Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Притчи
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 9013 Все тексты автора Мэтью Генри
5 глава
Стихи 1-14. В этих стихах звучит:
I. Торжественное предисловие, которое знакомит с последующим предостережением (ст. 1,2). Соломон обращается к своему сыну, то есть ко всем юношам, как к своим детям, которых он любит и на которых оказывает влияние. Во имя Бога он требует внимания, ибо пишет эти слова под божественным вдохновением и выступает пророком, хотя и не начинает свой труд словами «так говорит Господь». «Внимай и приклони ухо твое; не только слушай, что говорят, и читай написанное, но и приложи свой разум и старательно задумайся об этом». Чтобы привлечь внимание, он убеждает нас (1) в исключительной важности своего разговора: «Это моя мудрость и мой разум. Если я взял на себя обязанность учить тебя мудрости, то не могу посоветовать что-либо более подходящее; нравственная философия – это моя философия, и ее мы будем учить в школе».
(2) В его полезности: «Внимай моим словам,
[1] чтобы поступать мудро и соблюсти рассудительность». Лекции Соломона не предназначены для того, чтобы наполнить наши головы понятиями, темами для приятных размышлений или сомнительных дискуссий, а чтобы научить нас управлять собой и поступать благоразумно, так как это приличествует нам и послужит нашим интересам.
[2] Чтобы говорить мудро; чтобы уста твои сохранили знание и были готовы выполнить свою задачу (как мы говорим) для блага тех, с кем ты общаешься». Уста священника должны хранить ведение (Мал 2:7), но тот, кто готов и силен в Писании, может не только своими молитвами, но и своими разговорами быть духовным священником.
II. Предупреждение воздерживаться от плотских похотей, прелюбодеяния, блуда и всякой нечистоты. Некоторые воспринимают эти слова фигуративно и под прелюбодейной женщиной понимают идолопоклонство или лжедоктрину, которая может развратить человеческие умы и манеры, или чувственные желания, к которым эти слова также можно применить. Но основная цель этого предостережения – четко предостеречь нас от грехов, упоминаемых в седьмой заповеди, которым особо подвержена молодежь. Искушения этих грехов очень сильны (примеров чему мы так много имеем), и там, где их допускают, они оказывают разрушительное воздействие на все семена благодати в душе; поэтому не удивляет, что предостережения Соломона против этих грехов так настойчивы и так часто повторяются. Как бдительный страж, в этих стихах Соломон дает четкое предостережение всем, кто ценит свою жизнь и утешения, бояться этого греха, ибо он, бесспорно, приведет их к погибели. Эти стихи предупреждают нас остерегаться:
1. Чтобы мы не прислушивались к обольщениям этого греха, ибо мед источают уста чужой жены (ст. 3). Наслаждения плотских похотей очень соблазнительны (подобно вину, которое краснеет и искрится в чаше);
ее уста, поцелуи ее уст, слова ее уст мягче елея, и поэтому отравленная пилюля может беспрепятственно опуститься на дно, и никто не подозревает о вреде, сокрытой в ней. Но задумайтесь, (1) как фатальны ее последствия. Какие плоды получит грешник от этого меда и елея, если их результатом будут [1] ужасы совести – они горьки, как полынь (ст. 4). То, что было сладким во рту, преобразуется в желудке и там становится кислым. Оно рубит, как меч обоюдоострый, и как бы ты его ни взял, он ранит. Соломон мог говорить об этом благодаря собственному опыту (Еккл 7:26).
[2] Адские мучения. Если виновный в этом грехе человек покаялся, то он спасся; в то же время прямая тенденция греха ведет человека к разрушению тела и души. Ноги его нисходят к смерти, более того, они достигают преисподней, чтобы подтолкнуть к ней грешника, словно проклятие слишком долго дремлет (ст. 5). Тот, кто втянут в этот грех, должен помнить, что между ним и адом остался лишь один шаг, и он уже готов упасть в него.
(2) Как лживы эти обольщения. Блудница льстит и говорит красиво, ее слова подобны меду и елею, но она обманет слушающих ее: «…пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их». Она часто меняет свой облик и облачается в огромное многообразие лживых цветов, так как, если узнают, какая она на самом деле, ее возненавидят. Подобно Протею, она принимает различные очертания, чтобы поддерживать хорошие отношения с теми, на кого имеет виды. К чему же она стремится, прилагая все свое искусство и хитрость? Ее цель – удержать их от размышлений о стезе жизни, так как знает, что если они хоть раз задумаются об этом, то она, бесспорно, потеряет их. Тем безвестны умыслы сатаны, кто не понимает, что самая главная цель, к которой он стремится во всех своих искушениях, — это [1] удержать их и не дать им выбрать стезю жизни, помешать стать религиозными и идти к небесам; чтобы, лишившись своего блаженства, он мог удерживать и их.
[2] Удержать их от размышлений о пути жизни, от размышлений о том, насколько разумно идти по этой дороге и какие преимущества это даст им. Если бы люди соблюдали это правило и тем самым чтили религию, то всякий человек, имеющий способность серьезно думать и объективно взвешивать вещи на правильных весах, достиг бы этой цели. А у дьявола не осталось бы другого способа привлечь людей к своим интересам, кроме как отвлекать их постоянными развлечениями того или иного вида от трезвого и спокойного размышления о том, что содействует их миру. Нечистота является таким же грехом, как и другие, которые ослепляют разум, сжигают совесть и удерживают людей от размышлений о пути жизни. Блуд завладевает сердцем (Ос 4:11).
2. Чтобы мы не приближались к границам этого греха (ст. 7,8).
(1) Этому предостережению предшествует торжественное вступление: «Итак, дети, слушайте меня! Кем бы вы ни были, но, если вы читаете или слышите эти слова, будьте к ним внимательны и приложите к вере, храните их и не отступайте от слов уст моих, как поступают те, кто слушает речи чужой жены. Не только примите их, как обычный подарок, но и прилепитесь к ним; пусть они будут готовы для вас и придают вам сил, когда вы испытываете сильные нападки искушения».
(2) Само по себе предостережение очень впечатляет: «Держи дальше от нее путь твой; если случится, что твой путь будет проходить вблизи нее и ради бизнеса у тебя появится хороший предлог оказаться вблизи воздействия ее чар – то лучше изменить свой путь и его направление, чем подвергнуть себя опасности; не подходи близко к дверям дома ее; пройди по другой стороне улицы, более того, пройди по другой улице, хотя это будет дальше». Эти слова подразумевают,
[1] что мы должны испытывать сильный страх и отвращение ко греху. Чтобы не приближаться к нему, мы должны опасаться его, как места, зараженного чумой, и испытывать к нему отвращение, как к запаху мертвечины. Если нам удастся приобрести укорененное отвращение ко всем плотским похотям, тогда мы сможем сохранить свою чистоту.
[2] Что мы должны старательно избегать всего, что может стать поводом к этому греху или шагом по направлению к нему. Тот, кто хочет избежать зла, должен держаться подальше от злых путей. В порочной природе существует такое сухое дерево, что приближаться к нему под каким-либо предлогом – безумие. Если мы поддаемся искушению, то смеемся над Богом, когда молимся: «Не введи нас в искушение».
[3] Что мы должны быть ревностны к себе благочестивой ревностью и не слишком полагаться на силу собственных решений. Не стоит рискованно приближаться к краю греха, обещая себе, что доселе мы дойдем и не перейдем.
[4] Что бы ни стало для нас сетью и поводом ко греху, даже если это будет правый глаз и правая рука, — вырви его и брось от себя, отсеки ее; мы должны быть готовы расстаться с самым дорогим, но не рисковать собственной душой – это заповедь нашего Спасителя (Мат 5:28-30).
(3) Аргументы, используемые Соломоном для усиления предостережения, взяты из предыдущей темы – великое зло, сопровождающее этот грех.
[1] Он пятнает вашу репутацию. «Чтобы чести твоей не отдать другим (англ.пер. ст.9);
ты сам потеряешь ее; ты вложишь в руку каждого из твоих соседей камень, чтобы бросить в тебя, ибо они на добром основании будут стыдить тебя, презирать и топтаться по тебе, как по безумцу». Блуд – это грех, из-за которого тебя будут презирать и считать низким человеком; никто из людей, обладающих разумом и благочестием, не будет стремиться поддерживать общение с тем, кто общается с блудницами.
[2] Он крадет время и отдает лета – года юности и наилучшие года – мучителю. Это твоя низменная похоть самым жестоким образом восстает на душу; эта низменная блудница притворяется, что любит тебя, но в действительности охотится за твоей драгоценной жизнью». Те года, которые должны быть посвящены славе милостивого Бога, потрачены на служение жестокому греху.
[3] Он наносит ущерб твоему имуществу (ст. 10): «Чужие насытятся силою твоею и богатством, которое было вверено тебе как управляющему своей семьей. А труды твои, которые должны были обеспечивать твой дом, будут для чужого дома и незнакомца, который не имеет на него права и не поблагодарит тебя за него».
[4] Он разрушителен для здоровья, так как сокращает дни человека: «Плоть твоя и тело твое будут истощены им» (ст. 11). Похоти нечистоты не только восстают на душу, которой грешник пренебрегает и о которой не заботится, но также восстают и на тело, которому он так потакает и старается угодить. Такими лукавыми, безрассудными и вредными являются эти похоти. Те, кто покоряется греху нечистоты, яростно растрачивают свои силы, становясь слабыми, и часто их тела страдают от омерзительных душевных расстройств, из-за которых число месяцев их кончается и они становятся жалкими жертвами жестокой похоти.
[5] Если совесть когда-либо проснется, то этот грех наполнит разум ужасом. «Хотя сейчас ты весел, наслаждаясь обманами своими, но, несомненно, ты будешь стонать после (ст. 11). Когда грех предстанет в своем истинном свете, ты задумаешься, что все это время вместо покаяния накапливал против себя раздражение и мучения». Рано или поздно он принесет скорби: то ли когда душа смирится и придет к покаянию, то ли когда плоть твоя и тело твое будут истощены, то ли из-за болезни, когда совесть набрасывается на тебя, то ли в могиле. Когда тело будет гнить в могиле, душа будет мучиться в аду, где червь не умирает; и разве слова «чадо! Вспомни…» не будут постоянно звучать в ваших ушах? Далее Соломон порицает обличенного грешника и усугубляет его собственную глупость. Потом он будет очень горько рыдать об этом.
Во-первых, так как раньше он не хотел изменяться, то не пожелал и быть информированным; он не мог смириться и позволить, чтобы его научили долгу («зачем я ненавидел не только дисциплину в учении, но и само наставление, хотя все они истинны и благи!») или рассказали о его ошибках. «Сердце мое пренебрегало обличением» (ст. 12). Он не мог не признать, что все, кто нес ответственность за него – родители, служители, – исполнили свою обязанность: они наставляли, давали добрый совет и честно предупреждали его (ст. 13). И эти его слова свидетельствуют о собственном стыде и смущении, так как ими он оправдывает Бога во всех бедствиях, обрушившихся на него. Он не слушал голоса учителей своих и никогда не приклонял уха своего к наставникам своим; он никогда не размышлял о сказанном и не допускал, чтобы впечатления откладывались в нем. Отметьте: тому, кто получил хорошее воспитание, но не живет соответственно ему, придется в свое время за многое ответить; а тот, кто не помнит наставлений и не преобразуется, как они того требуют, вспомнит их как отягчающее обстоятельство своего греха и, следовательно, свою гибель.
Во-вторых, из-за частых согрешений привычка грешить настолько укоренилась и утвердилась в нем, что его сердце расположилось ко греху (ст. 14): «Едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества». Когда он приходил в синагогу или во дворы храма, чтобы поклониться Богу с другими израильтянами, его нечистое сердце наполнялось развратными мыслями и желаниями, а его глаза – прелюбодейством. Благочестие места и сообщества, а также совершаемое действие не могли ограничить его, даже там он оставался таким же нечестивым и низким, как везде. Никакой грех не окажется более страшным для непробудившейся совести, чем осквернение священных таинств; как и никакое усугубление греха не будет считаться более греховным, чем место, где нам вместе со всем собранием, привилегиями которого мы наслаждаемся, оказывается великая честь. Замврий и Хазва открыто признались в своем преступлении в глазах Моисея и в глазах всего общества (Числ 25:6), а сердечное прелюбодеяние так же открыто Богу, как и всякое другое, и является самым оскорбительным, когда мы приближаемся к Нему в своих религиозных поклонениях. «Впал я во всякое зло, — читают другие, — бросив вызов гражданским властям, судьям и всем их сообществам». Третьи относят эти слова к наказанию, а не ко греху: «Я стал примером, зрелищем для мира. Я подвергся почти всем суровым Божьим судам посреди собрания Израилева, стал знамением. Я встаю в собрании и кричу» (Иов 30:28). Давайте же избегать того, что в конце вызывает такие страдания.
Стихи 15-23. Показав, каким великим злом является прелюбодеяние и блуд, а также распутные и непристойные пути, в этих стихах Соломон предписывает средства против них.
I. С удовлетворением наслаждайся утешениями законного брака, который был учрежден для предотвращения нечистоты. Поэтому вступать в него нужно вовремя, чтобы не пришлось доказывать при исцелении эффективность средства, которое предназначено для предупреждения. И пусть никто не жалуется, что Бог суров с людьми, запрещая им удовольствия, к которым они имеют природное влечение, ибо Он милостиво побеспокоился об их регулярном удовлетворении. Ты не должен есть от каждого дерева в раю, а выбрать одно, которое тебе больше всего нравится; и плоды этого дерева можешь есть сколько угодно. Твоя природа будет этим удовлетворена, хотя похоть ничем нельзя удовлетворить». Ограничив мужчин одной женой, Бог не собирался обременять их лишениями, а действительно заботился об их истинном благе, ибо, как отмечает м-р Герберт, «если бы Бог все создал общим, то человек, несомненно, огородил бы свое» (Церковная паперть). Соломон уделяет много внимания этому вопросу, не только предписывая брак в качестве противоядия, но и выдвигая его в качестве аргумента против прелюбодеяния, так как дозволенные наслаждения брака (как бы нечестивые умы, являющиеся движущей силой нечистых духов, ни высмеивали их) намного превосходят все лживые запретные наслаждения блуда.
1. Пусть юноша женится, а не сгорает. Обрети водоем и свой колодезь (ст. 15) – жену юности твоей (ст. 18). «Абсолютно воздерживайся или женись» (Герберт). «Мир огромен, и в нем присутствует великое разнообразие достижений, среди которых ты можешь получить удовольствие».
2. Пусть женатый мужчина наслаждается своей женой. Пусть он любит ее не только потому, что она жена, которую он сам выбрал и поэтому должен быть доволен своим выбором, но и потому что она жена, которую Бог предназначил для него Своим провидением, и он еще больше должен быть доволен божественным указанием и тем, что она принадлежит ему. Источник твой да будет благословен (ст. 18);
обладая ею, считай себя очень счастливым, смотри на нее как на благословенную жену, благословляй ее, ежедневно молись о ней, утешайся ею. Те утешения смогут доставить нам радость, которые освящены молитвой и благословлены Богом. Нам не только позволено, но и велено наслаждаться своими близкими; супругам приличествует наслаждаться вместе и друг другом. Взаимные наслаждения – это узы взаимной верности. Не только считается доказанным, что жених радуется о невесте (Ис 62:5), но и в качестве закона дано повеление (Еккл 9:9): «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни жизни твоей». Тот не находит утешений там, где Бог определил, кто веселится и общается с друзьями вне дома, а в своей семье замкнут и угрюм.
3. Пусть он нежно любит свою жену (ст. 19): «Пусть она будет для тебя любезною ланью и прекрасною серною, которых иногда великие люди превращают в домашних животных и держат дома, чтобы поиграть с ними». Не нужно желать более приятного отвлечения от трудного учения и работы, чем невинное приятное общение со своей женой. Пусть она возляжет на твоей груди, как овечка – на груди бедняка (2Цар 12:3);
а ты приклони свою голову на ее груди, и пусть она упоявает тебя во всякое время; не ищи наслаждений у других. «Любовью ее услаждайся постоянно. Если же любовь твоя станет неумеренной и ты до безумия влюбишься, то пусть это будет твоя жена, где опасность пресыщения наименьшая». Она является водой из твоего водоема и погасит твою жажду и аппетит, это текущая вода – чистая, вкусная и полезная – из твоего колодезя (ст. 15; 1Кор 7:2,3).
4. Пусть наслаждается своими детьми и с радостью смотрит на них (ст. 16,17): «Смотри на них, как на потоки вод от твоего источника (о самих евреях говорят, что они произошли от источника Иудина, Ис 48:1), так как они являются частью тебя, как потоки – часть источника. Держись своей жены – и ты будешь иметь (1) многочисленное потомство, подобное потокам вод, текущим изобильно; они достигают новых границ и рассеиваются там, соединяясь с другими семьями, в то время как те, которые будут блудить, не размножатся (Ос 4:10).
(2) Особое потомство, которое будет принадлежать тебе одному, в то время как дети блуда, отцом которых ты можешь стать, возможно, не будут таковыми, а отпрысками чужими, но ты должен будешь содержать их.
(3) Потомство, заслуживающее похвалы. Они станут твоей славой; с ними ты сможешь выйти из дома и появиться на улице, в то время как незаконорожденные потомки – твое бесчестье, и ты будешь их стыдиться». В этом вопросе благочестие несет в себе наслаждение и славу и вполне заслуженно называется мудростью.
5. И пусть тогда он с презрением отвергнет предложение запретных удовольствий, постоянно наслаждаясь любовью верной и благочестивой жены; и пусть задумается, какой бессмыслицей было бы увлекаться постороннею (ст. 20), любить непристойную блудницу и обнимать груди чужой, о которой, если бы у него было малейшее чувство чести или добродетели, ему было бы противно думать. «Почему ты так отупел от пьянства и стал врагом самому себе, что предпочитаешь грязную воду, отравленную и украденную, чистой живой воде из твоего колодца?» Отметьте: если мы прислушаемся к собственному разуму, то сможем повиноваться законам благочестия.
II. «Знай, что очи Господа всегда смотрят на тебя, и пусть страх перед этим управляет твоим сердцем» (ст. 21). Тот, кто живет в этом грехе, надеется, что он останется тайной (око прелюбодея ждет сумерков, Иов 24:15), но для чего его старания, если ничего нельзя скрыть от Бога?
1. Он видит все: все стези его, все побуждения и поступки перед очами Господа; как бы тайно и искусно он ни маскировался, Бог видит все движения его сердца и то, на что он тратит свою жизнь. Бог видит все в истинном свете; Он знает все его дела, обстоятельства и последствия. Он не бросает взгляд на стези человека время от времени, а они постоянно находятся в его поле зрения и под его надзором. Так неужели ты осмелишься грешить против Бога перед Его очами, предаваться пороку в Его присутствии и делать то, чего не осмеливаешься делать в присутствии себе подобных людей?
2. Бог призовет грешника к ответу за это, ибо Он не только видит, но и измеряет все стези его, судит их как тот, кто вскоре будет судить грешника за них, ибо каждое дело взвешено, и Бог приведет его на суд (Еккл 12:14), что является хорошим основанием, почему мы должны обдумывать стези для ноги своей (Прит 4:26). Поэтому суди себя сам, чтобы тебя не судили.
III. «Узнайте о несомненной гибели тех, кто продолжает грешить». Те, кто живет в этом грехе, надеются на безнаказанность, но они обманывают самих себя; их грех скоро разоблачит их (ст. 22,23). Апостол передает смысл этих грехов в нескольких словах (Евр 13:4): «…блудников же и прелюбодеев судит Бог».
1. Этот грех обладает большой силой, и человеку сложно избавиться от его власти. Когда грешник стар и слаб, то и тогда его похоти сильны и активны, вспоминая дни молодости своей (Иез 23:19). Так его собственные беззакония уловляют самого беззаконника по его личному согласию, и он, добровольно подчинившись и став их пленником, содержится в узах греха своего. Грехи настолько абсолютно владеют им, что он не может сам освободиться, а от множества безумия своего (и что может быть большей глупостью, чем согласие стать слугой такого жестокого надзирателя?) теряется и бесконечно блуждает. Нечистота – это грех, от которого люди, однажды втянутые в него, с большим трудом и редко сами по себе исцеляются.
2. Это грех, наказания за который человек не может избежать, если только не оставит его. Он станет его неизбежной гибелью. Как их собственные беззакония навлекают на них обличения совести и стыд в настоящее время (Иер 7:19), так они свяжут и обяжут их предстать перед судами Божьими. Там не нужны ни узницы, ни цепи, — они будут содержаться в узах своего греха, как падшие ангелы, неисцелимо больные порочностью, соблюдаются в узах, под мраком. Грешник, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, умирает без наставления. Уже получив общие достаточные предостережения, он не получит детальных предостережений и умрет, не увидев заблаговременно своей опасности. Он умрет, так как не получит наставления и от множества безумия своего потеряется. Такой будет его участь, и он никогда не найдет обратного пути домой. Тех, кто настолько безрассуден, что выбирает путь греха, Бог справедливо предоставляет самим себе, и они идут по нему, пока не придут к погибели, к которой она ведет. Это является хорошим основанием, почему мы должны быть бдительными и решительно остерегаться обольщений чувственных влечений.