Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Притчи
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 8859 Все тексты автора Мэтью Генри
27 глава
Стих 1. Здесь представлено (1) хорошее предостережение, чтобы мы не были уверены в завтрашнем дне: «Не хвались собой и завтрашним днем, тем более многими грядущими днями и годами». Эти слова не запрещают готовиться к завтрашнему дню, но не советуют полагаться на день завтрашний. Мы не должны надеяться прожить долго и благополучно, а говорить о завтрашнем дне с покорностью воле Божьей и демонстрировать свое благоразумие, сохраняя неуверенность в нем. Мы не должны заботиться о завтрашнем дне (Мат 6:34), а возложить свои заботы о нем на Бога (см. Иак 4:13-15). Мы не должны откладывать на потом свое обращение к Богу, (словно уверены в завтрашнем дне), так как это единственное, что необходимо; сегодня, доколе можно говорить: «ныне», услышьте голос Божий.
(2) Добрые размышления, на которых основано это предостережение: «…потому что не знаешь, что родит тот день и какое событие готовится в переполненной утробе времени; это тайна, пока оно не родится (Еккл. 11:5)». За короткое время могут произойти значительные перемены, о которых мы мало задумываемся. Мы не знаем, что родит настоящий день; вечер покажет это. Nescis quid serus vesper vehat – ты не знаешь, что вечер может принести с собой. Бог мудро держит нас в неведении относительно будущих событий, оставляя Себе знание о них, как самое красивое украшение венца, чтобы научить нас во всем зависеть от Него и быть готовыми к каждому событию (Деян. 1:7).
Стих 2. Отметьте:
(1) мы должны поступать так, чтобы заслуживать одобрение и даже посторонние люди могли бы похвалить нас. Наш свет должен сиять перед людьми; мы должны совершать добрые дела, которые люди могли бы увидеть, хотя и не должны делать их специально, чтобы показать другим. Пусть наши дела заслуживают похвалы даже у ворот (Фил 4:8).
(2) Совершив дело, мы не должны хвалиться им, ибо это свидетельствует о гордости, безрассудстве и эгоизме, а также значительно умаляет репутацию человека. Любой человек с радостью унизит того, кто превозносит себя. Нам может представиться справедливый случай отстоять себя, но не приличествует аплодировать себе. Proprio laus sordet in ore – самовосхваление оскверняет уста.
Стихи 3-4. Эти стихи показывают, какое невыносимое зло причиняет (1) неуправляемая страсть. Гнев спровоцированного глупца, который не думает о том, что говорит и делает, вынести тяжелее, чем тяжелый камень или множество песка. Он тяжелой ношей ложится на него самого. Тот, кто не управляет своими страстями, иногда даже изнемогает под их тяжестью. Гнев глупца ложится тяжелой ношей на тех, против кого он направлен и кому в ярости он может причинить зло. Поэтому мы поступим мудро, если не будем провоцировать глупца, а если он в ярости – то уйдем с его пути.
(2) Укоренившаяся злоба, которая настолько хуже предыдущего случая, насколько угли можжевельника хуже пламени терний. Гнев жесток (это правда) и совершает много жестоких поступков, а ярость неукротима, но чей-либо тайный враг, завидующий процветанию и желающий отомстить за какую-то обиду или причиненный вред, намного хуже. Человек может избежать внезапной вспышки гнева, как Давид увернулся от копья Саула, но когда гнев возрастает, как это было с Саулом, и превращается в постоянную ревность, то никто не может устоять перед ней; она будет преследовать и обрушится на человека. Кто огорчается из-за благополучия другого, тот будет продолжать замышлять против него зло и постоянно хранить свой гнев.
Стихи 5-6. Отметьте:
(1) для нас очень полезно, когда друзья обличают нас и говорят о наших ошибках. Если истинная любовь в сердце имеет достаточно ревности и смелости, чтобы проявить себя в прямых взаимоотношениях с друзьями и обличении их в том, что они сказали или сделали неверно, то это действительно лучше не только тайной ненависти (как в Лев 19:17), но и скрытой любви – той любви к ближнему, которая не демонстрирует себя добрыми плодами, а похвально отзывается об их грехах, нанося ущерб их душе. Искренни укоризны от любящего, хотя в настоящее время они болезненны, как раны. Если друзья из любви к нашим душам не хотят допустить, чтобы грех одолел нас, и не оставляют нас одних, то это признак того, что они искренни. Врач заботится, чтобы исцелить болезнь пациента, а не угодить его вкусу.
(2) Опасно, когда тебе льстит и ласкает враг, чьи поцелуи обманчивы (англ.пер.). Мы не можем получить удовольствие от общения с ним, так как не можем быть уверены в нем (поцелуи Иоава и Иуды были обманчивыми), поэтому мы должны быть бдительными, чтобы не оказаться введенными в заблуждение ими; им не нужно придавать значения. Некоторые читают это место так: «Господь избавил нас от вражеских поцелуев, лживых уст и обманчивого языка».
Стих 7. Здесь, как и в других местах своей книги, Соломон показывает, что бедные в некотором смысле имеют преимущества перед богатыми, ибо (1) они больше наслаждаются своей пищей, чем богатые. Голод – наилучший соус. Грубая пища при хорошем аппетите доставляет чувственное наслаждение, которое чуждо тем, чьи сердца отягчены объедением и пьянством. Кто каждый день изысканно питается, тот испытывает отвращение даже к лакомствам, как израильтяне к перепелам, в то время как для имеющих лишь необходимую пищу, которую сытая душа назвала бы горькой, она сладкая. Они едят ее с удовольствием, переваривают ее и подкрепляются.
(2) Они более благодарны за свою пищу: голодный благословит Бога за хлеб и воду, в то время как сытый считает, что за разнообразные лакомства вряд ли стоит благодарить. Похоже, что именно это имеет в виду дева Мария, когда говорит (Лук 1:53): «Алчущих, которые знают, как правильно оценивать Божьи благословения, исполнил благ, а богатящихся, то есть пренебрегших ими, отпустил ни с чем».
Стих 8. Отметьте:
(1) многие люди не осознают собственного благополучия, испытывают беспокойство из-за своего нынешнего положения и желают перемен. Бог Своим провидением определил для них подходящее место и сделал его удобным. Но люди предпочитают неустроенность, им нравится блуждать; они рады, когда появляется повод поехать за границу, и не стараются подольше остаться на одном месте. Они без нужды оставляют свое дело и заботы и берутся за то, что им не принадлежит.
(2) Те, которые подобным образом оставляют предназначенное для них место, похожи на птицу, покинувшую свое гнездо. Они демонстрируют свою глупость, поступая как глупая птица; они постоянно мечутся, как перелетная птица, которая перелетает с ветки на ветку, но нигде не вьет гнездо. Но это небезопасно: перелетная птица подвергает себя многим опасностям; дом человека – его крепость, а тот, кто покидает его, делает себя легкой добычей для ловца. Когда птица покидает свое гнездо, то яйца и птенцы оказываются без присмотра. Те, которые любят разъезжать по чужим странам, оставляют дома свою работу несделанной. Каждый оставайся в том звании, в котором призван; пребывайте с Богом.
Стихи 9-10. Здесь звучит призыв (1) быть верным и постоянным для своих друзей, поддерживать с ними близкие отношения и быть готовыми оказать им все услуги, которые в нашей власти. Хорошо иметь друга, сердечного друга, с которым можно быть открытым и поделиться планами. Необязательно, чтобы этот друг был родственником или состоял в родстве с нами, хотя замечательно, если среди таковых находится один, годный в друзья. Петр и Андрей были братьями, как Иаков и Иоанн; в то же время Соломон часто проводит различие между другом и братом. Желательно выбрать друга среди соседей, живущих недалеко, чтобы знакомство могло поддерживаться часто оказываемыми взаимными услугами. Также хорошо оказывать особое почтение друзьям нашей семьи: «Не покидай друга твоего, особенно если он был другом отца твоего; не прекращай служить ему и использовать его, если есть возможность. Он – испытанный друг; он знает твои дела; он особо заботится о тебе, поэтому воспользуйся его советом». Когда уходят наши родители, то наш долг – любить их друзей и советоваться с ними. Сын Соломона довел себя до гибели, не последовав совету друзей отца.
(2) Хорошее основание, почему мы должны так высоко ценить истинную дружбу и оказывать ей предпочтение.
[1] Потому что она приносит радость. Общение и совет сердечного друга содержат сладость. Они как масть и курение, которые издают приятный запах и веселят дух. Они радуют сердце; тяжесть от беспокойства становится легче, если мы изливаем чувства своему другу, и мы получаем большое удовлетворение, узнав его мнение о наших делах. Сладость дружбы заключается не в сердечном веселье, сердечном смехе, но в сердечном совете, верном и искреннем, не содержащем лести – советом от всей души (дословно), который касается дела, проникает в сердце и отвечает на вопросы, волнующие душу (Пс 65:17). Самыми приятными мы должны считать разговоры, которые касаются духовных истин и способствуют процветанию души.
[2] Из-за ее выгоды и полезности, особенно в день несчастия. Этот стих советует нам не ходить в дом брата твоего и не ожидать от него помощи только на том основании, что он родственник, ибо родственные обязанности обычно ограничиваются родственными именами и часто подводят, когда приходит действительное испытание родственных чувств. Лучше обратиться к соседу, который находится рядом и готов помочь нам в тяжелом положении. Мы поступим мудро, если дружеским отношением обяжем его к тому же, и тогда в беде это обернется для нас выгодой, если он так же отнесется к нам (Прит 18:24).
Стих 11. Этот стих увещевает детей быть мудрыми и благочестивыми, (1) чтобы они могли быть утешением для своих родителей и порадовать их сердца, когда придет день несчастия. Так они воздадут им за их заботу (Прит 23:15).
(2) Чтобы они были их хорошей репутацией: «Чтобы я имел, что отвечать злословящему меня за чрезмерную строгость и суровость в воспитании своих детей, а также за неправильные методы воспитания, ограничивающие свободу, которую имели другие юноши. Будь мудр, сын мой, и тогда в результате окажется, что я пошел самым мудрым путем, воспитывая своих детей». Тот, кто был благословлен религиозным воспитанием, должен всегда вести себя так, чтобы вызывать уважение к своему воспитанию и заставить молчать тех, кто говорит: «В молодости – святой, в старости – дьявол», чтобы доказать противоположное: «В молодости – святой, в старости – ангел».
Стих 12. Этот стих мы рассматривали ранее (Прит. 22:3). Отметьте:
(1) зло можно предвидеть. Где присутствует искушение, там с легкостью можно предсказать, что, покорившись ему, мы согрешим. Так же легко можно предвидеть, что если мы осмелимся согрешить, то за этим последует наказание. Прежде чем ранить, Бог чаще всего предупреждает и ставит стражей над нами (Иер. 6:17).
(2) Наши дела будут обстоять благополучно или нет соответственно тому, как мы поступаем и используем ли возможность предвидеть зло: «Благоразумный видит беду, соответственно может предсказать ее, и укрывается; а неопытные, которые настолько глупы, что не видят ее, или так своенравны и ленивы, что не стараются избежать ее и идут уверенно вперед, – таковые наказываются. Мы поступаем во благо себе, если заботимся о том, что будет потом.
Стих 13. Этот стих мы также рассматривали ранее (Прит 20:16).
1. Он показывает, как скоро станут бедными те, которые мало задумываются перед тем, как поручиться за любого, кто попросит их, и те, которые увлекаются чужими женами. Такие люди будут одалживать деньги до тех пор, пока им будут верить, но в конце они обманут своих кредиторов, более того, они все время будут обманывать их. Честный человек может стать из-за этого нищим, но тот, кто сам делает себя таким, не честный человек.
2. Этот стих советует нам быть благоразумными, устраивая свои дела, и не одалживать свои деньги тем, кто явно растратил свое состояние, если только тот не предоставит хорошие гарантии. Кто безрассудно одалживает, тот несправедлив к своей семье. Он не говорит: «Найди другого, кто поручится за тебя», ибо ставший поручителем за всех возьмет себе в гаранты тех, кто так же дерзок, как и он сам. Поэтому возьми у него платье его.
Стих 14. Отметьте:
(1) глупо чрезмерно хвалить даже своих наилучших друзей и покровителей. Наш долг – воздавать каждому надлежащую ему славу и превозносить тех, кто отличается знанием, добродетелью, полезностью, а также благодарить за все оказанные нам милости. Но делать это громко, с раннего утра, постоянно играть на этой струне и даже говорить это своему другу в лицо, делать так, чтобы он наверняка услышал вас, или с таким постоянством, словно совершаем утренние процедуры, возвеличивать заслуги своего друга всеми способами и преувеличивать их – отвратительно, это попахивает лицемерием и преднамеренностью. Людей хвалят за дела лишь для того, чтобы больше получить от них, и каждый придет к заключению, что этот паразит надеется, что ему хорошо заплатят за его похвалу или посвященное послание. Мы не должны воздавать своему другу ту славу, которая принадлежит лишь Богу, что некоторые подразумевают под словами «с раннего утра», ибо утром нужно славить Бога. Мы не должны торопиться хвалить людей (как понимают некоторые) и спешить воздавать славу людям за их способности и поступки, а прежде испытать их, чтобы они не вознеслись в гордости и не уснули в праздности.
(2) Большая глупость – излишне любить, когда тебя громко хвалят. Мудрый человек скорее сочтет это за позор и бесчестье, совершаемое не только для того, чтобы залезть в его карман, но и чтобы создать о нем предвзятое мнение. Скромная хвала (как заметил мудрый человек) побуждает присутствующих присоединиться к похвале, в то время как излишняя нескромная хвала побуждает их приуменьшить и осудить того, кого так чрезмерно превозносят. Кроме того, чрезмерная хвала делает человека объектом для ненависти: каждый человек рассчитывает на хорошую репутацию и поэтому считает себя ущемленным, если другой монополизировал ее или получил больше, чем заслуживает. Но самая большая опасность заключается в том, что это является искушением для гордости. Люди склонны думать о себе лучше, чем другие, когда те в свою очередь также переоценивают их. Посмотрите, как внимателен был блаженный Павел, чтобы его не переоценивали (2Кор 12:6).
Стихи 15-16. Здесь, как и ранее, Соломон оплакивает участь того, кто имеет сварливую невоздержанную жену, которая постоянно ворчит и заставляет всех окружающих чувствовать себя неловко.
1. Его участь печальна, так как ничего нельзя сделать и ситуация напоминает непрестанную капель в дождливый день. Раздор между соседями может быть подобен сильному ливню, который на какое-то время становится бедой, но от него можно спрятаться, а сварливая жена похожа на непрерывный дождь, против которого нет средства, кроме терпения (Прит 19:13).
2. Печально, что это нельзя скрыть. Мудрый человек спрятал бы ее, если бы мог, ради своей собственной и репутации своей жены, но не может, как не может скрыть шум ветра, когда он дует, или сильный запах благовоний. Своевольный и скандальный человек опозорит себя, даже если его друзья из милости захотят скрыть его характер.
Стих 17. Здесь подразумевается удовольствие и выгода, получаемая от беседы. Один человек – ничто; самостоятельное размышление над книгой не усовершенствует человека так, как совместное чтение и изучение. Мудрый и полезный разговор делает острым ум людей, а те, которые имеют много знаний, благодаря совместным встречам могут углубить их. Ободряя дух человека, мы делаем его более бойким и энергичным, и внешний вид человека начинает свидетельствовать, что он доволен собой и приятен для окружающих. Благодати праведника становятся более действенными благодаря общению с благочестивыми, а похоти и страсти нечестивцев усиливаются от общения с себе подобными, как железо, которое затачивается таким же железом, особенно напильником. Люди, которые раньше были грубыми, тупыми и бездеятельными, благодаря общению наполняются, становятся спокойными, радостными, годными для бизнеса. Этот стих (1) рекомендует нам данное средство для усовершенствования себя, но мы должны быть осторожны и смотреть, с кем общаемся, так как влияние общения велико и может быть как полезным, так и вредным.
(2) Направляет нас, на что мы должны обращать внимание при общении. Оно должно улучшать и других, и нас самих, не забирать у нас время и не вводить друг друга в заблуждение, а побуждать друг друга к любви и добрым делам, а также делать нас мудрее и лучше.
Стих 18. Этот стих предназначен ободрить нас в усердии, верности и постоянстве, когда мы заняты даже незначительным делом. Хотя нас призывают быть трудолюбивыми и незначительными, в то же время придерживающиеся этого получат, благодаря этим качествам, некую выгоду.
1. Пусть не огорчается бедный садовник, стерегущий смоковницу; чтобы вырастить ее, от него требуется постоянная забота и внимание, а когда она достигнет зрелости, он должен ухаживать за ней и в определенный период собирать плоды; в то же время его усилия будут вознаграждены: он будет есть плоды ее (1Кор 9:7).
2. Более того, бедный слуга не должен считать, что никогда не будет процветать и в предпочтении, ибо, если он усерден и ожидает господина своего (англ.пер.), если внимателен к нему и исполнителен, если бережет господина своего (дословно), делает все ради благополучия этого человека и его репутации, если заботится, чтобы состояние хозяина не было растрачено или ему нанесен ущерб – тот будет в чести, и не только услышит в свой адрес доброе слово, но и будет награжден и продвинут. Бог – добрый Господин, который занят тем, чтобы облачить честью тех, кто верно Ему служит (Иоан 12:26).
Стих 19. Этот стих показывает, что есть способ (1) познать себя. Как вода является зеркалом, в котором мы можем увидеть отражение собственного лица, так есть и зеркала, с помощью которых раскрывается сердце человека – к человеку, то есть к себе самому. Пусть человек исследует собственную совесть, свои мысли, привязанности и намерения. Пусть с помощью божественного закона всмотрится в свои природные черты лица (Иак 1:23), и тогда он сможет рассудить, каким человеком является и каков его истинный характер, что было бы полезно узнать каждому.
(2) Познать друг друга, ибо как похожи лицо человека и его отражение в воде, так похожи сердца разных людей, ибо Бог создал сердца людей похожими. И поэтому во многих случаях мы можем судить о других по себе, что является основанием для правила, чтобы мы поступали с другими так, как хотим, чтобы поступали с нами (Исх 23:9). Nihil est unum uni tam simile, tam par, quam omnes inter nosmet ipsos sumus. Sui nemo ipse tam simils quam omnes sunt omnium – ни одна вещь так не похожа на другую, как один человек на другого. Ни один человек так не похож на себя, как каждый на всех окружающих (Cic. de Legib. Lib.1). Одно порочное сердце похоже на другое, как схожи между собой освященные сердца, ибо как первые носят один и тот же земной образ, так последние – один и тот же небесный.
Стих 20. Этот стих говорит о двух вещах, которые не могут насытиться, к тому же они близки друг другу, — это грех и смерть.
1. Смерть ненасытима: и первая, и вторая. До сих пор преисподняя не заполнена горами мертвых тел, которые каждый день сбрасываются в нее, а представляет собой открытый гроб, вопия: «давай, давай!». Ад также увеличивается и все еще имеет место для осужденных душ, приговоренных к этой тюрьме. Тофет… глубок и широк (Ис 30:33).
2. Грех ненасытим: ненасытимы глаза человеческие, как и аппетиты плотского ума – к прибылям или наслаждениям. Не насытится око зрением, а кто любит серебро, тот не насытится серебром. Люди трудятся ради того, что пресыщает, но не насыщает, более того, ради того, что вызывает неудовлетворенность. Люди были справедливо приговорены к постоянному недовольству с того момента, как наши первые родители не были удовлетворены остальными деревьями Едемского сада и решили вкусить запретный плод. Те, чьи глаза направлены на Господа, Им удовлетворятся, и так будет всегда.
Стих 21. Этот стих дает критерий, по которому мы можем испытывать себя. Серебро и золото испытываются, когда их кладут в печь, в плавильню, а человек испытывается славой. Попробуйте его похвалить и оказать ему предпочтение – и он покажет, каков на самом деле.
1. Если человек после восхваления стал гордым, заносчивым и надменным, если он берет себе всю ту славу, которая должна воздаваться Богу, как поступал Ирод, если, чем больше его хвалят, тем более он невнимателен к тому, что говорит и делает, если он лежит в постели до полудня, так как имя его возвеличено, тогда мы увидим, что он глупый, пустой человек, который, хотя его и хвалят, но не имеет в себе ничего, достойного похвалы.
2. Если же, наоборот, в результате хвалы человек становится более благодарным Богу, более уважительным к друзьям, более бдительным в отношении всего, что может запятнать его репутацию, более усердным в улучшении себя и совершении добрых дел для других, соответственно их ожиданиям от него, — то тем самым он проявит, что является мудрым и благочестивым. Хороший склад ума у того, кто знает, как оставлять без внимания и порицания, и похвалу, оставаясь тем же (2Кор 6:8).
Стих 22. Соломон сказал (Прит 22:15): «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него», ибо тогда еще можно сформировать мировоззрение и искоренить порочные привычки. А здесь он показывает, что если это не будет сделано в юности, то почти невозможно будет ничего изменить впоследствии: если болезнь продолжительная, то есть опасность, что она станет неизлечимой. Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою? Обратите внимание:
(1) некоторые люди так нечестивы, что к ним нужно применять жестокие и суровые средства, так как мягкие методы ни к чему не привели; их нужно толочь в ступе. Бог Своими судами будет использовать один способ, а власти должны использовать свой и судить по строгости закона. Силу необходимо применять к тем, кто не управляется разумом, любовью и своими собственными интересами.
(2) Некоторые люди так безнадежно порочны, что даже такие жестокие и суровые методы не достигают цели, и их глупость не отделяется от них – так сильно их сердца расположены делать зло. На них часто обрушивается жезл, но они не смиряются, они оказываются в печи, но не очищаются, как Ахаз, чьи беззакония умножались (2Пар 28:22);
и что тогда остается с ними делать, как не выбросить, как отверженное серебро?
Стихи 23-27. Этот стих:
I. Повелевает нам быть усердными в своей работе. Эти слова предназначены для земледельцев и животноводов, которые имеют дело со скотом, но их можно распространить на все другие честные профессии. Какой бы работой мы ни занимались – внутри или вне дома, – мы должны совершать ее разумно. Это повеление подразумевает, (1) что в этом мире мы должны иметь какое-то занятие, а не жить праздно.
(2) Мы должны правильно и полностью разобраться в своем деле, узнать, что должны делать, а не интересоваться тем, в чем не разбираемся.
(3) Мы должны рассчитывать только на себя, а не перекладывать свои заботы на других. Мы должны собственными глазами наблюдать за скотом своим – именно глаз хозяина делает их тучными.
(4) Мы должны быть благоразумными и обдумывать управление собственным бизнесом, знать состояние дел и иметь попечение о них, чтобы ничего не было утеряно, чтобы ни одна возможность не ускользнула, а все делалось в нужное время, в правильном порядке и принесло наибольшую выгоду.
(5) Мы должны быть усердны и прилагать усилия, не только сидеть и раздумывать, но и делать: «Сосредоточь свое сердце на своем скоте, словно ты один заботишься о нем; приложи свои руки и свои кости к своему делу».
II. Приводит аргументы, усиливающие это повеление. Задумайтесь:
1. Об изменчивости мирского богатства (ст. 24): богатство не на век.
(1) Другие богатства не так долговременны, как это: «Имей попечение о скоте своем и стадах, об имуществе, находящемся в этой стране, и поголовье скота, ибо они представляют собой важнейший доход, который, при успешном ведении дела, будет на веки, в то время как богатство, добытое торговлей, таким не будет; вряд ли корона будет передаваться в семье с такой же уверенностью, как скот и стада».
(2) Если за богатством не смотреть хорошо, то оно может даже уменьшаться. Если человек имеет монастырь (как мы говорим), но при этом ленив и расточителен, то ему может настать конец. Даже венец и государственные расходы без должной заботы придут в упадок и не передадутся из рода в род без правильного управления. Хотя венец Давида по праву должен был передаваться в его семье, тем не менее он хорошо наблюдал за скотом своим (1Пар. 27:29,31).
2. Щедрость природы, или, скорее, Бога природы и Его провидения (ст. 25): прозябает трава. Проявляя заботу о скоте и стадах, (1) не нужно прилагать особого труда, пахать или сеять; их пища – самопроизвольный продукт земли; надо лишь привести стада на луга летом, когда является зелень, и собирать горные травы для зимнего времени. Бог сделал Свою часть работы, и ты будешь неблагодарен Ему, если несправедливо откажешься служить Его провидению, не исполняя своей.
(2) Нужно использовать любую представившуюся возможность – время, когда прозябает трава; но если ты позволишь этому времени ускользнуть, тогда питание твоего скота и стада ухудшится. Как для нас самих, так и для нашего скота мы должны (вместе с муравьем) заготавливать пищу летом.
3. Выгода от хорошего ведения хозяйства для семьи: «Береги своих овец, и твои овцы помогут тебе; ты будешь иметь пищу для своих детей и слуг, довольно козьего молока (ст. 27), а достаточно так же хорошо, как пиршество. Ты также будешь иметь одежду: овцы – на одежду тебе. У тебя будут деньги, чтобы уплатить за аренду; будешь иметь козлов на покупку поля». Более того, как некоторые понимают этот стих: «Ты станешь покупателем и сможешь купить землю, чтобы оставить ее своим детям» (ст. 26). Отметьте:
(1) если у нас есть пища и одежда, а также деньги, чтобы заплатить каждому его часть, то мы имеем достаточно и должны быть не только удовлетворены, но и благодарны.
(2) Главы семей должны беспокоиться не только о себе, но и о семьях, и следить, чтобы слуги также имели достойное содержание.
(3) Простая пища и простая одежда, если они нам подходят, — это единственное, к чему мы должны стремиться. «Считай, что у тебя дела обстоят благополучно, если ты носишь одежду из домотканой материи и шерсти от твоих овец, если питаешься козьим молоком. Пусть твоей пищей будет то, что идет в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим. Не желай лакомств, привезенных издалека и купленных за большие деньги».
(4) Это должно ободрить нас быть внимательными и трудолюбивыми в своем деле, ибо от этого зависит финансовое благополучие наших семей. Ты будешь есть от трудов рук твоих.