Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Притчи
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 8893 Все тексты автора Мэтью Генри
14 глава
Стих 1. Отметьте:
(1) хорошая жена – великое благословение для семьи. Плодовитая жена умножает семью и наполняет ее детьми, таким образом созидая ее. А мудрая жена, которая благочестива, трудолюбива и внимательна, располагает дела семьи так, чтобы они процветали, долги были уплачены, наследство возрастало, запас сделан, а дети были воспитаны и ухожены; тогда семья имеет утешение дома и хорошую репутацию за его пределами. Так строится дом. Мудрая жена считает, что сама должна заботиться о нем, хотя знает, что муж является здесь господином (Есф 1:22).
(2) Многие семьи гибнут из-за плохого ведения домашнего и фермерского хозяйства. Глупая жена – это та, которая не боится Бога и не занимается своими делами, своевольная, расточительная, капризная, потакающая своим желаниям и любящая покой, живущая ради путешествий и банкетов, игр и театров; даже приходя в богатый дом и процветающую семью, она быстро растрачивает все имущество и доводит семью до обнищания; она несомненно разрушит свой дом своими же руками, а ее муж, несмотря на все старания, вряд ли сможет помешать этому.
Стих 2. Этот стих представляет (1) благодать и грех в их истинных цветах. Царствующая благодать – это благоговение перед Богом; она воздает Ему славу как бесконечно великому и превознесенному, которому должна принадлежать вся слава; и что может больше соответствовать и быть приятно для разумного творения? Царствующий грех – это презрение к Богу. В пренебрежении Богом, которому поклоняются ангелы, более, чем в чем-то другом, грех предстает чрезмерно порочным. Кто пренебрегает Божьими заповедями и не хочет руководствоваться ими, кто пренебрегает Его обетованиями и не желает принять их, тот презирает Бога и Его характерные черты.
(2) Благодать и грех в их истинном свете. Мы можем узнать, имеет ли человек благодать и царствует ли в нем страх Божий по тому, что он идет прямым путем. Он поступает по совести, верен Богу и человеку, совершает каждую остановку, как и каждый свой шаг, по правилу. Такой человек почитает Бога. В противоположность ему тот, чьи пути кривы, кто добровольно следует за своими желаниями и страстями, кто несправедлив, бесчестен и своим образом жизни противоречит своему исповеданию, то каким бы набожным он ни притворялся, он – нечестивец и будет причислен к тем, кто презирает самого Бога.
Стих 3. Здесь обратите внимание:
(1) гордый глупец сам раскрывает себя. Там, где в сердце царствует гордость, а в голове нет мудрости, чтобы подавить ее, она сама демонстрирует себя в словах; в устах глупого – гордость: гордое хвастовство, гордое осуждение, гордое глумление, гордое изречение законов и повелений. Это – бич (жезл, англ.пер.) или отрасль гордости; данное слово используется только здесь и в Книге Исайи 11:1. Она растет от горького корня, пребывающего в сердце, и является отраслью именно того ствола. Корень должен быть вырван, в противном случае мы не сможем победить эту отрасль. Или здесь подразумевается поражающий и избивающий бич – бич гордости, поражающий других. Гордый человек своим языком наносит удары направо и налево просто из удовольствия, но в конце он станет бичом для него самого. Гордый человек подвергнется наказанию словами, произнесенными его же устами; он не будет убит, как солдат, а бит палкой, как слуга; тем самым он подвергнется ударам собственного бича (Пс 63:9).
(2) Смиренный мудрый человек спасает себя, содействуя собственному благу: уста же мудрых охраняют их от причинения зла другим, которое гордый человек совершает своим языком, и от причинения зла самим себе, в котором часто участвуют заносчивые насмешники.
Стих 4. Отметьте:
(1) пренебрежение земледелием и скотоводством – путь к бедности: где нет волов, чтобы распахать землю и размолоть зерно, там ясли пусты (чисты, англ.-пер.). Там нет соломы для скота, а следовательно, и хлеба для человека. Нужда представлена в Библии голыми зубами (Ам 4:6). Где нет волов, там ничего нельзя вырастить на земле и получить от нее. Конечно, там и стойла чисты от навоза, что приятно для людей чистоплотных и аккуратных, которые не могут терпеть скотоводства, так как в нем присутствует много грязной работы, и продают своих волов, чтобы поддерживать чистоту в стойле. Тогда нет не только работы, выполняемой ими, но и навоза. Это демонстрирует безрассудство тех, кто с наслаждением созерцает красивые деревенские пейзажи, но не желает заниматься деревенским трудом, кто (как мы говорим) держит больше лошадей, чем коров, и больше собак, чем свиней; их семьи, должно быть, страдают от этого.
(2) Кто прилагает усилия, возделывая землю, тот, скорее всего, получит от нее прибыль. Кто окружает себя тем, что полезно и служит для блага, а не для положения и представления, кто в большей степени является земледельцем, а не лакеем, тот, скорее всего, будет процветать. Много прибыли от силы волов, которая используется для работы и приносит выгоду, живая и мертвая.
Стих 5. При свершении правосудия многое зависит от свидетелей, и поэтому необходимо, чтобы они были принципиальными (как это и должно быть), ибо (1) поступающий по совести свидетель не осмелится сказать малейшую неправду из хороших или плохих побуждений, представить события в ином виде, а не соответственно своей осведомленности, не взирает на то, нравится это другим или нет, и тогда судебное разбирательство проходит гладко.
(2) Но подкупленный свидетель, необъективный и запуганный, наговорит много лжи (не останавливаясь и не запинаясь), с готовностью и уверенностью, словно говорит истину.
Стих 6. Отметьте:
(1) причина, по которой некоторые люди ищут мудрости и не находят, заключается в том, что они ищут ее из неверного принципа и неверным способом. Это насмешники, которые с презрением спрашивают наставления, чтобы посмеяться над сказанным и придраться к нему. Многие, искушая, задавали вопросы Христу, чтобы получить возможность обвинить Его, но от этого они не стали мудрее. Неудивительно, что тот, кто ищет мудрости, как Симон Волхв, искавший даров Святого Духа, чтобы угодить своей гордости и алчности, не найдет ее, ибо ищет неверно. Ирод хотел увидеть чудо, но был насмешником, поэтому ему было отказано (Лук 23:8). Насмешники не спешат молиться.
(2) Кто имеет благоразумие, кто удаляется от зла (ибо это и есть благоразумие), для того знание о Боге и о воле Его легко. Притчи, которые ожесточают насмешников в их пренебрежении и делают для них более сложными божественные истины, просвещают тех, кто хочет научиться, упрощают их, делают более четкими и понятными (Мат 13:11,15). Те же слова, которые для насмешников являются запахом смертоносным на смерть, для смиренных и благоразумных – запах живительный на жизнь. Разумный, который удаляется от зла (ибо это и есть благоразумие), отбросил свои предубеждения, все порочные привязанности и чувства, с легкостью постигнет наставление и примет его.
Стих 7. Здесь обратите внимание:
(1) как мы можем различить глупца и раскрыть его. Нечестивец – это человек глупый. Если в нем мы не замечаем разумных уст и не находим в его разговоре прелести или благоухания благочестия; если общение с ним порочно и разлагает, если в его словах нет доброго для назидания, то мы можем сделать вывод, что его богатство плохое.
(2) Мы должны отказаться от общения с таким человеком и отойти от него: отойди от него, ибо ты осознаешь, что, общаясь с ним, не приобретешь ничего хорошего, а подвергнешься опасности навредить себе. Иногда единственный способ обвинить нечестивый разговор и свидетельствовать против него – оставить эту компанию и выйти, чтобы не слушать его.
Стих 8. Посмотрите (1) на благочестивое поведение мудрого и хорошего человека: он правильно организует себя. Здесь рекомендуется не та мудрость образованного человека, которая состоит только из размышлений, а мудрость разумного – практическая мудрость, – направляющая наши желания и действия. Христианское благоразумие заключается в правильном знании пути своего, ибо мы – путники, которые заботятся не о том, чтобы исследовать чудеса, а чтобы приблизиться к цели своего путешествия. Знать путь свой – не означает быть критиками и назойливо вмешиваться в дела других людей. Это подразумевает, что мы должны смотреть за собой и обдумывать стезю для ноги своей, понимать направления своего пути, чтобы соблюдать его, опасности на пути, чтобы избегать их, трудности на пути, чтобы прорваться сквозь них, преимущества пути, чтобы воспользоваться ими. Мы должны понимать правила, соответственно которым следует идти, цели, по направлению к которым мы движемся, и жить соответственно им.
(2) На плохое поведение нечестивого человека. Он обманывает сам себя. Он неправильно понимает свой путь, хотя считает, что прав, и теряет его, продолжая ошибочно двигаться вперед: глупость же безрассудных – заблуждение (обман, англ. пер.);
она ведет их к собственной погибели. Глупость человека, строившего на песке, обманула его.
Стих 9. Здесь отметьте:
(1) как порочность людей ожесточает их в греховности: они смеются над грехом. Они делают грехи других поводом для смеха, веселясь вместе со своими друзьями над тем, о чем должны скорбеть, и смотрят сквозь пальцы на свои грехи, испытывая искушения согрешить и совершая грех. Они зло называют добром, и добро — злом (Ис 5:20), насмешкой отбивают охоту к добру, спешат согрешить (Иер 8:6) и говорят, что будут иметь мир, даже продолжая грешить. Их не беспокоит зло, которое они причиняют другим своими грехами, и они смеются над теми, кто говорит им об этом. Они защищают грех и проявляют изобретательность, придумывая оправдания для него. «Глупые смеются над жертвой за грех», — читают некоторые. Кто не придает значения греху, тот не придает значения и Христу. Глупыми можно назвать тех, кто несерьезно относится ко греху, ибо они легкомысленно относятся к тому, на что жалуется Бог (Ам 2:13), что тяжелой ношей легло на Христа, о чем они сами скоро изменят свое мнение.
(2) Как благочестивые люди ободряются в своем благочестии: а посреди праведных – благоволение. Если они чем-то соблазняются, то сразу каются и обретают благоволение Бога. Они доброжелательны друг ко другу, и в случае проступка среди них, в их обществе, ощущается взаимная благотворительность и сострадание, а не насмешка.
Стих 10. Этот стих согласуется с 1 Посланием к Коринфянам 2:11: кто знает, что в человеке и изменяет его характер, кроме духа человеческого?
1. Каждый человек сильнее всего ощущает собственные тяготы, особенно те, которые отягощают его дух, ибо именно их страдалец чаще всего скрывает и хранит в себе. Мы не должны осуждать скорби других, так как не знаем, что они чувствуют; возможно, их удары тяжелее, чем их воздыхания.
2. Многие наслаждаются тайными удовольствиями, особенно божественными утешениями, неведомыми другим, которые они тем более не могут разделить. В скорби раскаявшегося человека, как и в радости верующего, не вмешается чужой, поэтому он и некомпетентен, чтобы судить их.
Стих 11. Отметьте:
(1) грех губит великие семьи: дом беззаконных, даже если он построен крепким и высоким, разорится. Он обеднеет и будет в бесчестье и в конце концов угаснет. Его надежда на небеса и дом, на который он опирается, не устоит, а упадет во время бури; придет потоп и смоет его.
(2) Праведность является источником и стабильностью даже для бедных семей: а жилище праведных, даже если оно передвижное и презренное, как палатка, процветет видимым образом (во всяком случае, что касается благодати и утешений, которые являются истинным богатством и славой), если Безграничная Мудрость сочтет это полезным.
Стих 12. Этот стих описывает путь и конец многих душ, которые вводят себя в заблуждение.
1. Их путь кажется правильным: им самим он кажется прямым. Им нравится угождать себе фантазией, что они такие, какими должны быть, что их мнения и поступки хороши, и впоследствии они поддержат их. Путь невежества и беспечности, путь омирщвле-ния и земного образа мышления, путь чувственных удовольствий и угождения плоти кажется правильным для тех, кто идет им, тем более путь лицемерия в религии, внешнего формализма, частичной реформации и слепого рвения. Люди воображают, что этот путь приведет их на небеса, обольщая самих себя, что в конце все будет хорошо.
2. На самом деле их путь ужасен, и особенно он становится таким из-за их заблуждения: но конец их – путь к смерти, вечной смерти. Их беззакония погубят их, и они погибнут с ложью в своей правой руке. В конце окажется, что тот, кто обманывал, погубил себя сам.
Стих 13. Этот стих показывает суетность мирского веселья и доказывает, что смех, как сказал Соломон, глупость, ибо (1) ему сопутствует печаль. Иногда грешники, находясь под обличениями или в большой беде, маскируют свою скорбь притворным весельем, придавая ему благочестивый вид, так как они, похоже, не покоряются ей и не вопиют, когда скорбь опутывает их. Более того, когда люди действительно веселятся, похоже, время от времени в их веселье появляется какая-то примесь – нечто, угашающее его, – и веселье уже не может оградить сердце от этой примеси. Их совесть говорит, что у них нет повода веселиться (Ос 9:1);
и они не могут не видеть его суетности. В душе восседает духовное веселье, а радость лицемера внешняя, демонстрирующая лишь зубы (см. Иоан 16:22; 2Кор 6:10).
(2) После этой радости человек чувствует себя хуже: концом радости бывает печаль. Она быстро проходит и напоминает треск хвороста под котлом; и если совесть человека проснется, то все греховное и мирское веселье с горечью вспомнится ему. Если же нет, то печаль особенно возрастет, когда за все это Бог приведет грешника на суд. Печаль святых закончится вечной радостью (Пс 125:5), а смех глупцов – бесконечными рыданиями и стенаниями.
Стих 14. Отметьте:
(1) бедственное положение грешников закончится вечным пресыщением грехами. Человек с развращенным сердцем, который, то ли из страха перед страданиями, то ли в надежде на выгоду или удовольствие, оставляет Бога и свой долг – такой человек насытится от путей своих; Бог пресытит его этими путями. Таковые не желают оставлять свои животные похоти и страсти, и поэтому те, к их вечному ужасу и мучению, прилепятся к ним. А оскверненный пусть остается оскверненным. «Чадо, вспомни…»; он насытится от путей своих, и его грехи в определенном порядке расположатся перед ним. Отступничество зарождается в сердце; только злое неверующее сердце отступает от Бога; а из всех грешников отступники больше всего исполнятся ужасом, когда вспомнят пути свои (Лук. 11:26).
(2) Святые будут счастливы, испытывая вечное удовлетворение своими благодатями и знаками Божьего особого благоволения: а добрый человек будет щедро насыщен от путей своих – от того, что Бог совершил в нем. Он имеет похвалу только в себе (Гал 6:4). Как грешники не считают, что согрешили достаточно, пока грех не приведет их в ад, так и святые не считают, что имеют достаточно благодати, пока она не приведет их на небеса.
Стих 15. Отметьте:
(1) глупо быть доверчивым, принимать во внимание каждую мимолетную весть, слушать рассказ о всяком человеке, принимать на веру общие слухи, полагаться на заверения в дружбе каждого человека и верить всякому, кто обещает заплатить. Тот, кто верит всякому слову, — человек глупый, забывший, что все люди в какой-то мере лжецы по сравнению с Богом, чьи слова мы должны принимать безоговорочной верой, ибо Он не может лгать.
(2) Мудро быть осторожным: благоразумный испытает, прежде чем поверить, взвесит доверие свидетеля и правдивость его свидетельства, а затем будет судить по ходу вещей или отложит свой суд, пока ситуация не прояснится. Все испытывайте и не всякому духу верьте.
Стих 16. Отметьте:
(1) святой страх – это превосходный страх, охраняющий все святое от всего несвятого. Мудрость – удаляться от зла, от греха, тем самым от всех иных зол; поэтому мудро бояться, то есть быть ревностными к себе святой ревностью, держаться и бояться гнева Божьего, опасаться приближаться к границам греха или несерьезно относиться к его росткам. Мудрый человек из страха навредить себе держится вдали от путей губительных и со страхом отступает назад, видя, что подступает к искушению.
(2) Самонадеянность – безрассудство. Кто, услышав предупреждение об опасности, раздражается и самонадеен, кто яростно стремится, не выносит контроля, бросает вывоз Божьему гневу и проклятию, кто не боится опасности, упорствует в непокорстве, становясь дерзновенным при возможности согрешить и играя на краю пропасти, — тот глупец, ибо он поступает против здравого смысла и своей выгоды, а его гибель скоро станет доказательством его безрассудства.
Стих 17. Отметьте:
(1) над вспыльчивыми людьми справедливо смеются. Раздражительные и обидчивые люди, которые гневаются по малейшему поводу, поступают глупо. Они говорят и поступают смешно, подвергая себя презрению, и стыдятся собственного поведения, когда пыл проходит. Для обуздания своей вспыльчивости с особым вниманием об этом должны размышлять те, кто известен мудростью и честью.
(2) Злобных людей справедливо боятся и ненавидят, так как они представляют собой зло для любого общества: человек, умышленно делающий зло, который таит свою обиду, пока не подвернется возможность отомстить, который тайно замышляет, как причинить зло своему ближнему или оказать ему плохую услугу, как Каин – Авелю, такой человек ненавистен всем людям. Характер вспыльчивого человека заслуживает сожаления; из-за внезапности искушения он беспокоит и бесчестит себя, но страсть скоро проходит, и он сожалеет о происшедшем. А злобный и мстительный человек вызывает отвращение; от такого нет ограды и для такого нет исцеления.
Стих 18. Отметьте:
(1) грех – это позор грешников: невежды, любящие невежество, благодаря ему ничего не обретают; они получают в удел себе глупость. «Они получают ее по наследству», — читают некоторые. Эта порочность природы исходит от наших первых прародителей, как и сопровождающие эту природу бедствия. Именно это наследство они передавали своему вырождающемуся роду, как наследственную болезнь. Им она так нравится, как человеку – его наследство; они крепко держатся за нее, не желая с ней расстаться. То, по каким критериям они оценивают себя, — глупость; и что же будет итогом их невежества, как не глупость? Они будут вечно сожалеть о своем безрассудном выборе.
(2) Мудрость – слава мудрых: благоразумные увенчаются знанием; они смотрят на него как на самое яркое украшение, и нет ничего другого, к чему они так же стремились бы. Они привязывают знание к своей голове, как венец, с которым ни за что не расстанутся; они стремятся к вершине и совершенству знаний, которые увенчают их начало и прогресс. От всего этого они получат славу; мудрые головы будут уважаемы, словно они увенчаны. Они венчают знания (читают некоторые);
они являются хорошей репутацией своего исповедания. Мудрость не только оправдана, но и прославлена всеми ее детьми.
Стих 19. 1. Из-за собственной нечестивости люди часто оказываются в стесненных обстоятельствах, беднеют, низводятся до униженного положения и вынуждены просить милостыню, в то время как благочестивые, благодаря благословениям Божьим, богатеют, получают возможность помогать другим и действительно помогают даже злым людям, ибо раз Бог дает жизнь, то мы не должны отказываться поддерживать ее.
2. Иногда Бог увещевает даже плохих людей, подтверждая превосходство народа Божьего. Злые люди всегда должны преклоняться перед добрыми, иногда они вынуждены сделать это, чтобы познать, что Я возлюбил тебя (Отк 3:9). Они будут желать их благоволения (Есф 7:7), жаждать их молитв (4Цар 3:12). Настанет день, когда праведники будут владычествовать (Пс 48:15), когда безрассудные девы придут к мудрым просить масла и напрасно будут стучать в ворота Господа, куда вошли праведные.
Стих 20. Этот стих не показывает, как должно быть, а демонстрирует обычное положение вещей: мир избегает бедных и любит богатых.
1. Не многие благоволят к тем, к кому мир недоброжелателен, даже если эти люди достойны уважения: бедный, которому нужно сочувствовать, ободрять и помогать, ненавидим. На него смотрят с неприязнью и держат на расстоянии даже его близкие, которые раньше, когда он был благополучен, притворялись доброжелательными. Большая часть друзей напоминает ласточек, улетающих зимой. Хорошо иметь другом Господа, который не оставит нас, когда мы обеднеем.
2. Всякий будет искать расположения людей, которым улыбается мир, хотя они и недостойны: у богатого много друзей – друзей их богатства, надеющихся получить что-то от них. В этом мире иногда можно наблюдать примеры дружбы, которая руководствуется личными интересами и вообще не является настоящей дружбой, в соответствии с которой ни один мудрый человек не будет оценивать себя и полагаться на нее. Кто делает мир своим Богом, тот идолизирует людей, обладающих значительными его благами, и ищет их благоволения, словно они – любимцы небес.
Стих 21. Обратите внимание, как оценивается и судится характер и положение людей соответственно их отношению к их бедным соседям.
1. Тому, кто смотрит на них с презрением, здесь приписывается плохой характер и его положение будет соответственным: кто презирает ближнего своего, так как тот незначителен в мире, имеет низкое происхождение, простое воспитание и занимает низкое положение, кто считает ниже собственного достоинства обращать на него внимание, общаться с ним, беспокоиться о нем, кто ставит его на уровень собак, стерегущих его стадо, — тот грешит и виновен во грехе. Он стоит на пути, который сделает его еще хуже, с ним будут обращаться, как с грешником; он будет несчастным человеком.
2. Тот, кто смотрит на бедного с состраданием, находится в хорошем положении, говорит этот стих, соответственно своему характеру: кто милосерд к бедным, готов оказать любую услугу, которая в его силах, тем самым оказывая ему честь, — тот блажен. Он делает то, что угодно Богу и о чем впоследствии будет вспоминать с великим удовлетворением, за что потомки бедных благословят его, и он сам будет щедро вознагражден при воскресении праведников.
Стих 22. Здесь обратите внимание:
(1) как сильно заблуждаются те, кто не только совершает зло, но и замышляет его: «Не заблуждаются ли умышляющие зло?» Конечно, заблуждаются; каждый знает это. Они думают, что, согрешая хитро и изобретательно, осуществляя свои интриги с большим умением и искусством, чем другие, своими грехами добьются большего успеха и все закончится благополучно. Но они ошибаются. Божью справедливость нельзя обмануть. Замышляющие зло против своего ближнего сильно заблуждаются, ибо оно обязательно обратится на них самих и закончится их собственной гибелью. Какая фатальная ошибка!
(2) Как мудро, согласуясь со своими личными интересами, поступают те, кто не только делает добро, но и замышляет его: милость и верность у благомыслящих, а не вознаграждение за заслуги (они признают, что не заслужили ничего);
они получат милость в награду, простую милость, соответственно обетованию, милость и истину, должником которых Богу было угодно себя сделать. Кто настолько свободен, что планирует добрые дела и ищет возможности, чтобы осуществить их, кто придумывает, как сделать свою благотворительность наиболее эффективной и приемлемой для всех нуждающихся в ней, тот твердо стоит во всем, что честно (Ис 32:8).
Стих 23. Заметьте:
(1) работа без болтовни сделает человека богатым: от всякого труда головы или руки есть прибыль; тем или иным образом этот труд будет во благо. Трудолюбивые люди в основном процветают, и там, где что-то сделано, что-то будет получено. Действующая рука получит пени. Поэтому хорошо иметь свое дело, поддерживать его функционирование и с полной отдачей делать то, что в наших силах.
(2) Болтовня без труда сделает человека бедным. Тот, кому нравится хвастаться своим бизнесом, производить сенсацию и тратить свое время на пустую болтовню, слушая и рассказывая новости (подобно афинянам), кто под предлогом участия в разговоре пренебрегает своей непосредственной работой, тот растрачивает, что имеет, и принятый им курс поведения ведет к ущербу и этим закончится. То же самое можно сказать в отношении наших душ: кто прилагает усилия в служении Богу и ревностно сражается в молитве, тот получит от этого выгоду. Но если вся религиозность человека находит выход в разговоре и шуме, а его молитва – лишь труд его уст, то он станет духовно бедным и опустошенным человеком.
Стих 24. Обратите внимание:
(1) если люди мудры и добры, то богатство сделает их более почтенными и полезными: венец мудрых – богатство их. Их богатство сделает их более уважаемыми людьми, даст им больше власти и влияния на других. Кто имеет богатство и мудрость, чтобы использовать его, тот получит великую возможность почтить Бога и совершить добро в этом мире. Мудрость хороша и без наследства, но лучше с наследством.
(2) Если люди нечестивы и порочны, то их богатство еще больше разоблачит их: глупость невежд, в каком бы положении они ни находились, глупость и есть; она проявит себя и опозорит их. Если они имеют богатство, то употребят его для совершения зла и еще больше ожесточатся в своем безрассудном образе жизни.
Стих 25. Отметьте:
(1) какая слава причитается верному свидетелю: он спасает души невинных, которых лживо обвинили, и их добрые имена, которые им так же дороги, как их жизнь. Непорочный человек осмелится вызвать недовольство сильных мира сего, чтобы пролить свет и истину и спасти тех, кто пострадал от лжесвидетельства. Поэтому верный служитель, который правдиво свидетельствует о Боге и против греха, является инструментом, избавляющим души от вечной смерти.
(2) Как мало уважения будет оказано лжесвидетелям. Они изобретают ложь и изливают ее с величайшей вообразимой уверенностью для истребления невинных. Поэтому в интересах народа необходимо стремиться всеми возможными средствами раскрывать и наказывать лжесвидетелей, даже тех, которые лгут в обычных разговорах, ибо истина – это цемент, скрепляющий общество.
Стихи 26-27. Эти стихи приглашают и ободряют нас жить в страхе Божьем, так как религиозной жизни сопутствуют преимущества. Страх Божий предшествует всем благодатным принципам, побуждающим к благочестивым поступкам.
1. Там, где он царствует, он производит святую уверенность и спокойствие разума. В нем присутствует надежда твердая, помогающая человеку крепко держаться своей непорочности и мира, чтобы ни случилось, давая ему дерзновение перед Богом и этим миром. «Я знаю, что буду оправдан; ничто из всего этого не поколеблет меня», — таков язык этой уверенности.
2. Он передает благословение потомству. Дети тех, кто верой делает Бога своим упованием, получат ободрение через обетование о том, что Бог будет Господом для верующих и их потомков, которые смогут бежать к Нему, как к Защитнику, и обрести в Нем Прибежище. Дети религиозных родителей часто поступают хорошо благодаря наставлениям и примеру родителей, а их участь лучше благодаря их вере и молитвам. «На Тебя уповали отцы наши, поэтому будем и мы».
3. Это неисчерпаемый и вечный источник утешения и радости; это источник жизни, приносящий душе постоянное удовольствие и удовлетворенность, чистую и освежающую радость; это источник, дарующий жизнь душе, утоляющий ее жажду, который никогда не высохнет. Это источник воды живой, который быстро пополняется и является залогом вечной жизни.
4. Это сильнейшее противоядие против греха и искушения. Кто получает истинное удовольствие от серьезного благочестия, тот не будет привлечен наживкой греха и не проглотит его крючок. Он знает, где обрести лучшие блага, чем те, которые может предложить грех, и поэтому ему легко удаляться от сетей смерти и удерживать свои ноги, чтобы не попасть туда.
Стих 28. В этом стихе представлены два принципа в политике, которые несут в себе собственное доказательство.
1. Многочисленный народ в государстве возвеличивает царя. Если иноплеменники приглашаются переехать и поселиться, доверившись его защите, а собственные подданные живут хорошо, то это признак того, что он хорошо управляет государством; если народ плодится и умножается, то это признак того, что Бог благословляет его и его царство. Народ составляет его силу, делает его значительным и угрожающим; счастлив царь, отец своей страны, имеющий колчан, полный стрел; не останется он в стыде, когда будет говорить с врагами в воротах (Пс 126:4,5). Поэтому мудрость правителей проявляется в снисходительном и великодушном правлении, поощрении торговли и земледелия, в облегчении всех уз, чтобы способствовать умножению народа. И пусть все, кто желает добра царству Христа и Его славе, делают все возможное на своих местах, чтобы многие души прилагались к Церкви.
2. Когда народ уменьшается, то владыка слабеет: а при малолюдстве народа беда государю (читают некоторые). Торговля замирает, земля лежит невспаханная, армия испытывает недостаток в воинах, флот некем укомплектовать – и все потому, что не хватает рук. Посмотрите, насколько слава и безопасность царя зависят от его народа. Это объясняет, почему цари должны любить народ и не быть с ним суровы. Владыки наказываются судом, который уменьшает численность народа, о чем мы читаем в 2 Книге Царств 24:13.
Стих 29. Отметьте:
(1) кротость – это мудрость. Тот правильно понимает себя, свой долг и выгоду, слабости человеческой природы и строение человеческого общества, кто терпелив (медлен на гнев, англ.пер.) и знает, как прощать ошибки других и свои собственные, кто откладывает свое негодование и успокаивает его, чтобы никакие провокации не помешали ему владеть собственной душой. Спокойный терпеливый человек будет считаться образованным, изучающим Христа, который и есть Премудрость.
(2) Необузданный гнев возвещает о безрассудстве: раздражительный человек, чье сердце напоминает сухое гнилое дерево или паклю, вспыхивающую от каждой искры провокации, думает тем самым возвеличить себя и заставить всех окружающих трепетать перед ним, в то время как на самом деле он выказывает глупость. Он демонстрирует ее, как флаг, который поднимают повыше, чтобы всем было видно, и подчиняется сам ее правлению как флагу, который был превознесен.
Стих 30. Предыдущий стих показал, насколько наша репутация, а этот – насколько наше здоровье зависит от правильного управления своими страстями и умения владеть собой.
1. Исцеляющий дух, состоящий из любви, кротости, сердечности, дружелюбия и радостного расположения – жизнь для тела. Он вносит свой вклад в хорошее состояние тела; люди тучнеют, имея хороший нрав.
2. Раздражительный, завистливый, беспокойный дух, является наказанием. Он пожирает плоть, оказывает пагубное влияние на жизнерадостность и является гнилью для костей. Пусть тот, кто при виде процветания других огорчается, заскрежещет зубами своими и истает (Пс 111:10).
Rumpatur, quisquis rumpitur invidia. Кто сгорает от зависти, пусть сгорает.
Стих 31. Этот стих говорит о том, что по отношению к бедным Богу угодно определять отношение к Себе в большей степени, чем это можно представить.
1. Видя причиненный им вред, Он считает себя оскорбленным. Кем бы ни был обижающий бедного, но если он воспользовался преимуществом на основании того, что тот беден и не может себе помочь, то пусть знает, что тем самым оскорбил своего Творца. Бог сотворил его и дал ему жизнь, как Творец нашего бытия; мы все имеем одного Отца, одного Творца; посмотрите, как Иов размышлял об этом (Иов 31:15). Бог сделал его бедным, определив его участь; поэтому если мы жестоко поступаем с людьми, потому что они бедны, то бросаем тень на Бога, словно Он поступил с ними сурово и унизил, чтобы по ним можно было топтаться.
2. Он считает себя почтенным в милостях, оказанных бедным, и воспринимает их как добро, оказанное Ему, и соответственно покажет себя довольным ими. Алкал Я, и вы дали Мне есть. Поэтому тот, кто действительно почитает Бога, покажет это состраданием к бедным, которым Он обязался особым образом покровительствовать и защищать.
Стих 32. Этот стих говорит (1) об отчаянном положении нечестивца, когда тот покидает этот мир: за зло свое нечестивый будет отвергнут. Он так крепко прилепился к этому миру, что не может своим сердцем отлепиться от него, и поэтому мир отвергает его. Его душа призывается к ответу и насильственно отнимается у него. Грех настолько крепко прилипает к нему, что они становятся неразделимы, и грех вместе с ним отправляется в мир иной. Он будет отвергнут за зло свое, умрет во грехах, находясь во власти грехов и испытывая чувство вины, неоправданным и неосвященным. Его нечестие – это ураган, уносящий его прочь, как шелуху, гонимую ветром, изгнанную из этого мира.
(2) О благоприятном положении благочестивого человека, когда он заканчивает свой путь: он при смерти своей имеет надежду обрести блаженство по ту сторону смерти, получить лучшие блага в другом мире, чем те, которые он имел здесь. Это значит, что праведный в себе имеет благодать надежды; хотя ему приходится испытывать боль и некую боязнь смерти, но он имеет надежду. Он надеется в дальнейшем обрести блага и имеет благословенную надежду, обещанную Богом, который не может лгать.
Стих 33. Отметьте:
(1) скромность – это признак мудрости. Воистину мудрый человек скрывает свое сокровище и не хвалится им (Мат 13:44), хотя и не прячет свой талант, чтобы иметь возможность промышлять им. Мудрость почиет в сердце разумного; он обдумывает то, что знает, и имеет определенное мнение, но не говорит об этом не к месту и не поднимает шума. Сердце – это место пребывания привязанностей, и мудрость, испытывая на себе практическую любовь, должна покоиться в сердце, а не плавать в голове.
(2) Хвастовство и показуха – признак глупости. Если глупцы хоть в какой-то мере владеют информацией, то используют всякую возможность, даже неподходящую, чтобы продемонстрировать и поделиться ею. Или эти слова можно понимать так: глупость среди глупых дает знать о себе своевольным разговором. Много глупых людей прилагает больше усилий для демонстрации своего безрассудства, чем мудрые – для демонстрации своей мудрости.
Стих 34. Отметьте:
(1) справедливость, царствующая в народе, облачает его честью. Праведное управление государством, справедливое равенство между людьми, уважение граждан к религии, повсеместная практика и исповедание благочестия, защита и сохранность благочестивых людей, благотворительность и сострадание к чужестранцам (милостыня иногда названа праведностью) – все это возвышает народ. Это поддерживает престол, возносит человеческие умы, делает народ достойным благоволения Бога, который возвысит его как святой народ (Втор. 26:19).
(2) Нечестивец, правящий народом, бесчестит его: беззаконие – бесчестие для любого города или царства, так как выставляет его презренным в глазах соседей. Народ Израиля часто был примером обоих этих наблюдений: он возвышался, когда был благочестив, а когда оставлял Бога, то все окружающие нападали и топтались по нему. Поэтому долг правителей и их выгода заключаются в том, чтобы использовать свою власть для подавления зла и поддержки добродетели.
Стих 35. Этот стих показывает, что правильно организованная судебная система и управление государством благоприятствуют тем, кто занят государственной службой, соответственно их заслугам. Соломон дает им понять, что будет следовать этому правилу и (1) поступающему мудро будет оказано уважение и предпочтение, каких бы врагов они ни имели и какие бы планы те ни вынашивали. Ни одно служение не останется без внимания в угоду какой-либо партии или любимцу.
(2) Эгоисты и лжецы, которые предают свою страну, притесняют бедных и сеют разногласия, тем самым позорят его и будут изгнаны из двора, каких бы друзей они ни имели, чтобы замолвить о них словечко.