в благополучном исходе». Когда Давид, спасаясь бегством от Авессалома, повелел Садоку вернуть ковчег на прежнее место, он высказывал сомнение по поводу исхода нынешних событий и закончил свое обращение словами кающегося грешника: «…вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно» (2Цар 15:26). Но в этот момент он похож на сильного верующего: он говорит с уверенностью и не боится за исход событий. Обратите внимание, что радостная покорность Богу является способом, чтобы получить радостное удовлетворение и уверенность в Нем.
(2) Молитвы Давида стали более энергичными и ободрительными (ст. 8). Он верит, что Бог является его Спасителем, но в то же время молится; более того, поэтому он молится: «Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой!» Обетования о спасении не лишают нас желания молиться о нем, а, наоборот, побуждают. Его спросят об этом.
(3) Его вера восторжествует. Давид начал этот псалом с жалобы на силу и злобность своих врагов, а закончил словами превозношения могущества и благодати своего Бога. Теперь он видит, что благословений, сопутствующих ему, больше, чем противостоящих бедствий (ст. 9). И теперь его уверенность и утешение базируются на двух великих истинах:
[1] что от Господа спасение, то есть Он имеет власть спасать даже в том случае, когда опасность так велика. Бог имеет исключительное право спасать, когда всякая другая помощь безрезультатна; это Его собственность, Он наслаждается спасая; Он обещает спасение тем, кто принадлежит Ему, так как оно не от них, а от Господа. Поэтому все, кто имеет Господа своим Богом, в соответствии с обетованием Нового Завета, уверены в спасении, ибо их Бог – Бог спасения.
[2] Благословение Бога над народом Божьим; Он имеет не только власть спасать Своих детей, а также убедил их в Своих добрых и милостивых намерениях относительно их. В Своем Слове Господь провозгласил благословение Своему народу, и мы должны верить, что это благословение соответствующим образом покоится на них, хотя может и не иметь видимых результатов. Поэтому мы можем прийти к заключению, что народ Божий, даже находясь в порицании и неодобрении людей, безусловно благословлен Господом, который благословляет и поэтому имеет власть повелевать благословением.
Воспевая эти слова и молясь ими, мы должны обрести удовлетворение благодаря тому, что зависим от Бога и вручаем себя Ему. Мы должны ободрять себя и друг друга продолжать надеяться и спокойно уповать на спасение от Господа.