Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Псалтирь
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 27289 Все тексты автора Мэтью Генри
7 глава
По названию этого псалма мы можем предположить, что он был написан в ответ на злобные и несправедливые обвинения в адрес Давида со стороны некоторых его врагов. Будучи несправедливо обижен, псалмопевец (I) взывает к Богу о благоволении (ст. 2,3).
(II) Он говорит Богу о своей невиновности и лживости этих обвинений (ст. 4-6).
(III) Он молится Богу, излагая свою ситуацию, и просит осудить его преследователей (ст. 7-10).
(IV) Давид выражает свою уверенность, что именно так Бог поступит и обратит ложь на головы тех, кто задумал заговор против него (ст. 11-17).
(V) Он обещает воздать Богу славу за свое избавление (ст. 18). В этом Давид был прообразом Христа, который Сам по Себе и в Своих членах был поругаем, но который в конце будет оправдан.
Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
Стихи 2-10. Плачевная песнь, или псалом (слово «shiggaion» встречается только здесь и в Книге Аввакума 3:1), – это блуждающая песня (как говорят некоторые), состоящая из нескольких различных частей, искусственно сложенных вместе; чарующая песня (как называют другие), очень приятная. Давид не только сочинил его, но и пел сам в благоговейной религиозной манере Господу по делу Хуса из племени Вениаминова, то есть о самом Сауле, чье варварское обращение с Давидом говорило о нем скорее как о хуси-янине или эфиоплянине, чем об истинно рожденном израильтянине. Или, возможно, среди родственников Саула был некто по имени Хус — закоренелый враг псалмопевца, который лживо представил его царю как предателя (что было излишне) и настроил против Давида. Это был один из тех сынов человеческих, детей Велиала, на которых жалуется псалмопевец (1Цар 26:19), из-за которых между ним и Саулом возникли неприятности. Таким образом, подло оскорбленный Давид просит помощи у Бога. Оскорбления, нанесенные нам людьми, должны влечь нас к Богу, ибо лишь Ему мы можем вручить свою ситуацию. Более того, Давид поет Господу; его дух не был обеспокоен этим происшествием и не огорчился, а остался таким же успокоенным и радостным, что он мог воспеть священные песни, не испортив мелодию ни одной резкой нотой. Поэтому пусть все обиды, нанесенные нам людьми, не провоцируют наши страсти, а воспламеняют и стимулируют наши молитвы. В этих стихах:
I. Давид вверяет себя Божьей защите и летит к Нему за помощью, чтобы обрести прибежище: «Господи… спаси меня от всех гонителей моих, от силы и злобы, и избавь меня, чтобы не исполнилась их воля относительно меня» (ст. 2). Псалмопевец говорит (1) о своем отношении к Богу: «Господи, Ты Бог мой! Кроме Тебя мне не к кому идти. Ты – Бог мой и щит мой (Быт 15:1). Ты – Бог мой, и поэтому я – один из Твоих слуг, который может надеяться на Твою защиту».
(2) О своей уверенности в Боге: «Господь, спаси меня, ибо я завишу от Тебя. На Тебя я уповаю, а не на чью-либо плотскую мышцу». Мужи чести не подводят тех, кто полагается на них, особенно если они сами побуждали их к этому, что имеет место в данном случае.
(3) О ярости и злобности своих врагов и о нависшей опасности быть поглощенным ими: «Господи, спаси меня, или я погиб; он будет терзать душу мою подобно льву, терзающему свою добычу, — с гордостью и наслаждением, с силой и легкостью, так же жестоко». Св. Павел сравнивает Нерона со львом (2Тим 4:17) так же, как Давид сравнивает Саула.
(4) О неудачах всех других помощников: «Господи, будь милостив и избавь меня, ибо кроме Тебя нет избавляющего» (ст. 3). Слава Бога заключается в том, чтобы помогать беспомощным.
II. Давид торжественно заявляет о своей невиновности, отвечая на обвинения, и со словами ужасного проклятия взывает к Богу — исследователю сердец человеческих (ст. 4-6). Обратите внимание: в общем (1) когда люди лживо обвиняют, то для нас великим утешением является тот факт, что наша собственная совесть оправдывает нас: Hic murus aheneus esto, Nil conscire sibi. – Пусть это будет медным бастионом, Хранящим вашу совесть невиновной. И эти люди не только не могут доказать свою клевету (Деян 24:13), но и наши сердца могут доказать их ложность, к нашему собственному удовлетворению.
(2) Бог – глава выработанной невиновности. У Давида на земле не было суда, к которому он мог бы воззвать. Его государь, который должен был оправдать его, был его заклятым врагом. Но у него был небесный суд, к которому он мог обратиться, и праведный Судья, которого он мог назвать своим Богом. Здесь отметьте,
[1] что это за обвинение, в котором он считает себя невиновным. Ему было предъявлено обвинение в предательском замысле против жизни и короны Саула — в том, что он задумал свергнуть и убить его и для этого развязал войну против него. Давид полностью отрицает эти обвинения. Он никогда не совершал этого; подобной неправды никогда не было в руках его (ст. 4), и он не мог вынести мысли об этом. Давид никогда не платил злом Саулу, когда был с ним в мире, как и никому другому (ст. 5). Более того, как некоторые понимают эти слова, он никогда не платил злом за зло и никогда не причинял зла тем, кто обижал его.
[2] Какое доказательство он приводит в качестве оправдания своей невиновности. Сложно доказать непричастность, но Давид приводит очень хорошее доказательство: «(Я) спасал даже того, кто без причины стал моим врагом» (ст. 5). Эти слова вне всяких противоречий подтверждают тот факт, что Давид не покушался на жизнь Саула. Провидение распорядилось таким образом, что царь оказался в его руках; и хотя рядом с ним были люди, которые быстро выполнили бы это дело, Давид сознательно остановил их, лишь отрезав край его одежды (1Цар 24:4). И после, когда он взял копье Саула ((1Цар 26:12), он подтвердил, что в его силах было убить его. Сам царь воспринял оба эти примера как бесспорные доказательства честности и доброго отношения к себе со стороны Давида. Если мы воздаем добром за зло и отказываемся удовлетворять свои страсти, то в следующий раз наши добрые дела могут стать для нас хорошим свидетельством.
[3] Какая участь могла бы настичь его, если бы он был виновен: «Пусть враг преследует душу мою до смерти и мое доброе имя, когда я умру; пусть славу мою повергнет в прах» (ст. 6). Эти слова подразумевают, во-первых, что если он все-таки вредил другим, то у него есть повод ожидать, что эти люди ответят ему той же монетой. Поднимающий руку на любого человека должен быть готов к тому, что каждая человеческая рука поднимется на него. Во-вторых, что в таком случае он не мог бы с уверенностью идти к Богу, просить Господа избавить его и излагать свою ситуацию. Очень опасно и самонадеянно для любого виновного человека, страдающего справедливо, взывать к Богу, словно он невиновен и незаслуженно страдает. Такие люди должны смириться, принять наказание за свое зло и не надеяться, что праведный Бог будет покровительствовать их неправедности. В-третьих, эти слова подразумевают, что Давид был очень доволен собственной невиновностью. Вполне естественно для человека желать себе всего хорошего, поэтому проклятия на свою голову, если мы клянемся лживо, рассматриваются как чудовищная форма клятвопреступления. Подобной клятвой Давид торжественно заявляет о своей невиновности, что в то же время не оправдает нас, если мы будем поступать подобным образом в каждой незначительной или банальной ситуации. Ибо данный случай очень важен.
III. Имея свидетельство собственной совести о своей невиновности, Давид смиренно просит Бога встать на его защиту против его преследователей и подкрепляет каждое прошение должным изложением как человек, хорошо знающий, как излагать свою ситуацию перед Богом.
1. Он молится, чтобы Бог излил Свой гнев на его врагов, и говорит об их злобности: «Господи, они несправедливо гневаются на меня, поэтому Ты справедливо прогневайся на них и дай им понять, кто Ты такой (ст. 7). Давид молится: «Восстань, Господи, во гневе Твоем и займи престол суда; яви Свою силу и справедливость против неистовства ярости и оскорблений врагов моих». Нечего бояться гнева человеческого тем людям, на чьей стороне гнев Божий. «Кто знает силу гнева Твоего?»
2. Давид просит, чтобы Бог защитил его в данном случае.
(1) Он молится: «Пробудись для меня на суд (т.е. услышь о моей ситуации), который Ты заповедал». Это говорит [1] о божественной силе. Раз Бог благословляет действенно, а Писание говорит: «Заповедал Господь благословение…», то и судит Он действенно, и поэтому Давид говорит о Его суде: «Который Ты заповедал», то есть которого никто не может отменить, ибо за ним сразу же следует исполнение.
[2] О божественной цели и обетовании: «Это тот суд, который по Твоему определению должен совершиться над всеми врагами Твоего народа. Ты повелел земным правителям и судьям возместить убытки обиженным и отстаивать преследуемых. Господи, пробудись на этот суд». Тот, кто любит праведность и требует ее от других, несомненно, будет поступать праведно. Хотя кажется, что Он смотрит сквозь пальцы на зло, как спящий человек, но в нужное время Он проснется (Пс 77:65) и покажет, что эти задержки были не по небрежности.
(2) Он молится (ст. 8): «…над ним поднимись на высоту, сохрани Свою власть, возвратись на Свой царский трон, всемогуществом которого они пренебрегали, и на престол суда, приговор которого они презирали. Поднимись на высоту так, чтобы все могли увидеть и чтобы вся вселенная признала, что сами небеса защищают Давида». Некоторые понимают это место как воскресение и вознесение Иисуса Христа, которому после возвращения на небеса (когда Он вознесся на небеса в превознесенном состоянии) был отдан весь суд. Или же это место может ссылаться на Его второе пришествие, когда Он вернется в этот мир, чтобы произвести суд над всеми. Именно этого возвращения ожидает Его обиженный народ, о нем он молится и к нему взывает из-за несправедливых осуждений людей.
(3) Давид вновь молится (ст. 9): «Суди меня, вступись за меня, вынеси приговор в мою пользу». Чтобы привести рассмотрение в действие,
[1] Давид молится, чтобы дело рассматривалось в соответствующем суде: «Господь судит народы» (ст. 9). Он – Судья всей земли и поэтому, безусловно, поступит правильно, и все должны будут молча согласиться с Его решением.
[2] Давид настаивает на своей честности во всех вопросах, возникших между ним и Саулом, и желает быть судимым в этом случае соответственно своей праведности и искренности своего сердца во всех шагах по мере своего продвижения по службе.
[3] Давид предсказывает, что если Бог заступится за него, то это послужит для назидания и утешения Его народа: «Сонм людей станет вокруг Тебя, поэтому сделай это для Твоего народа, чтобы они могли посещать Тебя со своими приношениями и служениями во дворах дома Твоего».
(а) Они будут делать это по собственному желанию. Если Бог встанет на защиту Давида и исполнит Свое обещание, данное Ему, то тем самым проявит Свою праведность, милость и верность, что в значительной мере исполнит радостью сердца всех истинных верующих и наполнит их уста хвалою. Давид был любимцем своей страны и особенно всех хороших людей, живущих в ней; и поэтому, если бы они увидели, что он стоит на верной дороге, ведущей к трону, они бы возрадовались и возблагодарили Бога. Сонмы людей пришли бы к подножию Его престола со своей хвалой за такое благословение для своей земли.
(б) Если бы Давид пришел к власти, как Бог обещал Ему, то он, имея влияние на людей, постарался бы привести их в Церковь, и ковчег Божий не был бы в пренебрежении, как во дни Саула (1Пар 13:3).
3. В общем, Давид молится об обращении грешников и утверждении святых (ст. 10): «Да прекратится злоба нечестивых – не только нечестивых врагов, но всех нечестивых людей, — а праведника подкрепи». Здесь упоминаются две вещи, которых каждый из нас должен желать и на них уповать:
(1) это уничтожение греха – чтобы он прекратил свое действие в нас и в других. Когда порочность будет умерщвлена, когда всякий нечестивый путь и мысль оставлены, а поток, который раньше неумолимо стремился к миру и плоти, теперь повернет вспять и будет течь к Богу и небесам, тогда прекратится зло нечестивых. Когда происходит общая перемена образа жизни, когда атеисты и мирские люди обличены и обращены, когда положен конец распространению инфекции греха (так, что злые люди больше не могут продолжать грешить и их безрассудство раскрыто), когда нечестивые планы врагов Церкви терпят поражение, когда их власти приходит конец и человек греха гибнет, — тогда прекращается злоба нечестивых. Именно этого желают и об этом молятся все люди, которые любят Бога и ненавидят зло.
(2) Постоянство праведных. «А праведника подкрепи». Когда мы молимся, чтобы плохие люди стали хорошими, мы также молимся, чтобы хорошие люди стали еще лучше, чтобы их не соблазнили уловки нечестивцев или не шокировала их злобность, чтобы они были утверждены в своем выборе путей Божьих и в своем решении оставаться стойкими, чтобы они были преданны интересам Бога и религии и ревностны в своих стремлениях покончить со злобой нечестивых. Для усиления своего прошения Давид добавляет: «Ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» Следовательно, Господь знает, как положить конец злобности нечестивых, является свидетелем тайной искренности праведника и владеет тайными путями его утверждения.
Пока мы имеем беспристрастную совесть, свидетельствующую в нашу пользу, то в каждом случае, когда нас лживо обвиняют, мы можем, воспевая эти стихи, призвать праведного Бога и быть уверенными, что Он возьмет наш праведный случай в собственные руки и однажды выведет нашу правду, как свет.
Стихи 11-18. Давид, обратившись к Богу молитвой и торжественно исповедав свою честность в предыдущей части псалма, в этой части через веру в Слово Божье получает ответ на свой призыв, а также обретает уверенность в счастье и безопасности праведных, как и в погибели нечестивцев, оставшихся нераскаянными.
I. Давид уверен, что Бог будет его всемогущим защитником и Спасителем, покровителем его попранной невиновности (ст. 11): «Защита моя в Боге4 . Бог не только мой защитник, но я также не ищу защиты ни у кого другого; моя надежда на прибежище во времена опасности обращена лишь к Богу; если у меня будет защита, то она должна быть от Бога». «Щит мой в Боге» – так некоторые читают этот стих, то есть Бог дает уверенность в собственной защите всем, кто принадлежит Ему. «Имя Господа — крепкая башня» (Прит 8:11). Уверенность Давида строится на двух столпах:
(1) особое благоволение, которое Бог оказывает всем искренним людям. Он спасает правых сердцем; спасает их вечным спасением и поэтому сохранит их для Царства Небесного. Он спасает их от сиюминутных трудностей, заботясь об их благе; их честность и праведность сохранит их. Правые сердцем находятся в безопасности и должны осознавать, что находятся под божественной защитой.
(2) Бог уважает за справедливость и объективность: «Бог судит праведных5 ». Он берет в собственные руки каждое праведное дело и защищает дело каждого праведного человека. «Бог — судия праведный» (как переведен этот стих в русской синодальной Библии), который не только поступает праведно, но и заботится о том, чтобы сыны человеческие поступали праведно; Он отомстит и накажет всякую неправду.
II. Давид уверен в погибели всех своих преследователей, если только они не покаются и не воздадут славу Богу. Далее он рассказывает о кончине нечестивцев либо для их же блага, чтобы (если это возможно) они прекратили враждовать, либо для собственного утешения, чтобы не бояться их и не огорчаться из-за их временного процветания и успеха. Он идет в святилище Бога и там осознает, (1) что они – чада гнева. Им не нужно завидовать, ибо Бог гневается на них, Он -Бог, всякий день строго взыскивающий. Каждый день их дела раздражают Его, Он накапливает Свой гнев на день гнева. Как Его милости к Своему народу обновляются каждое утро, так и Его гнев против нечестивцев обновляется каждое утро в соответствии с их новыми злодеяниями. Бог гневается на нечестивых даже в самый счастливый и удачливый день; даже во дни их поклонения, ибо если им позволено процветать, то решение было принято во гневе, и если они молятся, то их молитвы – мерзость пред Господом. Гнев Божий пребывает на них (Иоан 3:36) и постоянно добавляется.
(2) Что они чада смерти, как все чада гнева. Они – сыны погибели, предуставлен-ные для смерти. Обратите внимание на их погибель.
[1] Бог погубит их. Погибель, для которой они сохранены, — погибель от Всемогущего, что должно нагонять ужас на каждого из нас, ибо она исходит от гнева Божьего (ст. 14,15). В этих стихах подразумевается,
(а) что погибель грешников может быть предотвращена их обращением, ибо угроза начинается с оговорки: «Если кто не обращается со своего злого пути, если он не останавливает свою враждебность против народа Божьего, то пусть знает, что его ожидает погибель. Если же он обратится, то его грех будет прощен и все будет хорошо». Таким образом, даже угрозы гнева Божьего преподносятся с предложением милости, что абсолютно оправдывает Бога за гибель этих людей. Они могли обратиться и жить, но они решили продолжать в том же духе и умереть, поэтому их кровь будет на их же головах.
(б) Что если погибель не будет предотвращена обращением грешника, то справедливость Господа все приготовит для него. В общем (ст. 14), Бог приготовляет для него сосуды смерти, так как смерть – плата за грех. Если Бог решает убить какое-либо из Своих творений, то Ему не нужны инструменты смерти; наименьший и наислабейший из них подойдет для этой цели, если так Ему угодно.
Во-первых, здесь представлены различные инструменты, которые дышат угрозами и массовым избиением. Здесь есть меч, который поражает и убивает рядом стоящих; есть лук и стрелы, которые ранят и убивают на расстоянии тех, кто думает оказаться вне пределов достижения справедливого Божьего мщения. Убежит ли он от оружия железного, — пронзит его лук медный (Иов 20:24).
Во-вторых, Писание говорит, что эти орудия смерти уже готовы. Богу не придется их разыскивать, они у Него под рукой. Готовы для кощунствующих суды. Тофет давно уже устроен.
В-третьих, когда Бог готовит Свои орудия смерти, Он предостерегает грешников об опасности и дает им время покаяться и предотвратить ее. Господь медлит с наказанием, долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб.
В-четвертых, чем дольше откладывается погибель, чтобы дать время для покаяния, тем мучительнее она будет, тем тяжелее она обрушится и будет лежать вечно, если только это время не будет правильно использовано. Пока Бог ожидает, меч находится на заточке, а стрелы – в колчане.
В-пятых, погибель нераскаявшихся грешников приходит хоть и медленно, но неумолимо, ибо так заповедано давно уже.
В-шестых, на всех грешниках и преследователях стоит четкая отметина божественного гнева; против них больше, чем против кого-либо другого, Бог нацелил Свои стрелы. Они бросили вызов Ему, но сами не смогут избежать Его судов.
(2) Они погубят себя (ст. 15-17). Эти стихи описывают, что грешник, готовя себе погибель, прилагает много усилий: он употребляет намного больше сил для осуждения собственной души, чем, действуя правильно, необходимо было бы для ее спасения. Его поведение сравнивается (а) с муками рожающей женщины, которая рождает ложь (ст. 15). Голова грешника чревата злобою -с величайшим искусством она изобретает и глубоко в себе закладывает заговоры, ожидая их осуществления. Сердце грешника, переполненное страстями, зачинает неправду и прилагает усилия, чтобы осуществить злобные планы, вынашиваемые против народа Божьего. Но что происходит, когда дело доходит до рождения? Рождается ложь -обман для самого человека, ложь в его правой руке. Он не может осуществить то, что задумал; а если даже достиг цели, то не получает желаемого удовлетворения. Он рождает ветер (Ис 26:18), солому (Ис 33:11), смерть (Иак 1:15), то есть ложь.
(б) С усилиями работающего человека, который тяжело трудится, копая яму, а затем падает в нее и погибает.
Во-первых, это истинно в отношении всех грешников. Они готовят погибель себе, готовя себя для погибели, обременяя себя виной и подчиняясь собственной порочности.
Во-вторых, это всегда поразительным образом происходит с теми, кто замышляет ложь против народа Божьего или своих соседей. Под воздействием праведной руки Божьей злоба его обратится на его голову. То, что предназначалось для позора и погибели других людей, становится их собственной погибелью.
Nec lex est jusitiour ulla Quam necis artifices perire sua – Нет более справедливого закона, чем тот, Когда злоумышленник погибает из-за своих планов.
Некоторые считают, что эти стихи касаются Саула, который упал на собственный меч.
Воспевая этот псалом, мы должны поступать, как Давид в данном случае (ст. 18), который говорит: «Славлю Господа по правде Его», то есть воздам Ему славу за милостивую защиту, которую Он оказывает Своему страдающему народу, и за ту справедливую месть, которой Он преследует его притеснителей. Таким образом мы должны славить Господа в вышних, который, видя, что Его враги возносятся, показывает, что Он выше их.